Урок математики в 5-м
классе по теме: "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
Цели урока:
·
Учебная: повторить и
обобщить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений;
·
Развивающая: развивать
логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы,
математической речи, контроля и самоконтроля;
·
Воспитательная:
воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.
Форма проведения: урок-соревнование
Класс разбивается на группы. Парты расставлены
для групповой работы команд.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
План урока:
- Организационный момент-2 мин.
- Проверка домашнего задания-3 мин.
- Повторение изученного материала-8 мин.
- Обобщение изученного материала-22 мин.
- Физкультурная пауза-2 мин.
- Итог соревнования-2 мин.
- Задание на дом-1 мин.
Ход урока:
- Организационный момент:
Один великий учёный
сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая,
сделать его немного занимательным». (Блез Паскаль)
Задача, конечно не слишком простая
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То
праздником станет наше ученье.
Итак, сегодня урок
пройдёт не совсем обычно, а в форме соревнования. Соревноваться будут 3
команды. Каждый конкурс оценивается по бальной системе. Команда, набравшая
наибольшее количество баллов и самые активные учащиеся получат в конце урока
оценки. А поможет мне оценивать команды справедливое жюри (в жюри выбирается
2-3 учащихся старших классов).
Сегодня на уроке мы
закрепим умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений, что послужит
вам хорошей основой при дальнейшем изучении данной темы в курсе 6 класса. Но
вначале откройте тетради, запишите на полях число, классная работа и тему
урока.
- Проверка домашнего задания:
Конкурс №1
Первый конкурс домашнее задание. Вам было предложено по уравнениям
1 команда: (х-35)-18=17;
2 команда:
12+(х+34)=83;
3 команда:
93-(х+56)=8.
составить задачу,
решить её и красочно оформить на альбомном листе.
(Листы с задачами
заранее крепятся на доску для всеобщего обозрения. Жюри подводит итоги 1
конкурса. Критерии оценки: количество работ должно равняться количеству
участников команды, правильно составлена и решёна задача, творческий подход в
её оформлении).
- Повторение изученного материала:
Когда
уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тот час.
Конкурс №2
Второй конкурс состоит из 3 этапов, каждый этап оценивается 1 баллом.
1 этап: Ответить на вопросы:
1 команда: Что
называется уравнением?
2 команда: Что
называют корнем уравнения?
3 команда: Что
значит решить уравнение?
2 этап: На доске записаны 3 вида уравнений в
общем виде. Нужно записать, как найти неизвестное.
1к. x+a=b 2к. x-a=b 3к. b-x=a
x=
x= x=
3 этап: Дать словесную формулировку нахождения
неизвестного в предложенном уравнении каждой команде.
Жюри сообщает итоги конкурса.
Конкурс №3
Третий конкурс-миниперфокарты. Каждый
участник команды получает карточку с заданием. Нужно устно решить уравнения и
выбрать правильный ответ. Через 1 минуту каждый сам оценивает себя, сравнивая
своё решение с ключом к заданию, записанным на доске. 5 совпадений - оценка
«5». Жюри собирает проверенные карточки. Какое количество «5» получила команда,
такое и количество баллов.
Миниперфокарта:
№
|
уравнение
|
корень уравнения
|
1
|
x+18=60
|
42
|
78
|
52
|
2
|
33-a=11
|
44
|
12
|
22
|
3
|
y-24=15
|
9
|
39
|
49
|
4
|
41+b=57
|
6
|
98
|
16
|
5
|
x-1=99
|
100
|
98
|
101
|
- Обобщение изученного материала:
Конкурс №4
Сумма 3986+5718
равна 9704. Пользуясь этим, найдите без вычислений значения выражений или
корень уравнения:
а) 9704-3986= г)
3986+y=9704
б) 9704-5718=
д) 9704-x=3986
в) x+5718=9704 е) 9704-y=5718
Команда первая,
правильно справившаяся с заданием получает 3 балла, вторая-2 балла, третья-1
балл.
Физкультурная
пауза:
Мы писали, мы считали
На уроке мы устали.
А теперь мы отдыхаем
Физминутку начинаем.
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз-два, раз-два, раз-два.
Хватит- хватит, прибежали
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и ещё
Через левое плечо.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт-привет!
Учащиеся садятся на места и выполняют задание
«Муха» на концентрацию внимания. На доске изображено поле, по которому летает
муха. Учитель описывает полёт мухи (например, 3 вверх, 4 вправо, 2 вниз и т.д.)
Пока муха летает по полю, ребята жужжат. Как только она вылетит за его пределы,
дети перестают жужжать.
Конкурс №5
Составить уравнение по условию задачи и решить
её.
1 команда: От сосиски длиной 72
метра живущей на мясокомбинате пёс отъел кусок, осталось всего 45
метров. Сколько метров сосиски отъел пёс, живущий на мясокомбинате?
2 команда: В корзине было несколько яблок.
После того, как в неё положили ещё 15 яблок, в ней стало 42 яблока. Сколько
яблок было в корзине?
3 команда: У девочки было некоторое количество
денег. После того, как она купила своему любимому попугаю Гоше корм на 63
рубля, у неё осталось ещё 35 рублей. Сколько денег было у Гошиной хозяйки в
самом начале?
К доске выходят по одному участнику от команды
и решают задачу, остальные решают на местах (обратная связь светофорики
«да»-«нет»). Кто с места решит первым, приносит своей команде дополнительный
балл. Всего за конкурс 3 балла.
Конкурс №6
Шестое задание математическое лото. Каждой
команде выдаётся карта, состоящая из шести уравнений. Нужно решить уравнения в
тетради, и в карте накрыть их соответствующим ответом. После, первую цифру
получившегося ответа каждого уравнения заменить буквой и разгадать
зашифрованное слово.
Карта:
а) (x-13)-13=14
|
б) (x-31)-11=9
|
в) (125-a)-15=42
|
г) (246+x)-42=643
|
д) 318-(y-8)=27
|
е) 81-(45-z)=48
|
Ответы:
Ключ к слову:
1-А 4-З 7-М
2-Д 5-В 8-Т
3-И 6-Е 9-О
Слово: ЗВЕЗДА
Конкурс №7
Команды получают задание:
1. Вместо звёздочки подставить такое число,
чтобы получилось уравнение, корнем которого было бы число 4.
а) *+5=2x+1;
(*=4)
б) 3x-7=*-2; (*=7)
в) (5x+1)2=*-3.
(*=45)
2. Решить уравнения и вместо букв вписать
числа, которые являются корнями уравнений, записанных и по вертикали, и по
горизонтали.
12 + x = 40 (x=28)
+ - +
y – 25 = c (y=32; c=7)
= = =
44 + 3 = 47
Команда первая, сдавшая правильно решённые
задания, получает 5 баллов, вторая 3 балла, третья 2 балла.
- Итог соревнования:
Жюри объявляет
итоги соревнования. Участникам выигравшей команды и наиболее активным учащимся
выставляются оценки.
- Задание на дом.
Составить
уравнение, которое не имеет корней.
Составить
уравнение, корнем которого было бы любое число.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.