Главная / Музыка / Урок музыки для 7- го класса Тип урока: повторение и закрепление знаний. Тема урока: «Выразительные средства музыки»

Урок музыки для 7- го класса Тип урока: повторение и закрепление знаний. Тема урока: «Выразительные средства музыки»

Казённое образовательное учреждение Омской области
«Нововаршавская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа - интернат VIII вида»


Подготовила урок музыки учитель:

высшей категории Беседина Людмила Георгиевна

Урок музыки для 7- го класса

Тип урока: повторение и закрепление знаний.

Тема урока: «Выразительные средства музыки»

Цель урока: повторить и закрепить полученные знания о выразительных средствах музыки

Задачи:

- научить определять выразительные средства музыки;

- формировать умение анализировать музыкальные произведения;

- развивать музыкальные способности детей: муз.слух, чувство ритма, память, мышление, внимание.

Методическое обеспечение урока: дидактический материал карточки выразительные средства музыки

ТСО: компьютер,мультимедиа установка для презентаций, музыкальный центр.

Оборудование: фортепиано, баян, гитара, металлофон, ксилофон, шумовыеинструметы.















Ход урока:

  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Учитель поёт: здравствуйте ребята!

Дети поют: добрый день!

Психологический настрой на урок

Учитель: друг другу повернулись и конечно улыбнулись, поверьте, залог успеха на уроке зависит и от вашего отличного настроения. Пожелайте мысленно себе и друг другу успеха на уроке!

Учитель: сядьте удобно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Вдохните отличное настроение, а выдохните всё плохое повторите за мной хором.

- Мы готовы к уроку музыки.

- Музыка поднимет настроение.

Откройте глаза, посмотрите на меня. А теперь я задам вопрос, а вы кивните головой, отвечая на него.

Вы готовы к работе на уроке?

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, сегодня на нашем уроке Слайд №1(семицветик) главное наглядное пособие удивительный цветок. Посчитайте сколько лепестков?

Дети ответ:

Учитель: на что вы обратили внимание?

Дети: лепестки разного цвета

Учитель: правильно семь лепестков разного цвета, как назовем цветок?

Дети: «семицветик»

Учитель: правильно «семицветик» прочитайте двустишье Слайд №2

Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот.

  1. Сообщение цели и темы урока.

Учитель: наш «семицветик» - это не только семь нот, но и важные составные части, из которых складывается музыка. Как вы думаете, с помощью чего музыка становится понятной, красивой, разнообразной, выразительной?

Дети ответ: с помощью мелодии, темпа, ритма, динамики

Учитель: на данный момент вы не все средства перечислили. С помощью «семицветик» в конце урока вы их все назовёте. А как можно назвать, из чего складывается музыка, объединив понятия музыкальный язык?

Дети: выразительные средства музыки

Учитель: правильно Слайд № 3тема урока: «Выразительные средства музыки»

Прочитайте первое слово темы урока.

- Как вы его понимаете?

Дети:

Учитель: вижу у вас затруднения, встречались ли вы на уроке чтения, с фразой прочитайте выразительно, стихотворение?

Дети:

Учитель: с помощью чего поэт выражает чувства, мысли?

Дети: с помощью слова и интонации

Учитель: на каком уроке вы слышали, выполняем танцевальные движения выразительно, передавая характер танца?

Дети: на ритмике

Учитель: на каких , ещё, уроках вы встречались с фразой «исполните выразительно»?

Дети: на уроке рисования выразительно рисуем глаза, выражение лица

Дети: на уроке музыки пойте выразительно

Учитель: значит, слово выразительно как, вы понимаете, что означает?

Дети: передать образ, настроение

Учитель: значит, слово выразительно означает образно раскрывающий, мысль.

Учитель: прочитайте второе слово темы урока.

Учитель: как вы понимаете слово средства?

Дети:

Учитель: слово средства означает способ действия для достижения цели, в музыке назовём язык, который нам помогает понять произведение.

Учитель: ребята подумайте и скажите, на прошлых уроках мы говорили, из чего складывается музыка?

Дети: да

Учитель: и сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о выразительных средствах музыки, т.е. из чего складывается музыка. Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Дети: учить, изучать

Учитель: вы на каждом уроке пополняете свои знания, для вас это новый материал

Дети: нет

Учитель: если этот не новый материал, то мы что будем делать?

Дети: повторять изученное

Учитель: а ещё кто и как думает?

Дети: проверять знания чему научились

Учитель: вы правильно ответили на каждом уроке повторяем, изучаем и проверяем чему научились. На уроке мы повторим и закрепим знания о выразительных средствах музыки. Выразительные средства помогают музыке меняться, развиваться, звучать интересно, ярко, красочно, выразительно.

Учитель: чему учимся на уроках музыки?

Дети: учимся правильно петь

Дети: слушаем музыку, говорим о ней

Дети: угадываем мелодии, хлопаем ритмы

Дети: разгадываем музыкальные викторины, кроссворды

Учитель: вы правильно перечислили. Что обычно определяем в музыке?

Дети: какой характер?

Дети: какая мелодия?

Дети: какой темп?

Дети: какая динамика?

Учитель: т.е. мы учимся определять выразительные средства музыки и это задача номер один, над которой мы будем работать на уроке, заостряю ваше внимание задача:

- научиться определять выразительные средства музыки

Учитель: вы сказали слушая, музыку мы о ней говорим, т.е. учимся анализировать музыкальные произведения. Обратите внимание, это задача номер два

- уметь анализировать музыкальные произведения.

Как вы думаете, выполнимы поставленные задачи, вы справитесь?

Дети:

Мотивация к уроку

Учитель: наш Слайд № 4«семицветик» не простой, все лепестки заколдованы, но если мы с вами сможем их расколдовать, то наступит чудо, мы сможем с вами попасть в удивительную страну, которая называется Музыка. Музыка, где всем управляют выразительные средства музыки. Не забывайте, оценка на уроке зависит от ваших знаний, а для этого надо быть внимательным, сосредоточенным, активным. Желаю успеха!

Ну, что ребята попробуем расколдовать «семицветик»?.

Дети: да

  1. Систематизация знаний.

Проверка выполнения домашнего задания

Учитель: чтобы расколдовать первый лепесток проверим домашнее задание.

На прошлом уроке вы записали вопросы. Выполняя домашнее задание, надо было ответить на вопросы, письменно Ребята вы все справились с заданием? (Если будут затруднения помочь объяснить) Прочитайте в тетрадях первый вопрос. Слайд №5Дом. Задание два вопроса

Что означает слово «Болеро»?

Учитель: пожалуйста, в парах поменяйтесь тетрадями и проверьте правильный ответ

Учитель: сравните и проверьте правильный ответ на экране Слайд №6

Болеро название испанского танца. Ребята, прошу проверить в тетрадях. Напротив ответа в тетрадях на полях поставьте плюс, кто ответил правильно и минус, кто ответил не правильно.

Учитель: проверяем следующее задание

Определите силу звучания музыкального произведения:

в начале

в середине

в конце

Учитель: посмотрите на экран, сравните и проверьте ваш ответ Слайд № 7 в начале музыка звучит очень тихо пианиссимо,

В середине не очень громко меццо форте,

в конце очень громко фортиссимо.

поставьте плюс на полях напротив ответа, если справились. И минус, если не справились

Учитель: верните свои тетради. Посмотрите, как вы справились

4. Закрепление и повторение изученного материала

Учитель: чтобы расколдовать первый лепесток, надо ответить на вопрос. Что означает сила звука? В тетрадях поставьте цифру один и напишите ответ

Учитель: поменяйтесь тетрадями и проверьте ответ. Сравните и проверьте напротив цифры один на полях ставим знак плюс, если справились и минус, если нет проверяем ответ

Учитель: дав правильные ответы на вопросы, Слайд № 10расколдован первый лепесток Динамика является выразительным средством музыки.

2. Темп.

Учитель: чтобы расколдовать второй лепесток я предлагаю, следующее задание. Прошу первый ряд представить себя в роли дирижёра, а второй и третий ряд вы музыканты исполнители, каждый играть будет воображая и представляя инструмент, на котором вам хотелось бы с играть. Ребята, я прошу всех встать, так будет удобно. Но в соответствии характера, настроения музыки(учитель исполняет музыкальный фрагмент в медленном темпе, затем в быстром). Ребята спасибо садитесь. Как работали ваши руки? На что вы обратили внимание?

Ученики: первый фрагмент музыка звучала медленно, поэтому руки медленно выполняли движения, а второй очень быстрый

Учитель: значит в музыке, что менялось?

Дети: скорость звучания

Учитель: скорость звучания музыки означает? В тетрадях поставьте цифру два и напишите ответ

Дети:

Учитель: поменяйтесь тетрадями и проверьте ответ. Сравните и проверьте напротив цифры два на полях ставим знак плюс, если справились и минус если нет. Проверяем ответ

Учитель: Слайд № 11Темп – скорость звучания музыки и это выразительное средство музыки. Вот и расколдовали второй лепесток

3.Тембр.

Учитель: следующее задание. Я приглашаю выйти две группы по шесть учащихся. Одна группа будет играть на инструментах, в конце музыкального класса, а другая группа отвернётся и будет угадывать, называть, какой звучит инструмент.? (Дети угадывают музыкальные и шумовые инструменты)

Учитель: Ребята, почему мы с вами не видим музыкальный инструмент, человека, а звучание его можем узнать?

Ответы учащихся: у каждого инструмента свой звук, свой голос

Учитель: окраска звучания голоса означает? В тетрадях поставьте цифру три и напишите ответ

И сами себя проверьте. На полях на против цифры три ставим плюс за правильный ответ и минус за не правильный

Учитель: мы расколдовали третий лепесток, который называется Слайд № 12 Тембр – окраска звучания. Тембр является средством музыкальной выразительности.

4. Лад.

Учитель: Следующее задание. Мы с вами споём две песни, но в начале выполним артикуляционные упражнения разминку. Ребята для чего мы выполняем артикуляционные упражнения?

Дети: для того, чтобы разогреть язык

Язык работал правильно

Учитель: я зыком вращаем по кругу, как будто чистим зубы повторяйте за мной в право, затем обратно. Второе упражнение «футбол» гоняем мяч в право, влево. Последнее упражнение набираем воздух и пальчиками стучим по щекам, как по барабану. Распев на слога: ма, мэ, ми. Ребята, кто желает спеть песню «в лесу родилась ёлочка». Обратите внимание на: Слайд № 13 критерии оценки исполнения

  1. Дикция, четко проговаривайте слова.

  2. Соблюдайте ритм и темп.

  3. Пойте выразительно, предавая характер и настроение песни.

По этим показателям будем оценивать ваше исполнение.

Дети поют

Учитель: давайте оценим. Все ли условия были соблюдены? По каждому пункту. Какую оценку можно поставить?

Дети оценивают своё пение и других учащихся.

Учитель: угадайте песню по вступлению, какая назовите? («Россия» или «Дом родной»)

Дети ответ:

Учитель: кто желает исполнить? Критерии оценки те же Слайд № 13 критерии оценки

Дети поют

Учитель: давайте оценим

Учитель: чем отличаются песни?

Дети: одна песня весёлая, светлая, радостная, быстрая

Учитель: значит весёлое настроение, какой термин означает? Запишите в тетрадях. Слайд № 10

Ребята: вторая песня грустная, более напевная, плавная.

Учитель: значит, грустное настроение какой термин означает?

Учитель: запишите в тетрадях цифра 4 ответ музыкальный термин мажорный и минорный означает?

И сами себя проверьте. На полях на против цифры четыре ставим плюс за правильный ответ и минус за не правильный.

Дети: в тетрадях лад

Учитель: Вы расколдовали четвертый лепесток, который называется Слайд № 14 Лад – характер мелодии

5.Регистр.

Учитель: Следующее задание – творческое. Нужно, импровизировать на фортепиано звуки, характеризующие: пение птиц, мышку, медведя, уханье совы, грохот грома, голос папы, мамы, малыша.

Дети играют.

Учитель: почему вы играли в разных диапазонах?

Дети: звуки бывают разные по высоте высокие, средние, низкие.

Учитель: высокий, средний, низкий в музыке означает? Цифра пять пишем ответ.

Поменяйтесь парами тетрадями. На полях на против цифры четыре ставим плюс за правильный ответ и минус за не правильный.

Учитель: мы расколдовали 5 лепесток, который называется Слайд № 15 Регистр - участок звукового диапазона. Верните свои тетради себе.

6.Ритм.

Учитель: Следующее задание. В начале, ребята проиграют мелодию на металлофоне и ксилофоне, затем мы поможем усилить игру шумовыми инструментами.

Дети: (играют на шумовых инструментах)

Учитель: определите, что исполняли шумовые инструменты мелодию или ритм? Запишите цифру шесть и ответ

Учитель: 6 лепесток называется Слайд № 16 Ритм – чередование сильных и слабых долей. Ритм является выразительным средством музыки.

7. Мелодия.

Учитель: Последнее задание. Ребята внимательно послушайте, то, что я исполню (звучат аккорды на гитаре без основной мелодии) Вы можете сказать что прозвучало?.

Дети: не понятно

Учитель: а почему, как вы думаете?

Учитель: запишите цифру семь

послушайте следующее исполнение(исполняет отрывок с мелодией) запишите ответ

Учитель: ребята седьмой лепесток расколдовали Слайд №17 мелодия – душа музыки. Из мелодии рождается музыкальное произведение. Проверьте ответ, отмечаем на полях

  1. Подведение итогов урока и оценка знаний учащихся

Учитель: Ребята, давайте ещё раз повторим название всех лепестков.

Дети:

Учитель: попробуем изобразить какой-нибудь образ литературный или исторический, исполнив несколько звуков на инструменте. При этом, станем проверять по «семицветик», выразительные средства музыки. Кто хочет попробовать исполнить на инструменте музыкальный образ?

Учитель: у вас у каждого карточки, допишите выразительные средства музыки в «семицветик»

группе с низким уровнем развития дописать одно слово

группе со средним уровнем развития дописать два слова

группе с высоким уровнем развития дописать три слова

Учитель: назовите тему урока?

Дети: выразительные средства музыки

Учитель: зачем нам нужны выразительные средства музыки?

Дети: они украшают музыку

Дети: музыка становится понятной, разнообразной

Учитель: они помогают нам выявить, понять содержание музыкального произведения, его смысл.

Учитель: вы испытывали трудности? Какие?

Дети:

Учитель: что вам понравилось на уроке?

Дети:

Учитель: чему учились на уроке?

Дети:

Учитель: как вы считаете, мы достигли поставленной цели?

Дети: да

Учитель: каким образом?

Дети: повторили пройденный материал

Учитель: сегодня мы повторили и закрепили полученные знания. Теперь вы, ребята, будете лучше понимать музыкальный язык.

УЧИТЕЛЬ: Давайте сейчас попробует поставить себя на место учителя. Вам предстоит оценить свою работу на уроке. Посмотрите в тетрадях, у вас есть на полях плюсы и минусы. Поднимите руку у кого все плюсы. Ты, молодец, умница. Твоя работа на уроке мне понравилась. У кого в тетрадях один минус поднимите руку. В каком вопросе? На следующем уроке мы поработаем над этим вопросом.

Учитель: сейчас мы послушаем музыкальный фрагмент композитора Э.Грига «В пещере горного короля»

Горный король – это тот самый злой король троллей. В подземном царстве троллей Пера вовлекают в дикую пляску, от которой он теряет сознание.

Учитель: домашнее задание, запишите вопрос. Определите выразительные средства музыки, используя семицветик. Прослушанный на уроке музыкальный фрагмент композитора Э.Грига «В пещере горного короля»

Какая динамика? Начинается тихо и всё громче звучит, заканчивается очень громко

Какой темп? Начинается медленно, с каждым повторением все больше ускоряется

Какой тембр? Написанной для виолончели, фагота и контрабаса в начале

Какой лад? Темный минорный

Какой регистр? Мелодия звучит в нижнем регистре

Какой ритм? Ровные шаги

Какая мелодия характер? Музыка страшная, злая, таинственная, сказочная.

Спасибо за работу вы, справились и мне хочется, чтобы ваше настроение целый день было отличным.

Учитель: (поёт) Досвидания ребята!

Дети: (поют дети) Досвидания!















Выразительные средства музыки

динамика

мелодия

регистр

тембр












Выразительные средства музыки

динамика

мелодия

регистр

ритм

тембр











Выразительные средства музыки

динамика

мелодия

регистр

ритм

тембр

темп








Урок музыки для 7- го класса Тип урока: повторение и закрепление знаний. Тема урока: «Выразительные средства музыки»
  • Музыка
Описание:

Казённое образовательное учреждение Омской области
«Нововаршавская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа - интернат VIII вида»

 

Подготовила урок музыки учитель:

высшей категории Беседина Людмила Георгиевна

Урок музыки для 7- го класса

Тип урока: повторение и закрепление  знаний.

Тема урока: «Выразительные средства музыки»

Цель урока: повторить и закрепить полученные знания  о выразительных средствах музыки

Задачи:

- научить определять выразительные средства музыки;

- формировать умение анализировать музыкальные произведения;

- развивать музыкальные способности детей: муз.слух, чувство ритма, память, мышление, внимание.

Методическое обеспечение урока: дидактический материал карточки выразительные средства музыки

ТСО:  компьютер,мультимедиа установка для презентаций, музыкальный центр.

Оборудование: фортепиано, баян, гитара, металлофон, ксилофон, шумовыеинструметы.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

1.               Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Учитель поёт: здравствуйте ребята!

Дети поют: добрый день!

Психологический настрой на урок

Учитель: друг другу повернулись и конечно улыбнулись, поверьте, залог успеха на уроке зависит и от вашего отличного настроения. Пожелайте мысленно себе и друг другу успеха на уроке!

Учитель: сядьте удобно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Вдохните отличное настроение, а выдохните всё плохое повторите за мной хором.

- Мы готовы к уроку музыки.

- Музыка поднимет настроение.

Откройте глаза, посмотрите на меня. А теперь я задам вопрос, а вы кивните головой, отвечая на него.

Вы готовы к работе на уроке?

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, сегодня на нашем уроке Слайд №1(семицветик) главное наглядное пособие удивительный цветок. Посчитайте сколько лепестков?

Дети ответ:

Учитель: на что вы обратили внимание?

Дети: лепестки разного цвета

Учитель: правильно  семь лепестков разного цвета, как назовем цветок?

Дети: «семицветик»

Учитель: правильно «семицветик» прочитайте двустишье Слайд №2

Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот.

2.               Сообщение цели и темы урока.

Учитель: наш «семицветик» - это не только семь нот, но и важные составные части, из которых  складывается музыка. Как вы думаете, с помощью чего музыка становится понятной, красивой, разнообразной, выразительной?

Дети ответ: с помощью мелодии, темпа, ритма, динамики

Учитель: на данный момент вы не все средства  перечислили. С помощью «семицветик» в конце урока вы их все назовёте. А как можно назвать, из чего складывается музыка, объединив понятия музыкальный язык?

Дети: выразительные средства музыки

Учитель: правильно Слайд № 3тема урока: «Выразительные средства музыки»

Прочитайте первое слово темы урока.

- Как вы его понимаете?

Дети:

Учитель: вижу у вас затруднения, встречались ли вы на уроке чтения, с фразой прочитайте выразительно, стихотворение?

Дети:

Учитель: с помощью чего поэт выражает чувства, мысли?

Дети: с помощью слова и интонации

Учитель: на каком уроке вы слышали, выполняем танцевальные движения выразительно, передавая характер танца?

Дети: на ритмике

Учитель: на каких , ещё, уроках вы встречались с фразой  «исполните выразительно»?

Дети: на уроке рисования выразительно рисуем глаза, выражение лица

Дети: на уроке музыки пойте выразительно

Учитель: значит, слово выразительно как, вы понимаете, что означает?

Дети: передать образ, настроение

Учитель: значит, слово выразительно означает образно раскрывающий, мысль.

Учитель: прочитайте второе слово темы урока.

Учитель: как вы понимаете слово  средства?

Дети:

Учитель: слово средства означает способ действия для достижения цели, в музыке назовём язык, который нам помогает понять произведение.

Учитель: ребята подумайте и скажите, на прошлых уроках мы говорили, из чего складывается музыка?

Дети: да

Учитель: и сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о выразительных средствах музыки, т.е. из чего складывается музыка. Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Дети: учить, изучать

Учитель: вы на каждом уроке пополняете свои знания, для вас это новый материал

Дети: нет

Учитель: если этот не новый материал, то мы что будем делать?

Дети: повторять изученное

Учитель: а ещё кто и как думает?

Дети: проверять знания чему научились

Учитель: вы правильно ответили на каждом уроке повторяем, изучаем и проверяем чему научились. На уроке мы повторим и закрепим знания о выразительных средствах музыки. Выразительные средства  помогают музыке меняться, развиваться, звучать  интересно, ярко, красочно, выразительно.

Учитель: чему учимся на уроках музыки?

Дети: учимся правильно петь

Дети: слушаем музыку,  говорим о ней

Дети: угадываем мелодии, хлопаем ритмы

Дети: разгадываем музыкальные викторины, кроссворды

Учитель: вы правильно перечислили. Что обычно определяем в музыке?

Дети: какой характер?

Дети: какая мелодия?

Дети: какой темп?

Дети: какая динамика?

Учитель: т.е. мы учимся определять выразительные средства музыки и это задача номер один, над которой мы будем работать на уроке, заостряю ваше внимание задача:

- научиться определять выразительные средства музыки

Учитель: вы сказали слушая, музыку мы о ней говорим, т.е. учимся анализировать музыкальные произведения. Обратите внимание, это задача номер два

- уметь анализировать музыкальные произведения.

Как вы думаете, выполнимы поставленные задачи, вы справитесь?

Дети:

Мотивация к уроку

Учитель: наш Слайд № 4«семицветик» не простой, все лепестки  заколдованы, но если мы с вами сможем их  расколдовать, то наступит чудо, мы сможем с вами попасть в удивительную страну, которая называется Музыка. Музыка, где всем управляют выразительные средства музыки. Не забывайте, оценка на уроке зависит от ваших знаний, а для этого надо быть внимательным, сосредоточенным, активным. Желаю успеха!

 Ну, что ребята попробуем расколдовать «семицветик»?.

Дети: да

3.               Систематизация знаний.

Проверка выполнения домашнего задания

Учитель: чтобы расколдовать первый лепесток проверим домашнее задание.

На прошлом уроке вы записали вопросы. Выполняя домашнее задание, надо было ответить на вопросы, письменно Ребята вы все справились с заданием? (Если  будут затруднения помочь объяснить) Прочитайте в тетрадях первый вопрос. Слайд №5Дом. Задание два вопроса

Что означает слово «Болеро»?

Учитель: пожалуйста, в парах поменяйтесь тетрадями и проверьте правильный ответ

Учитель: сравните и проверьте правильный ответ на экране Слайд №6

Болеро название испанского танца. Ребята, прошу проверить в тетрадях. Напротив ответа в  тетрадях на полях поставьте плюс, кто ответил правильно и минус, кто ответил не правильно.

Учитель: проверяем следующее задание

Определите силу звучания музыкального произведения:

в начале

в середине

в конце

Учитель: посмотрите на экран,  сравните и проверьте ваш ответ Слайд № 7 в начале музыка звучит очень тихо пианиссимо,

В середине не очень громко меццо форте,

в конце очень громко фортиссимо.

поставьте плюс на полях напротив ответа, если справились. И минус, если не справились

Учитель: верните свои тетради. Посмотрите, как вы справились

4. Закрепление и повторение изученного материала

Учитель: чтобы расколдовать первый лепесток, надо ответить на вопрос. Что означает сила звука? В тетрадях поставьте цифру один и напишите ответ

Учитель: поменяйтесь тетрадями и проверьте ответ. Сравните и проверьте напротив цифры один на полях ставим знак плюс, если справились и минус, если нет проверяем ответ

Учитель: дав правильные ответы на вопросы, Слайд № 10расколдован первый лепесток Динамика является выразительным средством музыки.

2.  Темп.

Учитель:  чтобы расколдовать второй  лепесток я предлагаю, следующее задание. Прошу первый ряд представить себя в роли дирижёра, а второй и третий ряд вы музыканты исполнители, каждый играть будет воображая и представляя инструмент, на котором вам хотелось бы с играть. Ребята, я прошу всех встать, так будет удобно. Но в соответствии характера, настроения музыки(учитель исполняет музыкальный фрагмент в медленном темпе, затем в быстром). Ребята спасибо садитесь. Как работали ваши руки? На что вы обратили внимание? 

Ученики: первый фрагмент музыка звучала медленно, поэтому руки медленно выполняли движения, а второй очень быстрый

Учитель: значит в музыке, что менялось?

Дети: скорость звучания

Учитель: скорость звучания музыки означает?  В тетрадях поставьте цифру два и напишите ответ

Дети:

Учитель: поменяйтесь тетрадями и проверьте ответ. Сравните и проверьте напротив цифры два на полях ставим знак плюс, если справились и минус если нет. Проверяем ответ

Учитель: Слайд № 11Темп – скорость звучания музыки и это выразительное средство музыки. Вот и расколдовали второй лепесток

3.Тембр.

Учитель: следующее  задание. Я приглашаю выйти две группы по шесть учащихся. Одна группа будет играть на инструментах, в конце музыкального класса, а другая группа отвернётся и будет угадывать, называть, какой звучит инструмент.? (Дети угадывают музыкальные и шумовые инструменты)

Учитель: Ребята, почему мы с вами не видим музыкальный инструмент, человека, а звучание его можем узнать?

Ответы учащихся: у каждого инструмента свой звук, свой голос

Учитель: окраска звучания голоса означает? В тетрадях поставьте цифру три и напишите ответ

И сами себя проверьте. На полях на против цифры три ставим плюс за правильный ответ и минус за не правильный

Учитель: мы расколдовали третий  лепесток, который называется Слайд № 12 Тембр – окраска звучания. Тембр является средством музыкальной выразительности.

  4. Лад.

Учитель:  Следующее задание. Мы с вами споём две песни, но в начале выполним артикуляционные упражнения разминку. Ребята для чего мы выполняем артикуляционные упражнения?

Дети: для того, чтобы разогреть язык

Язык работал правильно

Учитель: я зыком вращаем по кругу, как будто чистим зубы повторяйте за мной в право, затем обратно. Второе упражнение «футбол» гоняем мяч в право, влево. Последнее упражнение набираем воздух и пальчиками стучим по щекам, как по барабану. Распев на слога: ма, мэ, ми. Ребята, кто желает спеть песню «в лесу родилась ёлочка». Обратите внимание на: Слайд № 13 критерии оценки исполнения

1.                Дикция, четко проговаривайте слова.

2.               Соблюдайте  ритм и темп.

3.               Пойте выразительно, предавая характер и настроение песни.

По этим показателям будем  оценивать ваше исполнение.

Дети поют

Учитель: давайте оценим. Все ли условия были соблюдены?  По каждому пункту. Какую оценку можно поставить?

Дети оценивают своё пение и других учащихся.

Учитель: угадайте песню по вступлению, какая назовите? («Россия» или «Дом родной»)

Дети ответ:

Учитель: кто желает исполнить? Критерии оценки те же Слайд № 13 критерии оценки

Дети поют

Учитель: давайте оценим

Учитель: чем отличаются песни?

Дети: одна песня весёлая, светлая, радостная, быстрая

Учитель: значит весёлое настроение, какой термин означает? Запишите в тетрадях. Слайд № 10

Ребята: вторая песня  грустная, более напевная, плавная.

Учитель: значит, грустное настроение какой термин означает?

Учитель: запишите в тетрадях цифра 4 ответ музыкальный термин мажорный и минорный означает?

И сами себя проверьте. На полях на против цифры четыре ставим плюс за правильный ответ и минус за не правильный.

Дети: в тетрадях лад

Учитель: Вы расколдовали четвертый лепесток, который называется Слайд № 14 Лад – характер мелодии

5.Регистр.

Учитель: Следующее задание – творческое. Нужно, импровизировать  на фортепиано звуки, характеризующие: пение птиц, мышку, медведя, уханье совы, грохот грома, голос папы, мамы, малыша.

Дети играют.

Учитель: почему вы играли в разных диапазонах?

Дети: звуки бывают разные по высоте высокие, средние, низкие.

Учитель: высокий, средний, низкий в музыке означает? Цифра пять пишем ответ.

Поменяйтесь парами тетрадями. На полях на против цифры четыре ставим плюс за правильный ответ и минус за не правильный.

Учитель: мы расколдовали 5 лепесток, который называется Слайд № 15 Регистр  - участок звукового диапазона. Верните свои тетради себе.

6.Ритм.

Учитель: Следующее задание. В начале, ребята проиграют мелодию на металлофоне и ксилофоне, затем мы поможем усилить игру шумовыми инструментами.

Дети: (играют на шумовых инструментах)

Учитель:  определите, что исполняли шумовые инструменты мелодию или ритм? Запишите цифру шесть и ответ

Учитель: 6 лепесток называется Слайд № 16 Ритм – чередование сильных и слабых долей. Ритм является выразительным средством музыки.

7. Мелодия.

Учитель: Последнее задание. Ребята внимательно послушайте, то, что я исполню (звучат аккорды на гитаре без основной мелодии)  Вы можете сказать что прозвучало?.

Дети: не понятно

Учитель:  а почему, как вы думаете?

Учитель: запишите цифру семь

послушайте следующее исполнение(исполняет отрывок с мелодией) запишите ответ

Учитель: ребята седьмой лепесток расколдовали Слайд №17 мелодия – душа музыки. Из мелодии рождается музыкальное произведение. Проверьте ответ, отмечаем на полях

4.     Подведение итогов урока и оценка знаний учащихся

Учитель: Ребята, давайте ещё раз повторим название всех лепестков.

Дети:

Учитель: попробуем изобразить какой-нибудь образ литературный или исторический, исполнив  несколько звуков на инструменте. При этом, станем проверять по «семицветик», выразительные средства музыки. Кто хочет попробовать исполнить на инструменте музыкальный образ?

Учитель: у вас у каждого карточки, допишите выразительные средства музыки в «семицветик»

группе с низким уровнем  развития дописать одно слово

группе со средним уровнем развития дописать два слова

группе с высоким уровнем развития дописать три слова

Учитель: назовите тему урока?

Дети: выразительные средства музыки

Учитель: зачем нам нужны выразительные средства музыки?

Дети: они украшают музыку

Дети: музыка становится понятной, разнообразной

Учитель: они помогают нам  выявить, понять содержание музыкального произведения, его смысл.

Учитель: вы испытывали трудности? Какие?

Дети:

Учитель: что вам понравилось на уроке?

Дети:

Учитель: чему учились на уроке?

Дети:

Учитель: как вы считаете, мы достигли поставленной цели?

Дети: да

Учитель: каким образом?

Дети: повторили пройденный материал

Учитель: сегодня мы повторили и закрепили полученные знания. Теперь вы, ребята, будете лучше понимать музыкальный язык.

УЧИТЕЛЬ:Давайте сейчас попробует поставить себя на место учителя. Вам предстоит оценить свою работу на уроке. Посмотрите в тетрадях, у вас есть на полях плюсы и минусы. Поднимите руку у кого все плюсы. Ты, молодец, умница. Твоя работа на уроке мне понравилась. У кого в тетрадях один минус поднимите руку. В каком вопросе? На следующем уроке мы поработаем над этим вопросом.

Учитель: сейчас мы послушаем музыкальный фрагмент композитора Э.Грига «В пещере горного короля»

Горный король – это тот самый злой король троллей. В подземном царстве троллей Пера вовлекают в дикую пляску, от которой он теряет сознание.

Учитель: домашнее задание, запишите вопрос. Определите выразительные средства музыки, используя семицветик. Прослушанный на уроке музыкальный фрагмент композитора Э.Грига «В пещере горного короля»

Какая динамика? Начинается тихо и всё громче звучит, заканчивается очень громко

Какой темп? Начинается медленно, с каждым повторением все больше ускоряется

Какой тембр? Написанной для виолончели, фагота и контрабаса в начале

Какой лад? Темный минорный

Какой регистр? Мелодия звучит в нижнем регистре

Какой ритм? Ровные шаги

Какая мелодия характер? Музыка страшная, злая, таинственная, сказочная.

Спасибо за работу вы,  справились и мне хочется, чтобы ваше настроение целый день было отличным.

Учитель: (поёт) Досвидания ребята!

Дети: (поют дети) Досвидания!

 

 

 

 

 

 

 

Выразительные средства музыки

динамика

мелодия

регистр

тембр

 

 

 

 

 

 

 

Выразительные средства музыки

динамика

мелодия

регистр

ритм

тембр

 

 

 

 

 

 

Выразительные средства музыки

динамика

мелодия

регистр

ритм

тембр

темп

 

 

 

 

 

Автор Беседина Людмила Георгиевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 793
Номер материала 52340
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓