Главная / Математика / Урок математиким в 5 классе на тему "Понятие дроби. Обыкновенные дроби".

Урок математиким в 5 классе на тему "Понятие дроби. Обыкновенные дроби".

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема: Понятие дроби. Обыкновенная дробь.

МОБУ «Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

  1. Учитель математики Крендясова Нина Макаровна

  2. Математика

  3. 5 класс

  4. Понятие дроби. Обыкновенная дробь. Урок №1

  5. «Математика 5» Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов и др.

  6. Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними

  7. Планируемые результаты:

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;

Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.

  1. Тип урока: открытие новых знаний

  2. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, историко-математический материал, раздаточный материал для групповой работы.

  4. Структура и ход урока













Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу.

Создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);




- Считать

Разные варианты ответов



Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание и зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
















- Дроби











- Об обыкновенной

Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа?

-А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа?

Презентация Слайд 2

- Помните, как было в детском мультфильме: «Мы делили апельсин, много нас, а он один…»

- Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Попробуйте разделить поровну 1 яблоко на четверых.

- Приведите свой жизненный пример

деления одного целого предмета на части.

Прослушайте следующие строки, какое слово, по вашему мнению, имеет отношение к нашему уроку?

«Математика-царица всех наук,

Полюби её, мой друг!

В ней числа, уравнения,

Дроби и неравенства,

Ученье без конца,

Но жизнь без математики,

Увы, была б скучна».

- А что такое дробь или рациональное число?

Это слово имеет несколько значений.

Вам приходилось слышать это слово не один раз и с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь.

-Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические: – формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения)

Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает

- Натуральные числа вы умеете записывать. А кто-нибудь сможет записать рациональные числа или дроби?

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач

4.Этап постановки темы урока и учебной цели.

В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

предложили и согласовали тему урока

-Понятие дроби. Обыкновенная дробь.



- Познакомиться с обыкновенными дробями, узнать, как записывались дроби у разных народов и научиться записывать рациональные числа.

Консультирует, проверяет,согласовывает, уточняет тему урока





- А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Слайд 1



- Какие задачи стоят сегодня перед нами?

Подвести промежуточный итог.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: планирование учебной деятельности

5.Этап открытия новых знаний

Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
















































Интересно, а в древности люди знали про дроби?

Слайд 3,4

- В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел.

«Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят

это делать», - писал основатель афинской

Академии Платон.

Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский.

Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.

Слайд 5

А как половину записать цифрами?

Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.

На сколько равных частей разделили полоску?

Запишем число 2 под чертой вот так: hello_html_m759e1b03.gif Черту называют дробной,

а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом .

Сколько частей закрасили красным цветом?

Запишем число 1 над дробной чертой вот так: hello_html_6eec8aff.gif .

Число, записанное над чертой, называют числителем.

ВЫВОД: красным цветом закрашена hello_html_6eec8aff.gif (одна вторая) часть полоски

( на практике hello_html_6eec8aff.gif обозначает половину некоторой величины)

Слайд 6

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать обыкновенной.

- Назовите числитель и знаменатель

каждой дроби .

- Хотите узнать, как изображались

обыкновенные дроби у разных народов?

Слайд 7,8,9,10,11,12

Физминутка.

Слайд 13

Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.


Подвести промежуточный итог

Слайд 14,15,16


Коммуникативные: развитие умения работать в группе

Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование


Работа в группах.

Организовывает решение типовых заданий (фронтально)



Задача на слайде

Слайд 17

Слайд 18

Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте результаты


Слайд 19

Слайд 20


  • Сколько граммов в половине килограмма?

  • Сколько часов в одной трети суток?

  • Сколько килограммов в четверти тонны?

  • Сколько метров в одной восьмой километра?

  • Сколько минут в четверти часа?


  • Какую часть часа составляет 1 минута?

  • Какую часть см составляет 1 мм?

  • Какую часть градуса составляет 1 минута?

  • Какую часть га составляет 1 а?

  • Какую часть 1 м3 составляет 1 дм3?

Устная работа № 887, №888, № 894

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

7.Этап групповой работы.

Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать)

Творческие задания № 885, № 886,

889 (у доски, в тетрадях)

Коммуникативные: управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация и построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные: развитие представлений о числе

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия

Выполнять самопроверку

Выявить причины ошибок и их исправление


Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений ; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

895

В-1: № 895 (а,д), № 915(а)

В-2: № 895 (б,е), № 915(б)

В-3: № 895(в,ж), № 915(в)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных, умение применять изученный материал

9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты

Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке

Намечают перспективу последующей работы



Запись домашнего задания

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

Слайд 21

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Слайд 22

Комментирует домашнее задание:

п.23, № 925, 927.Вкусное задание.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.



Урок математиким в 5 классе на тему "Понятие дроби. Обыкновенные дроби".
  • Математика
Описание:

Урок математики в 5 классе на тему "Понятие дроби. Обыкновенные дроби".

Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС.

Цель урока сфомировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с дробями.  

На уроке проводится индивидуальная и групповая работа, сопровождаемая показом слайдов. Представлен историко - математический материал.

Детям предлагается разделить апельсин, яблоко на части. Дети приводят жизненные примеры деление целого на части.

Учащиеся на уроке знакомятся с обыкновенными дробями, узнают как записывались дроби у разных народов, учатся записывать рациональные числа.

Учитель организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия ; организовывает самопроверку учащимися своих решений; создает ситуацию успеха для каждого ребенка.

Автор Крендясова Нина Макаровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 900
Номер материала 43965
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓