Мотивационно – целевой этап
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые
универсальные учебные действия
|
Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: выработка
на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных
требований учебной деятельности.
|
-
Прозвенел звонок, а это значит, нам пора начинать урок и отправляться за
новыми знаниями.
Всё,
сумели мы собраться,
За
работу будем браться.
Будем
думать, рассуждать,
Можем мы
урок начать.
-
Садитесь.
-
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
|
Подготовка
класса к уроку.
Эмоционально
настраиваются на работу.
Запись в
тетрадях числа, классной работы.
|
Личностные:
мотивация
учебной деятельности, самоопределение.
Коммуникативные:
умение планировать
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней
потребности к построению учебных действий, организация фиксации каждым из них
индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Два
ученика работают самостоятельно (на макбуке, на компьютере).
Проверка
таблицы умножения.
Все
остальные ученики работают с учителем.
На доске
записан ряд чисел:
Слайд
(1)
30
66 57 75 48 39
- Что вы
можете сказать о числах, записанных на доске?
- Какое
число «лишнее»?
-Докажите.
- Есть
другие мнения?
-
Расположите числа в порядке убывания.
Слайд
(2)
75 66 57 48 39 30
- Что
заметили? Какова закономерность?
-
Продолжите записанный ряд на 3 числа, сохраняя закономерность.
Слайд
(3)
21 12 3
- Что
можете сказать об этих числах?
- Увеличьте число, в котором 1 единица и 2 десятка в 2 раза.
- Что значит увеличить в 2 раза?
- Как умножали 21 ∙ 2?
- Как умножали 21 ∙ 2?
- Какой способ вам кажется удобнее, рациональней?
-
Вспомним алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.
|
Взаимопроверка, указывание на ошибки,
оценивание.
Предполагаемые ответы:
- Эти числа натуральные.
- Это двузначные числа.
Работа в парах.
Предполагаемые ответы:
- «Лишнее» число 30, т.к. в этом числе
нет единиц.
- «Лишнее» число 66, т.к. в этом числе
количество десятков и единиц равное.
Предполагаемые ответы:
- Каждое следующее число уменьшается на
9.
- Числа чередуются: нечётные - чётные.
Предполагаемые ответы:
- Числа уменьшаются.
- Количество единиц увеличивается.
- Количество десятков уменьшается.
Предполагаемые ответы:
- Увеличить в
2 раза – это значит умножить данное число на 2.
Один ученик решает
у доски с объяснением.
21 х 2 = (20
+ 1) х 2 = 20 х 2 + 1 х 2 = 40 + 2 = 42
Предполагаемые ответы:
- Умножали по
разрядам: сначала десятки, затем единицы.
Предполагаемые ответы:
- Можно
записать в столбик, так будет быстрее и проверим, правильно ли мы выполнили
вычисления.
Один ученик решает
у доски с объяснением.
21
х 2
42
Предполагаемые ответы:
- Умножали по
разрядам: сначала единицы, потом десятки.
- Второй.
Повторяют
правило.
|
Познавательные:
умение
преобразовывать информацию из одной формы в другую: наблюдать и делать
самостоятельно выводы.
Коммуникативные:
умение
оформлять свои мысли в устной форме.
|
Выявление
места и причины затруднений.
Цель:
организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе осознание
того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
|
- Найдите число, в котором единиц меньше чем десятков в два
раза.
- Самостоятельно увеличьте это число в 2 раза.
- Получилось у вас выполнить это задание?
- Почему вы не можете выполнить это задание?
- Каких знаний нам не хватает?
- Можете
сформулировать тему нашего урока?
-
Поставьте для себя цель на уроке.
|
48
Самостоятельная
работа.
Затруднение.
- Нет.
Предполагаемые ответы:
- Не умеем
решать такие выражения (с переходом через разряд).
- Нужно научиться
умножать числа с переходом через разряд.
- Письменное
умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд (в
столбик).
Отвечают по просьбе учителя.
|
Регулятивные
УУД:
умение
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
|
Процессуальный этап
|
Построение
проекта выхода из затруднения.
Цель:
постановка
целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их
реализации.
|
- Поработайте в малых группах. Попробуйте решить пример 48 х 2.
Учитель во
время работы в группах проходит между рядов и наблюдает за работой детей,
слушает рассуждения.
Организует проверку.
- Давайте вместе составим алгоритм умножения двузначного числа
на однозначное с переходом через разряд.
Демонстрация
слайда (4) (открывается постепенно)
1.
Записываем пример.
2.
Умножаем единицы. Пишем под единицами, а 1 десяток запоминаем.
3.
Умножаем десятки. Прибавляем 1 десяток, который запоминали.
Пишем под десятками.
4.
Читаем ответ.
Таблица «Умножение двузначного числа с переходом через разряд».
- Используя алгоритм, увеличьте 39 в 2 раза.
|
Работа в
группах (4 группы)
От каждой
группы выходят по одному ученику и на доске записывают свой вариант решения
примера. Объясняют ход решения.
48
х 2
96
1 ученик с
проговариванием пошаговых действий выполняет умножение в столбик.
1
39
х 2
7 8
|
Познавательные:
умение выделять
существенную информацию, выдвигать гипотезы и обосновывать их,
формулировать
свою точку зрения.
Коммуникативные
УУД:
умение слушать
собеседника;
умение
оформлять свои мысли в устной форме;
умение
выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению.
|
Физкультминутка
|
Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
учащимися
нового способа действия при решении типовых задач.
|
-
Сегодня на уроке мы учимся умножать двузначное число на однозначное с
переходом через разряд.
- Разделите произведения на две группы.
Организация
работы учащихся в парах.
-
Посмотрите, как третьеклассницы Люба и Лера выполнили это задание.
- Кто из
них прав? Докажите.
- Кто
сможет решить выражения первой группы самостоятельно?
- Кому
нужна помощь? Можно обратиться к своим одноклассникам.
- Кто выполнил
задание вперёд, кто уверен в своих силах, тот может выбрать дополнительное
задание.
Карточки красного цвета – сложные
задания (умножение трёхзначных чисел с переходом через разряд).
Карточки синего цвета - умножение
двузначных чисел с переходом через разряд.
Проверка. Выставление оценок.
|
Учебник стр. 8 № 266
27 х 2 31 х
3 14 х 5
46 х 2 12 х
4 23 х 3
Работа в парах
- В первую группу
выделим произведения, в которых необходимо умножать с переходом через разряд.
27 х 2 14 х
5 46 х 2
- Во вторую группу все остальные
произведения (в которых не надо умножать через разряд)
31 х 3 12 х
4 23 х 3
1
27 27
х 2
х 2
14 54
+4 0
56
Учащиеся выбирают правильный ответ, доказывают.
Самостоятельное решение (с
проговариванием).
Тем детям, кому нужна помощь – помогают
«сильные» ученики и учитель.
У ученика с ЗПР карточка –
подсказка.
За доской два ученика решают
самостоятельно.
Ученики анализируют
работы детей за доской, дают им устную оценку, указывают на недостатки и
причину возникновения ошибок.
Слайд
(5)
Самопроверка,
самооценка (по образцу).
Выполнил
(а) без ошибок («5»).
Допустил(а)
1 ошибку («4»).
Допустил(а)
2 ошибки («3»).
|
Регулятивные
УУД:
овладение
умением прогнозировать.
Познавательные
УУД:
умение
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник.
Личностные:
умение
проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Физкультминутка
|
Включение
в систему знаний.
Цель:
повторение
и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов
курса, выявление границы применимости нового знания.
|
-
Откройте учебник на странице 9 № 268 (1).
-
Прочитайте самостоятельно задачу.
-
Вопросы есть? Кому что непонятно?
Слайд
(6)
-
Сокращённо гектар записывается ГА.
- О ком
говорится в задаче?
-
Прочитайте условие задачи.
- На какой
вопрос нам надо ответить?
-
Давайте составим краткую запись задачи.
- Что
можете сказать о данной задаче? Какая это задача?
- Кто
сможет самостоятельно решить задачу?
- Кому
нужна помощь?
Оценивание
Дополнительные
вопросы по таблице умножения.
|
Предполагаемые ответы:
- Что такое гектар?
Словарная работа.
Гектар – крупная единица
измерения площади.
1 ученик с объяснением работает у
доски.
2 дня – 18 га
6 дней - ? га
- Приведение к единице.
Дети, которые могут самостоятельно
решить задачу, решают самостоятельно, остальные - с учителем (по
действиям).
Ученик у доски объясняет,
доказывает.
У ученика с ЗПР – карточка –
помощник.
Слайд (7)
Проверка
по образцу
Выполнил
(а) без ошибок («5»).
Допустил(а)
1 ошибку («4»).
Допустил(а)
2 ошибки («3»).
|
Познавательные:
умение выделять
необходимую информацию, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
умение выдвигать
гипотезы и обосновывать их.
|
Рефлексивно – оценочный этап
|
Информация
о домашнем задании.
Цель:
организация
обсуждения и запись домашнего задания; обеспечение понимания детьми цели,
содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
1
уровень (обязательное для всех учеников):
Измените
данные задачи, которую мы выполняли в классе так, чтобы она решалась по схеме:
: : =
х =
-
Повторить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное с переходом
через разряд.
2
уровень:
Придумать
и решить несколько примеров на умножение трёхзначного числа на однозначное с
переходом через разряд.
|
Записывают
домашнее задание (страница 9 № 268 (1).
|
Познавательные:
умение
выбирать вариант выполнения задания и обосновывать свое мнение.
|
Рефлексия
учебной деятельности на уроке.
Цель:
самооценка
учащимися
результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ
применения нового способа действия.
|
-
Какова была тема урока?
-
Какие задачи ставили перед собой?
-
Смогли ли достичь?
-
У вас на партах лежит кодификатор.
-
Заполните его.
Оценки
за урок.
-
Спасибо всем за урок.
|
Понял(а)
новую тему (да, нет)
|
|
Могу
новую тему объяснить другому (да, нет)
|
|
Нужна
консультация учителя по новой теме (да, нет)
|
|
Сумел(а)
применить новые знания при решении выражений (да, нет)
|
|
Напиши
количество правильно решённых за урок выражений
|
|
Оцени
свою активность на уроке (по 5 балльной шкале)
|
|
Самооценка
за урок
|
|
|
Личностные:
умение
проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.