Главная / Музыка / Урок музыки на тему "Движение в музыке" (1 класс)

Урок музыки на тему "Движение в музыке" (1 класс)

Урок музыки в 1 классе ФГОС составила учитель музыки и начальных классов

МБОУ НОШ с. Стерлибашево Стерлибашевского района Республики Башкортостан

Шарипова Резеда Талгатовна

(по программе «Музыка 1-8» авторов Хусаиновой Р.Х. и Ямалтдиновой Н.Г.)

Тема урока: Движение в музыке.

Цели:1. Познакомить детей с музыкальными произведениях в которых передается движение предметов.

2.Привести детей к выводу- какими средствами музыкальной выразительности композиторы передают движение в музыке.

3.Познакомить учащихся с музыкальными произведениями передающими движение различных предметов.

Задачи: 1. Научить определять движение в музыке.

2.Развивать музыкальный слух, ритм.

3.Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.

4. Развивать способность сопереживать музыкальному образу, определять музыкальное произведение по звучащему фрагменту.

Тип урока: Расширение знаний.

Вид урока: Традиционный с элементами игры.

Информационно-методическое обеспечение: Компьютер, интерактивная доска, изображение лошадей, портреты композиторов Д. Кабалевского, З. Исмагилова, П.И. Чайковского, магниты, диски ФХ 1 № 15 «Акбузат», ФХ №1 Н. Галлиев «Сабантуй», «Спой нам ветер» Д. Кабалевский «Кавалерийская», Петр Чайковский «Игра в лошадки»

Содержание: слушание произведений их интонационно-мелодико-ритмический анализ, хоровое исполнение, пластическая импровизация, исполнение песни.

Новые понятия: темп, ритм, остро, стакатто,

Виды и формы контроля: слуховой контроль пения, выразительное исполнение, пластическое интонирование, наблюдение, ролевые игры «Скачем на лошадке»

Проблема урока: Может ли музыка изображать движение?

Прогнозируемы результаты: определять движение в музыке, определять какие предметы движутся под музыку. Выражать желание участвовать в различных формах музицирования на уроке. Назвать понравившееся музыкальное произведение, объяснить свой выбор. Уважительно относиться к творчеству своих товарищей. Знать Ф.И.О. композиторов и названия музыкальных произведений, звучащих на уроке.

Повышенные знания творчества: закрепеление элементарных понятий музыкальной грамоты :ритм, темп, стакатто, уметь определить на слух знакомые музыкальные фрагменты. Рассказать о понравившейся музыке , услышанной во время урока.


Ход урока

Вход «Акбузат» З. Исмагилов

  1. Организационный момент

- Приветствие «Здравствуйте ребята! Здравствуйте учитель!»

2. Актуализация знаний

-Мы снова с вами на уроке музыки и продолжим разговор, о том, что музыка может нам многое рассказать, главное научиться понимать музыкальный язык.

Мотивация к деятельности (формирование познавательных ууд)

-А хотите узнать о ком и о чём, мы с вами будем говорить на уроке? (да)

-Попробуем отгадать загадку.


-У меня большая грива, ушки и копытца.

Прокачу того игриво, кто не побоится.

Моя шёрстка гладка, кто же я?... (лошадка)

(вывешиваются рисунки лошадей)


Создание проблемной ситуации

-Ребята, кто заметил, что-то необычное? Лошадь и музыка? (ответы детей) Стук, пульсация

-Как же решить эту проблему? (ответы детей)

(связь музыки и движения)


Открытие нового знания.

- Музыка может передавать движение.

-Хорошо, вспомните, кто и что у нас движется (ответы детей) транспорт, различные предметы. Живые существа (люди, животные, насекомые, рыбы)

- Покажите, как плывут рыбы? Летают бабочки, жуки, бегут собачки, прыгают зайцы, скачут лошади. (движения детей)


Первичное закрепление

(Учитель играет пьесу Р. Шумана «Смелый наездники».)

-Что вы услышали в этом произведении? (ответы детей)

- Какое настроение звучало в этой пьесе? (ответы детей)

- Как можно назвать это произведение? (ответы детей)

- А кто хочет узнать какой композитор сочинил эту музыку? (немецкий композитор Р.Шуман)

- Что помогло услышать вам скачку? (ответы детей)


Первичное закрепление

- Что бы услышать движение в музыке, она должна звучать быстро, живо, пульсирующее, в музыке этому даны музыкальные названия – темп, если музыка звучит быстро или медленно, и ритм если у нее есть пульс. (вывешиваются термины ТЕМП, РИТМ)


Пластическое интонирование (формирование регулятивных ууд)

Слушая пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского

(повесить портрет композитора)

«Кавалерийская» мы простучим пальчиками по ладошке. Что мы должны простучать? (ритм)

-А каким он будет быстрым или медленным) (быстрым).

- Попробуем постучать по столу. (движения детей)

- Слушаем пьесу и стучим по ладошке. Приготовились, начали…

(Слушание пьесы Д. Кабалевского «Кавалерийская)

(Формирование личностных ууд)

-А кто знает, кто такие кавалеристы? Военнослужащий конной армии

Открывается презентация (показать 1 слайд), повесить фото Шаймуратова М.М.

- Ребята в преддверии для Победы 9 мая, надо сказать об этом смелом полководце генерал- майоре Минигали Шаймуратове, который отважно воевал с со своими конниками на фронтах Великой Отечественной войны.


-А теперь продолжая разговор о движении в музыке мы послушаем песню «Лошадки» и покажем этот ритм в песне, которую я спою.

Следующий слайд

(Учитель исполняет песню «Лошадки»)


1 . Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!

Мчатся, мчатся без оглядки, но, но, но!

Скачут, скачут в город новый, цок, цок, цок!

Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!


2. Вы лошадки, нас возьмите, да, да, да!

Быстро, быстро нас домчите, да, да, да!

Эй, лошадки на пригорок, гоп, гоп, гоп!

Вот он город, новый город, стоп, стоп, стоп!


- Как называется эта песня? Понравилась вам она? Сможем мы её спеть?

- Сможем, если споем ее вместе, дружно, слушая друг друга, четко произнося слова и правильно пропевая мелодию.

- Какие слова здесь повторялись чаще?

но, но, но! цок, цок, цок! да, да, да! гоп, гоп, гоп!

- Повторили за мной. Вам понравилось?

Оценка, контроль, коррекция (формирование познавательных ууд)

Чего не хватало в вашем исполнении? (чёткости, ритма)

- Как должен работать язычок?

Губы, челюсть двигается свободно, но быстро.

- Повторили ещё раз. (дети повторяют)


Следующий слайд

- О чем эта песня? (о том, что скачут две лошадки)

- Повторили слова 1 строчки

- Что значит мчаться? (скакать быстро)

- Куда они мчаться? ( Скачут, скачут в город новый)

- Что слышно от их скачки? (цокот железных подков, которые прибивают им на копыта)

- А что делаем мы? (просим их взять с собой)

- Куда надо им подняться? (на пригорок, или на маленькую горку)

- Что бы добраться быстрее до нового города.


Чтение текста песни и пропевание по строчкам.

- Повторение по последнему слайду.


Исполнение песни с движениями - девочки держа вожжи и приседая, мальчики пришпоривая ногами коня.

Показать на презентации слайд шпоры

Сесть и посмотреть зрительный ряд

(картины с изображением лошадей)

-Учитель читает стихи про лошадей.

С. Бешенковский

Несёт меня мой верный конь,

Он рыжей масти, как огонь.

И на ветру, его игриво,

Как паруса трепещет грива.


Р. Каменских

На серебряном коне

я катался при луне.

Конь легко бежал рысцой

по тропинке над рекой.

Ветер волосы трепал,

я смеялся, конь мой ржал.


С. Лосева

Ходит, бродит конь гнедой

С пышной гривой золотой.

И подковки не простые.

Все четыре – золотые.

Под уздечку взял коня.

Пусть мой конь несёт меня

В чисто поле.

Вот раздолье!

Интеграция предметов

-Композитор передает движение в музыке, а как художник передает движение? (в картине, красками)

Выключить презентацию


Применение новых знаний (формирование коммуникативных ууд)

- Какая сейчас пора ? (весна)

-Чем заняты односельчане? (посадкой)

-Какой праздник проходит после завершения работ? (сабантуй)

-И самые интересные соревнования с лошадями это… скачки,


(формирование познавательных ууд)

Мы посмотрим видеофрагмент «Наездники» в исполнении национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан.

- Сейчас вы увидите и исполнение музыкантов, и праздник, но самое главное, это тема нашего урока движение в музыке, скачка лошадей.

Просмотр видеоролика

-Ваши впечатления? (ответы детей)

-Как звучала музыка? (весело, быстро, подвижно, стремительно, полётно, празднично)

Выключить ролик

Рефлексия

- После такого изобилия музыкальных произведений на тему урока, мы сможем самостоятельно сделать вывод:

-Как музыка передает движение? (показать на термины ритм, темп)

-Музыку каких композиторов мы с вами послушали? (Д.Кабалевский, З. Исмагилов, Р.Шуман)

- А еще мы посмотрели картины художников, слушали стихи, и надеюсь, вы сможете определить движение в звучащей музыке, повторить песню «Лошадки» и исполнить её своим родным и близким. Как она начинается? Скачут, скачут…

- Что вы можете сказать про работу на нашем уроке?

(ответы детей) мы хорошо и поработали и отдохнули, а после плодотворной работы можно устроить себе праздник. Предлагаю закончить урок пьесой нашего земляка, выходца из Стерлибашево Наиля Галиева «Сабантуй»

Включить запись прослушать первую часть и на второй тихо выйти из класса

-Благодарю Вас за работу до свидания.

4


Урок музыки на тему "Движение в музыке" (1 класс)
  • Музыка
Описание:

Урок музыки на тему "Движение в музыке" (1 класс) разработан по ФГОС, составлен по программе "Музыка 1-8 класс" авторов Хусаиновой Р.Х. и Ямалтдиновой Н.Г. с учетом регионального компонента, определены какие УУД  формируются на каждом этапе урока.  В процессе реализации этапов урока учащиеся будут слушать музыку, исполнять песни, анализировать музыкальные произведения, пластически интонировать.   На уроке  рассматриваются  музыкальные произведения русских и башкирских композиторов. К уроку прилагается презентация. 

Автор Шарипова Резеда Талгатовна
Дата добавления 15.03.2015
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 2025
Номер материала 58089
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓