Главная / Музыка / Урок музыки в 5 классе "Первое путешествие в музыкальный театр". Опера.

Урок музыки в 5 классе "Первое путешествие в музыкальный театр". Опера.

Документы в архиве:

1.99 МБ 3. Первое путешествие в муз.театр. Опера.ppt
213.38 КБ 4. План-конспект урока.docx
9.6 МБ ГЛИНКА -УВЕРТЮРА ИЗ ОПЕРЫ РУСЛАН И ЛЮДМИЛА.mp3

Название документа 3. Первое путешествие в муз.театр. Опера.ppt

Опера
«Опера, благодаря своей синтетической природе, может быть, более других искус...
Опера – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровож...
Опера «Руслан и Людмила». Музыку к опере по сказке-поэме А.С.Пушкина «Руслан ...
С каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомились? Что такое опера? Уве...
«Опера, благодаря своей синтетической природе, может быть, более других искус...
Музыкальный спектакль обычно заканчивается хором.
Спасибо за внимание! До следующих встреч !
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Опера
Описание слайда:

Опера

№ слайда 3 «Опера, благодаря своей синтетической природе, может быть, более других искусств
Описание слайда:

«Опера, благодаря своей синтетической природе, может быть, более других искусств способствует целостному восприятию жизни» Б.А.Покровский

№ слайда 4 Опера – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровожден
Описание слайда:

Опера – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Опера «Руслан и Людмила». Музыку к опере по сказке-поэме А.С.Пушкина «Руслан и Л
Описание слайда:

Опера «Руслан и Людмила». Музыку к опере по сказке-поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» написал Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор. Увертюра – музыкальное вступление перед началом спектакля, где характеризуются главные герои.

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 С каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомились? Что такое опера? Увертю
Описание слайда:

С каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомились? Что такое опера? Увертюра? Ария? Хор? Кто такие солисты? Какие виды искусства объединяет оперный спектакль?

№ слайда 11 «Опера, благодаря своей синтетической природе, может быть, более других искусств
Описание слайда:

«Опера, благодаря своей синтетической природе, может быть, более других искусств способствует целостному восприятию жизни» Б.А.Покровский

№ слайда 12 Музыкальный спектакль обычно заканчивается хором.
Описание слайда:

Музыкальный спектакль обычно заканчивается хором.

№ слайда 13 Спасибо за внимание! До следующих встреч !
Описание слайда:

Спасибо за внимание! До следующих встреч !

Название документа 4. План-конспект урока.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

  1. Тыщицкая Ольга Петровна МОУ СОШ №1 г.Маркса

  2. МОУ СОШ №1 г. Маркса

  3. Учитель

  4. Музыка

  5. 5 класс

  6. "Первое путешествие в музыкальный театр". Опера. 13 урок

  7. «Музыка» Г.П.Сергеева, Е.Д Критская , Москва «Просвещение» 2012г.

  8. Цель урока: Рассмотретьособенности оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы М.И.Глинка "Руслан и Людмила".

  9. Задачи:

  1. личностные: оценивание музыкальные произведения оперного жанра с позиции красоты и правды, формирование художественного вкуса, навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

  2. метапредметные: умение определять цели и задачи урока, формулировать проблему и находить пути ее решения, оценивать произведения разных видов искусства, наличие собственной позиции и аргументированной оценки, умение работать с различными источниками информации;

  3. предметные: исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов,рассмотреть особенности оперного жанра, знакомство с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), с исполнителями (певцы, дирижеры)

  1. Урок формирования и совершенствования новых знаний и умений

  2. Формы работы учащихся.

Словесные: беседа, дискуссия, анализ, технология критического мышления

Наглядные: демонстрация презентации, иллюстрации в учебнике, тетради

Практические: пение, активное слушание, работа с учебником, , коллективные и индивидуальные задания.

  1. Техническое оборудование.

Мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса, рабочая тетрадь к учебнику, фонохрестоматия музыкального материала, , раздаточный материал со словами песни "Музыкальная страна", фрагмент либретто сцены Фарлафа и Наины.









  1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Организационный момент

Настрой класса на положительное восприятие новых знаний.Музыкальное приветствие.

Вход в класс, подготовка к уроку,исполнение попевки «Здравствуйте».

2.

Проверка домашнего задания

Рабочая тетрадь стр 50-51

Учитель с помощью детей напоминает детям о том, что нового они узнали на прошлом уроке.

















Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок;

В каком жанре звучали произведения?


Ученики представляют свои работы

Вспоминают выводы прошлого урока:

- Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, открывают бесконечное многообразие чувств, полные многогранных реальных характеров.

Ученики отвечают на вопросы учителя

Инструментальная и вокальная музыка


3.

Мотивоционно-целевое полагание

Учитель обращает внимание ребят на видеоряд презентации.Слайд1

Вопрос:

- Посмотрите видеоряд и послушайте слова замечательного режиссера-постановщика Б.А.Покровского Подумайте, о каком жанреидет речь? Почему? Докажите это.«ЭТОТ ЖАНР, благодаря своей синтетической природе, может быть, более других искусств способствует целостному восприятию жизни»

Слайд2

Ученики: рассматривают видеоряд , рассуждают увиденное и услышанное.





Определяют тему урока. Участвуют в диалоге с учителем, проговаривая все вопросы, которые, по их мнению, могут возникнуть при изучении данной темы.

4.

Проблемная ситуация

Учитель предлагает прослушать еще раз слова режиссера и сказать, как они понимают их.

Слайд 3Почему именно опера дает самое целостное восприятие жизни?

Высказывают свое мнение, все ли вопросы находят ответ. Есть ли затруднения, на какие вопросы еще нужно искать ответ.


5.

Изучение новой темы

1.Работа с текстом учебника «Музыка»стр 48-49

Дает задание познакомиться со статьей в учебнике

Слайд 4

2. Работа с «Оперной мозаикой» стр.50-51Задание:Значение каких терминов вы можете подтвердить на фото: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль? Какие музыкальные примеры?

3. Учитель

- Итак, мы отправились в оперу!

(на слайде занавес) Слайд5Почему сейчас занавес закрыт, может ли в опере звучать музыка при закрытом занавесе?



В какую оперу приведет нас эта музыка?(Звучит «Увертюра» к опере «Руслан и Людмила»М.И Глинки)Слайд 6-7hello_html_m4acc8526.png

hello_html_m1894f11a.png

Учитель предлагает напеть музыкальные темы оперы «Руслан и Людмила», ориентируясь на нотную запись в тв.тетради (с.44-46)

Как художник передал контрастные музыкальные образы в рисунке?

Что их отличает? Если бы вы были художниками, какими бы были ваши иллюстрации?

Рассмотреть героев на слайде.Слайд8

Читают статью в учебнике, анализируют ее содержание, выделяя ключевые предложения.

Участвуют в диалоге с учителем и сверстниками.

Выдвигают гипотезы с опорой на имеющиеся знания

























Дети дискуссируют и приходят к мысли о вступлении к опере – УВЕРТЮРЕ.









Слушают, анализируют





Дети вспоминают оперу «Руслан и Людмила»









Ученики напевают темы оперы.

Отвечают на вопросы- задания в тетради.





Дети анализируют музыкальные темы и сопоставляют их со зрительными образами.


10м

6.

Физ.минутка

-На одной из фотографий мы увидели дирижера Е.Светланова. Учитель предлагает в антракте попробовать роль дирижера.


Дети, творчески, жестами интерпретируют музыкальный фрагмент (Рондо Фарлафа).


7.

Творческая работа

Мы вновь в оперном театре. Учитель предлагает трем группам (3 директора) набрать себе работников.

Сейчас на уроке мы станем действующими лицами оперы. Во время физ.минутки звучала музыка, вспомните….Учитель предлагает разыграть по ролям сцену Фарлафа и Наины ( У каждого в руках фрагмент либретто)




Дети размышляют, высказывают свое мнение, отстаивают его.









Ученики, проявляя свои творческие способности, выстраивают сцену Фарлафа и Наины

Дети читают либретто, анализируют текст, высказывают мнение о характерах героев и исполнительских интерпретациях образов.




10м

8.

Анализ своего творчества, сопоставление с оригиналом

Учитель предлагает оценить работу актеров группе режиссеров



Предлагает посмотреть фрагмент сцены в исполнении профессиональных певцов

Слайд9http://vk.com/video






Ученики анализируют работу актерской группы, делают выводы по исполнительскому мастерству.

Ученики смотрят, слушают, сравнивают свое выступление с оригиналом.

9.

Рефлексия

Учитель предлагает ответить на вопросы викторины.Слайд 10

Учитель возвращает внимание ребят к словам, звучавшим вначале урока. Как они теперь понимают эти слова.Слайд 11


Обобщают полученные представления, отвечая на вопросы .

Дети делают вывод о синтезе музыки, драматического (театрального) действия, изобразительного искусства (костюмы, декорации)

Ученики добавляют новые открытия в своих знаниях об оперном жанре.

10.

Домашнее задание

Учитель предлагает найти в интернете и посмотреть видео со сценой Фарлафа и Наины в исполнении разными певцами и ответить на вопрос стр 49 рабочей тетради. Комментирует задание.

Ученики под руководством учителя формулируют задание.


11.

Итог

В заключении, учитель предлагает спеть хором песню «Музыкальная страна»Слайд 12

Выставляет, с помощью учеников оценки за урок.

Слайд 13


Исполняют песню.











Оценивают свою работу на уроке.



Урок музыки в 5 классе "Первое путешествие в музыкальный театр". Опера.
  • Музыка
Описание:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1.       Тыщицкая Ольга Петровна МОУ СОШ №1 г.Маркса

2.       МОУ СОШ №1 г. Маркса

3.       Учитель

4.       Музыка

5.       5 класс

6.       "Первое путешествие в музыкальный театр". Опера. 13 урок

7.       «Музыка» Г.П.Сергеева, Е.Д Критская , Москва «Просвещение» 2012г.

8.       Цель урока: Рассмотретьособенности оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы М.И.Глинка "Руслан и Людмила".

9.       Задачи:

1)      – личностные: оценивание музыкальные произведения оперного жанра  с позиции красоты и правды, формирование художественного вкуса, навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

2)      – метапредметные: умение определять цели и задачи урока, формулировать проблему и находить пути ее решения, оценивать произведения разных видов искусства, наличие собственной позиции и аргументированной оценки, умение работать с различными источниками информации;

3)      – предметные: исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов,рассмотреть особенности оперного жанра, знакомство с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), с исполнителями (певцы, дирижеры)

10.   Урок формирования и совершенствования новых знаний и умений

11.   Формы работы учащихся.

Словесные: беседа, дискуссия, анализ, технология критического мышления

Наглядные: демонстрация презентации, иллюстрации в учебнике, тетради

Практические: пение, активное слушание, работа с учебником, , коллективные и индивидуальные задания.

12.   Техническое оборудование.

Мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса, рабочая тетрадь к учебнику, фонохрестоматия музыкального материала, , раздаточный материал со словами песни "Музыкальная страна", фрагмент либретто сцены Фарлафа и Наины.

 

 

 

 

13.               СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время   

1.

Организационный момент

Настрой класса на положительное восприятие новых знаний.Музыкальное приветствие.

Вход в класс, подготовка к уроку,исполнение попевки «Здравствуйте».

2.

Проверка домашнего задания

Рабочая тетрадь стр 50-51

Учитель с помощью детей напоминает детям о  том, что нового они узнали на прошлом уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок;

В каком жанре звучали произведения?

 

Ученики представляют свои работы

Вспоминают выводы прошлого урока:

- Музыка  не  только  раскрывает  мир человеческих  чувств,  настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе драматургическую    роль, открывают  бесконечное многообразие чувств, полные многогранных реальных характеров.

Ученики отвечают на вопросы учителя

Инструментальная и вокальная музыка

 

3.

Мотивоционно-целевое полагание

Учитель обращает внимание ребят на видеоряд презентации.Слайд1

Вопрос:

- Посмотрите видеоряд и послушайте слова замечательного режиссера-постановщика Б.А.Покровского Подумайте, о каком жанреидет речь? Почему? Докажите это.«ЭТОТ  ЖАНР, благодаря своей синтетической природе, может быть, более других искусств способствует целостному восприятию жизни»

Слайд2

Ученики: рассматривают видеоряд , рассуждают увиденное и  услышанное.

 

 

Определяют тему урока. Участвуют в диалоге с учителем, проговаривая все вопросы, которые, по их мнению, могут возникнуть при изучении данной темы.

4.

Проблемная ситуация

Учитель предлагает прослушать еще раз слова режиссера и  сказать, как они понимают их.

Слайд 3Почему именно опера дает самое целостное восприятие жизни?

Высказывают свое мнение, все ли вопросы находят ответ. Есть ли затруднения, на какие вопросы еще нужно искать ответ.

 

5.

Изучение новой темы

1.Работа с текстом учебника «Музыка»стр 48-49

Дает задание познакомиться со статьей в учебнике

Слайд 4

2. Работа с «Оперной мозаикой» стр.50-51Задание:Значение каких терминов вы можете подтвердить на фото: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль? Какие музыкальные примеры?

3. Учитель

- Итак, мы отправились в оперу!

(на слайде занавес) Слайд5Почему сейчас занавес закрыт, может ли в опере звучать музыка при закрытом занавесе?

 

В какую оперу приведет нас эта музыка?(Звучит «Увертюра» к опере «Руслан и Людмила»М.И Глинки)Слайд 6-7

 

Учитель предлагает напеть музыкальные темы оперы «Руслан и Людмила», ориентируясь на нотную запись в тв.тетради (с.44-46)

Как художник передал контрастные музыкальные образы в рисунке?

Что их отличает? Если бы вы были художниками, какими бы были ваши иллюстрации?

Рассмотреть героев на слайде.Слайд8

Читают статью в учебнике, анализируют ее содержание, выделяя ключевые предложения.

Участвуют в диалоге с учителем и сверстниками.

Выдвигают гипотезы с опорой на имеющиеся знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дискуссируют и приходят к мысли о вступлении к опере – УВЕРТЮРЕ.

 

 

 

 

Слушают, анализируют

 

 

Дети вспоминают оперу «Руслан и Людмила»

 

 

 

 

Ученики напевают темы оперы.

Отвечают на вопросы- задания в тетради.

 

 

Дети анализируют музыкальные темы и сопоставляют их со зрительными образами.

 

10м

6.

Физ.минутка

-На одной из фотографий мы увидели дирижера Е.Светланова. Учитель предлагает в антракте попробовать роль дирижера.

 

Дети, творчески, жестами интерпретируют музыкальный фрагмент (Рондо Фарлафа).

 

7.

Творческая работа

Мы вновь в оперном театре. Учитель предлагает трем группам (3 директора) набрать себе работников.

Сейчас на уроке мы станем действующими лицами оперы. Во время физ.минутки звучала музыка, вспомните….Учитель предлагает разыграть по ролям сцену Фарлафа и Наины ( У каждого в руках фрагмент либретто)

 

 

Дети размышляют, высказывают свое мнение, отстаивают его.

 

 

 

 

Ученики, проявляя свои творческие способности,  выстраивают сцену Фарлафа и Наины

Дети читают либретто, анализируют текст, высказывают мнение о характерах героев и исполнительских интерпретациях образов.

 

 

10м

8.

Анализ своего творчества, сопоставление с оригиналом

Учитель предлагает оценить работу актеров  группе режиссеров

 

Предлагает посмотреть фрагмент сцены в исполнении профессиональных певцов

Слайд9http://vk.com/video

 

 

 

Ученики анализируют работу актерской группы, делают выводы по исполнительскому мастерству.

Ученики смотрят, слушают, сравнивают свое выступление с оригиналом.

9.

Рефлексия

Учитель предлагает ответить на вопросы викторины.Слайд 10

Учитель возвращает внимание ребят к словам, звучавшим вначале урока. Как они теперь понимают эти слова.Слайд 11

 

Обобщают полученные представления, отвечая на вопросы .

Дети делают вывод о синтезе музыки, драматического (театрального) действия, изобразительного искусства (костюмы, декорации)

Ученики добавляют новые открытия в своих знаниях об оперном жанре.

10.

Домашнее задание

Учитель предлагает найти в интернете и посмотреть видео со сценой Фарлафа и Наины в исполнении разными певцами и ответить на вопрос стр 49 рабочей тетради. Комментирует задание.

Ученики под руководством учителя формулируют задание.

 

11.

Итог

В заключении, учитель предлагает спеть хором песню «Музыкальная страна»Слайд 12

Выставляет, с помощью учеников оценки за урок.

Слайд 13

 

Исполняют песню.

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу на уроке.

Автор Тыщицкая Ольга Петровна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 2532
Номер материала 19870
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓