Главная / Музыка / Урок музыки на тему "Образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве" (5 класс)

Урок музыки на тему "Образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве" (5 класс)

Тема: Образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве.


«Звать через прошлое к настоящему»

М. П. Мусоргский

Цель: Прослушав фрагмент кантаты С. Прокофьева и, рассмотрев триптих П. Корина, дать сравнительную характеристику героического образа А. Невского, обосновать выбор жанра композитором и художником, отобразив результаты деятельности в таблице.

Задачи:

- закрепить понятие кантаты, как музыкального произведения торжественного или лирико-эпического характера;

- сопоставить строение хора из кантаты «Вставайте, люди русские», композицию картины, используемые средства выразительности, эмоциональную окраску и основную идею произведений;

- приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей эмоциональному проживанию исторических событий и судеб защитников Родины.


Оборудование:

  1. компьютер,

  2. телевизор,

  3. музыкальный центр,

  4. синтезатор.

Предварительная работа:

Из класса выбираются 3 учащихся – историк, музыковед и искусствовед. Им даётся задание подобрать материал о личности Александра Невского, истории создания кантаты «Александр Невский» и триптиха П. Корина «Александр Невский».

Основные понятия:

Кантата, триптих


Записи на доске:

Эпиграф «Звать через прошлое к настоящему», С. Прокофьев, П. Корин, кантата, триптих.

Кластер: р. Нева, Эрмитаж, Адмиралтейство, блокада, Александро-Невская лавра.



ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

Вход в класс. Проверка готовности к уроку, отметка в журнале отсутствующих.


  1. Мотивация.

- Ребята! Сегодня у нас на уроке гости, и мы проведём с вами не совсем обычный урок. На этом уроке вы узнаете много нового и интересного, встретитесь со знакомыми вам названиями и понятиями, научитесь давать художественную характеристику произведениям искусств, самостоятельно составите таблицу, которая пригодится вам для последующих занятий, и сами сможете оценить свою деятельность на уроке.

(у учащихся на парте лежит таблица, которую они будут заполнять по ходу урока)







Фамилия, имя



Деятельность учащихся

Кантата С. Прокофьева «Александр Невский»

Триптих П. Корина «Александр Невский»

1

Определение количества частей



2

Определение эмоциональной окраски



3

Определение средств выразительности



4

Наличие образа



5

«Звать через прошлое к настоящему»



6

Обоснование выбранного жанра





7

Главная мысль





  1. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на работу на уроке.

- А пока, давайте встанем и выполним несколько упражнений.

(Выполнение дыхательных упражнений, проговаривание скороговорок на разработку артикуляционного аппарата, пение распевки по группам.)

  1. Актуализация опорных знаний.

(на экране изображена картина Б. Грекова «Трубачи»)

- Посмотрите и подумайте, почему наш урок открывает картина Б. Грекова?

(дети объясняют, что на прошлом уроке мы говорили об этой картине)

- Много произведений искусства посвящено героям, теме войны, защиты Родины, подвига. Сегодня мы продолжим разговор о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства, и урок наш будет посвящён героической теме.

(дети могут сами определить направление урока)


  1. Формирование новых знаний.

- Я предлагаю вам, отправится на территорию с богатым героическим прошлым. А где мы окажемся, подскажут нам названия объектов, написанных на доске.

( используя названия объектов, написанных на доске, дети определяют название города, если затрудняются, то подсказать, что 27 января вся страна отмечала день снятия блокады, затем на экране появляется слайд и изображением Александро-Невской лавры)

- Как вы думаете, почему из всех объектов я выбрала именно Александро-Невскую лавру? Почему лавра получила название Александро-Невской?

(дети объясняют, что лавра названа в честь Александра Невского)

- Кто такой Александр Невский расскажет нам наш историк.

Историческая справка: (рассказывает учащийся-историк)

- Александр Невский прославился своими ратными подвигами в начале 13 века, когда одержал победу над шведами на реке Неве и разбил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище.

(сразу после сообщения звучит фрагмент кантаты «А и было дело на Неве-реке»)

- Фрагмент, который только что прозвучал, является частью кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский». Давайте вспомним, что такое кантата. Перед вами музыкальные словарики, найдите в них определение «кантаты».


Работа со справочным материалом

(дети работают в словарях и находят определение термина)

Об этом произведении нам расскажет музыковед.

(рассказывает учащийся-музыковед)

Музыковед - учащийся: Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Кантата была написана композитором С. Прокофьевым в 1938 году, за три года до начала Великой Отечественной войны. Когда композитор писал кантату, фашисты уже вели войну в Европе. В музыке кантаты композитор отобразил героическую борьбу дружины князя с рыцарями-крестоносцами.

- Сейчас мы послушаем ещё один фрагмент из кантаты - это хор «Вставайте, люди русские»

(звучит хор)

- С чего начинается этот хор? (с колокольного звона)

-Почему композитор решил включить в музыку кантаты колокольный звон?

(потому что колокольный звон всегда собирал народ, если случалось какое-либо событие)

- Сколько частей в хоре? (3)

- Все три части звучат одинаково?

(I и III часть надо звучат энергично, музыка передаёт героический характер и решительность народа защитить свою Родину, II часть — широкая, распевная, близкая по характеру русской народной песне, похожей на былину)

- Какие средства выразительности использовал композитор?

(громкость, маршевый характер в 1 и 3 части, плавную, широкую мелодию во 2 части)

- Этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны? Как вы думаете, почему? Какие интонации вы слышите в мелодии хора? (в крайних частях хора слышен активный призыв к защите Родины)

- Давайте с вами попробуем исполнить I часть хора.

(Учащиеся встают и исполняют I часть хора)

-Исторические события, связанные с именем Александра Невского нашли своё отражение не только в музыке, но и в изобразительном искусстве. Художник П. Корин создал картину, которая тоже называется «Александр Невский». А историю создание картины нам расскажет искусствовед.

Искусствовед- учащийся: В 1942 году задумал Павел Корин написать картину. Два года уже шла война, а конца её ещё не было видно. Он знал, что на фронте за каждым смерть ходит, в тылу — голод и холод, страх за близких. Но не сдается народ, держится! Надо бы поднять боевой дух людей: пусть вспомнят, что они — потомки великих полководцев, победоносных воинов, которые и прежде немцев били, и сейчас побьют! Одна мысль не давала художнику покоя. И решил он: «Мне сначала надо главную правду найти! И написал Павел Корин картину об Александре Невском.

( на экране триптих П. Корина «Александр Невский»)

- Сколько частей в картине? (3)

-Такая картина, состоящая из трёх частей, называется триптих.

-Как вы думаете, почему художник поместил фигуру князя в центральной части картины?

(Потому что его фигура олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, готового сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.)

- Какие средства выразительности использовал художник, чтобы изобразить смелость и решительность в фигуре князя?

(контраст, яркие краски, преобладание холодных серых оттенков красок в изображении доспехов князя, резкие угловатые линии)

- Давайте дадим характеристику каждой части картины. Перед вами карточки-подсказки. Я предлагаю каждой команде составить описание своей части картины.





Работа в группах.

(учащиеся распределяются по группам, каждой из групп даётся задание дать описание части картины, дети работают с карточками и, используя термины, дают характеристики)

- Что общего у хора и картины?

( в картине и хоре 3 части, и все они объединены общим замыслом)

- В каком произведении мы ясно видим образ Александра Невского: в хоре или в картине?

( в картине, а в хоре он только ощущается, угадывается)

- Почему композитор выбрал жанр кантаты, а художник нарисовал триптих?

(композитор выбрал жанр кантаты потому, что это произведение героического, эпического характера, а художник изобразил на своей картине сказ, былину, потому что благодаря этим жанрам мы узнали о таком герое, защитнике Отечества, как Александр Невский)

-Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет взят из событий XIII века, а само произведение всем своим существом, всем своим духом связано с XX веком. Я уверена, что встретившись с картиной П. Корина и с музыкой кантаты С. Прокофьева, или просто вспоминая об этих произведениях, вы всегда будете ощущать внутреннюю художественную связь этих замечательных произведений.

- Как вы понимаете эпиграф нашего урока: «Звать через прошлое к настоящему»?

(дети высказывают своё мнение и делают запись в таблице)

- В  1941г. был показан кинофильм «Александр Невский», и там тоже звучал хор «Вставайте, люди русские».

(Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский» режиссёра С. Эйзенштейна, где звучит хор)

- Что вы можете сказать об увиденном фрагменте?

- Какую роль здесь играет музыка? (помогает переживать события)

-Вот видите, не только в музыке и изобразительном искусстве рассказывается о героическом прошлом нашего народа, но и в киноискусстве.

- Может быть, кто-то в будущем станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском.  А может кто-то уже сейчас хочет попробовать себя в этом?
 (Учащиеся поднимают руки, учитель выбирает одного)

- Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из троих кандидатов. Если бы ты снимал фильм, кого из класса  взял бы на главную роль?

(Ученик выбирает из класса 3 мальчиков.)

- Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией:

1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»
2. «С родной земли умри, а не сойди!»
3. «На том стояла, стоит, и стоять будет земля русская!»

(Ученик-режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль.)

6. Итог урока.

- У нас осталась незаполненной последняя строка таблицы. Заполните её, указав, какая главная мысль прослеживается в картине П. Корина и в характере хора из кантаты С. Прокофьева.

5. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Главной фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской  святой князь Александр Невский. Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, заполнив таблицу:





Сегодня на уроке я узнал




Мне было интересно




У меня получилось




У меня не получилось




Я хотел(а) бы




Я оценил бы свою деятельность на уроке на…


Комплимент другу




  1. Домашнее задание.

а) расспросить своих близких об орденах, которыми награждали защитников Отечества и если в вашей семье кто-то имел такие награды, то рассказать о нём;

б) найти материал и рассказать об ордене Александра Невского, о его истории, кого и за что награждали этим орденом;

в) нарисовать рисунок или сделать фото ордена Александра Невского.


Урок музыки на тему "Образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве" (5 класс)
  • Музыка
Описание:

Данный урок является уроком открытия нового знания. Он логически связан с предыдущими уроками. Этап актуализации опорных знаний позволил быстро включить учащихся в освоение нового знания, были созданы условия для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием («точка удивления»), что позволило учащимся самостоятельно сформулировать учебную задачу. Вначале учащиеся были настроены на урок в виде виртуальной экскурсии.

Цель урока была следующая: прослушав фрагмент кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» и рассмотрев триптих П. Корина «Александр Невский» дать сравнительную характеристику героического образа Александра Невского, обосновать выбор жанра композитором и художником, отразив результаты своей деятельности в таблице.

На уроке дети закрепляли понятие «кантаты», усваивали новый термин «триптих», приобщались к сокровищам музыкальной классики и изобразительного искусства.

В конце урока ребята заполняли анкету, которая позволила осуществить самоанализ своей деятельности и дала возможность оценить свою работу каждому учащемуся.

Включение в анкету последнего пункта «комплимент» завершил урок на положительной ноте и позволило учащимся оценить вклад друг друга на уроке, поблагодарить своего товарища или учителя.  Такой подход даёт возможность удовлетворить в признании личностной значимости каждого.

Проведение рефлексии в виде таблицы было для учащихся новым видом деятельности, с которой они успешно справились.

Домашнее задание носило дифференцированный характер, позволяющее выполнить его учащимся с разным уровнем подготовки.

 

 

Автор Петренко Ольга Георгиевна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 2870
Номер материала 5308
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓