Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрок математики в 9 классе "Сумма геометрической прогрессии" с применением интерактивной доски

Урок математики в 9 классе "Сумма геометрической прогрессии" с применением интерактивной доски

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

9кл.Сумма геом. прогрессиии.gwb У9.docx

Выбранный для просмотра документ У9.docx

Тема урока: Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

 1.  Создать условия для самостоятельного вывода учащимися формул суммы n-первых членов арифметической прогрессии.

2.   Обеспечить первичное закрепление полученных знаний при решении задач.

Развивающие:

1.   Продолжить развитие у учащихся таких познавательных процессов, как восприятие, осмысление, мышление, внимание, память.

2.   Совершенствовать умение делать выводы.
3.   Развивать познавательные интересы у учащихся и их умения применять знания по математике к решению жизненных задач

Воспитательные:

1.   Способствовать воспитанию привычки к систематическому труду.

2.   Воспитывать культуру общения в классе.

3.   Воспитывать умения принимать решения и нести за них ответственность.

Задачи урока:

1.      Повторить определения арифметической и геометрической прогрессий,                      формулы n-го члена.

2.      Вывести формулы суммы n-первых членов геометрической прогрессии.

3.      Закрепить  новые формулы при решении задач.

 

 

Актуализация опорных знаний

 

1.      Проверка домашней работы (индивидуально)

2.      Дать определение арифметической прогрессии

3.      Дать определение геометрической прогрессии

4.      Выполнить задание №6, вариант №4  из «Сборника заданий ГИА»

5.      Сообщение древней индийской легенды об изобретателе шахмат(см. приложение)

6.      Сообщение темы и целей урока

 

Формирование новых знаний

 

Вывод формулы суммы n-первых членов геометрической прогрессии

 

Решение: b1 = 1             q= 2         n= 64

 

S = 1 + 2 + 22 + 23 + … + 262 + 263

 

2S = 2 + 22 + 23 + … + 263 + 264

 

S =   264     -   1  

 

             S =   18 446 744 073 709 551 615≈ 18, 5 ∙ 1018

 восемнадцать квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615

 

 

Формула суммы n-первых членов произвольной геометрической прогрессии

 

 

 

 


                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 


Формирование умений и навыков

 

Дано: (bn) - геометрическая прогрессия.

            b1= -32, b2= -16

          Найти: S6

          Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответ: S6= - 63

Дано: (bn)- геометрическая прогрессия.

            q=3, S4=560

  Найти: b1

 Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответ: b1=14

 

Выполнить самостоятельно:

 

Рассмотреть пример №1 в учебнике и выполнить    №648 а,  № 649 а, № 650 а

 

Для сильных учеников  № 653 а.

 

 

Итог урока

 

Домашнее задание:  п.19   № 649 в, № 650 в

Для сильных учеников  № 653 в.

 

Подошёл к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

          У вас у каждого на парте лежат смайлики, поднимите, пожалуйста, тот, который расскажет о вашем настроении после урока, о впечатлении от урока. Кто из вас выскажет мнение о пройденном уроке, вот фразы, с которых вы можете начать…

сегодня я узнал…                            я научился…        

 у меня получилось …

я смог…                             меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…                            было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…                          я понял, что…

теперь я могу…

я научился…                 у меня получилось …

меня удивило…                                   урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

Приложение

 

Ведущий:  Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский принц Сирам познакомился с нею, он был  восхищен. Узнав, что она была  изобретена одним из его подданных, принц  приказал позвать его,  чтобы наградить за удачную выдумку.

(входит принц, одетый в длинный халат, на голове чалма, и Сета-изобретатель шахмат.)

 

Принц. Я желаю достойно наградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал. (изобретатель кланяется принцу). Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твоё желание. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь её.

Ведущий:   Сета молчал

Принц. Не робей. Выскажи своё желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.

Сета.   Велика доброта твоя, повелитель, но дай срок обдумать ответ. Завтра  я сообщу твою просьбу.

Ведущий:   Когда на другой день  Сета явился к принцу, он удивил его беспримерной скромностью своей просьбы.

Сета.   Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

Принц. Простое пшеничное зерно?

Сета.    Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью -4, за четвёртую -8, за пятую -16.

с раздражением) Довольно! Ты получишь свои зёрна за все 64 клетки согласно твоему желанию. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Ты пренебрегаешь моей милостью. Ступай!  Слуги вынесут тебе твой мешок с пшеницей.

Ведущий:   Сета улыбнулся, покинул зал и стал дожидаться у ворот дворца. Через некоторое время принц вспомнил  об изобретателе.

Принц: Унёс ли Сета свой мешок?

1 учёный: Повелитель приказание твоё исполняется. Придворные математики исчисляют число необходимых зёрен.

2 учёный: О, повелитель!  Математики твои трудятся без устали и надеются ещё до рассвета закончить подсчёт.

Почему медлят с этим делом? Завтра прежде, чем я проснусь, всё до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю!

 Ведущий:   Утором принцу доложили, что  главный придворный математик просит выслушать его и других математиков.

 Принц: Прежде, чем ты изложишь своё дело, желаю услышать: выдана ли, наконец, Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил?

3 учёный: Ради этого я осмелился явиться перед тобой в столь ранний час. Мы добросовестно исчисляли всё количество зёрен, которое желает получить Сета. Число это так велико.

 Принц (перебивая): Как бы ни велико оно было, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана.

3 учёный Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого количества зерна, которое потребовал Сета.

 4 учёный Не найдёшь такого зерна и в житницах  целого государства.

2 учёный  И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи земные царства превратить в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далёкие пространства.

  4 учёный Пусть всё пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И всё то, что родится на этих полях в течение 5 лет, прикажи отдать Сете, тогда он получит свою награду.

Принц Назови мне это чудовищное число.

1 ученый   О, всемогущий, пусть наши ученики проверят нас. (обращается к классу)  Сосчитайте количество зерен и назовите это число

 

Класс начинает считать самостоятельно. Подготовить решение для проверки можно на крыльях доски или с помощью компьютера)

 

(Решение: b1 = 1             q= 2         n= 64

 

   

S64 = 264 -1 = 18 446 744 073 709 551 615≈ 18, 5 ∙ 1018

 восемнадцать квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615)

 

Много ли это? Судите сами.

Каждые 128 зерен весят ≈ 5г. За каждую из следующих 8 клеток нужно выдать 10, 20, 40, 80, 160, 320, 640, 1280 граммов. За 26 клетку нужно было выдать 1024 кг пшеницы. Через каждые 10 клеток вес пшеницы увеличивается в 1000 раз.  За 46 клетку доски надо было выдать более 1 миллиона тонн пшеницы, а за 56 клетку – более миллиарда тонн. За 64 клетку доски нужно было выдать 256 миллиардов тонн.

Но это ещё не всё. Когда в самом конце жизни к легендарному седобородому изобретателю пришла сама Смерть, то он вежливо попросил её не спешить и предложил сыграть с ним всего одну партию. Игра закончилась ничьей… вечным шахом, и Смерть ушла ни с чем.
Так родоначальник шахмат вновь обессмертил себя, но имя его, к сожалению, не дошло до наших дней.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок математики в 9 классе "Сумма геометрической прогрессии" с применением интерактивной доски"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Использование в процессе обучения данной методики позволяет учащимся формировать способность к самооценке своей учебной деятельности и её результатов; готовность к рефлексии собственной деятельности; понимания значимости полученного результата как результата собственной деятельности; ценностное отношение к новому знанию и опыту деятельности по самостоятельному открытию знания; принятия чужой точки зрения, если она является правильной; умения ясно и точно выражать свои мысли в речи, логически грамотно воспринимать речь; проводить аргументированные рассуждения, отстаивая свою позицию;

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 931 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.01.2020 89
    • RAR 567.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пахомова Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 112732
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 061 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания математики в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 522 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 179 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек