Главная / Начальные классы / Урок Мужества " БОЖЬЯ МАЛЕНЬКАЯ РАТЬ"

Урок Мужества " БОЖЬЯ МАЛЕНЬКАЯ РАТЬ"

УРОК МУЖЕСТВА

К 100-летию НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

«Божья Маленькая Рать»



Цель: познакомить детей с героическими фактами русской истории.

Задачи:

-способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков;

-содействовать формированию положительной оценки российской истории;

- воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Оборудование: Компьютер, экран, медиапроектор, презентация PoverPoint.

Оформление доски:

Наглядность: «Юным героям посвящается..», «Божья маленькая рать»,«28 июля1914 – 11 ноября1918»,

«Слава вам храбрые, слава бесстрашные!

Вечную славу поет вам народ.

Доблестно жившие, смерть сокрушившие,

Память о вас никогда не умрет!»

Музыкальное сопровождение:

  1. КЛИП к песне Вари Стрижак «Атака мертвецов или русские не сдаются»

  2. Песня Тамары Гвердцители «Дети войны»

Ход беседы.

Слайд 1.
Сегодняшний урок посвящен героическим страницам нашего народа, величайшему историческому событию, Первой мировой войне, увековеченной в многочисленных названиях – «великая и священная война», «германская», «империалистическая», «Вторая Отечественная»…

В 2014 году исполнилось 100 лет со дня начала Первой мировой войны (28 июля1914 – 11 ноября1918), один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов истории человечества ,в которую были вовлечены крупнейшие державы Европы: Россия, Германия, Австрия, Англия, всего 38 государств с населением свыше 1,5 миллиардов человек.

Сегодня об этой войне большинство из нас имеет слабое представление. Если и знаем, то только, что война была долгой, тяжелой и позорной, поскольку в России случилась революция и войну проиграли. Революция 1917 года, развал армии и государства, трагедия народа и братоубийственная Гражданская война, почти на столетие стерли Первую мировую из общественной памяти России. Миллионы русских офицеров и солдат, наших прадедов, проливавших кровь и погибших на полях сражений, – оказались преданы и забыты…на долгие годы. До декабря 2012 года, когда была принята памятная дата- День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 - 1918 годов. 1 августа в России впервые отмечалась эта памятная дата.

ПОКАЗ КЛИПА к песне Вари Стрижак «Атака мертвецов или русские не сдаются»

Слайд 2.

Сегодняшняя беседа посвящается русским мальчикам, юным - добровольцам, детям-героям Первой мировой войны, вошедшим в историю, как «Божья маленькая рать». Смелые, отважные, возвышенные и непокоренные – дети-герои являют собой лучезарное победное воинство – «Божью Маленькую Рать»

Чистотой душ и жаром юных своих сердец зовут нас к победным вершинам, к славным делам и спасительным подвигам во имя – Великой, Единой и Неделимой России!

«Слава вам храбрые, слава бесстрашные!

Вечную славу поет вам народ.

Доблестно жившие, смерть сокрушившие,

Память о вас никогда не умрет!»

С первых дней войны (1914-1918) из городов и сел они сотнями бежали на фронт в действующую армию. Что двигало ими – жажда приключений и подвигов, детский романтизм и поэзия, желание быть разведчиками, артиллеристами, героями?! Воспитанники гимназий, семинарий, кадетских корпусов и реальных училищ нередко обращались к своему начальству с просьбой отпустить их на войну: «Мы готовы помочь Родине, - писали в своем обращении воспитанники Омской учительской семинарии. У нас нет ничего того, чем мы могли бы помочь ей, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею».

И в глубоком тылу дети всех возрастов и сословий помогали сеять хлеб и убирать урожай, оказывали посильную помощь старшим братьям и матерям на фабриках и заводах. «Все для фронта, все для победы над врагом!» Дети войны экономили на себе, отдавая все свои сбережения – «заветные грошики» - на Алтарь Отечества. Благоговейно собирали пожертвования в кружки – «на табачок солдату» и теплые вещи для беженцев, солдатских сирот и раненых в госпиталях и лазаретах.

Слайд 3.

Ну а те, кто постарше, убегали на войну./ Зачитать стихотворение со слайда./

Мама! Не осуждай, что ушёл добровольцем.

Это долг каждого гражданина Русской Земли,

Каждый должен стоять за свою Родину грудью

И должен защищать её как свою мать.

Я очень рад, что меты мои исполнились!

Не осуждай меня, если убьют…

23 апреля 1915 г. Николай

( Из письма воина-добровольца Николая Кутырёва, погибшего смертью храбрых 10 октября 1916 г.в Галициии в штыковой атаке)


Об этом свидетельствуют и газетные хроники тех лет:
— Псков. За сентябрь 1914 года станционные жандармы сняли с поездов более 100 детей.
— Вильна. «20 октября 1914 года на станции было задержано свыше 30 детей-добровольцев». Всего за первые б месяцев войны из Вильны бежало около сотни детей.
— Киев. «В течение января-февраля 1915 года железнодорожной полицией задержано 214 юных добровольцев, среди задержанных 11 девочек» («Неделя войны», 1915, № 11 (приложение к журналу «Родина»), с. 4).
— Николаев, 23 октября 1915 года. «Воспитанник 2-го высшего начального училища Иван Кальченко, 14 лет, убежал на театр военных действий; туда же бежали Иван Гассен, 13 лет, и служащий на заводе «Наваль» Виктор Головченко, 16 лет» (Николаевская газета, 1915, 23 октября).

Военная хроника тех лет пестрит сообщениями и рассказами о юных добровольцах, их подвигах на полях сражений, ранениях и боевых наградах. И в детских книжках и журналах Первой мировой мальчики-герои окружены особым ореолом. На войне они быстро становились взрослыми, стойко перенося окопные страдания и лишения, голод, холод и смерть боевых друзей. Проявляя чудеса самопожертвования и героизма, в свои 12-15 лет они становились Георгиевскими кавалерами. В ходе изучения исторических публикаций было установлено множество имен юных героев Первой мировой войны и их подвигов. О некоторых из них стоит упомянуть отдельно. Клик

Пожалуй, первыми в этом списке юных воинов можно назвать братиков милосердия, как называли их раненые, — учеников Одесской гимназии близнецов Женю и Колю, трудившихся в интересах фронта на приемном пункте временно выбывших из строя солдат. Об этом в печати извещалось так: «Привозя в своем санитарном поезде раненых, сестра милосердия Е.В. Богатырева поручает братикам особо несчастных и одиноких. Они следят за ними, навещают и стараются удовлетворить их маленькие нужды, пишут письма, звонят по телефону, вызывая родных и близких»А ведь Женя и Коля были всего лишь учениками 2-го класса. Клик

15-летний казак Иван Казаков. Самостоятельно в бою с немцами отбил пулемет, позже спас жизнь своему товарищу, неоднократно с успехом принимал участие в разведке. В одной из вылазок обнаружил батарею противника, которая затем была захвачена нашим отрядом. Грудь юного героя украсили три Георгиевских креста и три Георгиевские медали, а плечи — погоны унтер-офицера.
(Зачитать обращение к матери, на слайде)

Слайд 4.

12- летний Василий Наумов. С огромным трудом, через всевозможные испытания и препоны добрался до фронта из сибирского села Каретниково. В результате стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был повышен до унтер-офицера. Дважды ранен.
Слайд 5.

15-летний доброволец Ян Пщулковский за свои подвиги награжден двумя Георгиевскими крестами и медалью. 13-летний Василий Правдин неоднократно отличался в сражениях. Вынес из гущи боя раненого командира полка. Получил три Георгиевских креста.

Слайд 6.

16 -летний конный разведчик Василий Устинов– за порчу неприятельских проволочных заграждений и уничтожение с тремя боевыми товарищами немецкого разъезда из 12-ти человек – награжден Георгиевскими крестом и медалью.

14-летний доброволец из Москвы и воспитанник Строгановского училища Владимир Соколов, раненый в ногу, награжден Георгиевским крестом 4-й степени и произведен в унтер-офицеры – «за захват неприятельского пулемета во время атаки на австро-германском фронте».

Слайд 7.

На фотографии с боевых позиций два бравых казака с саблями и карабином – 12-летний Иван Рыпкевич и 14-летний Роман Кочаковский, первый из которых за храбрую разведку был награжден Георгиевским крестом и медалью. 16-летний доброволец Алексей Беляков, оставшись последним на бронированном автомобиле, продолжил стрельбу из пулемета «до самого конца боя, нанося противнику в упор громадные потери». За подвиг награжден Георгиевским крестом 4-й степени и произведен в ефрейторы.

Слайд 8.

15-летний Антон Харашкевич. До войны Антон жил в Вильне и после смерти отца нищенствовал со слепой матерью. На фронт подросток ушел добровольцем. За проявленное мужество в боях А.Харашкевич был награжден Георгием 4-й степени и произведен в унтер-офицеры.

15-летний Илья Трофимов, воевавший в Пруссии, был награжден солдатскими Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.
Харитон Жук, ученик частной гимназии Воронина (г. Смоленск) был убит 24 ноября 1914 года во время разведки боем у деревни Богдановой. Посмертно его наградили Георгиевской медалью «За храбрость».
Слайд 9.

14-летний доброволец-артиллерист Антон Гулюк сын героя Русско-японской войны, был у Кенигсберга и подвозил снаряды, контужен и оглушен у г. Лыка 31 декабря 1914 г.

Слайд 10. На фронте воевали не только юноши, но и девушки. Ученица 6 класса Мариинского училища Кира Башкирова за боевые подвиги была удостоена Георгиевского креста. Под видом добровольца Николая Попова она вступила в один из полков и уже через неделю отличилась в ночной разведке. После того как тайну раскрыли, Киру отправили домой, но вскоре девушка вновь очутилась на фронте в другой части.
Две гимназистки-казачки
Елена Козловская и Фелицата Кульдяева участвовали в целом ряде кавалерийских битв.

Слайд 11.Примечательно, что среди юных воинов встречались представители разных национальностей: русские, украинцы, поляки, белорусы, эстонцы. К сожалению, имена и фамилии многих остались неизвестными.

Сообщения и рассказы о юных героях, их подвигах и боевых наградах – сдержанны и лаконичны, они напоминают скорее тексты наградных листов. И судьба детей-добровольцев – как у взрослых солдат – «ранен», «контужен», «убит», «умер от ран», «после лазарета вернулся на фронт»... Даже сейчас, спустя 100 лет, их светлые и серьезные лица на пожелтевших от времени фотографиях - дышат мужеством и любовью к Родине, готовностью к подвигам и верой в Грядущую Нашу Победу.

Покуда не переведутся на Руси герои, дотоле и будет стоять она, наша Родина. Дотоле будет существовать и страна наша..

Все мы, внуки и правнуки, наследники участников и героев Первой мировой войны – солдат и офицеров, тружеников тыла и сестер милосердия, многие из которых положили свои силы и жизнь на Алтарь Отечества. Мы все – в долгу перед их светлой Памятью. Перед каждым юным героем

«Божьей маленькой рати».

«Возьми себе в пример героя, догони его, обгони его. Слава тебе, русский воин!»– завещал своему маленькому крестнику великий русский полководец Александр Суворов.

Слайд 12.

1 августа 2014 года, к 100-летию Первой мировой войны памятник установлен в Москве, в Парке Победы на Поклонной горе.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ Т.ГВЕРДЦИТЕЛИ «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Источники:

http://maxpark.com/community/12/content/1885170

http://www.pervye-geroi.ru/images/stories

http://shkolazhizni.ru

http://www.nacontrol.ru

http://www.stoletie.ru/


5


Урок Мужества " БОЖЬЯ МАЛЕНЬКАЯ РАТЬ"
  • Начальные классы
Описание:

Тема живой памяти всегда актуальна. Она помогает рассмотреть предпосылки формирования патриотизма.

        Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

        Для полноценного воспитания подрастающего поколения неизменным является военно – патриотическое воспитание.

В нашей школе на протяжении многих лет ведется работа по военно – патриотическому воспитанию школьников. Она строится в соответствии со школьной программой по патриотическому воспитанию «Мы - россияне».

        Краткое содержание:

Урок Мужества«Божья Маленькая Рать» представлен в виде литературно-музыкальной композиции с элементами беседы, сопровождающейся слайдами презентации. С первой минуты урока, благодаря музыкальному сопровождению, создается эмоциональный настрой у всех присутствующих на уроке. Доверительная, торжественная обстановка обеспечивает интерес к предстоящей деятельности. Это состояние усиливается вступительным словом учителя, в котором приводятся страшные и трагические свидетельства войны. Вступительная часть сопровождается мультимедийной презентацией, на которой представлены все ужасы  Первой мировой войны.

        Выступление гостей помогает обучающимся более конкретно и зримо представить далекие события военных лет, обостряет интерес к историческому прошлому своего села,  формирует гордость за тружеников тыла и готовность встать на защиту Родины.

        Урок заканчивается подведением итогов, песней Тамары Гвердцители «Дети войны».

        Цель Урока Мужества – воспитание у обучающихся чувства патриотизма, веры в людей, готовности встать на защиту Родины.

Задачи:

  • Обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своего края, своей страны;
  • Вызвать интерес к дальнейшему изучению прошлого своего края;
  • Показать массовый героизм народа.

Ожидаемые результаты:

Формирование стремления равняться в своей жизни на положительные примеры служения Родине, обогащение знаний обучающихся о героическом прошлом своего края.

 

Автор Ширшова Светлана Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 275
Номер материала 46788
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓