Урок музыки в 5
классе
“Зима в
творчестве композиторов, художников, поэтов”
Автор учитель музыки МКОУ СОШ№3
г. Михайловска Ставропольского края
Куксова Наталья Евгеньевна
Цель урока: осознание
взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями
музыкального, художественного, поэтического искусства.
Образовательные цели: познакомить с музыкальными произведениями: cимфонией №1 «Зимние грезы» П. И. Чайковского;
Концертом
№4 «Зима» А. Вивальди;
Пьесой
«Зимнее утро» Чайковского;
«Январь. У
камелька» П. И. Чайковского из цикла «Времена Года».
Учить, проводить ассоциации между произведениями,
анализировать средства выразительности;
Раскрывать
новые грани взаимодействия литературы и музыки.
Развивающие:
Развивать
потребность учеников высказывать свои мысли, эмоционально откликаться на
услышанное и увиденное произведение;
Способствовать
развитию умения сравнивать и обобщать;
Способствовать
развитию воображения учащихся;
Продолжить
формирование слушательского и исполнительского опыта.
Воспитательные:
Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят
эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к
русскому искусству;
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.
Методы: объяснительно - иллюстративный,
частично-поисковый, репродуктивный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
ТСО: 1) компьютер; 2) мультимедиапроектор.
Ход
урока.
Дети входят в класс под музыку cимфонии
№1 «Зимние грезы» П. И. Чайковского.
На доске слайды о зиме.
Учитель. Ребята, каким словом вы бы
назвали то, что изображено на доске?
Дети. Природа!
Учитель. А природа в какое время года?
Дети. Зимой.
Учитель. Сегодня
мы с вами поговорим о том, какое место занимала тема зимней природы в
творчестве художников, поэтов и композиторов. Поэты и писатели, художники и
композиторы в своем творчестве часто обращались к природе, находя в ней красоту
и неповторимую прелесть. Они передавали свои чувства через звуки, слова и
краски.
Зимний лес стоит
печальный.
Кто под снегом
спрятал тайны?
Почему река
молчит?
Птичья песня не
звучит?
Осторожно в лес
входи,
Тайны леса не
буди.
Лучше – тоже по
секрету –
Скажет музыка об
этом…
Звучит концерт №4
«Зима» А. Вивальди I часть
Allegro molto «Сильный ветер - от холода бегут и топают ногами»
- Понравилось?
- Кто исполняет
музыку? (струнные инструменты и клавесин)
- Назовите струнно-смычковые
инструменты. (Скрипка, виолончель, альт, контрабас)
- Какая зима в
концерте Вивальди? (ответы детей)
- Какой темп?
(быстрый)
- Динамика?
(громко, усиливается и затихает)
- С какой картиной
можно сравнить настроение этого музыкального произведения? (ответы детей).
Учитель. Последний
концерт музыкального и поэтического цикла «Времена года» связано с такой частью
суток, как полуночь, и с таким регионом Италии, как предгорье Альп, с
застывшими подо льдом вулканическими озерами и заснеженными вершинами.
А
сейчас послушаем какое зимнее утро нарисовал П.И.Чайковский?
Слушание
«Зимнее утро» Чайковского.
-Верно:
хмурое, вьюжное, тревожное, метельное, ненастное.
-Да,
когда мы слушаем пьесу, возникает картина ненастного зимнего утра. Темного,
метельного, холодного, неприветливого.
-Какими
музыкальными красками нарисовал Чайковский это утро?
-Темп? (Встревоженный,
быстрый, медленный)
-Для
чего? (что бы изобразить вьюгу)
-Лад.
Какие лады? (мажор, минор)
-Для
чего? (чтобы нарисовать хмурое утро)
-Какие
еще краски могут передать темноту и холод зимнего утра?
(Низкий
и средний регистр)
А следующее
произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена Года».
Зима во всей
красе, крестьянские дети дышат на узоры замерзшего окна и просятся на улицу.
Еле-еле теплится огонь у домашнего камелька, женщины и девушки занимаются
домашней работой, прядут, вышивают, готовят еду, сопровождая каждое свое
действие народной песней. Эта пьеса композитора навевает лирическое настроение,
хочется предаваться мечтам, засыпая у открытого огня и роняя книгу.
Звучит «Январь.
У камелька» П. И. Чайковского из цикла «Времена Года».
На доске слайды
зимней природы.
Учитель. Какое
настроение вызывает у вас эта музыка? Почему? (ответы детей)
Ностальгия по
лету звучит в теплых и открытых звуках, мечтательной и сентиментальной мелодии.
Переливы пассажей с короткими и быстрыми мотивами создают легкую музыкальную
аллегорию, постепенно затихая, как в тепле тает снег, принесенный с улицы и
лежащий на поленьях вязанки дров, как растворяется мечта, о которой думаешь
перед сном.
Как и многие
величайшие композиторы, преобразившие силу природных явлений в музыкальные
произведения, аргентийский Астор Пьяццолла создал несколько концертов,
посвященных временам года.
Звучит «Зима»
Астора Пьяццолла
-
Какое настроение музыки?
-
Какую картину нарисовал нам композитор? (ответы детей)
-Какие
краски использовал?
Плачущему
аккордеону вторят на тихих тонах скрипки, резкие и энергичные переходы,
импровизации композитора, символизирующие вьюгу и поземку, сменяются
лирическими отступлениями. Каждый такт произведения по-своему отражает зимнюю
смуту, тревогу и печаль. Кажется, только уснешь возле окна, любуясь на
причудливые узоры, как тут же летит быстрая тройка, снег валит за пазуху, мчатся
быстрые кони, оставляя за спиной сотни верст и снежные глыбы.
Таким сочинение
о зимних причудах видится русскому человеку, а в Аргентине, где жаркое танго
сумеет растопить любой снег, зима – временное явление, поэтому заканчивается
пьеса в мягких, минорных тонах.
Обобщающее слово учителя
Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима,
весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для
поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, по-разному увидели и
изобразили одно и то же время года.
Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года -
зиму - и выразили свои чувства через музыку.
Спасибо за активность, творчество и сотрудничество.
Объявляет
оценки учащихся за работу на уроке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.