Главная / ИЗО, МХК / Урок МХК по теме: «Искусство в годы Великой Отечественной войны».

Урок МХК по теме: «Искусство в годы Великой Отечественной войны».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Нарьян-Мара»








Урок МХК по теме:

«Искусство в годы Великой Отечественной войны».










Автор: Рогозянская Алла Александровна,

учитель музыки и МХК

















г,Нарьян-Мар

2014г.






Пояснительная записка.

Цель:

Раскрыть роль искусства в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся.

Задачи: .

Образовательные:

способствовать обобщению и закреплению знаний о Великой Отечественной войне с помощью материала об искусстве времен ВОВ

Развивающие:

развивать навыки работы с дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.

Воспитательные:

Воспитывать гордость за создателей культурных ценностей, чувство восхищения за их трудолюбие, мужество, творчество, мастерство.

Способствовать воспитанию эстетического вкуса, гражданской идейно-нравственной позиции учащихся.


Тип занятия: обзорная лекция с элементами беседы. (классный час)

Оборудование занятия: компьютер, экран, презентация

Адресат:

Урок может проводиться для учащихся 9-11 классов.

Предварительная подготовка:

  1. Подборка материала по данной теме

  2. Оформление презентации

  3. Подбор видео фрагментов


Интернет ресурсы:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=a9SpvZUqy_Q

  2. http://www.liveinternet.ru/users/bahit/rubric/4241878/

  3. http://softsalo.com/sovet_41-45_agit/agit_3.html

  4. http://www.zaycev.net/pages/626/62618.shtml

  5. http://muzofon.com/

ход урока:

I. Вводно-мотивационный этап урока.(слайд 1)

Выясняем, какое место занимает данный урок в теме.

(Слайд 2) Постановка проблемы: Какую роль сыграла культура в годы войны, каков ее вклад в победу?

На ваших столах рабочие листы. В течение урока вы самостоятельно по текстам слайдов заполняете его. В конце урока сдаете.

II. организация учебной деятельности.

Прошло уже около 70 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве.

Сегодня мы собрались для того, чтобы отдать дань уважения нашему народу, который не только не удалось поработить немецко-фашистским захватчикам, но не удалось сломить и волю, и дух народа. И во время тяжёлых испытаний, выпавших на их долю, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. И сейчас мы окунёмся в мир искусства времён Великой Отечественной войны.

Учитель зачитывает эпиграф, записанный на доске:

В искусстве русском, в русской речи есть
И мощь, и тонкость, мысль и страсти пламя,
В нём издавна звучит свободы весть,
И Пушкин предсказал её стихами”.

(Слайд3)

Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало помочь партии организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло около тысячи литераторов. Для одних это была первая война, для других – четвертая. Чувство братской солидарности и помогло советской литературе стать грозным оружием в борьбе народа за свободу. В первые дни войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее гибкие и оперативные жанры: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение. О роли публицистики в годы Великой Отечественной войны расскажет…(Доклад Яси)

(Слайд 4)

Одним из главных рычагов для воздействия на советских граждан, рабочих, воинов, явилась публицистика. Выдающимися публицистами Великой Отечественной войны стали истинные мастера этого острейшего оружия литературы: А. Толстой и И. Эренбург, Л. Леонов и М. Шолохов, А. Фадеев и В. Вишнёвский,Симонов… Если говорить о публицистике А. Толстого, то ведущая тема в ней – тема Родины. Им написаны статьи “Москве угрожает враг”, “Что мы защищаем”, “Русские воины”, “Разгневанная Россия”, “Родина”. В них истоки русского национального характера, русской государственности, культуры, вера в непоколебимость советского народа. В его публицистике встречаются исторические аналогии с давно прошедшими событиями, призванные показать, что никогда еще захватчикам не удавалось покорить Русь. Публицистике А. Толстого очень близки работы Л. Леонова, стремившегося на трудных исторических путях. Он неустанно подчеркивал, что в борьбе с фашизмом несет личную ответственность каждый. Поэтому его публицистика проникнута искренней интонацией, с которой обычно обращаются к близким и знакомым людям: “Перед новым боем за честное дело наше присядем, товарищ, поговорим по душам”. Этот стиль доверительной беседы сочетается у Леонова с высокой, торжественной, иногда даже несколько архаизированной лексикой и образностью. Это придает его статьям характер высокой проповеди, обращенной ко всем и к каждому. Многие поэты и писатели в годы Великой Отечественной войны стали корреспондентами – М. Шолохов, И. Эренбург, К. Симонов и В. Гроссман. Публицистика Шолохова сыграла в годы войны большое значение. Он был корреспондентом “Правды”. Уже в первые военные месяцы писатель опубликовал очерки “На Дону”, “На Юге”, “Казаки”. 

(Слайд 5)

(Слайд 6)Поэзия военных лет

Поэзия военных лет – это и летопись жизни народной и лирический дневник одновременно. Она сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, она поддерживала, помогала, вдохновляла. Именно поэзия отразила необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные подвиги соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Одним из наиболее ярких поэтов этой поры стал Константин Симонов. Когда началась война, Симонову было уже 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом. Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на все его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты “Красная звезда”. Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт.

(слайд 7)

Жди меня… Эти слова стали клятвой, призывом для всех, кто оставался в тылу и сражался на передовой. “Жди меня” - это стихотворение, которое Константин Симонов посвятил своей жене Валентине Серовой и всем, кто ждал своих любимых. Сейчас вы услышите это стихотворение…(слайд 8)


(Слайд 9) Во время Великой Отечественной Войны, руководству СССР было как никогда важно взыскать в сердцах народа патриотические чувства. Инструментом взыскания, был СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ. Со своей задачей, плакаты и его создатели справились на отлично. Плакаты не оставляли равнодушными ни простого рабочего, ни солдата, ни остальные слои населения страны. Каждый старался на благо общей победы.

(Слайд 10,11,12,13)


Слайд 13

Советский агитационный плакат Заменим! создан в 1941 году художником В. Серовым. Плакат направлен на призыв советских женщин заменить мужчин, уходящих на фронт, во всех отраслях народного хозяйства. Одно емкое слово Заменим! передает уверенность мужчинам, уходящим на фронт, что тыл будет исправно работать на цель победы над врагом. На плакате изображена женщина, одевающая рабочие рукавицы. А на дальнем плане - идущие на фронт мужчины в военной форме. 

Советский агитационный плакат Великой Отечественной войны Отстоим Москву! создан осенью 1941 года художниками Н.Жуковым и В.Климашиным. Плакат создан в то время, когда советский народ напрягал все силы в борьбе против немецких захватчиков, рвавшихся к Москве. На плакате изображен советский воин, находящийся на высоком эмоциональном подъёме и призывающий не допустить врага в столицу. Этой фигурой солдата авторам удалось обобщить черты народного героизма, стремящегося освободить родную землю от врага. 

(Слайд 14)

Плакаты Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла – армию и народ – для Победы над фашизмом.

 Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.

(Слайд 15)

Художники-живописцы, работая в трудных условиях войны, создали много значительных произведений, правдиво отразивших героику народной борьбы с фашизмом. И хотя многие их работы носили эскизный характер, но все они были проникнуты большим, взволнованным чувством, насыщены патриотизмом. Стремление показать советского человека на войне, раскрыть его душевные качества определило характер батальных картин, сочетающих широкую панорамную композицию с характерными эпизодами боя на первых планах.

(Слайд 16)Дейнека Александр Александрович «Оборона Севастополя»

(Слайд 17)Герасимов Сергей Васильевич «Мать партизана»

(Слайд 18) Пластов Аркадий Александрович, Фашист пролетел.

(слайд 19)

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: “Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны по всей стране, как призыв, зазвучала песня “Священная война” на стихи Лебедева-Кумача.

В этот же день она прозвучала по радио в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева. Опубликованные одновременно в “Красной звезде” и “Известиях”, стихи буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого. В сердце ударила строка, вынесенная в заголовок стихотворения, “Священная война”.

(Слайд 20)

Да, именно священная! Под таким же сильным впечатлением создал музыку к этой песне руководитель ансамбля красноармейской песни и пляски А.В. Александров, почти также стремительно, буквально озаренный моментально зазвучавшей в нем музыкальной темой. 27 июня красноармейцы впервые спели “Священную войну” на Белорусском вокзале бойцам, отправляющимся на фронт. И те, кто слушал, уходя на фронт, провожая близких и друзей, и те, кто исполнял, не могли сдержать слезы. Поэт назвал свою песню “взволнованной речью”, и эта речь отозвалась в сердцах миллионов соотечественников как гимн, как набат. Песня стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала бойцом”.

(Слайд 21)

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу.

(Слайд 22)

7 симфония была создана композитором Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в 1941году. Первые три части написаны им в доме Бенуа в Ленинграде(закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда).

Финал симфонии, завершенный в декабре 1941 года, композитор создал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года оркестром Большого театра Союза ССР под управлением С.А .Самосуда. Московская премьера (дирижёр С. А. Самосуд) состоялась 29 марта 1942 года.

(Слайд 23)

9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром оркестра Ленинградского радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг.

Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры.

Виктор Козлов, кларнетист:

«Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку.»

Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:

«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

(Слайд 24)

«Ленинградская симфония»

(слайд 25)

Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные битвы с врагом.

Советские кинохроникеры, работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы ратной жизни, день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь Советской Армии до Берлина. С первых дней войны во фронтовых съемках кинохроники принимало участие более ста пятидесяти операторов.

На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Особенной популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались “Боевые киносборники”, составленные из короткометражных художественных фильмов.

(Слайд 26)

К наиболее многочисленной из них относятся фильмы, запечатлевшие главные, события войны Советской Армии против немецко-фашистских захватчиков. Какие решающие битвы ВОВ из курса истории вы можете назвать?

Это такие ленты, как «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Сталинград» (1943), «Орловская битва» (1943), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945) и «Разгром Японии» (1945).


(Слайд 27)

Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады, также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.

С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства. Только в Москве было создано 700 таких бригад, в Ленинграде – 500. За время войны на фронте побывало около 4 000 артистических бригад, в которых было занято 42 000 творческих работников. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

(Слайд28 )

Все, кто с концертными бригадами выступал перед воинами на фронтах Великой Отечественной войны, потом говорили одно и то же: «Мы там были, чтобы поднять боевой дух бойцов.»

Когда в помещение цирка, где Клавдия Ивановна Шульженко пела перед бойцами, уходившими на фронт, вдруг стали падать фугасные бомбы, зал был в панике, музыканты тоже. А Шульженко продолжала акапельно: «Падал с опущенных плеч...» После её выступления офицер спросил: «Откуда у вас такое самообладание?» Клавдия Ивановна ответила: «Я — артистка».

(Слайд 29)

Во время войны Русланова выступала на фронте — в окопах и под бомбежками. Она дала более 1200 концертов, а на заработанные за фронтовые гастроли деньги купила две батареи «Катюш», которые бойцы тут же переименовали в «Лидуш», и отправила их на фронт. Вместе с советскими войсками Лидия Русланова дошла до Берлина. Один офицер, увидев её на улице ещё не освобождённого города, закричал: «Куда идёшь?! Ложись: убьют!» — на что Лидия Андреевна ответила: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!» 2 мая 1945 года, спев на ступеньках поверженного Рейхстага знаменитые «Валенки», самую любимую бойцами песню из своего репертуара, она расписалась на одной из его колонн.

(Сайд 30)

«Аркадий Райкин с первого и до последнего дня был на фронтовых передовых, его концертная бригада обслуживала бойцов в самых опасных местах… И вот однажды приходит Райкин в школу на вечер воспоминаний. В белом костюме. В орденах от кадыка до колен. И начинает рассказ: «Мои гастроли должны были начаться в Днепропетровске 22 июня 1941 года . Я не знаю, как об этом узнал фюрер, но 22 июня он начал бомбить Днепропетровск…» (Константин Райкин, интервью газете «Аргументы и факты»)

(Слайд31)

Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы ВОВ. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и искусством мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.

(Слайд 32)

В рабочем листе в графе «рефлексия» отметьте:

«+» - знал,

«!» - новый материал (узнал),

«?» - хочу узнать больше.

(Слайд 33)

Подготовьте доклад о мемориальных комплексах посвященных Великой Отечественной войне.


Урок МХК по теме: «Искусство в годы Великой Отечественной войны».
  • ИЗО, МХК
Описание:

Урок МХК по теме: «Искусство в годы Великой Отечественной войны».

Цель:

Раскрыть роль искусства в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся.

 Задачи: 

Образовательные:

 способствовать обобщению и закреплению знаний о Великой Отечественной войне с помощью материала об искусстве времен ВОВ

 Развивающие:

 развивать навыки работы с дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.

 Воспитательные:

Воспитывать гордость за создателей культурных ценностей, чувство восхищения за их трудолюбие, мужество, творчество, мастерство.

 Способствовать воспитанию эстетического вкуса, гражданской идейно-нравственной позиции учащихся.

Тип занятия: обзорная лекция с элементами беседы. 

 Оборудование занятия: компьютер, экран, презентация

Адресат:   

урок может проводиться для учащихся 9-11 классов

Автор Рогозянская Алла Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1429
Номер материала 33270
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓