Этап
урока
|
цель
на каждом этап
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
(с указанием форм деятельности)
|
Формируемые
УУД
(конкретные)
|
Мотивационно-ориентировочная часть
|
Мотивация
к учебной деятельности
(5
мин)
|
Включение учащихся
в деятельность на личностном уровне
|
Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе
думает, в числителе
- то, что он есть на самом деле.
Чем больше знаменатель,
тем меньше дробь.
(Л. Н. Толстой)
1. Ребятам в качестве
домашнего задания было предложено сочинить четверостишие на тему «Зачем нужно
уметь умножать, делить, складывать и вычитать дроби».
2. Из предложенного
ряда дробей исключить лишнее и аргументировать ответ:
(лишняя
8/3, так как неправильная)
(лишняя
1/3, так как несократимая)
(лишняя
1/9, так как 5/9 и 9/5 взаимообратные)
(лишняя
1/5, так как две оставшиеся дроби равны между собой)
|
1.
Зачитываются
лучшие стихотворения
2.
Называют
лишние дроби и аргументируют свой ответ, давая определения.
|
Р:
коррекция
К:
сотрудничество с учителем
П:
анализ с целью выявления признаков
Л:
положительное отношение к уроку математики
|
Этап актуализации и фиксирования
индивидуального затруднения в пробном учебном действии (7-10 мин)
|
Повторение
изученного материала, необходимого для систематизации и выявления затруднений
в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
|
1.
Выполните действия:
1)
2)
3)
2.
Составьте
выражение, используя эти действия.
3.
Учитель
предлагает другую форму записи:
4.
Формулируют
тему урока: «Примеры вычислений с дробями» или «Решение многоэтажных
дробей».
Из
учебника решить № 447[1]
5.
а)
- Как бы
вы выполняли задание? (Находили значения выражений в числителе, а затем результат
делили на значение выражения в знаменателе).
− Что
ещё можно было использовать для нахождения значений выражений?
(Да,
применили основное свойство дроби, умножив числитель и знаменатель на 7,
применили распределительное свойство умножения, умножили каждое число в
числителе и знаменателе на 7, применили алгоритм умножения дроби на
натуральное число, нашли значения суммы и разности в числителе и в
знаменателе.)
− В
результате преобразований, какие числа получились в предпоследней дроби?
(Натуральные числа.)
− Чем
является число 7 для знаменателей? (НОК.)
– Как бы
вы назвали данный способ вычисления значения «многоэтажной» дроби?
– Сравните его со способом вычислений, изученным ранее. Какой из них
вы считаете более удобным?
− Что вы сейчас повторили и узнали?
(...)
− Что дальше? (Вы нам дадите пробное
задание.)
− С какой целью вам предлагается пробное
задание?
- Решить
№ 447 (б)
− Чем
отличается данное задание от предыдущего?
−
Выполните задание быстро.
− У кого нет
ответа?
− В чём у вас затруднения? (Мы не смогли
быстро найти значение дробного выражения.)
− У кого есть ответ?
На доске фиксируются результаты.
Неправильные ответы стираются.
− У кого получились неправильные ответы,
в чём у вас затруднение? (Мы не смогли правильно найти быстро значение
дробного выражения.)
− У кого ответ правильный, чем вы
воспользовались?
− В чём у вас затруднение? (Мы не можем
обосновать свои действия.)
− Что дальше?
(Надо остановиться, определить, где и почему у нас возникло затруднение.)
|
Выполняют
действия с самопроверкой.
Ребята
предлагают свои примеры:
() : ()
Формулируют
тему урока, проговаривают цели урока.
Дети
читают задание: найдите значение выражения, используя переход к натуральным
числам.
Предлагают
версии ответов на поставленный вопрос.
Выдвигают
гипотезы.
|
Р:
коррекция, планирование
К:
составлять текст в устной форме, сотрудничество с учителем и в паре
П:
Знаково-символические
Л:
самоопределение
|
Операционно-познавательная часть (содержательная)
|
Этап выявления места и причины затруднения (2-3 мин)
|
Организация
фиксации места, где возникло затруднение.
|
-
Что вы должны были сделать? (Найти быстро значение дробного выражения.)
−
Как вы действовали при выполнении задания?
–
В чём возникли затруднения? (...)
−
Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет быстрого способа нахождения
значений дробных выражений.)
−
Что дальше вы должны сделать?
|
|
Р:
целеполагие, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового
учебного материала;
проверять
результаты вычислений;
К: задавать
вопросы с целью получения нужной информации;
П:
понимать информацию, представленную в виде текста, видеть аналогии и
использовать их при освоении приемов вычислений; выдвижение гипотез и
обоснований;
Л:
формирование математической компетентности
|
Этап построения проекта выхода из затруднения (5мин)
|
Учащиеся
ставят цель проекта, формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации
поставленной цели
|
–
Какую цель вы поставите перед собой? (Найти быстрый способ нахождения
значений дробных выражений и научиться пользоваться, построенным способом.)
–
Сформулируйте тему урока. (…)
−
Вспомните, к каким числам у вас получилось перейти?
(К
натуральным числам.)
− Что
теперь вы будете делать? (Придумаем способ перехода к натуральным
числам, в случае если в числителе и знаменателе сумма или разность дробей,
сформулируем алгоритм.)
|
|
Р:
целеполагие, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового
учебного материала;
проверять
результаты вычислений;
К:
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
П:
понимать информацию, представленную в виде текста, видеть аналогии и
использовать их при освоении приемов вычислений; выдвижение гипотез и
обоснований;
Л:
формирование математической компетентности
|
Реализация построенного проекта (5мин)
|
Организовать
реализацию построенного проекта в соответствии с планом; организовать
фиксацию преодоления затруднений
|
Дальше работу
можно организовать в парах. Задание парам:
1.
Придумать способ перехода дробей в числителе и знаменателе к натуральным
числам.
2.
Решить задание. № 447 (б)
3.
Сформулировать способы перехода к натуральным числам дробных выражений для
случаев, когда в числителе и знаменателе суммы (разности) или произведения.
Задание
фиксируется на доску. Пары работают 5 минут, результаты работы фиксируются
на доске, один из ребят озвучивает свои действия, остальные работают на дополнение
и уточнение.
Варианты
алгоритмов.
−
Какое свойство должно выполняться при умножении числителя и знаменателя на
числа? (Основное свойство дроби.)
–
Какие
правила вы применили? (Правило умножения дробей на натуральное число,
умножение смешанного числа на натуральное число, сокращение дробей.)
–
Какой
способ удобней: находить значение дроби по действиям или метод, который вы
только, что рассмотрели? (Второй способ удобнее и быстрее.)
–
Как
бы вы назвали этот способ? (Переход к натуральным числам.)
−
Какие задания вы теперь можете выполнять?
|
|
Р:
целеполагие, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового
учебного материала;
проверять
результаты вычислений;
К:
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
П:
понимать информацию, представленную в виде текста, видеть аналогии и
использовать их при освоении приемов вычислений; выдвижение гипотез и
обоснований;
Л:
формирование математической компетентности
|
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (4-5
мин)
|
Проговаривание
нового знания
|
Решить
пример:
|
Решают
вместе с проговариванием всех этапов.
|
Р:
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
проверять
результаты вычислений;
К:
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
П:
понимать информацию, представленную в виде текста, видеть аналогии и
использовать их при освоении приемов вычислений;
Л:
формирование математической компетентности
|
Этап
самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин)
|
Каждый
учащийся должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет.
|
№
447 в) и г) [1]
предложить
учащимся решить по вариантам с проверкой по эталону.
− Вы
выполнили самостоятельную работу, что теперь надо сделать?
− С
какой целью вы будете сопоставлять свои работы с эталоном для самопроверки?
− Как вы
будете проверять свои работы?
После выполнения
учащиеся проверяют по эталону для самопроверки.
− У кого возникло
затруднение при выполнении задания?
− В каком месте?
− Почему у вас
возникло затруднение?
− Кто правильно
выполнил задания, что вы можете сказать?
− Что дальше вы
будете делать?
|
Решают
по вариантам. Проверка по эталону. При желании оценки можно выставить в
журнал
|
Р:
оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;
К:
организовывать самопроверку выполненной работы;
П:
владеть общим приемом решения задач
Л:самоопределение
|
Этап включения в
систему знаний и повторения (4-5 мин)
|
Тренировать
навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом
|
Из
учебника решить № 449 (1 и 5) [1]
|
Работают
в парах. Затем решение презентуется на доске. Обсуждается решение.
|
Р: внесение необходимых дополнений и
корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном
К:
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
П:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий
Л:
желание приобретать новые знания
|
Рефлексивно-оценочная
|
Рефлексия
деятельности (2-3 мин)
|
Осознание
учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и
всего класса
|
- Какой
новый способ вы сегодня рассмотрели?
– Какие
правила вам помогли вывести новый способ?
– Что
необходимо ещё знать, чтобы правильно использовать свойства?
– Проанализируйте
свою деятельность на уроке и дайте своей работе оценку.
|
Анализируют
свою деятельность на уроке.
Выставляют
самооценку.
|
Р:
внесение необходимых корректив в план своей дальнейшей деятельности
К:
умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
П:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
Л:
адекватная самооценка
|
Домашнее
задание
|
Комментарий
заданий из домашней работы
|
1.
Выполнить № 447 (д,е) [1]
2.
Найти применение дробей в музыке
3.
Какая система дробей использовалась в Древнем Риме?
|
Записывают
д/з в дневник
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.