Урок по предмету
«Музыка и пение».
Тема «Песня о
домбре». 4 класс.
Цель: формирование эстетического восприятия
окружающего мира детей с ограниченными возможностями.
Задачи:
- формирование
знаний о казахской музыке на примере разучивания и исполнения песен;
- коррекция
речевого аппарата, познавательной и эмоционально-волевой сферы;
- воспитание
уважения к национальной культуре, любви к родному краю.
Оборудование, наглядность: музыкальный инструмент
домбра, иллюстрации с изображениями казахских музыкальных инструментов, казахской
степи, убранства юрты, аудиозаписи со звучанием фонограмм песен, звучания
домбры, карточки по разделу «Части песни».
Ход
урока:
I.
Организационный момент: Добрый день! (психологический настрой: на приветствие учителя воспитанники
встают, четыре раза дружно хлопают в ладоши).
II.
Основная часть:
Ребята, тема нашего урока «Песня о домбре», мы познакомимся с ее строением,
звучанием и разучим детскую веселую песню. Но сначала, мы вспомним, чем
занимались на предыдущем уроке?
Каждый
урок начинается с артикуляционной гимнастики. Приготовились, сели ровно,
удобно.
1.
растираем ладоши, хлопаем несколько раз с силой,
ладошки поворачиваем ко мне внутренней стороной. Что вы ощущаете? (ответы детей
– тепло, покалывание).
2.
упражнение «Пушинка» (дуем на ладошку едва заметно,
потихоньку)
3.
упражнение «Пузырь» (надуваем сильно щеки)
4.
упражнение «Полоскание зубов» (имитируем полоскание
ротовой полости)
5.
упражнение «Лопата» (язык вытянуть вперед как можно
дальше)
6.
упражнение «Гудок» (вытянуть губы трубочкой,
сказать звук «у»)
7.
упражнение «Оскал» (растягиваем губы в широкую
улыбку, произносим звук «ы»)
8.
упражнение «Ветер» (звук «у» произносим сначала
тихо, затем усиливаем одновременно поднимая руку вверх, и наоборот, звук «у»
произносим громко, затем уменьшаем и опускаем руку вниз)
Молодцы!
Первый этап урока распевка. Кто скажет, как называются маленькие песенки,
которые мы поем в начале урока? (попевки). Какие попевки мы выучили на прошлом
уроке? («Лесенка», «Веселая карусель», «Как у наших у ворот»). Итак, приготовились,
вспомним правила пения (спина ровная, плечи расправлены, ноги стоят ровно, руки
на коленях, проводится распевка).
На
прошлом уроке мы выучили песню «Домовенок Кузя» (проговаривание слов,
повторение песни по музыку с элементами движений).
Настало
время отдыха для нашего голоса, мы будем не петь, а слушать музыкальные пьесы.
Многие композиторы писали и пишут музыку для детей. Мы слушали несколько пьес
из «Детского альбома» П.И.Чайковского, сегодня мы обратимся к творчеству
композитора М.Мусоргского и к циклу его произведений для детей «Картинки с
выставки».
Посмотрите,
кто изображен на картинке (показ иллюстраций, ответы - цыплята), какие они
(ответы – маленькие, пушистые, желтые, серые, и т.д.). Сегодня мы прослушаем
пьесу «Танец маленьких цыплят», вы можете сесть удобнее, закрыть глаза и
представить себе, что хотел выразить и показать композитор в этой музыке
(слушание, обсуждение характера, темпа, регистра, тембра, динамических оттенков,
представленных образов и т.д.) Правильно, темп быстрый, характер отрывистый,
танцевальный, шутливый, веселый, звучание высокое, начало и конец пьесы одинаковые,
середина более плавная (прослушивается еще раз закрепляется название, имя композитора)
Сегодня
мы начнем учить новую песню «Песню о домбре». Какие казахские инструменты вы
знаете (показ иллюстраций). Домбра один из самых распространенных казахских
музыкальных инструментов (показ домбры). Какая она по форме, из чего изготовлен
корпус и струны, сколько струн имеет (ответы детей). Я предлагаю вам прослушать
звучание домбры в аудиозаписи (слушание). Домбра - самый распространенный
музыкальный казахский инструмент, он сопровождает кочевой народ в будни и
праздники, в минуты грусти и радости. Посмотрите, на картинке изображена
домбра и в походе, и в юрте, и на празднике, и на состязании акынов (просмотр
иллюстраций). Какие еще казахские музыкальные инструменты вы знаете ?(показ
иллюстраций)
А
теперь прослушаем «Песню о домбре» (слушание, исполнение учителем). Какая песня
по характеру, по темпу (веселая, танцевальная, спокойная, мелодичная). Как
называет герой песни свою домбру (волшебная, любимая, нежная, задушевная). Я
вам буду проговаривать слова песни, а вы внимательно за мной повторять
(разучивание слов 1 куплета и припева, пропевание под фонограмму).
Теперь
на примере этого музыкального произведения рассмотрим, из каких частей состоит
песня, т.е. определим ее строение. На доску выкладываются карточки с названиями
частей песни (вступление, куплет, припев, проигрыш, заключение). Итак,
внимание: в начале песни звучит …(вступление или проигрыш, поставить карточку
первой), затем мы начинаем исполнять куплет. Как вы думаете, почему мы говорим
1 куплет, 2 куплет, что происходит интересного? (меняются слова, а музыка
остается прежней, закрепляется соответствующая карточка). Далее следует припев,
а что особенного происходит в этой части, вспомните припев (слова и музыка не
меняются, крепится карточка). И в конце песни звучит заключение (крепится
карточка).
Но в
каждой песне есть еще мелодия, которую исполняем мы с вами и музыкальное
сопровождение, которое исполняется на инструменте, звучит фонограмма или
ритмический рисунок на ударных инструментах.
III.
Подведение итогов урока.
Чем мы занимались, что вы запомнили, какую песню начали разучивать и
т.д.? (выставление оценок, поощрение словесно). Урок окончен (воспитанники
встают, четыре хлопка в знак прощания).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.