Главная / Музыка / Урок музыки "Цветы России"

Урок музыки "Цветы России"

Урок музыки "Цветы России" по теме: "Картины природы в искусстве"


Елкина Лариса Петровна, учитель музыки



Цветок живет в музыке,

как и в других видах искусства,

ибо в нем все, что может

испытать, пережить, продумать

и прочувствовать человек!


Ф.Лист

Цель урока:


восприятие красоты родной природы в различных произведениях искусства


Задачи:


Раскрыть многогранность художественно-образного воплощения предложенной темы различными видами искусства;

Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыки;

Развивать творческие способности, воображение, зрительно-слуховую память;

Формировать правильные навыки вокально-хорового исполнения;

Развивать навыки импровизации и сочинения простейших напевов и интонаций;

Формировать нравственную отзывчивость;

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, Отечеству.


Наглядно-методические пособия:


Эпиграф на доске (слова Ф.Листа)

Портреты композиторов: К.Дебюсси, Р.Шумана.

Репродукции картин: А.Дейнека “Летнее приволье”, И. Шишкина “Цветы у опушки леса”.

Плакат “Поляна”, цветочки по количеству детей.

Карточки из альбома “Цветы России”

Лото на музыкальную игру “Кузнечик”

Детские музыкальные инструменты.


Ход урока:


I. Оргмомент


Музыкальное приветствие”, которое звучит в течение четверти или блока уроков, а затем может видоизменяться в зависимости от пожеланий учителя или учеников.


Учитель: - Здравствуйте, ребята!

Ученики: - Здравствуйте, учитель!

Учитель: - Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие,

Там ждут нас чудесные происшествия,

Прекрасные звуки и яркие краски,

Где летом цветы расцветают, как в сказке!


Наша русская природа полна прелести и чистоты, она трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Ведь не зря говорят, что природа и музыка могут размягчить даже самые равнодушные сердца.


II. Повторение пройденного материала


Учитель: - Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля,

Это русская природа,

Это Родина моя! (А. Толстой)


Исполнение русской народной песни “А я по лугу”

(Ребята поют песню, совмещая пение с игрой на детских музыкальных инструментах по нотам в учебнике)


Учитель: - Молодцы!


Учитель: - Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета,

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты. (И.Сурков)


Учитель: - Перед вами поляна необычная,

Цветы здесь растут симпатичные!

(Учитель открывает на доске музыкальное лото “Кузнечик”)


Игра на музыкальных инструментах.


Игра на развитие звуковысотного слуха “Кузнечик”.


Ход игры: кузнечик прыгает по цветам так, как ему указывают (сопровождать показом руки). Движения кузнечика по цветкам изображает на металлофоне любой ребенок. Игру можно варьировать: ученик должен выбрать подходящую картинку с кузнечиком к той музыкальной мелодии, которую играет на инструменте учитель.


Повторное слушание музыки с импровизацией движений.

С. Прокофьев “Шествие кузнечиков” (дети слушают и маршируют под музыку)


Учитель: - Отвечайте, тот же час,

Что за музыка звучала здесь сейчас?

(Звучат ответы детей)


Учитель: - Молодцы, что марш кузнечиков узнали,

Композитора все угадали!


Учитель: - Мы сегодня еще много интересного

О природе России узнаем,

Поэтому путешествие наше совместное продолжаем!


III. Изучение нового материала


Учитель: - Есть в полях моей Родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их взрастила весна благовонная

В зелени летних лесов и лугов. (И. Бунин)


Учитель: - Ребята, посмотрите репродукции картин

Номер 2 и номер 1,

Что в душе у вас отразится

И с музыкальным образом соединится?


Слушание музыки

1.Р. Шуман “Одинокие цветы”


Учитель: - Ваши впечатления?

Какая из картин созвучна этому музыкальному произведению?

Что это за музыкальный жанр?

Какие цветы видятся вам в этой музыке?

Какие музыкальные средства помогают их изобразить?

С какими произведениями Р.Шумана вы уже были знакомы в 1 и 2 классе?

(Звучат ответы детей)


2.К. Дебюсси. Романс “Полевые цветы”.

(Идет беседа о созвучности картин и музыки произведений, сравнительный анализ произведений, отличие романса от пьесы и т. д.)


Учитель: - Некрасивых цветов на свете нет, ведь не зря говорят, что красивым кажется все, на что смотришь с любовью!


Цветы полевые просты,

Но лед в них запрятан душистый,

Мы любим простые цветы,

Что выросли в зелени чистой (В. Донникова).


Учитель: - Среди обилия полевых цветов, расцвеченных разными красками есть 3 цветка, которые являются своеобразными символами России.


Творческая импровизация


(Выходят по желанию трое ребят с предварительным творческим домашним заданием: “Сочини мелодию на текст данных загадок”. Им выдается лото “Цветы”)


1-й ученик: - К вам, ребята, мы спешим

Даже дождику назло.


2-й ученик: - Знайте, мы вас не забыли

Шлем вам музыкальное письмо.


3-й ученик: - Вы все про нас узнаете.

Когда загадки наши музыкальные отгадаете.


1-й ученик: - Весь я синий, весь я яркий,

Всюду виден в спелой ржи

Для меня и в полдень

Ходят дети вдоль межи…


Ученики: - Василек!

Учитель: - Давайте споем все вместе русскую народную песню “Василек”.


Исполнение русской народной песни “Василек”


Учитель: А вот для вас следующая музыкальная загадка.


2-й ученик: - Склонился на тоненькой ножке он томно,

Звеня над лучами лиловым звоном…


Ученики: - Колокольчик!


Учитель: - Колокольчики поют,

Слушай, слушай, различай

Звук короткий и протяжный

Чувство ритма развивай –

Это очень важно!


Музыкально-ритмическая игра “Колокольчики” (на развитие чувства ритма и звуковысотного слуха).


Учитель: - Давайте сначала я вам сыграю музыку, чтобы вы вспомнили ее (Звучит музыка “Колокольчики”)


- А теперь попробуйте прохлопать ритмический рисунок, а затем споем все вместе. (Дети простукивают ритм и поют.)


- Внимание! Следующая загадка звучит для вас!


3-й ученик: - Стоят в поле сестрички –

Желтый глазок, белые реснички!..


Ученики: - Ромашки!


Учитель: - Посреди лугов увядших,

Опаленных жарким зноем,

Белокурые ромашки поднимаются прибоем. (С.Красиков)


Вокально-хоровая работа


Разучивание песни Ю.Чичкова “Ромашковая Русь”

(Работа над интонацией, четкой артикуляцией, голосоведением, своевременным началом и окончанием музыкальных фраз).


IV. Обобщение


Учитель: - Цветы, цветы… Как много их

И розовых и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях

Цветы, цветы… Везде, везде

Мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля. (Г. Суворов)


Но как еще много цветов погибает от рук человеческих…


Ученики: - Ведь, если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.


Ученики: - Пусть же радуется кто-то –

На цветы среди полей,

У цветов своя работа –

В жизни радовать людей!


Ученики: - Любовь к родной природе – это и любовь к своей Отчизне! И цветы живут и радуют людей не только в природе, но и в музыке, и в живописи. Они радуют нас и учат любить окружающий нас мир во всех проявлениях.


Слушание песни Е. Птичкина “Цветы России”


V. Рефлексия (итог урока)


Учитель: - Кому понравился

И интересен был урок,

Кто понял многое сегодня

Из наших музыкальных строк,

Тот пусть цветок посадит свой

На поляне нашей

Пока еще совсем пустой!

(Дети прикрепляют свои цветочки на плакат “Полянка”)


Учитель: - Спасибо всем ребятам за совместное путешествие в музыкальный мир русской природы!


5


Урок музыки "Цветы России"
  • Музыка
Описание:

Урок музыки "Цветы России" по теме: "Картины природы в искусстве". Цель урока - восприятие красоты родной природы в различных произведениях искусства.Задачи:Раскрыть многогранность художественно-образного воплощения предложенной темы различными видами искусства;развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыки;развивать творческие способности детей, воображение, зрительно-слуховую память;формировать правильные навыки вокально-хорового исполнения;развивать навыки импровизации и сочинения простейших напевов и интонаций;воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе и Отечеству.В ходе урока применяются различные виды деятельности: игра на музыкальных инструментах, игра на развитие звуковысотного слуха,слушание музыки с импровизацией движений,вокально-хоровая работа,творческая импровизация, пластическое интонирование, работа с музыкальным лото, анализ музыкальных произведений.

 

 

Автор Елкина Лариса Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 371
Номер материала 28420
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓