Главная / Начальные классы / Урок математики в 3 классе по теме

Урок математики в 3 классе по теме

hello_html_m13e36c46.gifhello_html_47d2a55d.gifhello_html_m5e4eea8a.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m76a24f50.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2763edb1.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_7e4cd483.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m57e1e44f.gifУрок математика 3 класс УМК ПНШ. Учитель начальных классов МБОУ СОШ №37 Лабоцкая Т.З.


Тема: Прямоугольный треугольник



Цели:

  • Сформировать представление учащихся о прямоугольном треугольнике, как геометрической фигуре;

  • Развивать интерес к истории математических открытий;

  • Воспитывать уважительное отношение к соученикам, иной точке зрения.


Задачи:


Личностные:

  • Высказывать свою и принимать иную точку зрения;

  • Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, работая в паре и группе;


Метапредметные:

Резулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Формировать умение контролировать свою деятельность по алгоритму, с помощью инструментов (модели прямого угла или угольника, линейки);

Коммуникативные УУД:

  • Формировать умение продуктивно взаимодействовать (сотрудничать с соседом по парте, в группе), способности договариваться и приходить к общему мнению;

Познавательные УУД:

  • Подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

  • Выполнять задания с использованием материальных объектов (прямоугольники, треугольники из цветного картона);

  • Выполнять задания на основе рисунков и схем, сделанных самостоятельно;

  • Строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

  • Выполнять задание по заданному алгоритму;

  • Выдвигать гипотезы и строить логическую цепочку рассуждений при их доказательстве;


Предметные:

  • Знакомство с классификацией треугольников по величине угла (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный);

  • Знакомство с понятием «прямоугольный треугольник» (треугольник, у которого есть прямой угол);

  • Построение прямоугольного треугольника на основе алгоритма построения прямого угла;

  • Освоение алгоритма построения прямоугольного треугольника по заданным катетам;

  • Установление существования прямоугольного треугольника со сторонами 3 см, 4 см, 5 см (Пифагорова тройка чисел: 3, 4, 5).


Методы и приемы организации деятельности учащихся: объяснение нового материала с опорой на практические действия учащихся по построению прямоугольных треугольников по заданным параметрам, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.


Оборудование: мультимедиа, доска, презентация, учебник-1, ТПО-1, угольник, простой и цветные карандаши, модель прямоугольного треугольника со сторонами 3 см, 4 см, 5 см, модели тупоугольного и остроугольного треугольников, черновики; карточки с заданиями для групп; цветные прямоугольники.


Литература:

  1. Чекин А.Л. Математика. 3 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/учебник, 2013 г.

  2. Юдина Е.П. Математика: тетрадь для самостоятельных работ №1 – 3 класс. – М.:Академкнига/учебник, 2013 г.











Ход урока

  1. Организационный момент

- Проверьте готовность к уроку: нам сегодня понадобятся…

- Подготовьте рабочие тетради.

- Работают ассистентами учителя на уроке…


  1. Актуализация знаний учащихся

- Сначала работа по вариантам. Пишите только значения в столбик. Не забывайте, что это у нас и минутка чистописания, пишите правильными и аккуратными цифрами. А Милена получает индивидуальное задание по работе с доской.

1 вариант 2 вариант (слайд 1-2)

  1. 8 · 9 1) 7 · 8

  2. 63 : 7 2) 54 : 6

  3. 47 – 27 3) 81 – 61

  4. 14 · 2 4) 12 · 4

  5. 64 +15 5) 42 + 16

  6. 500 · 3 6) 400 · 3

  7. 20 · 8 7) 40 · 6

  8. 21 : 3 8) 24 : 6

  9. 0 · 154 9) 716 · 0

  10. 5364 · 1 10) 1 · 6713

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте его работу по слайду и оцените её, используя при этом зелёный карандаш.

- Кто получил «5», «4», «3»?

- У кого результат улучшился в сравнении с прошлой проверкой? Кто-то хочет дать рекомендации по чистописанию своему соседу?

- Молодцы! Давайте проверим индивидуальную работу ученика. Читай требования по одному и сразу давай свои ответы. Если кто-то не согласен, не кричите с места, а поднимайте руку. Как оценить хороший ответ ученика, вы знаете.

Задание на карточке к иллюстрации на доске:

  1. Что изображено на доске?

  2. Как называются эти геометрические фигуры?

  3. Какая фигура лишняя и почему?

  4. Что общего у треугольника и прямоугольника?

  5. Сколько прямых углов у прямоугольника?

  6. Сколько прямых углов у треугольника?

  7. Как можем проверить и доказать, что у треугольника и прямоугольника углы действительно прямые?

  8. Четырехугольник, у которого прямые углы, называют прямоугольником. А как мы можем назвать треугольник, у которого есть прямой угол?


  1. Определение темы урока, целеполагание, мотивация

- Где мы можем узнать тему нового урока?

- Посмотрите в содержание учебника, определите тему урока, укажите страницу учебника. (слайд 3)

- Кому знакомо слово треугольник? Дайте определение. (слайд 4)

- Да, вы уже хорошо знаете такую геометрическую фигуру, как треугольник. В зависимости от вида углов все треугольники делятся на прямоугольные, тупоугольные и остроугольные. Сегодня же мы будем детально изучать прямоугольный треугольник. Какие цели вы для себя поставите? (Узнать, какой … Сравнить с … Научиться … Оценить …) (слайд 5)

- Я дополню ваши цели: узнать, какой треугольник называется прямоугольным (дать определение), какие у него отличительные признаки; научиться чертить прямоугольный треугольник от руки и на основе заданных значений. Я познакомлю вас с треугольником Пифагора, вы узнаете, что такое катет и гипотенуза, какие другие фигуры можно построить из двух прямоугольных треугольников. (слайд 6)

- Как думаете, зачем нужны вам эти знания?

- Постройте на полях линеечку и оцените сейчас свои знания о прямоугольном треугольнике.


4. Открытие нового

1) Построение прямоугольного треугольника по алгоритму

- Кто-то может уже дать определение прямоугольного треугольника? (отвечает 1-2 человека, далее в парах) (слайд 7)

- Может ли у прямоугольного треугольника быть 2 или 3 прямых угла?

- Чем он отличается от тупоугольного и остроугольного?

- Итак, мы достигли первой цели. Чему будем учиться дальше? (строить/чертить)

- В этом нам поможет №417. Прочитайте требования и обсудите с соседом, приготовьтесь ответить всему классу, что нужно сделать.

Работа в парах.

- Что нужно сделать сначала?

- Вспомните, с чего начинаем строить прямой угол: ставим точку, из неё проведи два луча под прямым углом. Что нам поможет построить прямой угол? (модель прямого угла или угольник, клетка)

- Затем отметьте на каждой стороне угла по одной точке. Соедините эти точки отрезком. Закрасьте получившийся треугольник. Подпишите с правой стороны, что это прямоугольный треугольник. Что скажете про это слово? (сложное, состоит из двух основ, соединительная гласная о)

- Какой треугольник в результате построен? Обоснуйте.

- У нас получился алгоритм построения прямоугольного треугольника: (слайд 8)

1. Построй прямой угол с помощью угольника/ модели прямого угла/клетки.

2. Отметь на каждой стороне угла по одной точке.

3. Соедини эти точки отрезком.

4. Закрась полученный треугольник.


2) Построение прямоугольного треугольника на глаз

- А теперь я хочу проверить ваш глазомер. Выполните требование №418, постройте прямоугольный треугольник на черновике на глаз, без линейки. У кого получилось построить прямоугольный треугольник?

- Чем проверяли? (модель, угольник, транспортир)

- А теперь измерьте линейкой стороны ваших треугольников. Что получилось? (например, 4 см, 3 см, 2 см)

- Посмотрите на этот чертеж. Что видите? (слайд 9)

- Ребята, стороны прямоугольного треугольника имеют свои названия. Стороны, которые лежат на сторонах прямого угла, называются КАТЕТАМИ. Сторона, которая лежит напротив прямого угла, называется ГИПОТЕНУЗОЙ.

Таким образом, у прямоугольного треугольника два катета и одна гипотенуза. Запоминать это не обязательно, но подпишите на своем прямоугольном треугольнике два катета и гипотенузу.


3) Построение прямоугольного треугольника по двум катетам

- Пришло время дать задание посложнее. Прочитайте самостоятельно требования №419, обсудите с соседом.

- Теперь мы будем чертить прямоугольный треугольник с заданной длиной катетов. Вспомните алгоритм построения прямоугольного треугольника, внесите в него необходимые дополнения. (слайд 10)

1. Построй прямой угол с помощью угольника.

2. На одной стороне прямого угла отложи, начиная от его вершины, отрезок длиной 3 см.

3. На другой стороне прямого угла отложи, начиная от его вершины, отрезок длиной 4 см.

4. Соедини концы этих отрезков еще одним отрезком.

- Напомните, чему равна длина первого катета? Подпишите ее. Чему равна длина второго катета? Подпишите ее. Измерьте длину гипотенузы. Подпишите ее.

- Ребята, у нас получился знаменитый прямоугольный треугольник со сторонами 3 см, 4 см, 5 см. (слайд 11, 12, 13)Он называется треугольником Пифагора (или египетский треугольник). Древние египтяне не имели модели прямого угла, но при строительстве сооружений и отведении полей у них получались очень точные прямые углы. Для этого они использовали свое изобретение, египетский треугольник, и держали его в тайне. Пифагор – это древнегреческий ученый, который жил очень давно, в 6 веке до нашей эры, т.е. больше, чем 2,5 тысячи лет тому назад, сумел разгадать секрет древних египтян и рассказать всем. Если ученики Пифагора знали, что треугольник, у которого стороны равны 3 см, 4 см и 5 см, - прямоугольный, то учащимся 21 века не знать этого просто нельзя. Это самый простой треугольник Пифагора. Чтобы получить следующий треугольник Пифагора, нужно длину каждой стороны умножить на 2. Назовите стороны следующего треугольника Пифагора: 6 см, 8 см, 10 см, а следующего: 12 см, 16 см, 20 см. Более подробно о Пифагоре и его открытиях мы узнаем на факультативе по математике.


4) Установление связи между прямоугольным треугольником и прямоугольником (Работа в парах)

- № 420 будете выполнять в парах. Правда, чертить вам уже не надо. На столах лежат цветные фигуры. Что можете о них сказать? (Это прямоугольники)

- Можете на глаз определить длину сторон этого прямоугольника? (3см и 4 см) Проверьте по линейке.

- Проведите отрезок, который разбивает этот прямоугольник на два треугольника. Проверь, являются ли эти треугольники прямоугольными. Обсудите с соседом, чему будут равны стороны треугольников. Измерь и запиши длины катетов и гипотенузы каждого треугольника.

- Таким образом, если в прямоугольнике со сторонами 3 см и 4 см провести диагональ, то получатся два треугольника Пифагора с катетами 3 см и 4 см и гипотенузой 5 см.


  1. Применение полученных знаний в различных ситуациях

1 группа: У вас на столах теперь есть модели прямоугольных треугольников. Составьте из них и склейте самые разные геометрические фигуры на этом листе. Работу выполняем быстро и аккуратно.

2 группа: Достаньте модели прямоугольного, тупоугольного и остроугольного треугольников и разбейте каждый из них на два прямоугольных треугольника. Воспользуйтесь угольником. Наклейте фигуры на этот лист.

3 группа: Рассмотрите рисунки. Сколько прямоугольных треугольников изображено на каждом рисунке?

4 группа: Разбейте квадрат на четыре прямоугольных треугольника. Проверьте прямые углы с помощью угольника (Если трудно, подсказка есть в ТПО с. 80 №172)

5 группа: Начертите три разных прямоугольных треугольника, у которых катеты равны. Отметьте с помощью дуг острые углы в полученных треугольниках.

- Группы представляют свои задания.


6. Итог урока:

- Вспомните тему и цели урока.

- Кто достиг своих целей?

- Что вы узнали? Чему научились?


Письменный опрос «Да-нет»:

  1. У прямоугольного треугольника есть 2 или 3 прямых угла.

  2. Треугольник, у которого есть один прямой угол, называется прямоугольным.

  3. Стороны треугольника, которые лежат на сторонах прямого угла, называются катетами.

  4. Гипотенуза – это самая длинная сторона прямоугольного треугольника.

  5. Знаменитый прямоугольный треугольник со сторонами 3 см, 4 см, 5 см называется треугольником Пифагора.


7. Рефлексия:

- Вернитесь к своей волшебной линеечке в начале урока и кружочком оцените свои знания о прямоугольном треугольнике.

- Оцените свое настроение в конце урока с помощью цветных кружочков: зеленый – мне понравился урок, я все понял и запомнил; желтый – было интересно, но не все понял и запомнил; красный – мне было скучно, я не запомнил ничего.

- Чья работа понравилась на уроке?


8. Домашнее задание: У.с. 127 №423, 424, ТПО с.79 №1

























Задание на карточке к иллюстрации на доске:

1)Что изображено на доске?

2)Как называются эти геометрические фигуры?

3)Какая фигура лишняя и почему?

4)Что общего у треугольника и прямоугольника?

5)Сколько прямых углов у прямоугольника?

6)Сколько прямых углов у треугольника?

7)Как можем проверить и доказать, что у треугольника и прямоугольника углы действительно прямые?

8)Четырехугольник, у которого прямые углы, называют прямоугольником. А как мы можем назвать треугольник, у которого есть прямой угол?














































1 группа:


У вас на столах теперь есть модели прямоугольных треугольников.

Какие геометрические фигуры можно составить из двух прямоугольных треугольников на этом листе? Наклейте эти фигуры на этот лист.

Работу выполняем быстро и аккуратно.










































2 группа:


Достаньте модели прямоугольного, тупоугольного и остроугольного треугольников и разбейте каждый из них на два прямоугольных треугольника. Воспользуйтесь угольником или моделью прямого угла. Наклейте фигуры на этот лист.












































3 группа:


Рассмотрите рисунки. Сколько прямоугольных треугольников изображено на каждом рисунке?












































4 группа:


Разбейте квадрат на четыре прямоугольных треугольника. Проверьте прямые углы с помощью угольника (Если трудно, подсказка есть в ТПО с. 80 №172)












































5 группа: Начертите два разных прямоугольных треугольника, у которых катеты равны. Отметьте с помощью дуг острые углы в полученных треугольниках.






Урок математики в 3 классе по теме
  • Начальные классы
Описание:

Урок математики в 3 классе по теме "Прямоугольный треугольник" (образовательная система "Перспективная начальная школа") разработан на основе методического пособия "Математика" А.Л.Чекина и "Математика. Поурочное планирование" Р.Г.Чураковой, Г.В.Янычевой. Соответствует ФГОС НОО.

В уроке предусмотрена активная практическая деятельность учащихся по изучению нового материала, прослеживается базовый и повышенный уровни планируемых результатов.

Включены дополнительные сведения о египетском треугольнике и древнегреческом учёном Пифагоре.

Предложены различные виды оценки знаний учащихся (самооценка, взаимооценка, оценка учителя).

 

Автор Лабоцкая Татьяна Зотовна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1398
Номер материала 12344
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓