Главная / Музыка / Урок музыки в 5 классе “Зима в творчестве композиторов, художников, поэтов”

Урок музыки в 5 классе “Зима в творчестве композиторов, художников, поэтов”

Урок музыки в 5 классе

Зима в творчестве композиторов, художников, поэтов”



Автор учитель музыки МКОУ СОШ№3

г. Михайловска Ставропольского края

Куксова Наталья Евгеньевна

Цель урока: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

Образовательные цели: познакомить с музыкальными произведениями: cимфонией №1 «Зимние грезы» П. И. Чайковского;

Концертом №4 «Зима» А. Вивальди;

Пьесой «Зимнее утро» Чайковского;

«Январь. У камелька» П. И. Чайковского из цикла «Времена Года».

Учить, проводить ассоциации между произведениями, анализировать средства выразительности;

Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.

Развивающие:

Развивать потребность учеников высказывать свои мысли, эмоционально откликаться на услышанное и увиденное произведение;

Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать;

Способствовать развитию воображения учащихся;

Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.

Воспитательные:

Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству;

Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

ТСО: 1) компьютер; 2) мультимедиапроектор.

Ход урока.

Дети входят в класс под музыку cимфонии №1 «Зимние грезы» П. И. Чайковского. На доске слайды о зиме.

Учитель. Ребята, каким словом вы бы назвали то, что изображено на доске?

Дети. Природа!

Учитель. А природа в какое время года?

Дети. Зимой.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о том, какое место занимала тема зимней природы в творчестве художников, поэтов и композиторов. Поэты и писатели, художники и композиторы в своем творчестве часто обращались к природе, находя в ней красоту и неповторимую прелесть. Они передавали свои чувства через звуки, слова и краски.

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входи,

Тайны леса не буди.

Лучше – тоже по секрету –

Скажет музыка об этом…

Звучит концерт №4 «Зима» А. Вивальди I часть Allegro molto «Сильный ветер - от холода бегут и топают ногами»

- Понравилось?

- Кто исполняет музыку? (струнные инструменты и клавесин)

- Назовите струнно-смычковые инструменты. (Скрипка, виолончель, альт, контрабас)

- Какая зима в концерте Вивальди? (ответы детей)

- Какой темп? (быстрый)

- Динамика? (громко, усиливается и затихает)

- С какой картиной можно сравнить настроение этого музыкального произведения? (ответы детей).



Учитель. Последний концерт музыкального и поэтического цикла «Времена года» связано с такой частью суток, как полуночь, и с таким регионом Италии, как предгорье Альп, с застывшими подо льдом вулканическими озерами и заснеженными вершинами.

А сейчас послушаем какое зимнее утро нарисовал П.И.Чайковский?


Слушание «Зимнее утро» Чайковского.


-Верно: хмурое, вьюжное, тревожное, метельное, ненастное.

-Да, когда мы слушаем пьесу, возникает картина ненастного зимнего утра. Темного, метельного, холодного, неприветливого.

-Какими музыкальными красками нарисовал Чайковский это утро?

-Темп? (Встревоженный, быстрый, медленный)

-Для чего? (что бы изобразить вьюгу)

-Лад. Какие лады? (мажор, минор)

-Для чего? (чтобы нарисовать хмурое утро)

-Какие еще краски могут передать темноту и холод зимнего утра?

(Низкий и средний регистр)



А следующее произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена Года».

Зима во всей красе, крестьянские дети дышат на узоры замерзшего окна и просятся на улицу. Еле-еле теплится огонь у домашнего камелька, женщины и девушки занимаются домашней работой, прядут, вышивают, готовят еду, сопровождая каждое свое действие народной песней. Эта пьеса композитора навевает лирическое настроение, хочется предаваться мечтам, засыпая у открытого огня и роняя книгу.

Звучит «Январь. У камелька» П. И. Чайковского из цикла «Времена Года».

На доске слайды зимней природы.

Учитель. Какое настроение вызывает у вас эта музыка? Почему? (ответы детей)

Ностальгия по лету звучит в теплых и открытых звуках, мечтательной и сентиментальной мелодии. Переливы пассажей с короткими и быстрыми мотивами создают легкую музыкальную аллегорию, постепенно затихая, как в тепле тает снег, принесенный с улицы и лежащий на поленьях вязанки дров, как растворяется мечта, о которой думаешь перед сном.

Как и многие величайшие композиторы, преобразившие силу природных явлений в музыкальные произведения, аргентийский Астор Пьяццолла создал несколько концертов, посвященных временам года.

Звучит «Зима» Астора Пьяццолла

- Какое настроение музыки?

- Какую картину нарисовал нам композитор? (ответы детей) 

-Какие краски использовал?


Плачущему аккордеону вторят на тихих тонах скрипки, резкие и энергичные переходы, импровизации композитора, символизирующие вьюгу и поземку, сменяются лирическими отступлениями. Каждый такт произведения по-своему отражает зимнюю смуту, тревогу и печаль. Кажется, только уснешь возле окна, любуясь на причудливые узоры, как тут же летит быстрая тройка, снег валит за пазуху, мчатся быстрые кони, оставляя за спиной сотни верст и снежные глыбы.

Таким сочинение о зимних причудах видится русскому человеку, а в Аргентине, где жаркое танго сумеет растопить любой снег, зима – временное явление, поэтому заканчивается пьеса в мягких, минорных тонах.

Обобщающее слово учителя

Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года.

Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года - зиму - и выразили свои чувства через музыку.

Спасибо за активность, творчество и сотрудничество.

Объявляет оценки учащихся за работу на уроке.





Урок музыки в 5 классе “Зима в творчестве композиторов, художников, поэтов”
  • Музыка
Описание:

Цель урока:осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

Образовательные цели:познакомить с музыкальными произведениями:cимфонией  №1 «Зимние грезы» П. И. Чайковского;

Концертом  №4 «Зима» А. Вивальди;

Пьесой «Зимнее утро» Чайковского;

«Январь. У камелька» П. И. Чайковского из цикла «Времена Года».

Учить, проводить ассоциации между произведениями, анализировать средства выразительности;

Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.

Развивающие:

Развивать потребность учеников высказывать свои мысли, эмоционально откликаться на услышанное и увиденное произведение;

Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать;

Способствовать развитию воображения учащихся;

Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.

Воспитательные:

Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству;

Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

 

ТСО: 1) компьютер; 2) мультимедиапроектор.

Автор Куксова Наталья Евгеньевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1118
Номер материала 10902
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓