Инфоурок Физика КонспектыУрок метапредметного осознания по физике 11 класс по теме "Космос"

Урок метапредметного осознания по физике 11 класс по теме "Космос"

Скачать материал

 


 

Технологическая карта урока

Тема: « Вселенная в физических законах и явлениях».

Цели урока:

1.       способствовать приобщению учащихся  к значимости понятия Вселенной;

1.        овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей в данной теме;

2.      формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

3.      освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами в изучении Вселенной;

4.      формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

 Задачи:         

1.      Изучение вселенной с помощью физических законов.

2.      Уметь  анализировать и отбирать информацию из различных источников

   и использовать ее для решения познавательных задач;           

3.       Способствовать развитию потребности  в познавательной деятельности.

Формируемые УУД:

Личностные: Формирование мотивации изучения физики и стремление к самосовершенствованию, стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом, развитие таких качеств, целеустремленность, инициативность.

Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на уроке физики.

Познавательные: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные : формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Основные понятия: Закон Всемирного тяготения, основная задача механики, теория Циолковского.

4.      Ресурсы:

Основные- учебник :Физика  11класс, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; Москва «Просвещение» -2010г.

дополнительные- презентация.

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания,  которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

Самоопределение к деятельности.

 

Мотивация на работу

Подготовка класса к работе.

Включается звукозапись старта ракеты.

 

 

Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества  учителя с учащимися.

Актуализация знаний.

Выявление уровня знаний (понятия объектов космоса, строение солнечной системы, планет земной группы).

Формулируют  тему  занятия.

 

Актуальность  в изучении и произведений, выражающих понятий космоса.

Определение объекта (Космос) в жизни человечества.

 

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества  учителя с учащимися.

Познавательные: логический анализ объекта.

Целеполагание.

Прием  «вызов-ответ» (с использованием ассоциации)

 

Формулируют цели урока

 

Какие ассоциации возникают у вас на слова: «Вселенная» .

Цель изучения данного объекта в литературных произведениях

коммуникативные: постановка необходимых вопросов.

Познавательные: логический анализ объекта и формулирование поставленной цели.

Проблематизация.

Активирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Составление плана решения проблемы.

Выбор произведений и источников в которых изучается космос.

Необходимость понятия Вселенной для объяснения законов физики(вторая космическая скорость, закон гравитации).

коммуникативные: постановка необходимых вопросов.

Познавательные: логический анализ объекта и формулирование проблемы.

Организация процесса мыслительной деятельности.

Организация  работ 4-х групп.

Участвуют в работе групп, представляют информацию в разной форме, систематизируют материал  в  обобщающей таблице.

Работа по карточкам. Сравнительный анализ двух планет «Марс» и «Земля», сравнение основных характеристик.

Расчет величин характеризующих планету «Марс».

регулятивные: контроль, усвоение и осознание полученного материала.

Личностные: самоопределение.

Рефлексия

Учитель возвращается к предположениям, аргументам учащихся, высказанным на 1 этапе урока (работа в группах).

Изменилось ли ваше мнение? Ваши новые аргументы ?

 

Участвуют в обсуждении, приводят примеры.

Применение полученных знаний в создании проекта своего космического аппарата.

1.       систематизируют материал  в   Мини проекте: «Мой космический аппарат».

 

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение.

 

 

Оборудование:

1.       Компьютер.

2.       Проектор.

  План урока:

1. Необходимость изучения Вселенной.

2. Теория Циолковского.

3.  Расчет основных характеристик ракет

4.  Мини проект: «Мой космический аппарат».

                           Ход урока. ( Урок сопровождается презентацией).

1.       Организационный   момент.

              1) Организация групп.

             2) Цели и мотивация урока.

2.       Приобретение новых знаний.   Поиск и обработка информации.

3.       Обобщение.

4.       Рефлексия.  Создание мини проекта в домашних условиях.

 

 

Учитель: Добрый день!

Включается звукозапись старта ракеты.

Сегодня мы уделим внимания такому огромному и важному понятию, как космос.

        -Какие слова связанные со словом  «Космос», вы можете назвать? (планета, спутник, Вселенная, астероид, ракета, галактика…..).  

       -Какой  закон  связывает данные понятия?  ( Закон всемирного тяготения )

Объясняет:

1.      Гравитационное взаимодействие во Вселенной;

2.      взаимное притяжение всех тел друг другу в зависимости от расстояния;

3.       характер движения небесных тел;

-Что нам дает Вселенная? (является источником, с помощью которого были открыты многие законы и явления в физике).

-Какая взаимосвязь между Вселенной и физическим законом? (Между ними взаимообратная  связь, для того чтобы изучить Вселенную необходим физический закон, а чтобы доказать закон необходимы понятия о Вселенной).

Давай те попробуем сформулировать  тему нашего урока

 «Вселенная в физических законах и явлениях»

Изучение Вселенной нам это необходимо или нет? Какого мнения придерживаетесь вы? В процессе нашего занятия, мы постараемся ответить на этот вопрос. Может быть, у кого то из вас измениться мнение. Скажите, пожалуйста: «Какие задачи вы можете поставить перед собой в изучении данной темы?»

1.      Изучение Вселенной,

2.      Внедрение законов, как средство изучения Вселенной.

 

Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт простые вещи сложными….. (Ландау Лев Давидович)

В 60-х годах прошлого века много внимания уделялось так называемому конфликту физиков и лириков. Во многих литературных произведения. Это было продемонстрировано.На самом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь.

Л. Ландау писал:

“Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм…

- А знаете ли вы человека, который смог в себе совместить математика, физика и лирика?( А.Н. Толстой).

- В каком произведении показана эта взаимосвязь?( «Аэлита», Алексей Николаевич Толстой).

- Какое физическое понятие представлено в романе? ?(яйцеобразная (овальная ) форма космического корабля в теории Циолковского).

-Как оно представлено? Давайте с вами вспомним.

     «  Это был  яйцеобразный аппарат был не менее восьми с половиной метров высоты и шести метров в поперечнике. Посредине, по окружности его, шёл стальной пояс, пригибающийся книзу, к поверхности аппарата, как зонт, — это был парашютный тормоз, увеличивающий сопротивление аппарата при падении в воздухе. Под парашютом — расположены три круглые дверцы — входные люки. Нижняя часть яйца оканчивалась узким горлом. Его окружала двойная, массивной стали, круглая спираль, свёрнутая в противоположные стороны, — буфер. Таков был внешний вид междупланетного дирижабля»

       -Кто является  основоположником теории изучение космоса, которая описана А.Н. Толстого?

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0e/Chertrg_Tsiolkovsky.jpg/300px-Chertrg_Tsiolkovsky.jpgЦиолковский Константин Эдуардович (1857—1935) — русский ученый и мыслитель, один из основателей космонавтики. Высказывая идеи о возможности освоения околоземного пространства, расселения человека в космосе. Циолковский называет себя «чистейшим материалистом»   он полагает, что существует только материя, и весь космос — не более чем очень сложный механизм. В своей научной философской работе он предсказал спутниковую  и интернет связь, яйцеобразную (обтекаемую) форму ракеты.

В 1903 году К. Э. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. Корабль представляет собой железный или стальной шар с многочисленными отверстиями в корпусе, закрытыми толстыми прозрачными стёклами. Основным топливом является жидкий кислород и водород.

       Во всех своих философских теориях Циолковским было сказано:

«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет все околоземное пространство...»         

                           К.Э.Циолковский

А ведь действительно человек покорил Вселенную, мы определили ее структуру. Человечество наблюдает, как расширяется Вселенная от маленького взрыва, до таких размеров, которые имеет она сейчас.                      

   - Мог ли данный корабль, имея,  такую форму совершить полет?

Чтобы разобраться в данном вопросе необходимо решить основную задачу механики.

Определить

-Скорость движения,

-Расстояние, которое необходимо  преодолеть,

-конечную координату или место приземления,

- время движения,

Прежде чем заняться решением  этого  вопроса, давайте поработаем с вами над справочным материалом, который будет нам необходим .

Работа по карточкам:

Характеристика

Космический аппарат в теории Циолковского.

Космический аппарат в современной системе.

Примечание

Скорость выброса горючего топлива.

2500 м/с

4200 м/с

Время движения

1 единица времени

Отношения массы топлива к массе ракеты

1,7

6,4

Высота атмосферы Земли

118 км

Расстояние до Марса

57 мл.км

Первая космическая скорость.

?

Вторая космическая скорость.

?

Первая космическая скорость на Марсе.

0,455 земной скорости. ?

Вторая космическая скорость на Марсе.

0,449 земной скорости?

Экваториальный радиус на Марсе, км

53,2% земного?

Экваториальный радиус Земли, км

6378

Масса Земли, кг

5,9736*1024

Масса Марса, кг

11% от  массы Земли?

Совместная работа

Основной величиной в решении данной задачи является скорость.

1.        Определите скорость, с которой должна лететь ракета, чтобы преодолеть силы притяжения со стороны Земли.

 

Первая группа

1.     Определите расстояние, на которое могла бы подняться ракета с поверхности Земли, чтобы преодолеть силы притяжения. Скорость движения ракеты  4,250 км/с в 1 единицу времени. Определите конечную координату  ракеты на планете Марс.

 

 

Вторая группа

Определите время движения космического корабля, движущегося с заданной скоростью в подвижной системе отсчета. Бесконечно малыми значениями можно пренебречь.

 

Третья группа

Определите, во сколько раз  сила взаимодействия между Землей и космическим аппаратом отличается от силы взаимодействия между Марсом и космическим аппаратом

Задача: Определите ускорение космического корабля, движущегося с заданной скоростью, используя дифференциальное уравнение за определенный промежуток времени.

Задача: Постройте траекторию движения космического корабля  движущегося с заданными скоростью и ускорением. Определите центростремительное ускорение  криволинейной траектории.

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Если космическому аппарату сообщается скорость меньше первой космической, то он движется по траектории, которая пересекается с поверхностью земного шара, т. е. аппарат падает на Землю.       Используя практические расчеты, давайте ответим  на вопрос «Мог ли данный корабль, имея,   совершить полет?

         Но человечество совершило полет в космос? Теория Циолковского нашла свое применения.

- Что для этого было сделано?(Уменьшили массу космического корабля и придали ему более обтекаемую форму)

- Для чего это необходимо? (Скорость ракеты в тысячу километров в час сопротивление воздуха будет огромным. Поэтому удобообтекаемая форма имеет для ракет существенное значение: на преодоление сопротивления воздуха затрачивается меньше энергии. Значит, при прочих равных условиях ракета, имеющая «хорошую» форму, полетит дальше).

Теперь давайте ответим на вопрос: «Изучение Вселенной нам это необходимо или нет?».

   Вселенная – вся система мироздания, весь мир, в которой  объяденяются небесные тела, влияющие друг на друга, физическая теория. Но Вселенная объяденяет не только это, а многое другое. А вот, что именно, вы узнаете на следующем уроке.

Мини проект: Рассмотрев,  основные понятия вашему вниманию предлагается,  создание космического корабля .Докажите, что ваш космический корабль сможет совершить полет в космос. Может быть вами будут получены другие результат.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок метапредметного осознания по физике 11 класс по теме "Космос""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок метапредметного осознания по физике для 11 класса. Тип урока закрепление. УМК: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин, Физика 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, базовый и профильный уровень./Под.ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой.-19 изд. Просвещение 2010год.

Тема урока : "Вселенная в физических законах и явлениях"

Цель:Способчтвовать к приобщению учащихся к понятию Вселенной, раскрыть данное понятие с помощью физичкских законов и явлений.

Задачи: 1. Изучить Вселенную с помощью физических законов,

              2. Способствовать развитию потребностеей учащихся к позновательной деятельности,

              3. Уметь анализировать и отбирать информацию из различных источников, применять ее для решения задач.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 851 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 732
    • DOCX 135.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ратушная Оксана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ратушная Оксана Алексеевна
    Ратушная Оксана Алексеевна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19904
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 458 человек

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 666 человек

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе