Главная / Физика / Урок метапредметного осознания по физике 11 класс по теме "Космос"

Урок метапредметного осознания по физике 11 класс по теме "Космос"


24. 04.14

Урок метапредметного осознания по теме «Космос»

Вселенная в физических законах и явлениях.











Технологическая карта урока

Тема: « Вселенная в физических законах и явлениях».

Цели урока:

  1. способствовать приобщению учащихся  к значимости понятия Вселенной;

  1.  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей в данной теме;

  2. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

  3. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами в изучении Вселенной;

  4. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Задачи:         

  1. Изучение вселенной с помощью физических законов.

  2. Уметь  анализировать и отбирать информацию из различных источников

   и использовать ее для решения познавательных задач;           

  1. Способствовать развитию потребности  в познавательной деятельности.

Формируемые УУД:

Личностные: Формирование мотивации изучения физики и стремление к самосовершенствованию, стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом, развитие таких качеств, целеустремленность, инициативность.

Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на уроке физики.

Познавательные: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные : формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Основные понятия: Закон Всемирного тяготения, основная задача механики, теория Циолковского.

  1. Ресурсы:

Основные- учебник :Физика 11класс, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; Москва «Просвещение» -2010г.

дополнительные- презентация.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

Самоопределение к деятельности.


Мотивация на работу

Подготовка класса к работе.

Включается звукозапись старта ракеты.



Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества учителя с учащимися.

Актуализация знаний.

Выявление уровня знаний (понятия объектов космоса, строение солнечной системы, планет земной группы).

Формулируют тему занятия.


Актуальность в изучении и произведений, выражающих понятий космоса.

Определение объекта (Космос) в жизни человечества.


коммуникативные: планирование учебного сотрудничества учителя с учащимися.

Познавательные: логический анализ объекта.

Целеполагание.

Прием «вызов-ответ» (с использованием ассоциации)



Формулируют цели урока


Какие ассоциации возникают у вас на слова: «Вселенная» .

Цель изучения данного объекта в литературных произведениях

коммуникативные: постановка необходимых вопросов.

Познавательные: логический анализ объекта и формулирование поставленной цели.

Проблематизация.

Активирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Составление плана решения проблемы.

Выбор произведений и источников в которых изучается космос.

Необходимость понятия Вселенной для объяснения законов физики(вторая космическая скорость, закон гравитации).

коммуникативные: постановка необходимых вопросов.

Познавательные: логический анализ объекта и формулирование проблемы.

Организация процесса мыслительной деятельности.

Организация работ 4-х групп.

Участвуют в работе групп, представляют информацию в разной форме, систематизируют материал в обобщающей таблице.

Работа по карточкам. Сравнительный анализ двух планет «Марс» и «Земля», сравнение основных характеристик.

Расчет величин характеризующих планету «Марс».

регулятивные: контроль, усвоение и осознание полученного материала.

Личностные: самоопределение.

Рефлексия

Учитель возвращается к предположениям, аргументам учащихся, высказанным на 1 этапе урока (работа в группах).

Изменилось ли ваше мнение? Ваши новые аргументы ?


Участвуют в обсуждении, приводят примеры.

Применение полученных знаний в создании проекта своего космического аппарата.

  1. систематизируют материал в Мини проекте: «Мой космический аппарат».


коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение.





Оборудование:

  1. Компьютер.

  2. Проектор.

  План урока:

1. Необходимость изучения Вселенной.

2. Теория Циолковского.

3.  Расчет основных характеристик ракет

4. Мини проект: «Мой космический аппарат».

                           Ход урока. ( Урок сопровождается презентацией).

  1. Организационный момент.

              1) Организация групп.

2) Цели и мотивация урока.

  1. Приобретение новых знаний. Поиск и обработка информации.

  1. Обобщение.

  1. Рефлексия.  Создание мини проекта в домашних условиях.





Учитель: Добрый день!

Включается звукозапись старта ракеты.

Сегодня мы уделим внимания такому огромному и важному понятию, как космос.

-Какие слова связанные со словом «Космос», вы можете назвать? (планета, спутник, Вселенная, астероид, ракета, галактика…..).

-Какой закон связывает данные понятия? ( Закон всемирного тяготения )

Объясняет:

  1. Гравитационное взаимодействие во Вселенной;

  2. взаимное притяжение всех тел друг другу в зависимости от расстояния;

  3. характер движения небесных тел;

-Что нам дает Вселенная? (является источником, с помощью которого были открыты многие законы и явления в физике).

-Какая взаимосвязь между Вселенной и физическим законом? (Между ними взаимообратная связь, для того чтобы изучить Вселенную необходим физический закон, а чтобы доказать закон необходимы понятия о Вселенной).

Давай те попробуем сформулировать тему нашего урока

«Вселенная в физических законах и явлениях»

Изучение Вселенной нам это необходимо или нет? Какого мнения придерживаетесь вы? В процессе нашего занятия, мы постараемся ответить на этот вопрос. Может быть, у кого то из вас измениться мнение. Скажите, пожалуйста: «Какие задачи вы можете поставить перед собой в изучении данной темы?»

  1. Изучение Вселенной,

  2. Внедрение законов, как средство изучения Вселенной.


Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт простые вещи сложными….. (Ландау Лев Давидович)

В 60-х годах прошлого века много внимания уделялось так называемому конфликту физиков и лириков. Во многих литературных произведения. Это было продемонстрировано.На самом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь.

Л. Ландау писал:

Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм…

- А знаете ли вы человека, который смог в себе совместить математика, физика и лирика?( А.Н. Толстой).

- В каком произведении показана эта взаимосвязь?( «Аэлита», Алексей Николаевич Толстой).

- Какое физическое понятие представлено в романе? ?(яйцеобразная (овальная ) форма космического корабля в теории Циолковского).

-Как оно представлено? Давайте с вами вспомним.

« Это был яйцеобразный аппарат был не менее восьми с половиной метров высоты и шести метров в поперечнике. Посредине, по окружности его, шёл стальной пояс, пригибающийся книзу, к поверхности аппарата, как зонт, — это был парашютный тормоз, увеличивающий сопротивление аппарата при падении в воздухе. Под парашютом — расположены три круглые дверцы — входные люки. Нижняя часть яйца оканчивалась узким горлом. Его окружала двойная, массивной стали, круглая спираль, свёрнутая в противоположные стороны, — буфер. Таков был внешний вид междупланетного дирижабля»

-Кто является основоположником теории изучение космоса, которая описана А.Н. Толстого?

Циолковский Константин Эдуардович (1857—1935) — русский ученый и мыслитель, один из основателей космонавтики. Высказывая идеи о возможности освоения околоземного пространства, расселения человека в космосе. Циолковский называет себя «чистейшим материалистом» он полагает, что существует только материя, и весь космос — не более чем очень сложный механизм. В своей научной философской работе он предсказал спутниковую и интернет связь, яйцеобразную (обтекаемую) форму ракеты.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0e/Chertrg_Tsiolkovsky.jpg/300px-Chertrg_Tsiolkovsky.jpg

В 1903 году К. Э. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. Корабль представляет собой железный или стальной шар с многочисленными отверстиями в корпусе, закрытыми толстыми прозрачными стёклами. Основным топливом является жидкий кислород и водород.

Во всех своих философских теориях Циолковским было сказано:

«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет все околоземное пространство...»

К.Э.Циолковский

А ведь действительно человек покорил Вселенную, мы определили ее структуру. Человечество наблюдает, как расширяется Вселенная от маленького взрыва, до таких размеров, которые имеет она сейчас.

- Мог ли данный корабль, имея, такую форму совершить полет?

Чтобы разобраться в данном вопросе необходимо решить основную задачу механики.

Определить

-Скорость движения,

-Расстояние, которое необходимо преодолеть,

-конечную координату или место приземления,

- время движения,

Прежде чем заняться решением этого вопроса, давайте поработаем с вами над справочным материалом, который будет нам необходим .

Работа по карточкам:

Характеристика

Космический аппарат в теории Циолковского.

Космический аппарат в современной системе.

Примечание

Скорость выброса горючего топлива.

2500 м/с

4200 м/с


Время движения

1 единица времени


Отношения массы топлива к массе ракеты

1,7

6,4


Высота атмосферы Земли

118 км


Расстояние до Марса

57 мл.км


Первая космическая скорость.

?



Вторая космическая скорость.

?



Первая космическая скорость на Марсе.

0,455 земной скорости. ?


Вторая космическая скорость на Марсе.

0,449 земной скорости?



Экваториальный радиус на Марсе, км

53,2% земного?



Экваториальный радиус Земли, км

6378


Масса Земли, кг

5,9736*1024


Масса Марса, кг

11% от массы Земли?



Совместная работа

Основной величиной в решении данной задачи является скорость.

    1. Определите скорость, с которой должна лететь ракета, чтобы преодолеть силы притяжения со стороны Земли.



Первая группа

  1. Определите расстояние, на которое могла бы подняться ракета с поверхности Земли, чтобы преодолеть силы притяжения. Скорость движения ракеты 4,250 км/с в 1 единицу времени. Определите конечную координату ракеты на планете Марс.





Вторая группа C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Презентация1.jpg

Определите время движения космического корабля, движущегося с заданной скоростью в подвижной системе отсчета. Бесконечно малыми значениями можно пренебречь.


Третья группа

Определите, во сколько раз сила взаимодействия между Землей и космическим аппаратом отличается от силы взаимодействия между Марсом и космическим аппаратом

Задача: Определите ускорение космического корабля, движущегося с заданной скоростью, используя дифференциальное уравнение за определенный промежуток времени.

Задача: Постройте траекторию движения космического корабля движущегося с заданными скоростью и ускорением. Определите центростремительное ускорение криволинейной траектории.C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\0046r2.jpg











Если космическому аппарату сообщается скорость меньше первой космической, то он движется по траектории, которая пересекается с поверхностью земного шара, т. е. аппарат падает на Землю. Используя практические расчеты, давайте ответим на вопрос «Мог ли данный корабль, имея, совершить полет?

Но человечество совершило полет в космос? Теория Циолковского нашла свое применения.

- Что для этого было сделано?(Уменьшили массу космического корабля и придали ему более обтекаемую форму)

- Для чего это необходимо? (Скорость ракеты в тысячу километров в час сопротивление воздуха будет огромным. Поэтому удобообтекаемая форма имеет для ракет существенное значение: на преодоление сопротивления воздуха затрачивается меньше энергии. Значит, при прочих равных условиях ракета, имеющая «хорошую» форму, полетит дальше).

Теперь давайте ответим на вопрос: «Изучение Вселенной нам это необходимо или нет?».

Вселенная – вся система мироздания, весь мир, в которой объяденяются небесные тела, влияющие друг на друга, физическая теория. Но Вселенная объяденяет не только это, а многое другое. А вот, что именно, вы узнаете на следующем уроке.

Мини проект: Рассмотрев, основные понятия вашему вниманию предлагается, создание космического корабля .Докажите, что ваш космический корабль сможет совершить полет в космос. Может быть вами будут получены другие результат.



Урок метапредметного осознания по физике 11 класс по теме "Космос"
  • Физика
Описание:

Урок метапредметного осознания по физике для 11 класса. Тип урока закрепление. УМК: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин, Физика 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, базовый и профильный уровень./Под.ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой.-19 изд. Просвещение 2010год.

Тема урока : "Вселенная в физических законах и явлениях"

Цель:Способчтвовать к приобщению учащихся к понятию Вселенной, раскрыть данное понятие с помощью физичкских законов и явлений.

Задачи: 1. Изучить Вселенную с помощью физических законов,

              2. Способствовать развитию потребностеей учащихся к позновательной деятельности,

              3. Уметь анализировать и отбирать информацию из различных источников, применять ее для решения задач.

Автор Ратушная Оксана Алексеевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 882
Номер материала 3437
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓