Главная / Музыка / Урок музыки в 5 классе по теме "Весеннее настроение в искусстве"

Урок музыки в 5 классе по теме "Весеннее настроение в искусстве"

Тема четверти: «Можем ли увидеть музыку»





Название урока: «Весеннее настроение в искусстве»







Цель: Расширить представление и углубить знания учащихся о взаимосвязи разных видов искусства через песенность природы в творчестве композиторов, художников поэтов.



Задачи.

Образовательные: - способствовать обогащению внутреннего мира

учащихся посредством соединения нескольких

видов искусства: музыки, литературы, живописи.


Развивающие: - развивать творческое воображение учащихся

используя разные виды искусства,

- развивать умение сравнивать и сочетать музыку с

другими видами искусства.

- развивать музыкальную речь, мышление.

Воспитывающие: - способствовать воспитанию нравственных качеств

учащихся.
















Ход урока:


1. Орг. Момент. 1.Музыкальное приветствие

Цель: настрой на урок «Музыка, здравствуй»


2.1. Обобщение темы урока. 2. Сегодняшний урок я хочу начать

Цель: через беседу стихотворением. Посмотрите все в окно.

подвести к теме урока.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все гонит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

- О чем стихотворение? (о весне)

- Доводилось ли вам вслушиваться в звуки природы?

Изобразите эти звуки.

(Ночную тишину, различая таинственные шорохи леса,

мягкое веяние ветра, пробежавшего по верхушкам

деревьев, пение птиц, журчание весенних ручейков?)


Да мир, в котором мы живем, полон

разнообразных звуков, запахов, красок.


2.2.Слушают звуки Послушайте звуки. Что они изображают?

природы (пение птиц, Оказывается дятел только раз в год издает

журчание ручейка) такие интересные звуки, весной, а почему?

Аудиозапись. (привлекает к себе внимание)

Эти звуки природы можно услышать когда?

(весной)

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Какая музыка будет звучать?

- О чем она нам расскажет? (О весне)


3.1.Объявление Урок сегодняшний так и называется

темы урока. «Весеннее настроение в искусстве»


3.2. Постановка -Что бы вам хотелось на уроке узнать?

целей. Сегодня вы познакомитесь с творчеством

композиторов, художников, поэтов,

отразивших одну и ту же идею.

4.1. Изучение Музыканты, художники, поэты всегда стремились

нового материала. передать удивительную красоту природы, мира,

в своих произведениях.

Очень хочется вас познакомить с музыкой одного

известного композитора.

4.2. Биография

А. Вивальди. Родился он в Венеции в 1678 году. Первым

Цель: расширить музыкальным инструментом стала – скрипка, т.к.

знания учащихся. его отец Джованни Батиста был скрипачом и

первым учителем. В ту пору в Венеции

сложилась своя скрипичная школа и, даже

помимо отца, у Антонио были прекрасные

учителя. Еще в юные годы он прославился игрой

на скрипке. В 1704 году он поступает в

венецианскую консерваторию.

Музыкальная жизнь Венеции бьет ключом, У

Антонио все возможности совершенствовать свое

мастерство. Вскоре он становиться

великолепным дирижером. Дважды в месяц он

выступает с концертами, собирая восторженную

публику – слава о нем гремит даже за пределами

Италии. У него была кипучая натура и

практический склад ума. Живой и общительный

он успешно сочетал разные виды деятельности –

был композитором, дирижером и скрипачом.


4.3. Игровой момент -Догадались ли вы, музыка какого композитора

«Звонок другу» будет сейчас звучать? Предлагаю вам

Цель: работа в воспользоваться подсказкой

группах

- В историю музыки этот композитор вошел,

как создатель скрипичного концерта. Очень

большое количество концертов написано у него.

Только для скрипки им написано 221 концерт, а

также десятки концертов для флейты, гобоя,

фагота и других инструментов.

Его знаменитые «Времена года» - это 4 концерта,

написанные для каждого времени года, ну, а

мы непременно должны сегодня познакомиться с

концертом, который называется «Весна»

4.4. Знакомство -А что такое концерт? (это крупное,

с музыкальным музыкальное произведение для оркестра и

термином солирующего инструмента.)


4.5. Слушание Я знаю, что вы очень любите рисовать.

Концерта «Весна» Слушая музыку, нарисуйте картины.

Цель: целостное А как же мы нарисуем, если у нас под

восприятие произведения. руками нет ни красок, ни кисточек?

(нарисуем картины мысленно)

- Что представили, слушая музыку?

( С первых же аккордов композитор

возвещает о торжестве природы. О

появлении новой жизни сообщают нам

своим первым криком маленькие, только

что вылупившиеся птенцы. Жизнь

возвращается, все оживает, природа

встречает новое зарождение жизни

торжественным гимном.

4.6. Разбор - Какие использовали цвета, тона в своих картинах?

произведения. (желтый, нежно-голубой, светло-зеленый)

- Почему именно такие цвета, какая по характеру

музыка? (светлая, яркая, солнечная)

-Какие средства музыкальной выразительности

использовал композитор, чтобы изобразить такую

чудесную картину?

- А были ли какие то изменения в музыке?

(Солирующий инструмент, менялся характер.

Происходит динамическое развитие,..)

- К группе каких инструментов мы отнесем

скрипку?

- В состав какого большого оркестра входит группа

струнных инструментов?

- Назовите остальные группы муз. инструментов?

4.7.Итог. Музыка Антонио Вивальди очень образная.

Слушая ее, можно очень ярко представить все,

что происходит с природой.

5.1. Д/з. Во всех своих появлениях прекрасна и

Учащиеся удивительна природа. Она вдохновляла не

рассказывают только композиторов, но и поэтов.

стихи о весне Вам было задано домашнее задание

подобрать стихи о весне.

5.2. Сравнивают -Подойдут ли к музыке Вивальди эти

и анализируют стихи? Почему?

музыку и стихи. - Чем схожи стихи и музыка?



6.1.Через ритмическую Поиграем в ритмическую игру.

игру настроить Повторите за мной. Никто не заметил что за

на исполнение песни ритм?

Исполним 1 куплет.

Прохлопаем ритм припева со словами,

а теперь пропоем. Соединим куплет и

припев.

6.2. Исполнение песни Исполним с солистами, а еще я попрошу

с импровизацией мне сегодня помочь с аккомпанементом, я

предлагаю желающим взять музыкальные

инструменты (колокольчики, треугольник) и

на припев песни подыграть


7. Загадка. Прочитайте загадку.

Цель: стимулировать Словно голубой челнок

интерес уч-ся. Меж снегов расцвел цветок.

Цветок очень нежный

Называется….(подснежник)


– Что это за цветы? (первые вестники весны)



8.Инсценировка В лесу, где березки столпились гурьбой,

стихотворения Подснежника глянул глазок голубой.

З.Александровой Сперва понемножку зеленую выставил ножку,

(уч-ся 3 кл.) Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

Подснежник. Я вижу, погода тепла и ясна!

Скажите, ведь правда, что это весна?

Учитель. Но кругом все тихо,

Соседей нет – он первый здесь.

Его увидела зайчиха, понюхала,

Хотела съесть, потом, наверно пожалела.

Зайчиха. Уж больно тонок ты, дружок!

Учитель. И вдруг пошел пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки.

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую склоняя, сказал…

Подснежник. Ну что ж, я не жалею,

Ведь началась весна с меня!

(З. Александрова)


Исполняется песня «Подснежник»




9. Легенда. Оказывается, о возникновении этого чудесного цветка

аудиозапись Существует интересная легенда. Послушайте и

скажите, как появились эти цветы.

«Когда на земле появились первые люди, вдруг выпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы – подснежники. Люди, увидели сколько стойкости в этих хрупких цветках, и поняли, что скоро снег растает, и наступит тепло. Цветы подарили людям надежду на лучшее.

С тех пор подснежник стал символом надежды на лучшее и скорейшие перемены в жизни.


-Какой русский композитор очень любил

природу? 9П.И.Чайковский)

Он вам передает большой привет и видео

письмо. Прошлый раз мы читали его

письмо, а сегодня посмотрим

-Как назван альбом, в котором Чайковский

музыкой рисует каждое время года?

10.Видеописьмо

«Подснежник» -Каким изобразил композитор этот цветок?

П.И.Чайковский -какие чувства передает композитор?

(Нежность, радость, стойкость,

выносливость, упорство)

-Что приходится переживать этому цветку?

(холодный ветер, ненастье)

-Удается ли выстоять подснежнику?

- Можно ли сравнить характер подснежника с

характером человека?

- Кто услышал, в каком жанре написано

произведение?


11. Обобщение. Мы прослушали музыку двух композиторов,

Скажите, что объединяет их музыку?

(одна и та же идея, изобразить весну)

12.Разбор

картин И.Левитана. Но ведь весеннее настроение мы можем так

Цель: найти же и увидеть, посмотрев на картины

схожесть с музыкой знаменитого художника И.Левитана.

и стихами. - Какое время года видите?

- Какие использует художник цвета?

Можно ли озвучить картины?

-Какую по характеру музыку вы бы сочинили

к этим картинам?

Вывод. Какой сделаем вывод? Музыку можно

увидеть, а живопись - услышать.


13. Исполнение Картины И.Левитана хочется оживить

песни о весне. замечательной песней о весне,

Ю.Верижникова с помощью которой выразим свое весеннее

настроение и подарим всем окружающим

нас людям.


14. Обобщение – Музыка каких композиторов вам подарила

полученных знаний вам весеннее настроение? (слайд)

через задание. – Какие слова отнесем к А.Вивальди и

П.И.Чайковскому? (выполняют задание,

проверяем. Слайд)

15.Итог урока.

Оценки. Спасибо всем ребятам за урок,

А от меня и композиторов вам сладкий,

весенний подарок- конфеты.

Урок музыки в 5 классе по теме "Весеннее настроение в искусстве"
  • Музыка
Описание:
  • Тема  четверти:        «Можем ли  увидеть  музыку»
  • Название  урока:     «Весеннее настроение  в  искусстве»
  • Цель:       Расширить  представление  и  углубить  знания  учащихся  о  взаимосвязи  разных  видов  искусства  через  песенность  природы  в  творчестве   композиторов,  художников  поэтов.
  • Задачи.
  • Образовательные:      - способствовать  обогащению  внутреннего мира  учащихся  посредством  соединения   нескольких видов  искусства:  музыки, литературы,  живописи.
  • Развивающие:  - развивать  творческое  воображение  учащихсяиспользуя  разные  виды  искусства, - развивать  умение  сравнивать  и  сочетать  музыку с  другими   видами  искусства. - развивать  музыкальную речь, мышление.
  • Воспитывающие: - способствовать  воспитанию  нравственных  качеств   учащихся.     

 

Автор Степановская Светлана Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 358
Номер материала 50749
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓