Главная / Начальные классы / Урок мужества в начальной школе

Урок мужества в начальной школе

Урок мужества в начальной школе

«Война людей не лечит, а только калечит»


Цель: изучать роль Победы в Великой Отечественной войне и её влияние на политическую ситуацию в мире в послевоенный период; помочь детям почувствовать весь ужас войны, её страшные последствия; воспитывать чувства патриотизма, взаимопомощи, сострадания, желание жить в согласии друг с другом.

Оборудование: мультимедийная презентация «Хиросима и Нагасаки»», тексты рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», чистые листы бумаги, фломастеры, запись песни «Летят журавли» (стихи Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля).

Ход урока

Звучит песня «Летят журавли» в исполнении Марка Бернеса. На доске расположены карточки со словами

не лечит,


Война


а


людей


калечит.


только

Учитель: Попробуйте из этих слов составить пословицу. Как вы её понимаете?

(Дети составляют пословицу «Война людей не лечит, а только калечит», высказывают своё мнение о её смысле.)

Учитель: Война – страшное испытание для многих-многих людей. В этом году исполняется 65 лет, как закончилась самая продолжительная по времени и масштабам боевых действий война. На советско-германском фронте были разгромлены и пленены 607 дивизий противника, уничтожено 75% его военной техники. По различным данным, потери вермахта составили от 6 млн. до 13,7 млн. человек. СССР потерял около 27 млн. человек, в том числе 11,3 млн. человек на фронте, много людей погибло на оккупированной территории и в тылу страны. В фашистском плену оказалось около 6 млн. человек. Материальный ущерб составил 679 млрд. руб. День Победы (9 мая) отмечается ежегодно как всенародный праздник и день памяти по погибшим. Но с поражением фашистской германии война не закончилась. Для тысяч советских солдат она продолжилась на восточном рубеже.

Демонстрируется мультимедийная презентация «Хиросима и Нагасаки»

На востоке к войне с Советским Союзом готовилась Япония – союзник Германии. По договорённости СССР со своими союзниками – Англией и США наша армия должна была вступить в войну с Японией через три месяца после окончания войны с Германией.geogr

Но за два дня до предполагаемого вступления СССР в войну с Японией, 6 августа 1945 года, с тяжёлого бомбардировщика американских ВВС на японский город Хиросиму была сброшена атомная бомба.


9 августа бомбардировке подвергся город Нагасаки. Общее число жертв достигло 200 тыс. человек. По первоначальным заключениям экспертов, город ожидало мрачное будущее: человек не сможет здесь жить в ближайшие 60-90 лет, а новая растительность появится не ранее, чем через 75 лет.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\jap022i.bmp

На речном острове возвышаются законсервированные руины бывшей торгово-промышленной ярмарки — стальной скелет купола этих развалин дал им название «Собор атомной бомбы» («Атомный дом») (Гэибаку дому). Именно над этим местом на высоте 400 м была взорвана американская атомная бомба.


Война всегда бесчеловечна, но оправдать применение атомного орудия против невооружённых мирных жителей невозможно. Так США продемонстрировали всему миру своё политическое превосходство. 2 сентября 1945 была подписана капитуляция Японии, поставившая точку во Второй мировой войне.

Война закончилась … Но в Японии до сих пор умирают люди от атомных бомб, сброшенных американцами.

Чтение детьми рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики» (Рассказ даётся без названия. Детям предлагается самим придумать название).

В японском городе Хиросима жила меленькая девочка. Звали её Сасаки. Много лет тому назад, когда Сасаки не было на свете, случилось несчастье. На её родной город американцы сбросили атомную бомбу. Взрыв был похож на гриб. Он накрыл огненной ядовитой шляпой весь город.

Разрушились дома, замертво падали люди, почернели белые цветы. Атомный ядерный гриб превратил Хиросиму в мёртвый город.

Когда Сасаки появилась на свет, атомного гриба давно не было. Но его ядовитая частица не исчезла, осталась. Она попала в кровь маленькой девочке, и Сасаки тяжело заболела. Её положили в больницу. Девочке было очень трудно бороться с болезнью.

И однажды ей приснился сон: если она сделает тысячу белых бумажных журавликов, то останется жива.

Сасаки принялась за дело. Она работала каждый день. Её белые журавлики сидели на подоконнике, на полу, на столике. А до тысячи было далеко.

Дети Хиросимы узнали об этом и решили помочь Сасаки. Они стали делать бумажных журавликов и приносить их в больницу.

Московские ребята тоже решили послать в Хиросиму своего бумажного журавлика.

Но белые журавлики не смогли победить страшную болезнь Сасаки и спасти её от смерти. Сасаки умерла. Узнав о смерти подруги, японские дети опечалились. Они решили собрать деньги и построить памятник Сасаки и всем ребятам, погибшим от атомной бомбы.

И вот на площади в Хиросиме появился памятник. Люди останавливаются около него и несколько секунд молчат. А дети приносят к памятнику белых журавликов.

Учитель: Как бы вы назвали этот рассказ? Можно ли назвать рассказ пословицей, которой мы начали наш урок?

Учитель: С чем сравнивается атомный взрыв? В чём ужас этого взрыва?

abomb



Ядерное оружие - совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления. Относится к оружию массового поражения; обладает громадной разрушительной силой. Применение ядерного оружия в войне гибельно для всего человечества.






Учитель: Во время великой Отечественной войны всем людям выпало перенести все лишения войны: голод, холод, жестокость фашистов. Но все они не могли сравниться с тем ужасом, который обрушился на японцев.

Учитель: Как получилось, что девочка, родившаяся намного позже ядерного взрыва, заболела страшной неизлечимой болезнью?

Учитель: На самом ли деле бумажные журавлики могли спасти девочку?

Учитель: Представьте себе, что в мире очень много людей, страдающих от той болезни, что и Сасаки. Можем ли мы им помочь? Как?

Учитель: Давайте попробуем сделать тоже бумажных журавликов. Пусть они станут символом благородства и гуманизма людей. Глядя на этих журавликов, пусть все помнят о страшных муках, которые могут принести человечеству войны.

Изготовление таких игрушек носит название ОРИГАМИ. Их придумали тоже в Японии. Игрушки изготавливаются путём многократного складывания бумаги.

(Изготовление бумажных журавликов)

Учитель: Посмотрите, какой памятник соорудили японцы в память о погибших от атомного взрыва. C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\ya_804i.bmp


Памятник жертвам Хиросимы в архитектурно-парковом мемориальном ансамбле Парк Мира (1951-52, К. Тангэ и др.) — абстрактная бетонная дуга, символизирующая две руки, соединенные для защиты или молитвы, над символической могилой всех бесследно исчезнувших и неопознанных жертв бомбардировки. В построенной по подобию буддийского колокола Башне мира, возведенной как особое напоминание о погибших детях, всегда висят длинные пестрые гирлянды из бумажных журавликов, которых снова и снова приносят целые классы школьников.





Учитель: Давайте и мы возложим к нему наших журавликов, с написанными посланиями человечеству.

Учитель: Вот уже 65 лет, как на нашей земле не гремят взрывы снарядов, не воют сирены, не подвергаются бомбёжке города и сёла. Но даже после 65 лет после великой Победы сохраняется угроза войны. Наш урок мы завершаем стихотворением поэта, написавшего стихи для песни «Летят журавли», Расула Гамзатова.

( Стихотворение читает группа детей)

Я не хочу войны

Я хочу, чтоб в целом мире

Затрубили журавли.

И напомнить бы могли

О погибших в Хиросиме.

И о девочке умершей,

Не хотевшей умирать,

И журавликов умевшей

Из бумаги вырезать.

А журавликов – то малость

Сделать девочке осталось…

Для больной не лёгок труд,

Всё ей, бедненькой казалось,

Журавли её спасут.

Журавли спасти не могут –

Это ясно даже мне,

Люди людям пусть помогу.

Преградить пути к войне.



(Звучит песня «Летят журавли» (стихи Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля)

Frame24



















ПРИЛОЖЕНИЕ











Шестаков КириллDSC00809

Это страшное слово «ВОЙНА»

Вместе с мальчишками я люблю играть в войнушку. Мы разыгрываем боевые сражения, стреляем друг в друга, изображаем ранения. Но надолго из игры не выбываем. А поднимаемся с земли и опять продолжаем играть. Но это всё понарошку. Да и вместо гранат у нас шишки или снежки, а палки заменяют оружие.

Дома я тоже играю в войну, но с солдатиками. У меня их почти двести штук. Это американские, немецкие и японские воины. Я мечтаю, чтобы моя армия пополнилась солдатами XIX века, когда на Россию двинулась французская армия Наполеона.

Сейчас я учусь в первом кадетском классе. Я почти военный. У меня есть парадная форма, камуфляжный костюм. Нам преподают строевую подготовку, учат стрелять в тире, читают рассказы о войне.

Я узнал о жизни и подвигах Лёни Голикова, Марата Казея, Вали Котика, Люси Герасименко. Когда они совершили свои подвиги, то по возрасту были чуть-чуть старше меня. Жаль, что они погибли. Они могли стать учёными, хорошими рабочими, лётчиками и принести пользу многим людям. Я задумался над тем, как бы я поступил на их месте? Смог бы взять оружие в руки и воевать? Мне трудно это представить! Но мне кажется, что я бы не струсил, не спрятался. Ходил бы в разведку, также расклеивал листовки, подрывал мосты с поездами.

От родителей и бабушки я узнал, что моя семья связана с этим словом. Мой прадедушка воевал. Его уже нет в живых, но бабушка показывала его медали и орден. Прадедушке посчастливилось пройти войну и вернуться живым домой.

Мой папа, Шестаков Денис Викторович с 1999 по 2001 г. служил в районе Грузино-Абхазского конфликта. Он был миротворцем и вместе с другими солдатами защищали абхазский народ. Папе приходилось стрелять не холостыми, а боевыми патронами. Ещё он рассказывал, что абхазские мальчишки кидали камнями в миротворцев. Я не понимаю, почему? Ведь папа вместе с другими русским парнями защищал их семьи и их самих. А они … Один раз он попал под обстрел. Мне даже страшно подумать, что папа в той войне мог погибнуть. Тогда бы и меня не было на свете.

Оказывается, я уже много знаю о войне в свои семь лет. Мне хочется, чтобы она никогда не вспыхнула рядом со мой, с моим домом. Пусть это страшное слово живёт только в играх мальчишек.




Матвеев АртёмDSC00815



У войны не детское лицо

Моя бабушка рассказывала мне про моего прадедушку Михаила. За свою жизнь он прошёл три войны: Финскую, Великую Отечественную, войну с Японией.

В годы великой отечественной войны прадедушка был снайпером. Война – тяжёлое испытание. Прадедушка даже обмораживал ноги.

День Победы он встретил в Берлине, освобождая его от фашистов. За мужество и героизм имеет награды.

Я горжусь своим прадедом и хочу быть на него похожим.





Туркин Егор


Что я знаю о войнеНовое изображение


Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года.

Во время войны было разрушено очень много городов, деревень, сёл. Погибло очень много людей. Все папы, братья, дедушки отправились на фронт, а семьи их ждали дома.

Мой прадедушка тоже воевал и пришёл домой с орденами и медалями

Я хочу, чтобы был мир на земле, чтобы был слышен смех, и ярко сияло солнце.








Бабин ВикторНовое изображение


Цена победы

Я узнал от своих родителей, что мои два прадеда воевали во время Великой Отечественной войны.

Прадедушка Иван погиб на Украине в 1942 году.

Прадедушка Фёдор воевал с 1941 по 1943 годы. Получил ранение и был комиссован. Продолжал службу в Министерстве Внутренних дел, охранял военнопленных.

Прабабушка Стеша была труженицей тыла. Она много работала в колхозе. Время было тяжёлое. Было голодно.

Война никому не нужна. Надо сохранять мир. Война приносит горе в каждую семью, погибают на поле боя близкие и родные. Страдают дети. Наступает голод.

Вот поэтому надо сохранять мир во всём мире.


Кудашкин Александр


Войне - «НЕТ!»Новое изображение


Война – это самая страшная, жестокая полоса в жизни. Люди должны уметь избегать войн, потому что в результате страдают и погибают невиновные женщины, старики, взрослые.

Великая Отечественная война – самая страшная из всех войн. В неё погибло более 20 миллионов людей. Длилась она долгих четыре года.

Мы всегда должны помнить о тех людях, которые перенесли эти страшное испытание. Мы должны чтить их, уважать, быть к ним внимательней. А также о тех, кто погиб ради того, чтобы мы сейчас жили.

Фашисты были так жестоки к русским, что даже не считали их за людей. Они уничтожали тысячи людей в концлагерях, просто сжигали их. Из кожи людей делали для себя вещи.

На оккупированных территориях русские жили в нечеловеческих условиях: не хватало пищи, одежды, воды. Им приходилось очень много работать.

Фашистские захватчики сжигали целые деревни и сёла. Матери пытались выбросить своих детей из окон горящего дома. Но фашисты тут же бросали их обратно.

По-моему, пережив такую войну следующие и последующие поколения должны быть внимательней, добрей друг к другу.

Я думаю, что надо чаще показывать фильмы о этой ужасной войне, весь кошмар, который пришлось пережить. Современное поколение должно почувствовать боль тех лет. И тогда каждый поймёт, как он проживает свою сегодняшнюю жизнь. И тогда станет меньше боли и страданий. Люди станут внимательнее относиться друг к другу.

Вечная память тем, кто никогда уже не вернётся к нам!

Уважение и забота тем, кто ещё среди нас!

Здоровья всем ветеранам и участникам войны!

Спасибо им за то, что мы сейчас живём!



Катайцев АлександрНовое изображение

Ночной таран Виктора Талалихина в небе над Москвой


Накануне Великой Победы узнаю много интересного из истории. Мы читали о подвигах пионеров-героев, нас рассказывали о самом начале войны. Но больше всего поразил подвиг советского лётчика Виктора Талалихина.

Ночью 7 августа 1941 года младший лейтенант Талалихин в воздушном бою под Москвой таранил вражеский бомбардировщик, а сам был ранен. На следующий день ему было присвоено Героя Советского союза. После недолгого лечения снова был в строю и уничтожил ещё 5 самолётов противника. 27 октября 1941 года Талалихин был ранен в ходе одного из боёв в небе. Самолёт Виктора Талалихина взорвался при столкновении с землёй.

Именем Виктора Талалихина названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде и других городах. На месте его гибели поставлен памятный знак.

В годы Великой Отечественной войны советские лётчики совершили свыше 400 воздушных таранов, из них десятки ночных.

Когда я слышу имя этого героя, я представляю воздушную битву, как советский самолёт таранит вражеские самолёты, когда у него кончились боеприпасы.

10


Урок мужества в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

Не секрет, что в последние годы армия подорвала свой авторитет. Не будем называть причины этого. Явно одно, что служить в армии стало не популярно, и очень приятно, что государство и сам президент сейчас обратили внимание на проблемы военнослужащих. Но чтобы добиться положительных результатов и мы, учителя, не должны оставаться в стороне. В наших силах повысить авторитет службы в армии в глазах учеников. Поэтому уже в начальной школе дети должны знакомиться со славными страницами из истории армии. Большую роль в этом следует уделять событиям Великой Отечественной войны. Ведь нельзя быть иванами, непомнящими родства!

Автор Минеева Ольга Илларионовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3026
Номер материала 18245
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓