Главная / Классному руководителю / Урок мужества «КУРСК: страницы войны.»

Урок мужества «КУРСК: страницы войны.»

Урок мужества «КУРСК: страницы войны.»

Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи:
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) обогащать и совершенствовать речь;
3) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
4) способствовать формированию у воспитанников готовности к защите Родины.


Видео «А может не было войны»

Объявление войны

Песня «Журавли» (в конце песни выходят 2 ведущие)


1вед: Был летний вечер. Воскресенье.

Вся ликовала молодёжь,

В прощальном вальсе плыли пары…

Стоял вопрос «куда пойдёшь?»

2 вед: Шёл 41-й по планете,

Июнь к концу уж подходил…

Двадцать второго, рано утром,

Войну нам Гитлер объявил.

1 вед: Вернее, без оповещенья

Упали бомбы на людей.

Все замерли и испугались,

Не за себя, а за детей.

2 вед: Но вскоре в очереди встали

И стар и млад в военкомат.

Костюм сменили на шинели

И взяли в руки автомат,

1 вед: Чтоб защитить свою Отчизну,

Село родное и семью.

Мужчины круто поменяли

Размеренную жизнь свою.

2 вед: И на четыре долгих года

Они, покинув край родной,

Ушли по фронтовым дорогам,

Изгнать фашистов чтоб долой.


Песня «Священная война» (В конце песни выходит ребёнок с чемоданом и читает стихотворение)


Новый чемодан длиной в полметра,

Кружка, ложка, ножик, котелок…

Я заранее припас всё это,

Чтоб явиться по повестке в срок.

Как я ждал её! И наконец-то

Вот она, желанная, в руках!...

пролетело, отшумело детство



В школах, пионерских лагерях.

Молодость девичьими руками

Обнимала и ласкала нас.

Молодость холодными штыками

Засверкала на штыках сейчас.

Молодость за всё родное биться

Повела ребят в огонь и дым,

И спешу я присоединиться

К возмужавшим сверстникам моим.


Воспитатель: Тема нашего классного часа записана на доске. О чём пойдёт речь? А где бывают страницы?

-К концу занятия мы составим книгу, книгу о войне и Курске.

-Среди разбросанных страниц найдите ту, которая соответствует началу Великой Отечественной войны (22июня1941года)

-Кто развязал эту страшную войну?

-Какая следующая дата из предложенных идёт по хронологии?(29августа1941года)

-Это день, когда впервые произошла бомбардировка города Курска. В этот день уже были первые погибшие в нашем городе.

-Какая страница следует дальше?(август-сентябрь1941года)

-В течение этого времени на территории Курской области и Курска создаются истребительные батальоны и отряды народного ополчения. В них входят жители города, которые не попали на фронт: женщины, старики и даже дети. Подумайте, какую работу могли выполнять истребительные отряды?(они дежурили на крышах домов и оповещали о приближении вражеских самолётов , ликвидировали последствия бомбёжек, тушили пожары в то время, когда горожане находились в бомбоубежищах).

-Какой месяц будет в продолжении нашей « ленты времени»? (октябрь1941года)

-Немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Курской области. Им потребовался месяц, чтобы дойти до Курска.


Сначала наши отступали

И со слезами на глазах,

Родную землю оставляли

На гитлеровских сапогах.

Но вот собравшись с новой силой,

И дух поднявши боевой,

В боях тяжёлых победили

Солдаты наши под Москвой.

Не уступили в Сталинграде,

Закрыв фашистам путь на юг,

Блокаду сняли в Ленинграде,

В себя поверили не вдруг.

Потом прошли бойцы с боями

От Курска, Тулы и Орла


-Рассмотрите оставшиеся листки и догадайтесь, в какие дни шла оборона нашего города.(1-2ноября1941года)

-Враги двигались с северной стороны(где сейчас п. Щетинка).Они перешли реку Тускарь и стали подниматься вверх на холм к зданию мединститута. Отряды народного ополчения в этом месте уже построили баррикады. Здесь были самые ожесточённые бои. Но враг был лучше вооружён и превосходил в силе, поэтому наши отряды отступали назад по улице К. Маркса. И к вечеру 2ноября город был полностью в руках захватчиков.


-Какой самый длинный временной отрезок представлен на доске? (с 3ноября1941года по 7февраля1943года)

-Это самая страшная и горькая страница в нашей книге – время оккупации, когда на территории города и области хозяйничали фашисты. Посчитайте, сколько месяцев длилась оккупация? (15месяцев)

-Немецко-фашистские захватчики установили кровавый террор. За это время было расстреляно 13 тысяч мирных жителей, угнано в Германию на принудительные работы, в рабство 44 тысячи женщин и подростков. Были полностью уничтожены все сахарные заводы, хлебозаводы, взорваны пединститут, цирк,96%школ. Даже землю нашу – курский чернозём они вывозили вагонами в Германию. Карательные отряды сжигали заживо целые деревни. Расстреливали женщин и детей, помогавшим партизанам. Так поступили фашисты с отцом и сыном Крохиными (фотография).

Это страшное время длилось 15 месяцев. Какая дата стала переломной в истории оккупации нашего города? (8февраля1943года). Как вы думаете, что это за дата?

Дата

Событие

22июня1941года

Начало Великой Отечественной войны.

29августа1941года

День первой бомбардировки города Курска.

август-сентябрь1941года

Создание истребительных батальонов и отрядов

народного ополчения.

октябрь1941года

Вторжение немецко-фашистских захватчиков

на территорию Курской области.

1-2ноября1941года

Оборона нашего города.

3ноября1941года –

7февраля1943года

Время оккупации.

8февраля1943года

Освобождение города Курска.


-Сегодня тоже 8февраля. Посчитайте, сколько лет назад это было? (70 лет).

-В ночь на 7февраля1943года командующий 60 армии генерал-майор И.Д.Черняховский отдал приказ о проведении Курской операции. Три дивизии двигались с севера, две с юга, одна бригада с востока. Первыми в ночь на 8февраля в Курск прорвались бойцы 322 дивизии под командованием С.Н. Перекальского. Завязались тяжёлые уличные бои. И вновь ожесточённая схватка возле мединститута. Именно здесь вёл в атаку своих солдат полковник , командир 322 дивизии С.Н.Перекальский, который уже был дважды ранен.Но он продолжал командование. Его последние слова: «Я погибаю, но вы, друзья, вперёд, за город Курск!»С. Н. Перекальский похоронен на Никитском кладбище, где ему установлен памятник. Раньше и наша школа в течение нескольких десятков лет носила звание героя,на 2 этаже был его музей. К вечеру 8февраля город Курск был полностью очищен от фашистов.


Стоял мой Курск в огне, разрушен,

И облака были черны.

Но он не сломлен, не задушен

Рукой безжалостной войны.

Дома смотрели на расстрелы,

Дрожали, плача от беды.

Кричали вихри и метели,

И тихо пели соловьи.

Но жизнь вернулась в город славный,

Измученный, но не пустой…

Теперь я знаю – самый главный

Был подвиг стойкости людской. А.Волщукова


Воспитатель: -Действительно, «дома смотрели на расстрелы». Так, в самый первый день захвата города у стен мединститута было расстреляно 25 человек, у хлебозавода-5.

Здания, которые пережили это ужасное время, могли бы многое нам рассказать.

Здание Филармонии (фото) в 1941году было штабом истребительных батальонов, а 10 февраля 1943года на его балконе выступал командир 60 армии, освобождавшей Курск. Назовите его имя.(Черняховский)

Краеведческий музей внешне не пострадал, но был разграблен. Его экспонаты вывезены в Германию.(фото)

Кинотеатр им. Щепкина, Сергиево-Казанский собор, библиотека им. Асеева, Дом Офицеров – были очевидцами тех событий. Но они молчат.

-Рядом с Сергиево – Казанским собором на улице Горького есть неприметный двухэтажный дом №23, который пережил войну и не пострадал. Но его стены помнят весёлый, озорной голос девочки Катюши Зеленко, которая родилась и жила в нём до начала войны, но больше сюда так и не вернулась. Что вы знаете о Екатерине Зеленко?


(сообщение) Екатерина Зеленко была лётчицей. Она единственная женщина-лётчица, которая совершила воздушный таран. Погибла 21 сентября 1941года, через 3 месяца после начала войны. Посмертно получила звание Героя Советского Союза.

2 Вед: Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

-Ребята, посмотрите на этот список. Все они – Герои Советского Союза. Видите ли знакомые фамилии? Где вы их встречали? (в названии улиц).

-В этом списке только двое никогда не жили в Курске. Кто это? (Перекальский и Черняховский) Почему же их имена живут в нашем городе?

-Остальные герои родились и жили в Курске. Чем они заслужили высшую награду страны?

(Сообщения учеников об А.К. Горовец, А.Е.Боровых, Н.Ф.Ватутине, И.Е.Сонине, Н.Г.Пигореве.)

- Не только названия улиц напоминают нам о подвигах Великой Отечественной войны. Это ещё и памятники. Подумайте над значением слова и скажите, а почему они так называются?..

-В нашем городе много разных памятников. Какие вы знаете, посвященные Великой Отечественной войне?

-Самый большой – Мемориальный комплекс (фото) памяти павших в 1941-1943гг. Он включает в себя и кладбище, где захоронены военные, и несколько памятных знаков, и центральную стрелу с вечным огнём.

-На Красной площади находится стела «Героям-курянам», где записаны имена всех наших земляков, награждённых самой высшей наградой страны – звездой Героя.(фото)

-Небольшой памятный знак находится недалеко от нашей школы. Он посвящён Кате Зеленко, которую скульптор запечатлел в обломках разбитого самолёта.(фото)


Предлагаю всех тех, кто не вернулся с полей войны, кто погиб, защищая нашу страну, наш город, почтить минутой молчания…(зажигаются свечи…)

Грудной свой возраст помним мы едва ли,

У Сейма мы живём на берегу.

Мы здесь росли, отцы здесь воевали

И разогнули Курскую дугу.

Друзья! Давайте утверждать заранее:

В любое время и в любом году –

У всей планеты славные куряне

Всегда и всюду будут на виду. М. Светлов

Видео «СОЛДАТ»

ВИДЕО ПУТИН

ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ




Ученик И будет так, неотвратимо будет... На сцену выйдет в орденах старик- Последний на планете фронтовик . И голосом спокойным и усталым Солдат бывалый поведет рассказ, Как землю эту вырвал из металла, Как наше солнце сохранил для нас. И будут парни очень удивляться, Девчонки будут горестно вздыхать: Как это можно умереть в семнадцать, Как можно в годик маму потерять... И он уйдёт, свидетель битвы грозной, С букетом роз и маков полевых... Запоминайте их, пока не поздно, Пока они живут среди живых.




-На этом наш классный час подошёл к концу. Проходя по улицам нашего города, иногда вспоминайте, какой ценой достался нам мир. Берегите его.



Урок мужества «КУРСК: страницы войны.»
  • Классному руководителю
Описание:

Гражданско-патриотическое воспитание  является одним из приоритетных направлений в работе нашей  школы.

Основная задача гражданско- патриотического воспитания – это воспитание гордости за свое Отечество.

Привитие понятия, что лучше нашей Родины нет. Это знание  уважение Конституции РФ, ее герба, флага, гимна.

Патриот тот,  кто любит свою Родину. Гражданин, тот кто готов отдать даже свою жизнь.

 

Героико-патриотическое воспитание – это также составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории,  воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.

 Данная разработка будет полезна для классных руководителей, воспитателей Курска и Курской области,работающих в 6 - 7 классах, в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания, накануне Дня освобождения города Курска от немецко- фашистских захватчиков или Дня Победы.

Автор Пенькова Елена Сергеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 599
Номер материала 34670
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓