Главная / Музыка / Урок музыки на тему "Роль литературы в музыке"

Урок музыки на тему "Роль литературы в музыке"

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Сердобска











Методическая разработка урока в 5 классе по теме: «Роль литературы в музыке».















Учитель музыки : Федотова Людмила Васильевна



Г. Сердобск, Пензенская область.

Тема: « Роль литературы в музыке».

Цель урока: Показать учащимся, какую роль играет литература в музыке: песне, опере, балете.

  1. Помочь ребятам осознать многообразие и богатство связей музыки с литературой.

  2. Помочь учащимся достаточно ясно представить, какие огромные потери понесла бы музыка, если бы не было литературы.

  3. Развивать в детях более вдумчивое отношение к жизни, разностороннее её восприятие.

  4. Помочь через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать.

  5. Воспитывать любовь к русской классике, Родине, природе.



Ход урока.

(Звучит «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А. Римского –Корсакова)

У.- Узнали музыку, которая нас сегодня встретила?

Д.- «Колыбельная Волховы».

У.-В каком крупном произведении звучит эта песня?

Д.-В опере «Садко».

У.- Кто автор этой оперы?

Д.- Николай Андреевич Римский-Корсаков.

У.- Он написал 15 опер.

Римский- Корсаков великий русский композитор, он же ещё морской офицер. Три года провёл в кругосветном плавании, но любовь к музыке победила.

У.- Что такое «опера»?

Д.- Спектакль, где все только поют.

У.- Как называется тема четверти?

Д.- «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы».

У.- Сегодня мы ещё раз проследим, какую роль играет литература в музыке: песне. Опере, балете. Продолжаем работать над песней « Родина» на слова Е Красева, музыка Ю. Слонова.

Вопросы: 1.О чём поётся в песне?( о нашей любимой Родине)

2. какие интонации слышите в песне? ( ласковые, нежные, светлые, красивые)

3.В каком ладу?( мажор-свет)

4. Почему композитор использует светлые краски?(т потому, что главная мысль этого текста, любовь ребят к родине, к её просторам, лесам, полям. берегам)

Вывод: - Появилась бы эта песня, если бы поэт Красёв не написал стихи про Родину? ( нет)

- Что стало бы со всеми песнями, если бы не было литературных текстов? (были бы одни вокализы, или вообще бы не появились на свет)

«Дуэт Лизы и Полины».

- А теперь, ребята, давайте немного пофантазируем. На некоторое время мы с вами превратимся в композиторов. Я прочитаю стихи Жуковского «Уж вечер», а вы подумайте, какая музыка подойдёт к ним.

Уж вечер… Облаков померкли края,

Последний луч зари на башнях умирает, Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. Всё тихо: рощи спят, вокруг царит покой; Простершись на траве под ивой наклонённой: Внимаю, как журчит , сливаяся с рекой Поток, кустами осенённый. Как слит с прохладою растений аромат! Как сладко в тишине у берега… струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!

( Высказывание учащихся)

Характер- мягкий. Нежный, ласковый.

Темп - медленный.

Динамика – тихая.

Лад - минорный.

- Что помогло вам именно такой представить себе музыку? ( характер стихотворения)

-А как вы думаете, что поэта вдохновило на создание стихов? ( природа) - Многие художники, писатели, поэты, живописцы, музыканты, описывали и описывают неповторимые красоты природы. – Наверное, и вы не раз любовались тихой красотой родной природы, ведь в каждом из нас живёт умение видеть прекрасное. – Давайте посмотрим на ваши рисунки о природе повнимательнее. Назовите те рисунки, которые бы соответствовали характеру стихотворения «Уж вечер» . - Какие краски мы видим на рисунке? ( мягкие, спокойные, рисующие умиротворение). – Что похожего можно найти в стихах и рисунках? ( описание лирической тишины, умиротворения покоя. Видимо, подобная красота вдохновила поэта и вас).

«Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама», П. И. Чайковского, (слушание)

- Совпадает ли характер Чайковского с нашими представлениями?( совпадает)

- Какое состояние души передаёт музыка? ( состояние покоя) - Сколько голосов звучало при исполнении музыки? ( два голоса) - Какой аккомпанемент услышали? ( фортепиано) - Какие голоса исполняли произведение?( женский высокий и низкий) - Как называется высокий женский голос ? ( сопрано) - Более низкий голос меццо- сопрано.( вывести новые слова на экран) - Как называется ансамбль , состоящий из двух исполнителей? ( дуэт) - Эта музыка называется «Дуэт Лизы и Полины». Он звучит в опере П. И. Чайковского « Пиковая дама». Содержание этой оперы очень драматично. Главные герои её, Лиза и Герман, погибают. Дуэт звучит в начале оперы. У Лизы в комнате собрались подруги. По их просьбе Лиза и Полина исполняют этот дуэт. Позже мы более подробно познакомимся с оперой « Пиковая дама» Музыку к этой опере написал п.И. Чайковский, а либретто- брат композитора м.и. Чайковский по повести Пушкина « Пиковая дама». – Что такое либретто? ( литературно- драматическая основа оперы ). – Назовите ещё музыкальные жанры, в основе которых также лежит либретто? ( оперетта, балет). – Какие оперы Чайковского вы знаете? ( « Евгений Онегин», « Иоланта»). – П.И. Чайковский – великий русский композитор. Его имя известно во всем мире. Он жил более ста лет назад. Написал много разных фортепианных пьес:» Времена года»; сборник « 16 пьес для детей»; «Детский альбом» для фортепиано. В нём 24 пьесы для детей. – Ребята, а какие балеты Чайковского вы знаете? ( Балет « Лебединое озеро»,»Щелкунчик», «Спящая красавица ») -А что такое балет? ( спектакль, где все танцуют)

Послушайте музыкальный фрагмент из прекрасного балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.

Обратите внимание на характер музыки, на оркестровое развитие.

- Понравилась вам музыка? ( да ) - Какое состояние души передаёт она? (и нежность, и трепетное волнение, отчаяние, и робкие надежды). – Какие музыкальные средства находит композитор, чтобы передать всю эту сложную гамму чувств? (Песенность, танцевальность, разные виды развития: динамическое, оркестровое, тембровое, использует изобразительные интонации). - Как звучит главная тема? ( нежно, певуче) - Какой инструмент исполняет главную тему? ( гобой- духовой инструмент) - Какой инструмент его сопровождает ? ( арфа) - Что в музыке изображает арфа? ( трепетное движение волны) - Эта музыка из балета « Лебединое озеро», а фрагмент, который прослушали, называется «Тема лебедей», которая звучит во вступлении ко второму действию. В основу балета легла немецкая сказка о прекрасной любви, способной сокрушить самые злобные чары и коварство. Главные действующие лица в ней Одетта и её подруги- лебеди, принц Зигфрид и злой Робарт со своей дочерью Одилией. Лебеди – это прекрасные девушки, заколдованные злым Робартом. Только ночью они превращаются в людей. Стая белых лебедей плывёт по озеру. Выйдя на берег лебеди, кружаться в медленном хороводе. Юный принц Зигфрид, видит, как королева лебедей внезапно превращается в девушку. Её красота очаровывает принца, и он клянётся девушке- лебедю Одетте в вечной любви. Только искреннее чувство может спасти Одетту и её подруг от злых чар Ротбарта, возникает большая танцевальная сцена.

-Появился бы этот балет. Если бы не было литературы?( нет, т.к. в основе балета лежит либретто).

Обобщение по уроку:

-Какие вокальные жанры вы знаете?( оперы, кантаты, песни, романсы ) - Что произошло бы со всей вокальной музыкой, если бы не было литературы? ( она бы не появилась бы на свет). – Что произошло бы с балетами? ( их просто бы не было). – Музыка без литературы обеднела бы и понесла бы огромнейшие потери. Наша жизнь стала бы скучной, неинтересной, серой, будничной. Ведь музыка всегда с нами, начиная с рождения человека. Музыка делает наши сердца и души добрыми, нежными, красивыми.

Домашнее задание:

Написать небольшое сочинение на тему» Что стало бы со мной, если бы не было музыки»

В заключении урока исполним русскую народную песню «У зари-то, у зореньки».























































Урок музыки на тему "Роль литературы в музыке"
  • Музыка
Описание:

Данный урок проводится в 5 классе, тема урока "Роль литературы в музыке"

На данном уроке учащиеся познакомились с музыкой русских композиторов Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского.

Ребята узнали и осознали многообразие и богатство связей музыки с литературой и изобразительным искусством. У рребят появилось более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее её восприятие.

На протяжении всего урока у учащихся воспитывалась любовь к русской классике, Родине, природе.Также на уроке повторили и закрепили знания о балете, опере, либретто.Учащиеся исполняли песни, слушали музыкальные произведения, рассуждали, фантазировали, говорили о средствах музыкальной выразительности.

Автор Александрова Светлана Викторовна
Дата добавления 11.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 1114
Номер материала 6995
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы