Главная / Математика / Урок на тему : "Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.", математика 5 класс

Урок на тему : "Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.", математика 5 класс

Название документа Япиева АВ.docx


hello_html_654eabac.gifhello_html_m2276a838.gifhello_html_568c0576.gifhello_html_m63406bc2.gifhello_html_79d22805.gifhello_html_f85215e.gifhello_html_m529adf11.gifhello_html_m2a7690f7.gifУрок математики в 5 классе

Учитель: Япиева А.В.

Тема урока: " Отрезок. Длина отрезка. Треугольник."

Тип урока: изучение нового материала( с использованием ИКТ)

Цели урока:

- ввести понятие отрезок, длина отрезка.

- формировать умения анализировать условия заданий.

- воспитывать аккуратность при работе на доске и в тетрадях, рационально распределять отведенное время.

Задачи:

- добиться усвоения учащимися содержания понятия «отрезок»

- рассмотреть, что такое длина отрезка

- повторить ранее полученные знания о единицах измерения длины.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Устная работа:

а) устный счёт по таблицам, для данной работы используется раздаточный материал ( см. приложение №1).

  1. Объяснение нового материала:

Учитель: Ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы начнём знакомство с одним из разделов математики, который изучает фигуры и их свойства.

Это – геометрия – одна из наиболее древних наук. Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей: земледелие, строительство, желание украсить свой быт и одежду...(слайд №2) Эта наука развивалась достаточно стремительно, на сегодняшний день помимо геометрических фигур в ней изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета, плотности, вкуса и т. п.(слайд № 3)

Давайте вспомним, в начальной школе вы знакомились с такой фигурой как отрезок, начертим его в тетради (учащиеся чертят в тетради, а учитель на доске).Посмотрим на наши чертежи и ответим на вопрос: Что такое отрезок и его основные составляющие?(Это линия у которой есть точка в начале и конце)

Учитель обобщает высказывания детей и предлагает вместе

построить отрезок АВ.

Первый шаг: на рабочем поле ставим произвольно две точки

Точка – основное геометрическое понятие. В переводе с латинского языка слово точка – результат мгновенного касания.( слайд № 4)

Второй шаг: обозначаем эти точки.

Обозначить – значит дать имя. Имя точки – большая буква латинского алфавита

Третий шаг: прикладываем линейку и соединяем эти точки.





А

В

Если к точкам А и В приложить линейку и по ней провести от А к В линию, то получится отрезок АВ . Тот же отрезок можно обозначить ВА. Точки А и В называют концами отрезка АВ.

Рассмотрим случаи расположения отрезка на рабочем поле, которое будем называть плоскость.

1.Горизонтально



К М



2.Вертикально ( после первого примера учащиеся предлагают свои способы расположения отрезков)

С







D

3.Под углом к горизонту

N P



М О

Учитель: Вот мы с вами начертили уже столько отрезков, кто скажет : Сколько отрезков можно провести если даны две точки?(один)

Вывод: Через любые две точки можно провести только один отрезок. 

Изобразим отрезок АВ и рассмотрим следующий момент.

Существуют точки которые принадлежат отрезку и не принадлежат(учитель изображает на доске, дети в тетради).



Е



А

N

M В

Точка  N  лежит  на  этом   
отрезке  между  точками  A  и  B,   
а  точки  E  и  M  на  нем  не  лежат.  Точка  N  разделяет  отрезок  AB   на  два отрезка  AN  и  NB.  Их  также  можно  назвать  NA  и  BN. 

В математике существуют специальные символы с помощью которых можно записать принадлежит точка отрезку или нет. Запишем: 

          N     
     AB             —       N   принадлежит отрезку   AB ; 

          A     
     AB             —       A   принадлежит отрезку   AB ; 

          E     
     AB             —       E   не принадлежит отрезку   AB . 

Назовите точки которые принадлежат и не принадлежат отрезку АВ (слайд №5)

А теперь ребята поработаем с учебником. Откроем страницу 10 , рисунок 4.
15-06-38.jpg

На  рисунке  изображен  отрезок  ОЕ  длиной   1  см.  Если  отрезок  AВ  на  том  же  рисунке  состоит  из  пяти частей, равных  отрезку  ОЕ, то  длина  отрезка  АВ  равна 

5см.   
Пишут:  АВ  =  5  см.

Длину  отрезка  AB   называют  также  расстоянием  между точками  А  и  В.   

Учитель: Для  измерения  длин  кроме  сантиметра  применяют  и  другие  единицы  длины, какие?(См ,дм, м, км)

Учитель: Эти единицы измерения длины связанны между собой, давайте вспомним как?
           Десять  сантиметров  называют  дециметром:    10  см  =  1  дм    

             Сто  сантиметров  называют  метром:   
100  см  =  1  м    

             Один  сантиметр  равен  десяти  миллиметрам:   
1  см  =  10  мм    

        Большие  расстояния  измеряют  в  километрах. 

             Один  километр  равен  одной  тысяче  метров:    1  км  =  1000  м    

Про еще большие единицы длины, которыми измеряют расстояния между звездами, вы узнаете в старших классах. 

Соотношения между разными единицами длины показаны на форзаце учебника.

  1. Закрепление материала:

Работаем по учебнику

Упр.№31



К

Р Т М



КР, РТ,ТМ,РМ,КТ,МТ,МР,ТР

Упр.№44

Упр.№32

F,K   CD ; A,E,B CD

Упр.№37

9 дм 6см = 90см + 6 см = 96см

5 дм 1см = 50 см + 1 см =51см

11 дм 3 см = 110 см + 3 см = 113см

Упр.№38

18 см = 10 см + 8 см = 1 дм 8 см

303 см = 300 см + 3 см = 30дм 3 см

53 см = 50 см + 3 см = 5 дм 3 см

Задания на слайдах:(слайд № 6- 12)

1. Старинная русская мера длины «верста» составляет приблизительно
1 км 67м . Вырази его в метрах.

1 км 67 м = 1000 м +67 м = 1067 м

2. Высота крепостной стены средневекового замка 18м 8см.

Вырази в см.

18 м 8 см = 1800см + 8 см =1808см

3. Длина крокодила , живущего в московском зоопарке 8м 7см.

Вырази в см.

8 м 7 см = 800см + 7 см =807 см

Устная работа по слайдам:

Назовите все отрезки изображенные на слайде:AB,AC,AD,DA,CA,BA,BC,BD,DB,CB,CD,DC

1.Косая сажень 248 см . Вырази ее в миллиметрах.



2.Маховая сажень 176 см . Вырази ее в метрах и сантиметрах.



3.Локоть 45 см.Вырази в мм.

  1. Подведение итогов:

Учитель: Итак что мы сегодня с вами узнали:( слайд №13)

Что такое отрезок ?( прямая ограниченная двумя точками, эти точки называются концами отрезка)

Сколько отрезком можно провести через две точки ?(через любые две точки можно провести только один отрезок)

Что такое длина отрезка ? ( расстояние между концами отрезка)

Как связаны единицы измерения длины?( выражаются одни через другие)

  1. Домашнее задание: (слайд № 14)

Прочитать стр.10 учебника под рубрикой сведения на которые нужно обратить внимание , сведения которые нужно хорошо запомнить. Упр. № 66,68.

Всем спасибо за урок!











6


Название документа Япиева АВ.ppt

 Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
Появление и развитие геометрических знаний
Геометрия – наука, занимающая изучением геометрических фигур
Точка – основное геометрическое понятие A Точки обозначаются большими буквам...
А Е К В С D М Назови точки, которые принадлежат отрезку АВ. Назови точки не п...
Старинная русская мера длины «верста» составляет приблизительно 1 км 67м . В...
Высота крепостной стены средневекового замка 18м 8см. Вырази в см.
Длина крокодила , живущего в московском зоопарке 8м 7см. Вырази в см.
 Назовите все отрезки на чертеже. А В С D
Косая сажень 248 см . Вырази ее в миллиметрах.
Маховая сажень 176 см . Вырази ее в метрах и сантиметрах.
Локоть 45 см. Вырази в мм.
Как называется часть прямой, ограниченная двумя точками ? Отрезок Как по-друг...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
Описание слайда:

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

№ слайда 2 Появление и развитие геометрических знаний
Описание слайда:

Появление и развитие геометрических знаний

№ слайда 3 Геометрия – наука, занимающая изучением геометрических фигур
Описание слайда:

Геометрия – наука, занимающая изучением геометрических фигур

№ слайда 4 Точка – основное геометрическое понятие A Точки обозначаются большими буквами л
Описание слайда:

Точка – основное геометрическое понятие A Точки обозначаются большими буквами латинского алфавита

№ слайда 5 А Е К В С D М Назови точки, которые принадлежат отрезку АВ. Назови точки не прин
Описание слайда:

А Е К В С D М Назови точки, которые принадлежат отрезку АВ. Назови точки не принадлежащие отрезку АВ.

№ слайда 6 Старинная русская мера длины «верста» составляет приблизительно 1 км 67м . Выра
Описание слайда:

Старинная русская мера длины «верста» составляет приблизительно 1 км 67м . Вырази его в метрах.

№ слайда 7 Высота крепостной стены средневекового замка 18м 8см. Вырази в см.
Описание слайда:

Высота крепостной стены средневекового замка 18м 8см. Вырази в см.

№ слайда 8 Длина крокодила , живущего в московском зоопарке 8м 7см. Вырази в см.
Описание слайда:

Длина крокодила , живущего в московском зоопарке 8м 7см. Вырази в см.

№ слайда 9  Назовите все отрезки на чертеже. А В С D
Описание слайда:

Назовите все отрезки на чертеже. А В С D

№ слайда 10 Косая сажень 248 см . Вырази ее в миллиметрах.
Описание слайда:

Косая сажень 248 см . Вырази ее в миллиметрах.

№ слайда 11 Маховая сажень 176 см . Вырази ее в метрах и сантиметрах.
Описание слайда:

Маховая сажень 176 см . Вырази ее в метрах и сантиметрах.

№ слайда 12 Локоть 45 см. Вырази в мм.
Описание слайда:

Локоть 45 см. Вырази в мм.

№ слайда 13 Как называется часть прямой, ограниченная двумя точками ? Отрезок Как по-другому
Описание слайда:

Как называется часть прямой, ограниченная двумя точками ? Отрезок Как по-другому назвать расстояние между двумя точками? Длина Отрезок Через любые две точки можно провести только один ?

Урок на тему : "Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.", математика 5 класс
  • Математика
Описание:

Начиная с 5 класса мы вводим геометрический материал,в представленном конспекте можно увидить что идёт знакомство с темой урока на котором закладывается "фундамент" такого предмета как геометрия.

Методические рекомендации

к уроку математики 5 класс

 на тему « Отрезок. Длина отрезка. Треугольник»

В начале урока используются тестовые задания  для того чтобы настроить учащихся на сплочённую, требующую внимания работу (данные КИМы (Математика. 5 класс издательство ВАКО /под редакцией Л.П.Попова, 2013)  есть у всех учащихся в классе).

Затем при объяснении нового материала обращаемся к презентации, достаточно большой объем материала пишется на доске  и в тетрадях                   (расположение отрезков, математическое обозначения принадлежности точек отрезку, где  идёт совместная работа детей и учителя ) , также работаем  с учебником. При работе с учебником дети учатся правильно ставить акценты в прочитанном материале. Обращаем внимание на форзац учебника.

Небольшая часть заданий для закрепления нового материала, а так же для подведения итогов идёт по слайдам (запоминаются такие величины как косая, маховая сажень).

 

Домашняя работа разбирается, задания подобраны аналогичные тем, что были проработаны в классе.

Автор Япиева Анастасия Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 4009
Номер материала 23921
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓