Учитель: Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в великую страну
Геометрия в город Многоугольников. Послушайте внимательно и постарайтесь
определить, о чем мы будем говорить на уроке.
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны чудесной,
О которой речь ведем.
В той стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие вот дела!
Учитель: Вспомните, о каких геометрических фигурах говорилось в нашем
девизе?
Учитель: Какую цель мы поставим перед собой на уроке? ( слайд 3)
(Выслушиваются ответы
детей. Учитель обобщает ответы учащихся.)
Учитель: Цель нашего урока – вспомнить и повторить, с какими геометрическими фигурами
познакомились, а так же углубить знания о них. Какую цель вы определите
каждый для себя?
(Предполагаемые ответы
детей.)
Учитель: Итак, в путь! А в нашем путешествии помогут нам маршрутные
указатели. Посмотрите, что у меня в руках? Что означает этот маршрутный
указатель?
Учащиеся: Работа с
учителем. (Приложение 1) (
слайд 4)
Учитель: Ну вот мы и подошли к воротам города. Но смотрите, они закрыты
и никак не хотят открываться. Что же делать? Как нам попасть в город Многоугольников?
(Предполагаемые ответы
детей.)
Учитель: Смотрите, я нашла конверт, а в нем записка: “Для
того, чтобы попасть в город, надо отгадать загадки”. ( загадки загадывают
дети)
1) Доктор сделал мне укол,
Братик капнул клей на стол,
Мишку, моего соседа,
Укусить оса успела.
Так на фоне пустоты
Все оставили следы.
– Что же это будет, дети?
– Точка! – хором мы ответим.
Учитель: Правильно, все началось с
точки. Точка – царица в стране Геометрия.
2) Хоть сто лет по ней идти,
Не найти конца пути.
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
3) Хоть тоже без начала и конца,
Но я могу вилять туда – сюда.
КРИВАЯ ЛИНИЯ
4) Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками.
ОТРЕЗОК
5) Об этой фигуре разносится весть: конца в ней пусть и нет,
начало – то есть.
ЛУЧ
6) Кусок проволоки возьми
И его ты перегни.
Хочешь раз, а хочешь – два, Хочешь – три, четыре.
Что же получилось?
Что же появилось?
Не прямая, не кривая!
ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ!
Микроитог:
Учитель: О каких геометрических фигурах мы вспомнили?
Учащиеся: Точка, прямая линия, кривая линия, ломаная линия, отрезок,
луч.
Учитель: А знаете, почему мы не могли попасть в город? Потому что из
этих маленьких геометрических фигур мы можем построить другие. Попробуем
теперь открыть ворота. Получилось! Мы входим в город Многоугольников. Но
помните, город любит детей воспитанных, культурных. ( Слайд 5)
Учитель: В нашем городе Многоугольников осень. Но посмотрите, куда-то
подевались жители города. Давайте оживим наш город. Для этого мы превратимся
в ветер, который будет срывать листья с дерева. Давайте покажем, как деревья
качаются из-за ветра. (Дети качают руками из стороны в сторону.) Но листья на
деревьях не простые, а с загадками. (Слайд 6)
Итак, следующий маршрутный
указатель – работа с загадками. (Приложение 2)
Он давно знаком со мной.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его …
КВАДРАТ
От треугольника вершину
Отрезав ножницами вмиг,
Увидим новую картину:
На тонущий похожа бриг,
Не Атлантида, не Венеция –
Явилась нам …
ТРАПЕЦИЯ
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам.
ТРЕУГОЛЬНИК
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой друзья?
КРУГ
Четыре сторонки, четыре прямых угла,
Четыре вершины,
Вот и я!
ПРЯМОУГОЛЬНИК (дети выходят к доске и показывают нужные фигуры)
Учитель: Дети, посмотрите на жителей города, какие они красивые,
разноцветные! Кто они?
Учащиеся: Геометрические фигуры.
Учитель: Посмотрите, какой наш следующий маршрутный указатель?
Учащиеся: Надо подумать. (Приложение 3)
Учитель: Правильно. А нужен он нам для того, чтобы определить тему
урока.
Учитель: На какие группы можно разделить геометрические фигуры? По
каким признакам вы будете делить? ( фигуры находятся на доске)
Учащиеся:По цвету:
По наличию углов:
прямоугольники и многоугольники.
Учитель: Какая фигура здесь лишняя?
Учащиеся: Круг.
Учитель: Почему?
Учащиеся: У него нет углов.
Учитель: Посмотрите на прямоугольники. Конкретизируйте тему нашего
урока.
Учащиеся: Прямоугольник и квадрат.
Микроитог:
Учитель: Итак, тема нашего урока – Прямоугольник и квадрат.(Слайд 7)
Учитель: А сейчас давайте отдохнем на полянке вместе с жителями города.
Физкультминутка. (
проводит ученик)
Много ль надо нам ребята –
Для умелых наших рук.
Нарисуем 2 квадрата,
А на них огромный круг.
А затем еще кружочек,
Треугольный колпачк.
Вот и выел очень-очень
Развеселый чудачок!
Учитель: Назовите мне следующий маршрутный указатель.
Учащиеся: Работа с учебником. (Приложение 4)
Учитель: Откроем учебник на стр. 83, 1 задание.
Там изображены фотографии жителей города Многоугольников. Назовите фигуры,
изображенные на рисунке.
Учащиеся: Прямоугольники, трапеции, ромб, квадраты.
Учитель: Какие из них являются прямоугольниками? Как можно проверить?
(Ответы детей.) ( Нужно
проверить, все ли углы у четырёхугольника прямые)
Учитель: С помощью какого инструмента это можно сделать? Учащиеся:
С помощью треугольника
Учитель: Какие величины поселились в нашем городе Многоугольников.
(Предполагаемые ответы
детей.)
Учитель: В нашем городе поселились длина и ширина.
Есть ли среди прямоугольников
такие, у которых все стороны имеют одинаковую длину? Проверьте это с помощью
линейки.
(Предполагаемые ответы
детей.)
Работа с определением.
Учитель: Сколько квадратов на рисунке?
Учащиеся: Два.
Учитель: Чему равны длина и ширина у желтого квадрата?
Учащиеся: 2 см
Учитель: Чему равны длина и ширина у голубого квадрата?
Учащиеся: 3 см
Микроитог:
Учитель: Что вы можете сказать про стороны прямоугольника? Сделайте
вывод.
Учащиеся: У прямоугольника противоположные стороны равны.
Учитель: Чем похожи прямоугольник и квадрат? Учащиеся: Это
прямоугольники.
Учитель: Чем отличаются друг от друга прямоугольник и квадрат?
Учащиеся: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника
противоположные.
Вывод правил: Слайды 8, 9
Учитель: Следующий
указатель – практическая
работа. (Приложение 6)
Учитель: Нам пора возвращаться в класс. Давайте жителям города
многоугольников сделаем подарок – их портреты (из проволоки).
Первый вариант делает
квадрат, второй – прямоугольник.
Учитель: Жители города очень довольны и говорят вам большое спасибо.
Микроитог:
Учитель: Какие геометрические фигуры вы построили?
Чем похожи? Чем отличаются
прямоугольник от квадрата?
Учитель: Мы вернулись в класс. Давайте найдем в классе предметы
прямоугольной формы.
(Предполагаемые ответы
детей.)
Учитель: Назовите следующий маршрутный указатель.
Учащиеся: Работа в тетрадях.
Учитель: откройте тетради на печатной основе на стр.34 задание №1.
Соедините точки так, чтобы получились четырехугольники.
Проверьте, будут ли равны
стороны каждого из этих четырехугольников.
Будут ли эти
четырехугольники квадратами? Как можно это проверить?
(Предполагаемые ответы
детей.)
Учитель: Найдите задание № 2. Что означает РТ?
Учащиеся: Это задание мы будем выполнять в рабочих тетрадях.
Учитель: Нам надо построить прямоугольник, длина которого 4см, а ширина
2см. Начинаем строить сначала длину. Откладываем от точки 4см.
Затем откладываем ширину –
2 см. Вот какой прямоугольник у вас должен получиться)
Учитель: Какой же следующий маршрутный указатель?
Учащиеся: Работа в парах.
(Приложение 8)
Учитель: У вас на партах находится лист с геометрическими фигурами.
Представьте, что вы волшебники и превратите эти фигуры в прямоугольники, т.е.
достройте их до прямоугольников.
Учитель: Итак, наше путешествие в страну
Геометрия подходит к концу.
Учитель: Что же нам помогло построить геометрические фигуры. Почему?
Учащиеся: Точка, потому что с нее все началось. Она королева в стране
Геометрия.
Учитель: Какую мы цель ставили в начале урока? Достигли ли мы ее?
Учитель: Вспомнили, какие вы цели поставили
каждый для себя. Все ли у вас получилось? ( Слайд 10)
(Предполагаемые ответы
детей.)
Оценка учителем работы
детей на уроке
Рабочая тетрадь. С.34, №
3, 4 ( Слайд 11)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.