Главная / Музыка / Урок музыки "Изобразительность в инструментальной и вокальной музыке"

Урок музыки "Изобразительность в инструментальной и вокальной музыке"



Урок музыки в 3-м классе по теме: "Изобразительность в инструментальной и вокальной музыке"

Елкина Лариса Петровна, учитель музыки


Карнавал – это маски разных цветов,

Карнавал – закружить всегда нас готов!


Наглядный материал:


Портрет К.Сен-Санса

Таблица “Средства музыкальной выразительности”

ХПИ (художественно-педагогическая идея)

Словарное слово: сюита

Репродукции картин: И.Шишкин “Лес”, “Вид в Островках”

Рисунки животных

Радужная лесенка” с нотами

Высказывания (рефлексия)


Музыкальный материал:


К.Сен-Санс. Сюита “Карнавал животных”

В.Калинников. Песня “Тень-тень”

Швейцарская народная песня “Кукушка”

А.Викторов. Песня “Карнавал возле елки”


Ход урока:


Музыкальное приветствие.


- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

/Звучит вступление из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса/


-Тихо, тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.


-Уходит старый год

Шуршат его страницы

Все лучшее придет

И волшебство свершится.


-Новый год у ворот

Что он нам принесет?..


-И вот громкими звуками

Праздничных фанфар

Открывается наш урок-карнавал!

/Звучат фанфары/


- Что такое карнавал, ребята? (Ответы детей)

- Карнавал – это маски разных цветов,

Карнавал – закружить всегда нас готов!


- И сейчас к нам на карнавал

Уже кто-то приближается…

- Угадайте, кто же это?


Слушание пьесы

/Звучит пьеса “Марш львов”/

- Какие средства музыкальной выразительности помогли нам изобразить этого героя?

(Ответы детей: это марш, торжественно шагает царь зверей, грозно “рычит”)


- Движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, да и характер движений может быть различен - плавные или резкие, быстрые или медленные, летящие или неуклюжие.

- Кто же следующий торопится к нам на веселый карнавал?


Слушание пьесы

/Звучит пьеса “Антилопа”/

(Ответы детей: фортепиано изображает в быстром темпе антилоп, которые пролетели как дуновение ветра)


- Молодцы!

А может, их лев напугал?..

Мы только чуть-чуть их посмотрели,

Пролетели они быстрее газели!


- Ребята, мы уже разучивали с вами песню русского композитора В. Калинникова, в которой рассказывается о разных животных. Как называется эта песня?

(Ответы детей: “Тень-тень”)


-Давайте вместе попробуем исполнить и передать образ каждого персонажа песни. У нас будет общий хор, а герои наденут свои маски, которые каждый выберет по желанию.


Исполнение песни “Тень-тень” по ролям.

- Молодцы! Поклон! Аплодисменты актерам!

- Ребята, кто вам понравился из героев больше всего и почему?

Чье исполнение точнее передало образ каждого животного?

(Ответы детей)

- Кто же следующий перед нами появится на музыкальном карнавале?


Слушание пьесы

/Звучит пьеса “Слон”/


-Какой слон? (Неуклюжий, медлительный)

-Какой инструмент изображает большого слона? (Контрабас)

-Что делает слон? (Танцует)

-А какой он танцует танец? (Медленный вальс)

-На какой счет мы танцуем вальс? (1, 2, 3)

-Давайте попробуем продирижировать? (Дети дирижируют на 3/4)

-Молодцы!

-А теперь хоть слон был неуклюж и танцевал неумело, но он очень старался и мы попробуем ему помочь.

-Встанем парами, возьмемся за руки и на счет 1, 2, 3 станцуем вместе с ним.


Музыкально – ритмические упражнения

/Ритмичный танец под музыку “Вальса”/


-Головой кивает слон,

Он доволен, шлет поклон!

- Молодцы!


-Устроил сегодня для нас праздничный карнавал животных французский композитор, пианист и дирижер Камиль Сен-Санс (1835–1921).

(Портрет К. Сен Санса)


С раннего детства он любил вслушиваться в звуки природы, собирал коллекцию насекомых, выращивал цветы, но с особой любовью относился к животным…

Прошли годы, Камиль вырос, стал известным композитором, но та любовь к природе навсегда осталась в его душе.

И вот однажды он сел за рояль, развернул нотную тетрадь и сочинил сюиту для двух фортепиано и небольшого оркестра под названием “Карнавал животных” (14 пьес).


Словарная работа

Ребята, посмотрите! На доске находится словарное слово – сюита!

/Сюита – произведение из нескольких частей, которые различны по характеру, но их объединяет общая тема или название/



В сюите К. Сен-Санса 14 пьес, которые показывают разных животных. Сам композитор назвал сюиту шуточной “Зоологической фантазией”.


-За стареньким роялем

Маэстро колдовал,

По всей земле скликая,

Зверей на карнавал.


-Кто же ему откликнулся в чаще лесной?

В темных ветвях под огромной сосной?

Тихо в лесу, лишь звучит в отдаленье

Птицы какой-то грустное пенье…


Слушание пьесы

/Звучит пьеса “Кукушка в глубине леса”/


Работа по картинам

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на пейзажи, которые находятся на доске.

-В каком из них поселилась кукушка? А почему? Что объединяет этот пейзаж с музыкой?

(Ответы детей: грустное настроение, темные краски)

(Ответы детей: слышится голос кукушки: “ку-ку”)


- К. Сен-Санс так и назвал эту пьесу – “Кукушка в глубине леса”.

- Друзья! Посмотрите на нашу радужную лесенку и назовите музыкальные звуки, на которых поет кукушка?


Работа на нотном звукоряде

(Ответы детей: цвета фиолетовый и голубой – это ноты “си” и “соль”)


- А теперь послушайте швейцарскую народную песню “Кукушка” и попробуем сравнить ее с пьесой К.Сен-Санса. Похожи они или различны?


Слушание пьесы

/Слушание швейцарской народной песни “Кукушка”/

(Ответы детей: в песне настроение радостное, темп быстрый, лад мажорный)


-С нетерпением ожидаем мы чудесного момента,

Чтоб сумели мы сыграть на различных инструментах!

И сейчас класс разделится на две группы хора.


Музыкант на металлофоне будет играть в припеве “голос кукушки” вместе с одной группой хора. Музыкант на треугольнике будет исполнять “лесное эхо” вместе со второй группой хора, а куплет будем петь все вместе.



Игра на детских музыкальных инструментах и исполнение песни

/Игра на музыкальных инструментах и исполнение песни “Кукушка”/


- Молодцы! Посмотрите, ребята, на следующий пейзаж.

(На доске репродукция картины Г.Сороки “Вид в Островках”)


Работа по картине


-Вот нам блеснула, окована сном,

Прозрачная чаша во мраке лесном.

Что вы видите?

(Ответы детей: озеро).

- Кого бы мы могли увидеть на глади этого озера?

(Ответы детей)

- Как вы думаете, птица эта маленькая, суетливая или гордая и величественная?

- Музыка, изображающая лебедя должна звучать мрачно или светло, быстро или медленно, плавно или отрывисто?

(Ответы детей)


- А сейчас давайте послушаем, как изобразил лебедя композитор К.Сен-Санс.


Слушание пьесы

/Звучит пьеса “Лебедь”/

- Что вы можете рассказать о прозвучавшей музыке? Какой инструмент показывает нам лебедя? Что изображает фортепианное сопровождение?

(Ответы детей)


-Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.


- Пьеса “Лебедь” самая популярная из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса. На эту музыку балетмейстером Михаилом Фокиным был создан танец для гениальной русской балерины начала XX века Анны Павловой.


- Сегодня на нашим карнавале собрались разные герои, и я думаю, что все они подружились.


-Карнавал, карнавал –

Это встречи друзей.

Карнавал, карнавал –

С ним всегда веселей.



Давайте все вместе, дружно исполним песню “Карнавал возле елки”.

Исполнение песни

/Исполнение песни А.Викторова “Карнавал возле елки”/


- Молодцы! Мы вместе веселились и тоже подружились!

/Звучит “Финал” из сюиты К.Сен-Санса/


- Наш праздничный урок-карнавал подходит к концу. И вскоре мы встретимся с вами уже на новогоднем карнавале.


- Пусть же Новый год

Всем вам счастья принесет!


Рефлексия

/На доске стихотворные строки/


- А теперь, ребята, давайте вместе, хором, прочитаем эти строки…


-Ни дня без музыки,

Ни дня без песен,

И жить, друзья, на свете

Станет интересней!


- Поэтому мы никогда не прощаемся с музыкой. Мы ей поем…

-До свиданья!!!



6


Урок музыки "Изобразительность в инструментальной и вокальной музыке"
  • Музыка
Описание:

Урок музыки в 3-м классе по теме: "Изобразительность в инструментальной и вокальной музыке" на основе сюиты французского композитора К.Сен-Санса.Однажды он сел за рояль, развернул нотную тетрадь и сочинил сюиту для двух фортепиано и небольшого оркестра под названием “Карнавал животных” (14 пьес). Как в этих пьесах присутствует изобразительность, и с помощью каких музыкальных средств это передается, и поможет ребятам выяснить этот урок.Ребята на уроке включаются в различные виды деятельности:работа на нотном звукоряде, игра на детских музыкальных инструментах и исполнение песен, слушание музыки и музыкально-ритмические упражнения, работа над изобразительным рядом и сравнительный анализ.

Автор Елкина Лариса Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 512
Номер материала 28319
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓