Инфоурок Музыка Другие методич. материалыУрок музыки "Изобразительность в инструментальной и вокальной музыке"

Урок музыки "Изобразительность в инструментальной и вокальной музыке"

Скачать материал

 

Урок музыки в 3-м классе по теме: "Изобразительность в инструментальной и вокальной музыке"

Елкина Лариса Петровна, учитель музыки

 

Карнавал – это маски разных цветов,

Карнавал – закружить всегда нас готов!

 

Наглядный материал:

 

Портрет К.Сен-Санса

Таблица “Средства музыкальной выразительности”

ХПИ (художественно-педагогическая идея)

Словарное слово: сюита

Репродукции картин: И.Шишкин “Лес”, “Вид в Островках”

Рисунки животных

“Радужная лесенка” с нотами

Высказывания (рефлексия)

 

Музыкальный материал:

 

К.Сен-Санс. Сюита “Карнавал животных”

В.Калинников. Песня “Тень-тень”

Швейцарская народная песня “Кукушка”

А.Викторов. Песня “Карнавал возле елки”

 

Ход урока:

 

Музыкальное приветствие.

 

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

/Звучит вступление из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса/

 

-Тихо, тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

 

-Уходит старый год

Шуршат его страницы

Все лучшее придет

И волшебство свершится.

 

-Новый год у ворот

Что он нам принесет?..

 

-И вот громкими звуками

Праздничных фанфар

Открывается наш урок-карнавал!

/Звучат фанфары/

 

- Что такое карнавал, ребята? (Ответы детей)

- Карнавал – это маски разных цветов,

Карнавал – закружить всегда нас готов!

 

- И сейчас к нам на карнавал

Уже кто-то приближается…

- Угадайте, кто же это?

 

Слушание пьесы

/Звучит пьеса “Марш львов”/

- Какие средства музыкальной выразительности помогли нам изобразить этого героя?

(Ответы детей: это марш, торжественно шагает царь зверей, грозно “рычит”)

 

- Движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, да и характер движений может быть различен - плавные или резкие, быстрые или медленные, летящие или неуклюжие.

- Кто же следующий торопится к нам на веселый карнавал?

 

Слушание пьесы

/Звучит пьеса “Антилопа”/

(Ответы детей: фортепиано изображает в быстром темпе антилоп, которые пролетели как дуновение ветра)

 

- Молодцы!

А может, их лев напугал?..

Мы только чуть-чуть их посмотрели,

Пролетели они быстрее газели!

 

- Ребята, мы уже разучивали с вами песню русского композитора В. Калинникова, в которой рассказывается о разных животных. Как называется эта песня?

(Ответы детей: “Тень-тень”)

 

-Давайте вместе попробуем исполнить и передать образ каждого персонажа песни. У нас будет общий хор, а герои наденут свои маски, которые каждый выберет по желанию.

 

Исполнение песни “Тень-тень” по ролям.

- Молодцы! Поклон! Аплодисменты актерам!

- Ребята, кто вам понравился из героев больше всего и почему?

Чье исполнение точнее передало образ каждого животного?

(Ответы детей)

- Кто же следующий перед нами появится на музыкальном карнавале?

 

Слушание пьесы

/Звучит пьеса “Слон”/

 

-Какой слон? (Неуклюжий, медлительный)

-Какой инструмент изображает большого слона? (Контрабас)

-Что делает слон? (Танцует)

-А какой он танцует танец? (Медленный вальс)

-На какой счет мы танцуем вальс? (1, 2, 3)

-Давайте попробуем продирижировать? (Дети дирижируют на 3/4)

-Молодцы!

-А теперь хоть слон был неуклюж и танцевал неумело, но он очень старался и мы попробуем ему помочь.

-Встанем парами, возьмемся за руки и на счет 1, 2, 3 станцуем вместе с ним.

 

Музыкально – ритмические упражнения

/Ритмичный танец под музыку “Вальса”/

 

-Головой кивает слон,

Он доволен, шлет поклон!

- Молодцы!

 

-Устроил сегодня для нас праздничный карнавал животных французский композитор, пианист и дирижер Камиль Сен-Санс (1835–1921).

(Портрет  К. Сен Санса)

 

С раннего детства он любил вслушиваться в звуки природы, собирал коллекцию насекомых, выращивал цветы, но с особой любовью относился к животным…

Прошли годы, Камиль вырос, стал известным композитором, но та любовь к природе навсегда осталась в его душе.

И вот однажды он сел за рояль, развернул нотную тетрадь и сочинил сюиту для двух фортепиано и небольшого оркестра под названием “Карнавал животных” (14 пьес).

 

 Словарная работа

Ребята, посмотрите! На доске находится словарное слово – сюита!

/Сюита – произведение из нескольких частей, которые различны по характеру, но их объединяет общая тема или название/

 

 

В сюите К. Сен-Санса 14 пьес, которые показывают разных животных.  Сам композитор назвал сюиту шуточной  “Зоологической фантазией”.

 

-За стареньким роялем

Маэстро колдовал,

По всей земле скликая,

Зверей на карнавал.

 

-Кто же ему откликнулся в чаще лесной?

В темных ветвях под огромной сосной?

Тихо в лесу, лишь звучит в отдаленье

Птицы какой-то грустное пенье…

 

Слушание пьесы

/Звучит пьеса “Кукушка в глубине леса”/

 

Работа по картинам

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на пейзажи, которые находятся на доске.

-В каком из них поселилась кукушка? А почему? Что объединяет этот пейзаж с музыкой?

(Ответы детей: грустное настроение, темные краски)

(Ответы детей: слышится голос кукушки: “ку-ку”)

 

- К. Сен-Санс так и назвал эту пьесу – “Кукушка в глубине леса”.

- Друзья! Посмотрите на нашу радужную лесенку и назовите музыкальные звуки, на которых поет кукушка?

 

Работа на нотном звукоряде

(Ответы детей: цвета фиолетовый и голубой – это ноты “си” и “соль”)

 

- А теперь послушайте швейцарскую народную песню “Кукушка” и попробуем сравнить ее с пьесой К.Сен-Санса. Похожи они или различны?

 

Слушание пьесы

/Слушание швейцарской народной песни “Кукушка”/

(Ответы детей: в песне настроение радостное, темп быстрый, лад мажорный)

 

-С нетерпением ожидаем мы чудесного момента,

Чтоб сумели мы сыграть на различных инструментах!

И сейчас класс разделится на две группы хора.

 

Музыкант на металлофоне будет играть в припеве “голос кукушки” вместе с одной группой хора. Музыкант на треугольнике будет исполнять “лесное эхо” вместе со второй группой хора, а куплет будем петь все вместе.

 

 

Игра на детских музыкальных инструментах и исполнение песни

/Игра на музыкальных инструментах и исполнение песни “Кукушка”/

 

- Молодцы! Посмотрите, ребята, на следующий пейзаж.

(На доске репродукция картины Г.Сороки “Вид в Островках”)

 

 Работа по картине

 

-Вот нам блеснула, окована сном,

Прозрачная чаша во мраке лесном.

Что вы видите?

(Ответы детей: озеро).

- Кого бы мы могли увидеть на глади этого озера?

(Ответы детей)

- Как вы думаете, птица эта маленькая, суетливая или гордая и величественная?

 - Музыка, изображающая лебедя должна звучать мрачно или светло, быстро или медленно, плавно или отрывисто?

(Ответы детей)

 

- А сейчас давайте послушаем, как изобразил лебедя композитор К.Сен-Санс.

 

 Слушание пьесы

/Звучит пьеса “Лебедь”/

- Что вы можете рассказать о прозвучавшей музыке? Какой инструмент показывает нам лебедя? Что изображает фортепианное сопровождение?

(Ответы детей)

 

-Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

 

- Пьеса “Лебедь” самая популярная из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса. На эту музыку балетмейстером Михаилом Фокиным был создан танец для гениальной русской балерины начала XX века Анны Павловой.

 

- Сегодня на нашим карнавале собрались разные герои,  и я думаю, что все они подружились.

 

-Карнавал, карнавал –

Это встречи друзей.

Карнавал, карнавал –

С ним всегда веселей.

 

 

Давайте все вместе, дружно исполним песню “Карнавал возле елки”.

 Исполнение песни

/Исполнение песни А.Викторова “Карнавал возле елки”/

 

- Молодцы! Мы вместе веселились и тоже подружились!

/Звучит “Финал” из сюиты К.Сен-Санса/

 

- Наш праздничный урок-карнавал подходит к концу. И вскоре мы встретимся с вами уже на новогоднем карнавале.

 

- Пусть же Новый год

Всем вам счастья принесет!

 

Рефлексия

/На доске стихотворные строки/

 

- А теперь, ребята, давайте вместе, хором, прочитаем эти строки…

 

-Ни дня без музыки,

Ни дня без песен,

И жить, друзья, на свете

Станет интересней!

 

- Поэтому мы никогда не прощаемся с музыкой. Мы ей поем…

-До свиданья!!!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок музыки "Изобразительность в инструментальной и вокальной музыке""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок музыки в 3-м классе по теме: "Изобразительность в инструментальной и вокальной музыке" на основе сюиты французского композитора К.Сен-Санса.Однажды он сел за рояль, развернул нотную тетрадь и сочинил сюиту для двух фортепиано и небольшого оркестра под названием “Карнавал животных” (14 пьес). Как в этих пьесах присутствует изобразительность, и с помощью каких музыкальных средств это передается, и поможет ребятам выяснить этот урок.Ребята на уроке включаются в различные виды деятельности:работа на нотном звукоряде, игра на детских музыкальных инструментах и исполнение песен, слушание музыки и музыкально-ритмические упражнения, работа над изобразительным рядом и сравнительный анализ.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 633 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 399
    • DOCX 25 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Елкина Лариса Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Елкина Лариса Петровна
    Елкина Лариса Петровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 12
    • Всего просмотров: 31863
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие навыков успешного чтения с листа и выучивания наизусть нотного текста на уроках фортепиано в младших и старших классах ДМШ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 97 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Музыка")

Учитель музыки

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Педагог музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов