Урок
музыки в 3-м классе по теме: "Изобразительность в инструментальной и
вокальной музыке"
Елкина Лариса Петровна, учитель музыки
Карнавал – это маски разных цветов,
Карнавал – закружить всегда нас готов!
Наглядный
материал:
Портрет К.Сен-Санса
Таблица “Средства
музыкальной выразительности”
ХПИ
(художественно-педагогическая идея)
Словарное слово:
сюита
Репродукции
картин: И.Шишкин “Лес”, “Вид в Островках”
Рисунки животных
“Радужная лесенка”
с нотами
Высказывания
(рефлексия)
Музыкальный
материал:
К.Сен-Санс. Сюита
“Карнавал животных”
В.Калинников.
Песня “Тень-тень”
Швейцарская
народная песня “Кукушка”
А.Викторов. Песня
“Карнавал возле елки”
Ход урока:
Музыкальное
приветствие.
-
Здравствуйте, ребята!
-
Здравствуйте!
/Звучит
вступление из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса/
-Тихо, тихо сядем
рядом
Входит музыка в
наш дом.
В удивительном
наряде
Разноцветном,
расписном.
-Уходит старый год
Шуршат его
страницы
Все лучшее придет
И волшебство
свершится.
-Новый год у ворот
Что он нам
принесет?..
-И вот громкими
звуками
Праздничных фанфар
Открывается наш
урок-карнавал!
/Звучат
фанфары/
- Что такое карнавал,
ребята? (Ответы детей)
- Карнавал – это
маски разных цветов,
Карнавал –
закружить всегда нас готов!
- И сейчас к нам
на карнавал
Уже кто-то
приближается…
- Угадайте, кто же
это?
Слушание пьесы
/Звучит пьеса
“Марш львов”/
- Какие средства
музыкальной выразительности помогли нам изобразить этого героя?
(Ответы детей:
это марш, торжественно шагает царь зверей, грозно “рычит”)
- Движения любого
живого существа происходят в определенном ритме и темпе, да и характер движений
может быть различен - плавные или резкие, быстрые или медленные, летящие или
неуклюжие.
- Кто же следующий
торопится к нам на веселый карнавал?
Слушание пьесы
/Звучит пьеса
“Антилопа”/
(Ответы детей:
фортепиано изображает в быстром темпе антилоп, которые пролетели как дуновение
ветра)
- Молодцы!
А может, их лев
напугал?..
Мы только
чуть-чуть их посмотрели,
Пролетели они
быстрее газели!
- Ребята, мы уже
разучивали с вами песню русского композитора В. Калинникова, в которой
рассказывается о разных животных. Как называется эта песня?
(Ответы детей:
“Тень-тень”)
-Давайте вместе
попробуем исполнить и передать образ каждого персонажа песни. У нас будет общий
хор, а герои наденут свои маски, которые каждый выберет по желанию.
Исполнение
песни “Тень-тень” по ролям.
- Молодцы! Поклон!
Аплодисменты актерам!
- Ребята, кто вам
понравился из героев больше всего и почему?
Чье исполнение
точнее передало образ каждого животного?
(Ответы детей)
- Кто же следующий
перед нами появится на музыкальном карнавале?
Слушание пьесы
/Звучит пьеса
“Слон”/
-Какой слон?
(Неуклюжий, медлительный)
-Какой инструмент
изображает большого слона? (Контрабас)
-Что делает слон?
(Танцует)
-А какой он
танцует танец? (Медленный вальс)
-На какой счет мы
танцуем вальс? (1, 2, 3)
-Давайте попробуем
продирижировать? (Дети дирижируют на 3/4)
-Молодцы!
-А теперь хоть
слон был неуклюж и танцевал неумело, но он очень старался и мы попробуем ему
помочь.
-Встанем парами,
возьмемся за руки и на счет 1, 2, 3 станцуем вместе с ним.
Музыкально –
ритмические упражнения
/Ритмичный танец
под музыку “Вальса”/
-Головой кивает
слон,
Он доволен, шлет
поклон!
- Молодцы!
-Устроил сегодня
для нас праздничный карнавал животных французский композитор, пианист и дирижер
Камиль Сен-Санс (1835–1921).
(Портрет К.
Сен Санса)
С раннего детства
он любил вслушиваться в звуки природы, собирал коллекцию насекомых, выращивал
цветы, но с особой любовью относился к животным…
Прошли годы,
Камиль вырос, стал известным композитором, но та любовь к природе навсегда
осталась в его душе.
И вот однажды он
сел за рояль, развернул нотную тетрадь и сочинил сюиту для двух фортепиано и
небольшого оркестра под названием “Карнавал животных” (14 пьес).
Словарная
работа
Ребята,
посмотрите! На доске находится словарное слово – сюита!
/Сюита –
произведение из нескольких частей, которые различны по характеру, но их
объединяет общая тема или название/
В сюите К.
Сен-Санса 14 пьес, которые показывают разных животных. Сам композитор назвал
сюиту шуточной “Зоологической фантазией”.
-За стареньким
роялем
Маэстро колдовал,
По всей земле
скликая,
Зверей на
карнавал.
-Кто же ему
откликнулся в чаще лесной?
В темных ветвях
под огромной сосной?
Тихо в лесу, лишь
звучит в отдаленье
Птицы какой-то
грустное пенье…
Слушание пьесы
/Звучит пьеса
“Кукушка в глубине леса”/
Работа по
картинам
-Ребята,
посмотрите, пожалуйста, на пейзажи, которые находятся на доске.
-В каком из них
поселилась кукушка? А почему? Что объединяет этот пейзаж с музыкой?
(Ответы детей:
грустное настроение, темные краски)
(Ответы детей:
слышится голос кукушки: “ку-ку”)
- К. Сен-Санс так
и назвал эту пьесу – “Кукушка в глубине леса”.
- Друзья! Посмотрите
на нашу радужную лесенку и назовите музыкальные звуки, на которых поет кукушка?
Работа на
нотном звукоряде
(Ответы детей:
цвета фиолетовый и голубой – это ноты “си” и “соль”)
- А теперь
послушайте швейцарскую народную песню “Кукушка” и попробуем сравнить ее с
пьесой К.Сен-Санса. Похожи они или различны?
Слушание пьесы
/Слушание швейцарской
народной песни “Кукушка”/
(Ответы детей:
в песне настроение радостное, темп быстрый, лад мажорный)
-С нетерпением
ожидаем мы чудесного момента,
Чтоб сумели мы
сыграть на различных инструментах!
И сейчас класс
разделится на две группы хора.
Музыкант на
металлофоне будет играть в припеве “голос кукушки” вместе с одной группой хора.
Музыкант на треугольнике будет исполнять “лесное эхо” вместе со второй группой
хора, а куплет будем петь все вместе.
Игра на детских
музыкальных инструментах и исполнение песни
/Игра на
музыкальных инструментах и исполнение песни “Кукушка”/
- Молодцы!
Посмотрите, ребята, на следующий пейзаж.
(На доске
репродукция картины Г.Сороки “Вид в Островках”)
Работа по
картине
-Вот нам блеснула,
окована сном,
Прозрачная чаша во
мраке лесном.
Что вы видите?
(Ответы детей:
озеро).
- Кого бы мы могли
увидеть на глади этого озера?
(Ответы детей)
- Как вы думаете,
птица эта маленькая, суетливая или гордая и величественная?
- Музыка,
изображающая лебедя должна звучать мрачно или светло, быстро или медленно,
плавно или отрывисто?
(Ответы детей)
- А сейчас давайте
послушаем, как изобразил лебедя композитор К.Сен-Санс.
Слушание пьесы
/Звучит пьеса
“Лебедь”/
- Что вы можете
рассказать о прозвучавшей музыке? Какой инструмент показывает нам лебедя? Что
изображает фортепианное сопровождение?
(Ответы детей)
-Вдоль по бережку
лебедушка плывет,
Выше бережка
головушку несет,
Белым крылышком
помахивает,
Со крыла водичку
стряхивает.
- Пьеса “Лебедь”
самая популярная из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса. На эту музыку
балетмейстером Михаилом Фокиным был создан танец для гениальной русской
балерины начала XX века Анны Павловой.
- Сегодня на нашим
карнавале собрались разные герои, и я думаю, что все они подружились.
-Карнавал,
карнавал –
Это встречи
друзей.
Карнавал, карнавал
–
С ним всегда
веселей.
Давайте все
вместе, дружно исполним песню “Карнавал возле елки”.
Исполнение
песни
/Исполнение
песни А.Викторова “Карнавал возле елки”/
- Молодцы! Мы
вместе веселились и тоже подружились!
/Звучит “Финал”
из сюиты К.Сен-Санса/
- Наш праздничный
урок-карнавал подходит к концу. И вскоре мы встретимся с вами уже на новогоднем
карнавале.
- Пусть же Новый
год
Всем вам счастья
принесет!
Рефлексия
/На доске стихотворные
строки/
- А теперь,
ребята, давайте вместе, хором, прочитаем эти строки…
-Ни дня без
музыки,
Ни дня без песен,
И жить, друзья, на
свете
Станет интересней!
- Поэтому мы
никогда не прощаемся с музыкой. Мы ей поем…
-До свиданья!!!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.