Технологическая
карта урока
Тема:
«
Вселенная в физических законах и явлениях».
Цели
урока:
1.
способствовать
приобщению учащихся к значимости понятия Вселенной;
1.
овладение
навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей в данной теме;
2.
формирование умений воспринимать, перерабатывать и
предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с
поставленными задачами;
3.
освоение приемов действий в нестандартных
ситуациях, овладение эвристическими методами в изучении Вселенной;
4.
формирование умений работать в группе с выполнением
различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Задачи:
1.
Изучение вселенной с помощью физических законов.
2.
Уметь анализировать и отбирать информацию из
различных источников
и использовать ее для решения познавательных задач;
3.
Способствовать развитию потребности в
познавательной деятельности.
Формируемые
УУД:
Личностные: Формирование мотивации изучения физики и стремление к
самосовершенствованию, стремление к совершенствованию собственной речевой
культуры в целом, развитие таких качеств, целеустремленность, инициативность.
Регулятивные: осуществление
регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе
коммуникативной деятельности на уроке физики.
Познавательные: построение логических
рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
:
формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Основные
понятия: Закон Всемирного тяготения, основная задача механики, теория
Циолковского.
4.
Ресурсы:
Основные-
учебник :Физика 11класс, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; Москва
«Просвещение» -2010г.
дополнительные-
презентация.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Задания, которые приведут к достижению
запланированных результатов
|
Планируемые результаты
|
предметные
|
УУД
|
Самоопределение к деятельности.
|
Мотивация на работу
|
Подготовка класса к работе.
|
Включается
звукозапись старта ракеты.
|
|
Личностные:
самоопределение, коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества учителя с учащимися.
|
Актуализация
знаний.
|
Выявление
уровня знаний (понятия объектов космоса, строение солнечной системы, планет
земной группы).
|
Формулируют
тему занятия.
|
Актуальность
в изучении и произведений, выражающих понятий космоса.
|
Определение
объекта (Космос) в жизни человечества.
|
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества учителя с учащимися.
Познавательные:
логический анализ объекта.
|
Целеполагание.
|
Прием
«вызов-ответ» (с использованием ассоциации)
|
Формулируют
цели урока
|
Какие
ассоциации возникают у вас на слова: «Вселенная» .
|
Цель
изучения данного объекта в литературных произведениях
|
коммуникативные:
постановка необходимых вопросов.
Познавательные:
логический анализ объекта и формулирование поставленной цели.
|
Проблематизация.
|
Активирует
знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
|
Составление
плана решения проблемы.
|
Выбор
произведений и источников в которых изучается космос.
|
Необходимость
понятия Вселенной для объяснения законов физики(вторая космическая скорость,
закон гравитации).
|
коммуникативные:
постановка необходимых вопросов.
Познавательные:
логический анализ объекта и формулирование проблемы.
|
Организация
процесса мыслительной деятельности.
|
Организация
работ 4-х групп.
|
Участвуют
в работе групп, представляют информацию в разной форме, систематизируют
материал в обобщающей таблице.
|
Работа
по карточкам. Сравнительный анализ двух планет «Марс» и «Земля», сравнение
основных характеристик.
|
Расчет
величин характеризующих планету «Марс».
|
регулятивные:
контроль, усвоение и осознание полученного материала.
Личностные:
самоопределение.
|
Рефлексия
|
Учитель
возвращается к предположениям, аргументам учащихся, высказанным на 1 этапе
урока (работа в группах).
Изменилось
ли ваше мнение? Ваши новые аргументы ?
|
Участвуют
в обсуждении, приводят примеры.
|
Применение
полученных знаний в создании проекта своего космического аппарата.
|
1. систематизируют
материал в Мини проекте: «Мой космический аппарат».
|
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные:
самоопределение.
|
Оборудование:
1.
Компьютер.
2.
Проектор.
План урока:
1. Необходимость изучения
Вселенной.
2. Теория Циолковского.
3. Расчет основных
характеристик ракет
4. Мини проект: «Мой космический
аппарат».
Ход урока. ( Урок сопровождается
презентацией).
1.
Организационный
момент.
1)
Организация групп.
2) Цели и мотивация
урока.
2.
Приобретение
новых знаний. Поиск и обработка информации.
3.
Обобщение.
4.
Рефлексия.
Создание мини проекта в домашних условиях.
Учитель: Добрый день!
Включается
звукозапись старта ракеты.
Сегодня
мы уделим внимания такому огромному и важному понятию, как космос.
-Какие слова связанные со словом «Космос», вы можете назвать? (планета,
спутник, Вселенная, астероид, ракета, галактика…..).
-Какой закон связывает данные понятия? ( Закон всемирного тяготения )
Объясняет:
1. Гравитационное взаимодействие во Вселенной;
2. взаимное притяжение всех тел друг другу в зависимости от расстояния;
3. характер движения небесных тел;
-Что
нам дает Вселенная? (является источником, с помощью которого были открыты
многие законы и явления в физике).
-Какая
взаимосвязь между Вселенной и физическим законом? (Между ними взаимообратная
связь, для того чтобы изучить Вселенную необходим физический закон, а чтобы
доказать закон необходимы понятия о Вселенной).
Давай те попробуем сформулировать тему
нашего урока
«Вселенная
в физических законах и явлениях»
Изучение
Вселенной нам это необходимо или нет? Какого мнения придерживаетесь вы? В
процессе нашего занятия, мы постараемся ответить на этот вопрос. Может быть, у
кого то из вас измениться мнение. Скажите, пожалуйста: «Какие задачи вы можете
поставить перед собой в изучении данной темы?»
1. Изучение Вселенной,
2. Внедрение законов, как средство изучения Вселенной.
Физик стремится сделать сложные
вещи простыми, а поэт простые вещи сложными….. (Ландау Лев Давидович)
В
60-х годах прошлого века много внимания уделялось так называемому конфликту
физиков и лириков. Во многих литературных произведения. Это было
продемонстрировано.На самом же деле между физиками и лириками нет никаких
противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь.
Л.
Ландау писал:
“Грош
цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски
заката, звон рифм…
- А
знаете ли вы человека, который смог в себе совместить математика, физика и
лирика?( А.Н. Толстой).
-
В каком произведении показана эта взаимосвязь?( «Аэлита», Алексей Николаевич
Толстой).
-
Какое физическое понятие представлено в романе? ?(яйцеобразная (овальная )
форма космического корабля в теории Циолковского).
-Как
оно представлено? Давайте с вами вспомним.
« Это был яйцеобразный аппарат был не менее восьми с половиной метров
высоты и шести метров в поперечнике. Посредине, по окружности его, шёл стальной
пояс, пригибающийся книзу, к поверхности аппарата, как зонт, — это был
парашютный тормоз, увеличивающий сопротивление аппарата при падении в воздухе.
Под парашютом — расположены три круглые дверцы — входные люки. Нижняя часть
яйца оканчивалась узким горлом. Его окружала двойная, массивной стали, круглая
спираль, свёрнутая в противоположные стороны, — буфер. Таков был внешний
вид междупланетного дирижабля»
-Кто является основоположником
теории изучение космоса, которая описана А.Н. Толстого?
Циолковский Константин Эдуардович (1857—1935) —
русский ученый и мыслитель, один из основателей космонавтики. Высказывая идеи о
возможности освоения околоземного пространства, расселения человека в космосе.
Циолковский называет себя «чистейшим материалистом»
он полагает, что существует только материя,
и весь космос —
не более чем очень сложный механизм.
В своей научной философской работе он предсказал спутниковую и интернет связь,
яйцеобразную (обтекаемую) форму ракеты.
В 1903 году
К. Э. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств
реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом,
способным совершить космический полёт, является ракета. Корабль представляет
собой железный или стальной шар с многочисленными отверстиями в корпусе,
закрытыми толстыми прозрачными стёклами. Основным топливом является жидкий
кислород и водород.
Во всех своих философских теориях
Циолковским было сказано:
«Человечество не останется вечно на
Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы
атмосферы, а затем завоюет все околоземное пространство...»
К.Э.Циолковский
А ведь действительно человек покорил
Вселенную, мы определили ее структуру. Человечество наблюдает, как расширяется
Вселенная от маленького взрыва, до таких размеров, которые имеет она сейчас.
- Мог ли данный корабль, имея, такую
форму совершить полет?
Чтобы разобраться в данном вопросе необходимо решить
основную задачу механики.
Определить
-Скорость движения,
-Расстояние, которое необходимо преодолеть,
-конечную координату или место приземления,
- время движения,
Прежде чем заняться решением этого вопроса, давайте
поработаем с вами над справочным материалом, который будет нам необходим .
Работа по карточкам:
Характеристика
|
Космический
аппарат в теории Циолковского.
|
Космический
аппарат в современной системе.
|
Примечание
|
Скорость
выброса горючего топлива.
|
2500 м/с
|
4200 м/с
|
|
Время движения
|
1 единица времени
|
|
Отношения массы
топлива к массе ракеты
|
1,7
|
6,4
|
|
Высота атмосферы Земли
|
118 км
|
|
Расстояние до Марса
|
57 мл.км
|
|
Первая космическая скорость.
|
?
|
|
Вторая космическая
скорость.
|
?
|
|
Первая космическая скорость на
Марсе.
|
0,455 земной скорости. ?
|
|
Вторая космическая
скорость на Марсе.
|
0,449 земной скорости?
|
|
Экваториальный радиус на Марсе,
км
|
53,2% земного?
|
|
Экваториальный радиус
Земли, км
|
6378
|
|
Масса Земли, кг
|
5,9736*1024
|
|
Масса Марса, кг
|
11% от массы Земли?
|
|
Совместная
работа
Основной
величиной в решении данной задачи является скорость.
1.
Определите скорость, с которой должна лететь
ракета, чтобы преодолеть силы притяжения со стороны Земли.
Первая группа
1. Определите расстояние, на которое могла бы подняться ракета с
поверхности Земли, чтобы преодолеть силы притяжения. Скорость движения ракеты
4,250 км/с в 1 единицу времени. Определите конечную координату ракеты на
планете Марс.
Вторая группа
Определите
время движения космического корабля, движущегося с заданной скоростью в подвижной
системе отсчета. Бесконечно малыми значениями можно пренебречь.
Третья
группа
Определите, во сколько раз сила взаимодействия между
Землей и космическим аппаратом отличается от силы взаимодействия между Марсом и
космическим аппаратом
Задача: Определите ускорение
космического корабля, движущегося с заданной скоростью, используя
дифференциальное уравнение за определенный промежуток времени.
Задача: Постройте траекторию
движения космического корабля движущегося с заданными скоростью и ускорением.
Определите центростремительное ускорение криволинейной траектории.
Если
космическому аппарату сообщается скорость меньше первой космической, то он
движется по траектории, которая пересекается с поверхностью земного шара, т. е.
аппарат падает на Землю. Используя практические расчеты, давайте ответим
на вопрос «Мог ли данный корабль, имея, совершить полет?
Но человечество совершило полет в космос? Теория Циолковского нашла свое
применения.
-
Что для этого было сделано?(Уменьшили массу космического корабля и придали ему
более обтекаемую форму)
- Для
чего это необходимо? (Скорость ракеты в тысячу километров в час сопротивление
воздуха будет огромным. Поэтому удобообтекаемая форма имеет для ракет
существенное значение: на преодоление сопротивления воздуха затрачивается
меньше энергии. Значит, при прочих равных условиях ракета, имеющая «хорошую»
форму, полетит дальше).
Теперь давайте
ответим на вопрос: «Изучение
Вселенной нам это необходимо или нет?».
Вселенная – вся система мироздания, весь мир, в
которой объяденяются небесные тела, влияющие друг на друга, физическая теория.
Но Вселенная объяденяет не только это, а многое другое. А вот, что именно, вы
узнаете на следующем уроке.
Мини проект:
Рассмотрев, основные понятия вашему вниманию предлагается, создание
космического корабля .Докажите, что ваш космический корабль сможет совершить
полет в космос. Может быть вами будут получены другие результат.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.