Инфоурок География Другие методич. материалыУрок мужества посвященный годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом

Урок мужества посвященный годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом

Скачать материал

СЛАВЬСЯ, МОЙ СТАЛИНГРАД

 

( Урок мужества посвященный годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом)

Цель:

  •  Воспитание патриотизма, чувства гордости за свой город, свой народ, свою армию;
  • Развитие творческих способностей детей.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Ватман с названием мероприятия

Книжная выставка: «Твердыня на Волге»

Ватман : «Панорама Сталинградской битвы»

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

 

  1. ХОД УРОКА МУЖЕСТВА:

1-й чтец:

Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои,

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

2-й чтец:

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет,

Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

      Хор исполняет песню «С чего начинается Родина?».

3-й чтец:

Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский –

Вечная слава тех,

Кем фашизм,

Покоривший Европу,

Был остановлен здесь.

4-й чтец:

В суровые годы битвы

Здесь насмерть стояли люди –

Товарищи и ровесники

Твоего отца.

5-й чтец:

Они здесь стояли насмерть!

И были средь них солдаты –

Мальчишки в серых шинелях

Со звездами на ушанках,

Простые наши мальчишки –

             Немного старше, чем ты.

6-й чтец:

К нам приезжают люди –

Жители всей планеты  -

Мужеству их поклониться,

У их могил помолчать.

Ведущий:

·         Действительно, трудно, наверное, найти место на Земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А с середины лета 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание  сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве второй мировой войны, решалась не только судьба нашего государства, но решались судьбы всего человечества.

1-й чтец:

В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

«Город не сдай врагу!»

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

     Звучит фонограмма песни «На всю оставшуюся жизнь»

Ведущий 1:

 Оборонительные сражения за Сталинград продолжалось четыре месяца: с 17 июля по 18 ноября 1942 г. после поражения советских войск под Харьковом и Воронежем противник полностью овладел инициативой  и теснил  части Красной Армии, обладая немалым перевесом. Гитлер и его окружение планировали захват Волги и Кавказа. Германское командование подтягивало дополнительные резервы.

Ведущий 2:

23 августа немецкий танковый клин прорвал оборону ослабевших в боях частей Красной Армии и вышел к Волге. В этот же день фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолетовылетов, город практически был разрушен. Авиация противника нарушила телефонно-телеграфную связь с Москвой. Доклад о прорыве к Волге пришлось делать по радио открытым текстом.

Ведущий 3:

Из Ставки пришел приказ всеми силами удержать город. 25 августа Сталинград был объявлен на военном положении. Гитлеровцы настойчиво рвались к городу, и им удалось ворваться в него не только с севера, но и с юга. С 12 сентября бои шли уже в Сталинграде. Оборону  города  осуществляли части 62-й (командующий – генерал В.И. Чуйков) и 64-й армии (командующий – генерал М.С. Шумилов).

Ведущий 4-й:

Немецко-фашистские войска предприняли четыре попытки штурма города одна за другой. В ночь на 15 сентября положение обороняющихся ухудшилось. Каждый дом становился крепостью. Немцам казалось, что город вот-вот будет захвачен. Но этого не происходило.

Чтец 1-й:

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле,

 Насмерть  солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград.

Чтец 2-й:

Сто пикировщиков выли над ним

В небе, как огненный змей,

Он не покинул окопа, храним

Верностью русской своей.

Меж обгорелых черных громад

Он защищал Сталинград.

Чтец 3-й:

Танк на него надвигался, рыча.

Мукой и смертью грозил.

Он, затаившись в канаве, сплеча

Танки гранатой разил.

Пуля – за пулю. Снаряд – за снаряд.

Он защищал Сталинград.

Чтец 4-й:

Смерть подступала к нему в упор.

Сталью хлестала тьма.

Артиллерист, пехотинец, сапер –

Он не сошел с ума.

Что ему пламя гиены, ад?

Он защищал Сталинград.

Чтец 5-й:

Просто солдат, лейтенант, генерал –

Рос он в страде боевой.

Там, где в огне умирает металл,

Он проходил живой.

200 дней и ночей подряд

Он защищал Сталинград.                 

Чтец 6-й:

Время придет – рассеется дым.

Смолкнет военный гром.

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

- Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.                 

                             Алексей Сурков «Защитник Сталинграда»

 

Ведущий 1-й:

Почему же гитлеровские войска не смогли взять Сталинград ни с ходу, ни в результате неоднократных попыток штурмовать город? Ведь в аналогичной ситуации они оказывались под Ленинградом, под Москвой, когда, казалось бы, до цели было несколько шагов. Можно говорить о просчетах т роковых ошибках самого Гитлера, критиковать действия его генералов, но нельзя не видеть, что в решающий момент город устоял благодаря воле и самопожертвованию советских воинов. В Сталинградской обороне бойцы и командиры выполняли такие задачи, которые по словам Чуйкова, казались «выше сил человеческих»

Ведущий 2-й:

В тот же день, когда начались бои за город, - 12 сентября 1942 года Генштаб приступил к  разработке наступательной операции под Сталинградом. Предполагалось нанести такой удар по немецко-фашистским частям, который бы резко изменил бы стратегическую обстановку.

Ведущий 3-й:

Операция состояла из двух основных этапов: на первом предполагалось прорвать оборону противника, создать прочное внешнее кольцо окружения; на втором – уничтожить окруженного противника, если он не примет ультиматума о сдаче. Для этих целее привлекались силы трех фронтов: Юго-Западного (генерал Н.Ф. Ватутин ), Донского (генерал К.К. Рокоссовский) и Сталинградского (генерал А.И. Еременко).

Чтец 1-й:               

Кусок земли, он весь пропитан кровью.

Почернел от дыма плотный  мерзлый снег.

Даже и привыкший к многословью, здесь к молчанью,

Здесь к молчанью привыкнет человек.

Чтец 2-й:

Впереди лежат пологие высоты,

А в низу – упавший на колени  лес.

Лбы нахмурив, вражеские дзоты

Встали, словно ночь, наперерез

Чтец 3-й:

Смятый бруствер. Разворочено ложе.

Угол блиндажа. Снаряды всех смели.

Здесь плясала смерть, но нам всего дороже

Окровавленный кусок родной земли.

Чтец 4-й:

Шаг за шагом ровно три недели

Мы вползали вверх, не знавшие преград.

Даже мертвые покинуть не хотели

Этот молнией опаленный ад.

Чтец 5-й:

Пусть любой ценой, но только бы

                                          добраться,

Хоть буравя снег, но только б доползти,

Чтоб в молчанье страшно и жестоко

                                            драться,

Все, как есть, сметая на пути.

Чтец 1-й:

Под огнем навесным задержалась рота,

Но товарищ вырвался вперед…

Грудью пал на амбразуру дота –

Сразу кровью захлебнулся пулемет!

Чтец 2-й:

Мы забыли все… Мы бились беспощадно…

Мы на лезвиях штыков наш гнев несли,

Не жалея жизнь, чтобы взять обратно

Развороченный кусок земли

         Владислав Занадворов «Кусок родной земли»

 

Чтец 1-й:

Я помню о нем, о простом пареньке.

Четырнадцать лет ему было,

В тот год, когда город на Волге – реке

Стал сразу и фронтом, и тылом.

 

 Со школой простился, пошел на завод,

 Освоил токарное дело.

Ах, эти мальчишки – дотошный народ,

Народ удивительно смелый.

 

Он старшего брата сменил у станка.

Для фронта готовил снаряды.

Стал домом и школой для паренька

Завод фронтовой «Баррикады».

 

А вскоре в шинели с чужого плеча,

Сказав только:

                          «Мама, так надо»,

Он землю родную ушел защищать

В огне и дыму Сталинграда.

 

Зачислен стрелком был он к нам

                              в третий взвод -

Совсем не мальчишечье дело.

Но эти мальчишки – упрямый народ,

Народ удивительно смелый.

 

В жестоких боях мы бывали не раз.

Вот здесь на земле Сталинграда,

В одной из атак вдруг упал и угас

Мальчишка в шинели солдатской.

           Алексе Баранчиков «Четырнадцать лет ему было»

 

Ведущий 1-й:

Контрнаступление началось 19 ноября 1942 года мощной артиллерийской подготовкой, затем в дело были введены танковые и механизированные части. На пятый день наступления передовые части Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились. Значительная группировка немецких войск, насчитывавшая 250 тысяч человек, оказалась в окружении.

Ведущий 2-й:

Просьбы командующего 6-й немецкой армией Паулюса об отводе войск была встречена отказом. В одном из приказов Гитлера говорилось: «Войска 6-й армии, окруженные в Сталинграде, впредь будут  именоваться войсками крепости Сталинград». Гитлеровское командование пыталось деблокировать окруженные войска извне, но это им не удалось(они создают армию «Дон» во главе с Манштейном, которая начинает прорыв к Сталинградской группировке)

Ведущий 3-й:

Бои приобретают все большую ожесточенность, как во внешнем, так и во внутреннем кольце. Но силы врага истощились, и он вынужден был перейти к обороне.

                      Алексей Сурков «Защитник Сталинграда

Чтец 1-й:

В крови и в металле Мамаев курган.

Вповалку разбросаны трупы:

Солдат поразил огневой ураган,

А снег нарядил их в тулупы.

 

Хохочет и пляшет довольная Смерть:

«Такого еще не бывало,

Чтоб так беспощадно войны круговерть

В морщины курган распахала».

 

Ползком, но пробился советский солдат –

И знамя горит на вершине.

А солнце рисует на нем : «Сталинград –

Священное слово отныне».

 

«Кто жизнь сохранил ему в море огня?» –

Разгневавшись, Смерть закричала: -

« Не могут быть люди сильнее меня

И крепче дождя из металла».

 

Склонилась над раненным русским бойцом:

«Пусть будет смертельною рана».

Схватив автомат, он пальнул ей в лицо,

И  Смерть отступила с кургана.

 

 

Ведущий 1-й:

10 января 1943г. советские войска под командованием К.К. Рокоссовского приступили к ликвидации окруженной под Сталинградом  группировки противника. Немецкие части были деморализованы. Попытка организовать непрерывно действующий воздушный мост к окруженным была сорвана советской авиацией.

Ведущий 2-й:

Советское командование предъявило ультиматум окруженным частям, который ими первоначально не был принят.

Среди условий ультиматума были и такие: «Всему личному составу сдавшихся войск сохраняем военную форму, знаки различия и ордена, личные вещи, ценности, а высшему офицерскому составу – и холодное оружие.

Всем сдавшимся офицерам, унтер-офицерам и солдатам немедленно будет установлено нормальное питание. Всем раненным, больным и обмороженным будет оказана медицинская помощь».

 Ведущий 3-й:

Но положение немцев было безнадежно, и 2 февраля остатки 6-й армии в Сталинграде сдались в плен. Великая битва на Волге завершилась. За 200 дней в междуречье Волги и Дона противник потерял убитыми, ранеными и пленными до 1,5 млн. человек. Он лишился огромного количества боевой техники. Красная Армия прочно завладела стратегической инициативой.

 

Чтец 1-й:

Как трудно было умирать

Солдатам, помнящим о долге,

В том самом городе на Волге –

Глаза навеки закрывать.

Чтец 2-й:

Как страшно было умирать:

Давно оставлена граница,

А огневая колесница

Войны, не повернула вспять…

Чтец 3-й:

Как горько было умирать:

«Чем ты подкошена, Россия?

Чужою силой иль бессильем

Своим?» - им так хотелось знать.

Чтец 4-й:

А пуще им хотелось знать,

Солдатам, помнящим о долге,

Чем битва кончится на Волге,

Чтоб легче было умирать…

             Сергей Викулов «В городе на Волге»

 

 

Ведущий 1-й:

Каково значение Сталинградской битвы? Вот как об этом писал известный историк академик А.М.Самсонов: «В ходе ее были разгромлены пять армий фашистской Германии и ее союзников… За 200 дней в междуречье Волги и Дона противник потерял убитыми, ранеными и пленными до 1,5 млн. человек. Он лишился огромного количества боевой техники. Сталинградская битва внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны. Красная Армия прочно завладела стратегической инициативой».

Ведущий 2-й:

Но победы вскрыли и другое. Они поставили Сталина перед необходимостью передать реальное руководство военными действиями группе талантливых военноначальников, среди  которых выделялись Г.К.Жуков, А.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, И.С. Конев и другие.

Ведущий 3-й

Зимой – весной 1943г. наступление под Сталинградом переросло в общее стратегическое наступление, продолжавшееся до конца марта. Противник был отброшен на 600 - 700 километров и вынужден был перебрасывать на советско-германский фронт части с запада.

Чтец 1-й:

Мой город свято помнит все –

дни грозные, кровавые.

Он помнит все - кем был спасен

 и возрожден со славою.

«Сегодня в бой», - как будто век

Храню письмо в конверте я

Чтец 2-й:

Мой город чтит и помнит тех,

кто прошагал в бессмертие.

Как дорог мне степной курган,

Где росами опальными

Святая кровь солдатских ран

Взошла цветами алыми.

 Чтец 3-й:

Здесь обняла курган река

С родным певучим именем.

Течет река через века,

Жива и вечна синь ее.

Чтец 4-й:

 Вы тоже выросли в огне?

Я – тоже дочь солдатская.

Как и у вас, звенит во мне

Кровинка Сталинградская.

Коль едут к нам фронтовики

 для встречи в дни победные,

они по крови земляки

и в смертный час – бессмертные.

Чтец 5-й:

Для мира здесь взошла заря –

От Волги гнали ворога.

О волгоградская земля,

На ней все сердцу дорого!

           Лилия Шевцова «Память»

 

Чтец 1-й:

Стоит, не говоря ни слова,

Потупив мужественный взгляд,

Солдат из армии Чуйкова,

Оборонявший Сталинград.

 

Откуда он, села какого,

Чей сын, родитель или брат,

Кто осенью сорок второго

Ни шагу не ступил назад?

 

Белеют перед ним кварталы,

Сияет даль голубизной,

И Волга мирно у причалов

Играет легкою волной,

 

Бушует под напором мая

Цветов вишневый ураган,

И высится у ног Мамаев

Изрытый бомбами курган…

 

Не он ли косу, как игрушку,

Носил в лугах передовым,

И не его ли мать – старушка

Ждет до сих пор с войны живым?

 

 Откуда он, села какого,

Чей сын, родитель или брат?

Пошто не говоришь ни слова,

В шинели каменный солдат?

     Хор исполняет песню «Мамаев курган»

 

Чтец 2-й:

Ложатся строчки рваные в тетрадь..

Пусть сотни раз

 снега сойдут со склонов,

все также сердце

 будет замирать

При этой цифре – 20 миллионов.

 

 Чтец 3-й:

Не забывай те грозные года,

Когда кипела волжская вода,

Но выдержал железный тот солдат,

но выстоял бессмертный Сталинград.

 

 Чтец 4-й:

Поклонимся великим тем годам,

Всем нашим командирам и бойцам,

 

Чтец 5-й:

Всем маршалам страны и рядовым,

Поклонимся всем мертвым  и живым

 

Чтец 6-й:

Всем тем, кого нам  забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Все:

Всем миром,

Всем народом,

Всей землей

Поклонимся за тот великий бой.

  Минута молчания

Викторина.

  1. Назовите дату начала Сталинградской битвы.

(17 июля 1942 г.).

  1. Как долго длилась Сталинградская битва? (200суток)
  2. Когда закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943г.)
  3. За какой срок Гитлер планировал овладеть городом? (2недели)
  4. Какие армии защищали город? (62-я – Чуйкова, 65-я – Батова,

64-я – Шумилова)

6. Назовите самый страшный для города день. (23 августа, фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолетовылетов, город был разрушен.)

7.  Как называется высота, которую защитники Сталинграда называли высотой России? (Мамаев курган)

8.  Назовите высоту Мамаева кургана. (102 метра).

9.  На сколько этапов делится Сталинградская битва? (2 этапа : оборонительные сражения и контрнаступление)

10  Сколько этапов предполагало контрнаступление? (2 этапа:  на первом предполагалось прорвать оборону противника, создать прочное внешнее кольцо окружения; на втором –уничтожить окруженного противника )

11.  Чем известен Дом Павлова?

12.  Назовите самые известные памятники защитникам Сталинграда.

13.  Чем награжден город за эту битву? ( Орден Ленина и Золотая Звезда Героя)

14.  Какое здание осталось не восстановленным со времен Сталинградской битвы? (Мельница)

15.  Значение Сталинградской битвы. ( Коренной перелом в войне)  

3.      Подведение итогов урока.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок мужества посвященный годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

СЛАВЬСЯ, МОЙ СТАЛИНГРАД

(Урок мужества посвященный годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом)

Цель:

  •  Воспитание патриотизма, чувства гордости за свой город, свой народ, свою армию;

Развитие творческих способностей детей

 

·         Действительно, трудно, наверное, найти место на Земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А с середины лета 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. ·         К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание  сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве второй мировой войны, решалась не только судьба нашего государства, но решались судьбы всего человечества.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 969 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 610
    • DOCX 28.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бедреина Екатерина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бедреина Екатерина Николаевна
    Бедреина Екатерина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 20175
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек