Главная / Начальные классы / Урок мужества "Подвиг Сталинграда" 2 класс

Урок мужества "Подвиг Сталинграда" 2 класс

- 7 -

Урок мужества «Подвиг Сталинграда»


Цель мероприятия:

  • Способствовать воспитанию любви к людям, внесшим неоценимый вклад в историю города-героя Волгограда, уважения к историческому прошлому Отечества, помочь осознать свою причастность к земле волгоградской, кровное родство с нею.


Задачи мероприятия:

  • Воспитывать гражданина, любящего свое Отечество, способного постоять за него.

  • Развивать интерес у детей к истории родного города, осуществлять передачу эстафеты от поколения к поколению.


Ход мероприятия:


Фонограмма «Город-солдат»

(дети сидят на стульях полукругом)


1 чтец: (встает.) Война... Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы

знаем, что она еще где-то есть.


2 чтец: (встает.) Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой. Человек убивает человека. Придумывает пытки, изобретает оружие, уничтожает – и уничтожается сам. Ради чего?

По какому праву?


3 чтец: (встает.) 22 июня 1941 года. Страшная дата. Жизнь всей страны перевернулась, люди услышали страшное сообщение (звучит начало песни «Священная война») Все поникло, ушло куда-то далеко, в прошлое, перед зловещим словом ВОЙНА. (На слове «война» все сжимаются, закрывают голову руками.)


4 чтец: (встает.) Да, не ожидали. Да, не были готовы. Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей. Уже 22 июня земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, прошивалась автоматными очередями.


5 чтец: (встает.) Остановись! Могилам поклонись.

Над нашим прахом горьким помолчи.

И нам когда-то улыбалась жизнь,

И нам сияли золотом лучи.


Жить и любить - все было нам дано.

И хоть мы пеплом стали, все равно

И до сих пор наш голос не угас.


Когда горит зарею небосклон,

И на полях тумана седина,

Звучит наш голос. Заклинает он:

«Да будет проклята война!»


6 чтец: (встает.) Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, привирая свой возраст. И уходили, чтобы не вернуться.


7 чтец: (встает.) Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?


8 чтец: (встает.) Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь...», Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого – Я или Родина!


Учитель: - Сегодня мы вспоминаем о тех днях, когда у города на Волге решалась судьба нашей страны, нашей Родины. Шла Великая Отечественная война. Зимой 1942 года были разбиты вражеские войска под Москвой. Потерпев поражение, Гитлер рвался к Волге, к Сталинграду. 90 дивизий двинулись на город. 23 августа 1942 г. был совершен самый страшный налет на Сталинград, город разрушен, кипели камни, горели дома и Волга, все яростнее становились атаки гитлеровцев, но город держался. «Ни шагу назад» - таков был приказ главнокомандования. После основания был продуман план контрнаступления, мужеству советских солдат не было предела. 19 ноября 1942 г. по вражеским войскам был нанесен главный артиллерийский удар. 20 ноября перешли в наступление войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов. ВЫСТОЯЛИ!

В город на Волге пришла победа. Это произошло 2 февраля 1943 года. В 4 часа дня в городе на Волге наступила тишина.

Сталинградская битва была самой ожесточенной из всех битв Великой Отечественной войны. Ни одна из мировых битв не может сравниться по степени ожесточенности и своему значению с 200-дневной Сталинградской битвой. Да, целых 200 дней и ночей длился этот кромешный ад. Были разрушены многие заводы, фабрики, уничтожены театры, концертные площадки, парки. Разбомблены нефтебаки и нефтехранилища, находившиеся на берегу Волги, и пылающая нефть разлилась по реке. Горели пристани, пароходы. Казалось, что горит сама Волга. Огромный костер горящего города был виден на десятки километров вокруг.

«За Волгой для нас земли нет!» - с этим девизом сражались защитники волжской земли. Более двух месяцев держали оборону дома, ставшего для немцев неприступной крепостью, бойцы сержанта Павлова. «Дом Павлова» вошел в историю войны.


Ученик: Сталинград.

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России –

И всю ее прикрыл собой!..


Учитель: - Здесь под Сталинградом были разгромлены несметные полчища врага, взято в плен до 90 тысяч гитлеровцев. Командующим 62 армии, сыгравшей большую роль в обороне Сталинграда, был генерал-лейтенант Василий Иванович Чуйков, который похоронен в городе Волгограде на Мамаевом кургане.

Южную часть Сталинграда и территорию вниз по Волге обороняла 64 армия генерала Михаила Степановича Шумилова.

- А знаете ли вы, где на Сталинградской земле шли самые ожесточенные бои? (на Мамаевом кургане) Давайте посмотрим небольшой отрывок хроники реальных событий той битвы. (просмотр хроники)

- Мамаев курган – господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы здесь шли самые ожесточенные бои. Защитники Сталинграда были сильнее смерти. В зареве пожарищ, в несмолкаемом грохоте разрывов они сражались за каждый дом, за каждый этаж, за каждый клочок земли, - и они

победили.


Звучит фонограмма «На Мамаевом кургане тишина»


1 чтец: Над городом славным,

Над Волгой широкой,

Где грозно промчался войны ураган,

Стоит нерушимый и виден далеко

Израненный в битве

Мамаев курган.


2 чтец: Стоит величаво.

Победой гордится

Не раз опаленный жестоким огнем.

И мирные люди, и ветры, и птицы

Бессмертную славу разносят о нем.


3 чтец: На этом кургане столкнулись два мира,

В нем русская воля нетленно живет.

Он выше всех сопок, он выше Памира.

Виднее всех самых высоких высот...


4 чтец: Друзья, на вершину кургана взойдите.

Постойте в молчанье, герои труда,

И горсть волгоградской земли унесите,

Чтоб память осталась о нем навсегда.


5 чтец: Через века, через года, помните!

О тех, кто уже не придет никогда, помните!

В горле сдержите стоны, горькие стоны,

Памяти павших – будьте достойны!

Вечно достойны!..


Учитель: - Но кроме грохота боя и стона раненых в Сталинграде можно было услышать: «Мама, мама, не умирай! Мама, мама, не оставляй нас!» Так кричали и плакали летом 1942 года маленькие дети, которые оставались в горящем Сталинграде вместе с родителями, в основном с мамами, которые погибали у детей на глазах. Но дети не только страдали во время войны. Многие помогали взрослым и даже воевали.

Дети отличались своими героическими поступками. В Калаче группу из четырех мальчишек создал Иван Цыганков. Ребята несколько раз выводили из строя телефонную связь, соединяющую штаб армии Паулюса с передовыми частями.

Почти две недели партизан Константин Беликов, раздобыв в разбитой автомашине оружие и обосновавшись рядом с немецкой комендатурой, из своей засады расстреливал врагов.

В 1942 году Альберту Бурковскому было 14 лет. Родители ушли на фронт, и Алик остался с бабушкой. Во время бомбежки их дом вместе с бабушкой и другими жильцами завалило в подвале. Солдаты взяли мальчика к себе. Затем Алик получил путевку в школу юнг Северного флота и закончил ее с отличием, попросился на Тихоокеанский флот, воевал там и завершил службу в 1951 году в звании старшины первой статьи. Среди многих его наград – медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За оборону Одессы», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Дети познакомят вас с героическими подвигами своих сверстников в те страшные годы. (Дети рассказывают о «маленьких» героях войны)

Миллионы людей ковали победу над врагом на фронте и в тылу. Во многих семьях и сейчас хранятся фронтовые письма, которые присылами с фронта отцы и братья. Они писали, что вернутся с победой.

(Дети читают письма, свернутые треугольником. Звучит песня «Священная война»):

1 ученик: Здравствуй, дорогой Максим.

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой.

Будем мы фашистов гнать!

Береги, сыночек, мать.

Позабудь печаль и грусть –

Я с победою вернусь!

Обниму вас наконец,

До свиданья, твой отец.

2 ученик: В нашей семье тоже сохранилось письмо с фронта, письмо брата.

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялись лесах,

Вспоминаю поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!


Но это лишь несколько судьб из тысячи героев Сталинградской битвы. В суровые годы битвы здесь насмерть стояли люди. Товарищи и ровесники твоего отца.

Когда десятки, сотни лет

Для гордой славы не преграда,

Как отзвук грома батарей

Слава героям Сталинграда!

За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 1 мая 1945 года приказом Верховного Главнокомандующего городу Сталинграду присвоено почетное звание города-героя.

- А почему же 2 февраля люди приходят на Мамаев курган?

- Сколько дней и ночей длилась героическая Сталинградская битва? (200 дней и ночей)

- Имена каких героев-детей, участвующих в Сталинградской битве, вы знаете? Имена каких командующих армией запомнили?

1 чтец: (встает, держит свечу)

На костре в дыму трещали ветки,

В котелке дымился крепкий чай.

Ты пришел усталый из разведки,

Много пил и столько же молчал.

Синими, замершими руками

Протирал вспотевший автомат

И о чем-то думал временами,

Головой откинувшись назад.


2 чтец: (встает, держит свечу)

О, сколько их было -

Сердец не растраченных, юных!

Ах, сколько в столице стонало

Гитар шестиструнных!

3 чтец: (встает, держит свечу)

О, сколько их было –

Парней ясноглазых, веселых!

Ах, сколько гармошек

Рыдало в поселках и селах!


4 чтец: ( встает, держит свечу)

По всей необъятной

По всей затемненной России

Военные ветры по-бабьи

Войну голосили.


5 чтец: (встает, держит свечу)

По всей необъятной

На каждой дощатой платформе

Топтались мальчишки

В неприглядной военной форме.


6 чтец: (встает, держит свечу)

Вспомним всех поименно,

Сердцем вспомним своим,

Это нужно не мертвым –

Это нужно живым!

7 чтец: (встает, держит свечу)

Помните!

Через века, через года!

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,

Помните!


1 чтец: Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.

2 чтец: Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей.


3 чтец: Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей.


4 чтец: Тем, кто на речных переправах, шел, словно камень, ко дну.


5 чтец: Тем, кто на века безымянный канул в фашистском плену.


6 чтец: Тем, кто ради победы сердце отдать был готов.


7 чтец: Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.


Хором: Всем, кто ушел в бессмертие – ПОСВЯЩАЕТСЯ!


Учитель: - Давайте почтим память погибших минутой молчания.


Объявляется минута молчания.


Издавна символом мира и спокойствия на земле считалась птица – голубь. Давайте на своих воздушных шарах нарисуем голубей, и напишем издавна знакомые фразы «Миру – нет!», «Войне – нет!»!

Пройдут годы и десятилетия. Нас сменят новые поколения людей. Но вечно жива будет память о них, кто отстаивал наш город, кто погиб, защищая вечный огонь жизни.

Звучит фонограмма «Не забывайте грозные года»












Урок мужества "Подвиг Сталинграда" 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Представлена разработка урока по теме "Подвиг Сталинграда" Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи:
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2) воспитывать уважение младших школьников к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Автор Шатилова Марина Юрьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 729
Номер материала 50779
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓