Главная / Классному руководителю / Урок мира по теме "О Великий и могучий русский язык"

Урок мира по теме "О Великий и могучий русский язык"


Урок мира по теме: «О великий и могучий русский язык»


Цели: рассказать детям о значении русского языка как межнационального языка нашей страны; познакомить ребят о необычном богатстве русского языка; воспитывать любовь к родному языку.


Оборудование: карточки, эпиграфы на доске:

«Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»

И.С.Тургенев.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбе моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий свободный русский язык»

И.С.Тургенев.


Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Великим и могучим назвал русский язык В. И. Ленин.

Очень верную, яркую характеристику родному языку дал наш замечательный русский ученый, талантливый поэт М. В. Ломоносов. Он считал, что в русском языке заключены вместе достоинства, лучшие отличительные качества многих языков мира. Он находил в нем, «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Прекрасным и звучным, выразительным и гибким называл русский язык А. С. Пушкин.

О необычайном богатстве русского языка, о том, что на русском языке можно передать самые сложные, самые разнообразные мысли и чувства, говорили многие русские поэты и писатели: Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький и др.

На Земле - тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык — значит свободно говорить на нем, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг. Прочитайте мудрые слова писателей о значении родного языка в нашей жизни. Задумайтесь над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы

каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.

Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться пости­гать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке. — Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?


II. Лингвистический турнир.


Конкурс «Собери текст»

1-й ведущий. В этом конкурсе участвуют по 5 человек от каждой команды.

Им нужно собрать текст из отдельных предложений, на лист бумаги наклеить

предложения в правильном порядке, а затем прочитать текст вслух.

Текст для первой команды - «Голова и хвост».

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!»

Но только он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить впереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь

вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Готовый текст.

«Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди. Голова

сказала: «Ты не можешь ходить впереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост

сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг

дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост

оторвался от головы и пополз вперед. Но только он отполз от головы, попал в

трещину и провалился».

Текст для второй команды — «Дележ наследства».

Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю

посуду и пополам разрежьте всю скотину».

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.

У одного отца было два сына.

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они пошли судиться к соседу. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Готовый текст.

«У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам раз-

режьте всю скотину». Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось».


Конкурс «Загадка»

1. Лежит полгода покрывало, весной его как не бывало. (Снег.)

2. Не огонь, а жжется. (Мороз).

3. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)

4. Не зверь, а воет. (Ветер.)

5. Рук нет, а строить умеет. (Птица.)

6. Жил он посреди двора,

Где играла детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился он в ручей. (Снеговик.)

7. Пройдет на день раз двести, хотя всегда стоит на месте. (Дверь.)

8. Украшал ночную синь Серебристый апельсин,

А потом неделя только —

От него осталась долька. (Луна.)

Молодцы!


Конкурс «Сказкина угадай-ка»

Я слышала от сказочных героев, что вы очень любите сказки. Но все ли из вас внимательно читают и понимают прочитанное? Проверить это мы можем во Дворце «Сказкина угадай-ка».

1. Чем отличается сказка от других произведений?

2. Как называются сказки, которые сочинил народ?

3. А как называются сказки, которые написали писатели? (Авторские, литературные.)

4. Каких писателей-сказочников вы знаете?

5. Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Кто герои этой сказки?

(Русская народная сказка «Три медведя».)

6. Гуси-лебеди летят,

Унести детей хотят.

Кто помог сестрице с братцем

От Яги укрыться, до дому добраться? (Печь, яблоня, река. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

7. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)


8. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов.

В какой сказке такая добрая мышка?

(Русская народная сказка «Теремок».)


Конкурс «Собери пословицу»

Семь раз примерь, один - отрежь.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Язык мягок - что хочет, то и лопочет.

Чего себе не хочется, того и другому не делай.

Не рой другому яму - сам в нее попадешь.

Правда, как ни прячь, наружу выйдет.


Конкурс «Дальше, дальше, дальше...»

Вопросы 1-й команде.

1. Сколько звуков в слове «лью»?

2. Антоним к слову «временный».

3. От кого Айболиту пришла телеграмма?

4. «Подруга дней моих суровых». О ком это?

5. Слово с удвоенной буквой «н».

6. Объясните значение выражения: «Хоть кровь из носу».

7. Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов

8. Часть слова без окончания.

9. Есть ли непроизносимая согласная в слове «участвовать»?

10. Слово с приставкой «при».

Вопросы 2-й команде.

1. Сколько звуков в слове «ель»?

2. Синоним к слову «отважный».

3. Кто спас Муху-цокотуху?

4. В каком городе родился А. С. Пушкин?

5. Слово с удвоенной буквой «м».

6. Объясните значение выражения: «Попасть пальцем в небо».

7. Словарь, в котором можно узнать о происхождении слов.

8. Часть слова, стоящая перед корнем.

9. Слово с приставкой «пре».

10. Есть ли удвоенная согласная в слове «искусный»?


Подведение итогов.

Урок мира по теме "О Великий и могучий русский язык"
  • Классному руководителю
Описание:

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Великим и могучим назвал русский язык В. И. Ленин.

       Очень верную, яркую характеристику родному языку дал наш замечательный русский ученый, талантливый поэт М. В. Ломоносов. Он считал, что в русском языке заключены вместе достоинства, лучшие отличительные качества многих языков мира. Он находил в нем, «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Автор Паномаренко Светлана Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 525
Номер материала 30347
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓