- Учебник: «Музыка», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
- Тема: В концертном зале
- 02.10.2020
- 2999
- 21
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Казённое образовательное учреждение Омской области
«Нововаршавская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа - интернат VIII вида»
Подготовила урок музыки учитель:
высшей категории Беседина Людмила Георгиевна
Урок музыки для 7- го класса
Тип урока: повторение и закрепление знаний.
Тема урока: «Выразительные средства музыки»
Цель урока: повторить и закрепить полученные знания о выразительных средствах музыки
Задачи:
- научить определять выразительные средства музыки;
- формировать умение анализировать музыкальные произведения;
- развивать музыкальные способности детей: муз.слух, чувство ритма, память, мышление, внимание.
Методическое обеспечение урока: дидактический материал карточки выразительные средства музыки
ТСО: компьютер,мультимедиа установка для презентаций, музыкальный центр.
Оборудование: фортепиано, баян, гитара, металлофон, ксилофон, шумовыеинструметы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Учитель поёт: здравствуйте ребята!
Дети поют: добрый день!
Психологический настрой на урок
Учитель: друг другу повернулись и конечно улыбнулись, поверьте, залог успеха на уроке зависит и от вашего отличного настроения. Пожелайте мысленно себе и друг другу успеха на уроке!
Учитель: сядьте удобно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Вдохните отличное настроение, а выдохните всё плохое повторите за мной хором.
- Мы готовы к уроку музыки.
- Музыка поднимет настроение.
Откройте глаза, посмотрите на меня. А теперь я задам вопрос, а вы кивните головой, отвечая на него.
Вы готовы к работе на уроке?
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, сегодня на нашем уроке Слайд №1(семицветик) главное наглядное пособие удивительный цветок. Посчитайте сколько лепестков?
Дети ответ:
Учитель: на что вы обратили внимание?
Дети: лепестки разного цвета
Учитель: правильно семь лепестков разного цвета, как назовем цветок?
Дети: «семицветик»
Учитель: правильно «семицветик» прочитайте двустишье Слайд №2
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот.
2. Сообщение цели и темы урока.
Учитель: наш «семицветик» - это не только семь нот, но и важные составные части, из которых складывается музыка. Как вы думаете, с помощью чего музыка становится понятной, красивой, разнообразной, выразительной?
Дети ответ: с помощью мелодии, темпа, ритма, динамики
Учитель: на данный момент вы не все средства перечислили. С помощью «семицветик» в конце урока вы их все назовёте. А как можно назвать, из чего складывается музыка, объединив понятия музыкальный язык?
Дети: выразительные средства музыки
Учитель: правильно Слайд № 3тема урока: «Выразительные средства музыки»
Прочитайте первое слово темы урока.
- Как вы его понимаете?
Дети:
Учитель: вижу у вас затруднения, встречались ли вы на уроке чтения, с фразой прочитайте выразительно, стихотворение?
Дети:
Учитель: с помощью чего поэт выражает чувства, мысли?
Дети: с помощью слова и интонации
Учитель: на каком уроке вы слышали, выполняем танцевальные движения выразительно, передавая характер танца?
Дети: на ритмике
Учитель: на каких , ещё, уроках вы встречались с фразой «исполните выразительно»?
Дети: на уроке рисования выразительно рисуем глаза, выражение лица
Дети: на уроке музыки пойте выразительно
Учитель: значит, слово выразительно как, вы понимаете, что означает?
Дети: передать образ, настроение
Учитель: значит, слово выразительно означает образно раскрывающий, мысль.
Учитель: прочитайте второе слово темы урока.
Учитель: как вы понимаете слово средства?
Дети:
Учитель: слово средства означает способ действия для достижения цели, в музыке назовём язык, который нам помогает понять произведение.
Учитель: ребята подумайте и скажите, на прошлых уроках мы говорили, из чего складывается музыка?
Дети: да
Учитель: и сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о выразительных средствах музыки, т.е. из чего складывается музыка. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Дети: учить, изучать
Учитель: вы на каждом уроке пополняете свои знания, для вас это новый материал
Дети: нет
Учитель: если этот не новый материал, то мы что будем делать?
Дети: повторять изученное
Учитель: а ещё кто и как думает?
Дети: проверять знания чему научились
Учитель: вы правильно ответили на каждом уроке повторяем, изучаем и проверяем чему научились. На уроке мы повторим и закрепим знания о выразительных средствах музыки. Выразительные средства помогают музыке меняться, развиваться, звучать интересно, ярко, красочно, выразительно.
Учитель: чему учимся на уроках музыки?
Дети: учимся правильно петь
Дети: слушаем музыку, говорим о ней
Дети: угадываем мелодии, хлопаем ритмы
Дети: разгадываем музыкальные викторины, кроссворды
Учитель: вы правильно перечислили. Что обычно определяем в музыке?
Дети: какой характер?
Дети: какая мелодия?
Дети: какой темп?
Дети: какая динамика?
Учитель: т.е. мы учимся определять выразительные средства музыки и это задача номер один, над которой мы будем работать на уроке, заостряю ваше внимание задача:
- научиться определять выразительные средства музыки
Учитель: вы сказали слушая, музыку мы о ней говорим, т.е. учимся анализировать музыкальные произведения. Обратите внимание, это задача номер два
- уметь анализировать музыкальные произведения.
Как вы думаете, выполнимы поставленные задачи, вы справитесь?
Дети:
Мотивация к уроку
Учитель: наш Слайд № 4«семицветик» не простой, все лепестки заколдованы, но если мы с вами сможем их расколдовать, то наступит чудо, мы сможем с вами попасть в удивительную страну, которая называется Музыка. Музыка, где всем управляют выразительные средства музыки. Не забывайте, оценка на уроке зависит от ваших знаний, а для этого надо быть внимательным, сосредоточенным, активным. Желаю успеха!
Ну, что ребята попробуем расколдовать «семицветик»?.
Дети: да
3. Систематизация знаний.
Проверка выполнения домашнего задания
Учитель: чтобы расколдовать первый лепесток проверим домашнее задание.
На прошлом уроке вы записали вопросы. Выполняя домашнее задание, надо было ответить на вопросы, письменно Ребята вы все справились с заданием? (Если будут затруднения помочь объяснить) Прочитайте в тетрадях первый вопрос. Слайд №5Дом. Задание два вопроса
Что означает слово «Болеро»?
Учитель: пожалуйста, в парах поменяйтесь тетрадями и проверьте правильный ответ
Учитель: сравните и проверьте правильный ответ на экране Слайд №6
Болеро название испанского танца. Ребята, прошу проверить в тетрадях. Напротив ответа в тетрадях на полях поставьте плюс, кто ответил правильно и минус, кто ответил не правильно.
Учитель: проверяем следующее задание
Определите силу звучания музыкального произведения:
в начале
в середине
в конце
Учитель: посмотрите на экран, сравните и проверьте ваш ответ Слайд № 7 в начале музыка звучит очень тихо пианиссимо,
В середине не очень громко меццо форте,
в конце очень громко фортиссимо.
поставьте плюс на полях напротив ответа, если справились. И минус, если не справились
Учитель: верните свои тетради. Посмотрите, как вы справились
4. Закрепление и повторение изученного материала
Учитель: чтобы расколдовать первый лепесток, надо ответить на вопрос. Что означает сила звука? В тетрадях поставьте цифру один и напишите ответ
Учитель: поменяйтесь тетрадями и проверьте ответ. Сравните и проверьте напротив цифры один на полях ставим знак плюс, если справились и минус, если нет проверяем ответ
Учитель: дав правильные ответы на вопросы, Слайд № 10расколдован первый лепесток Динамика является выразительным средством музыки.
2. Темп.
Учитель: чтобы расколдовать второй лепесток я предлагаю, следующее задание. Прошу первый ряд представить себя в роли дирижёра, а второй и третий ряд вы музыканты исполнители, каждый играть будет воображая и представляя инструмент, на котором вам хотелось бы с играть. Ребята, я прошу всех встать, так будет удобно. Но в соответствии характера, настроения музыки(учитель исполняет музыкальный фрагмент в медленном темпе, затем в быстром). Ребята спасибо садитесь. Как работали ваши руки? На что вы обратили внимание?
Ученики: первый фрагмент музыка звучала медленно, поэтому руки медленно выполняли движения, а второй очень быстрый
Учитель: значит в музыке, что менялось?
Дети: скорость звучания
Учитель: скорость звучания музыки означает? В тетрадях поставьте цифру два и напишите ответ
Дети:
Учитель: поменяйтесь тетрадями и проверьте ответ. Сравните и проверьте напротив цифры два на полях ставим знак плюс, если справились и минус если нет. Проверяем ответ
Учитель: Слайд № 11Темп – скорость звучания музыки и это выразительное средство музыки. Вот и расколдовали второй лепесток
3.Тембр.
Учитель: следующее задание. Я приглашаю выйти две группы по шесть учащихся. Одна группа будет играть на инструментах, в конце музыкального класса, а другая группа отвернётся и будет угадывать, называть, какой звучит инструмент.? (Дети угадывают музыкальные и шумовые инструменты)
Учитель: Ребята, почему мы с вами не видим музыкальный инструмент, человека, а звучание его можем узнать?
Ответы учащихся: у каждого инструмента свой звук, свой голос
Учитель: окраска звучания голоса означает? В тетрадях поставьте цифру три и напишите ответ
И сами себя проверьте. На полях на против цифры три ставим плюс за правильный ответ и минус за не правильный
Учитель: мы расколдовали третий лепесток, который называется Слайд № 12 Тембр – окраска звучания. Тембр является средством музыкальной выразительности.
4. Лад.
Учитель: Следующее задание. Мы с вами споём две песни, но в начале выполним артикуляционные упражнения разминку. Ребята для чего мы выполняем артикуляционные упражнения?
Дети: для того, чтобы разогреть язык
Язык работал правильно
Учитель: я зыком вращаем по кругу, как будто чистим зубы повторяйте за мной в право, затем обратно. Второе упражнение «футбол» гоняем мяч в право, влево. Последнее упражнение набираем воздух и пальчиками стучим по щекам, как по барабану. Распев на слога: ма, мэ, ми. Ребята, кто желает спеть песню «в лесу родилась ёлочка». Обратите внимание на: Слайд № 13 критерии оценки исполнения
1. Дикция, четко проговаривайте слова.
2. Соблюдайте ритм и темп.
3. Пойте выразительно, предавая характер и настроение песни.
По этим показателям будем оценивать ваше исполнение.
Дети поют
Учитель: давайте оценим. Все ли условия были соблюдены? По каждому пункту. Какую оценку можно поставить?
Дети оценивают своё пение и других учащихся.
Учитель: угадайте песню по вступлению, какая назовите? («Россия» или «Дом родной»)
Дети ответ:
Учитель: кто желает исполнить? Критерии оценки те же Слайд № 13 критерии оценки
Дети поют
Учитель: давайте оценим
Учитель: чем отличаются песни?
Дети: одна песня весёлая, светлая, радостная, быстрая
Учитель: значит весёлое настроение, какой термин означает? Запишите в тетрадях. Слайд № 10
Ребята: вторая песня грустная, более напевная, плавная.
Учитель: значит, грустное настроение какой термин означает?
Учитель: запишите в тетрадях цифра 4 ответ музыкальный термин мажорный и минорный означает?
И сами себя проверьте. На полях на против цифры четыре ставим плюс за правильный ответ и минус за не правильный.
Дети: в тетрадях лад
Учитель: Вы расколдовали четвертый лепесток, который называется Слайд № 14 Лад – характер мелодии
5.Регистр.
Учитель: Следующее задание – творческое. Нужно, импровизировать на фортепиано звуки, характеризующие: пение птиц, мышку, медведя, уханье совы, грохот грома, голос папы, мамы, малыша.
Дети играют.
Учитель: почему вы играли в разных диапазонах?
Дети: звуки бывают разные по высоте высокие, средние, низкие.
Учитель: высокий, средний, низкий в музыке означает? Цифра пять пишем ответ.
Поменяйтесь парами тетрадями. На полях на против цифры четыре ставим плюс за правильный ответ и минус за не правильный.
Учитель: мы расколдовали 5 лепесток, который называется Слайд № 15 Регистр - участок звукового диапазона. Верните свои тетради себе.
6.Ритм.
Учитель: Следующее задание. В начале, ребята проиграют мелодию на металлофоне и ксилофоне, затем мы поможем усилить игру шумовыми инструментами.
Дети: (играют на шумовых инструментах)
Учитель: определите, что исполняли шумовые инструменты мелодию или ритм? Запишите цифру шесть и ответ
Учитель: 6 лепесток называется Слайд № 16 Ритм – чередование сильных и слабых долей. Ритм является выразительным средством музыки.
7. Мелодия.
Учитель: Последнее задание. Ребята внимательно послушайте, то, что я исполню (звучат аккорды на гитаре без основной мелодии) Вы можете сказать что прозвучало?.
Дети: не понятно
Учитель: а почему, как вы думаете?
Учитель: запишите цифру семь
послушайте следующее исполнение(исполняет отрывок с мелодией) запишите ответ
Учитель: ребята седьмой лепесток расколдовали Слайд №17 мелодия – душа музыки. Из мелодии рождается музыкальное произведение. Проверьте ответ, отмечаем на полях
4. Подведение итогов урока и оценка знаний учащихся
Учитель: Ребята, давайте ещё раз повторим название всех лепестков.
Дети:
Учитель: попробуем изобразить какой-нибудь образ литературный или исторический, исполнив несколько звуков на инструменте. При этом, станем проверять по «семицветик», выразительные средства музыки. Кто хочет попробовать исполнить на инструменте музыкальный образ?
Учитель: у вас у каждого карточки, допишите выразительные средства музыки в «семицветик»
группе с низким уровнем развития дописать одно слово
группе со средним уровнем развития дописать два слова
группе с высоким уровнем развития дописать три слова
Учитель: назовите тему урока?
Дети: выразительные средства музыки
Учитель: зачем нам нужны выразительные средства музыки?
Дети: они украшают музыку
Дети: музыка становится понятной, разнообразной
Учитель:
6 664 871 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Беседина Людмила Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.