Урок математика 3 класс УМК ПНШ. Учитель начальных классов МБОУ СОШ
№37 Лабоцкая Т.З.
Тема: Прямоугольный треугольник
Цели:
·
Сформировать представление учащихся о прямоугольном
треугольнике, как геометрической фигуре;
·
Развивать интерес к истории математических
открытий;
·
Воспитывать уважительное отношение к соученикам,
иной точке зрения.
Задачи:
Личностные:
·
Высказывать свою и принимать иную точку зрения;
·
Проявлять познавательную инициативу в оказании
помощи соученикам, работая в паре и группе;
Метапредметные:
Резулятивные УУД:
·
Принимать и сохранять учебную задачу;
·
Формировать умение контролировать свою деятельность
по алгоритму, с помощью инструментов (модели прямого угла или угольника,
линейки);
Коммуникативные УУД:
·
Формировать умение продуктивно взаимодействовать
(сотрудничать с соседом по парте, в группе), способности договариваться и
приходить к общему мнению;
Познавательные УУД:
·
Подводить под понятие (формулировать правило) на
основе выделения существенных признаков;
·
Выполнять задания с использованием материальных
объектов (прямоугольники, треугольники из цветного картона);
·
Выполнять задания на основе рисунков и схем,
сделанных самостоятельно;
·
Строить объяснение в устной форме по предложенному
плану;
·
Выполнять задание по заданному алгоритму;
·
Выдвигать гипотезы и строить логическую цепочку
рассуждений при их доказательстве;
Предметные:
·
Знакомство с классификацией треугольников по
величине угла (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный);
·
Знакомство с понятием «прямоугольный треугольник»
(треугольник, у которого есть прямой угол);
·
Построение прямоугольного треугольника на основе
алгоритма построения прямого угла;
·
Освоение алгоритма построения прямоугольного
треугольника по заданным катетам;
·
Установление существования прямоугольного
треугольника со сторонами 3 см, 4 см, 5 см (Пифагорова тройка чисел: 3, 4, 5).
Методы и приемы организации деятельности учащихся: объяснение нового материала с опорой на практические действия учащихся
по построению прямоугольных треугольников по заданным параметрам, индивидуальная,
работа в парах, работа в группах.
Оборудование: мультимедиа,
доска, презентация, учебник-1, ТПО-1, угольник, простой и цветные карандаши,
модель прямоугольного треугольника со сторонами 3 см, 4 см, 5 см, модели
тупоугольного и остроугольного треугольников, черновики; карточки с заданиями
для групп; цветные прямоугольники.
Литература:
1.
Чекин А.Л. Математика. 3 класс: учебник в 2 ч. –
М.: Академкнига/учебник, 2013 г.
2.
Юдина Е.П. Математика: тетрадь для самостоятельных
работ №1 – 3 класс. – М.:Академкнига/учебник, 2013 г.
Ход урока
1.
Организационный момент
-
Проверьте готовность к уроку: нам сегодня понадобятся…
-
Подготовьте рабочие тетради.
-
Работают ассистентами учителя на уроке…
2.
Актуализация знаний учащихся
-
Сначала работа по вариантам. Пишите только значения в столбик. Не забывайте,
что это у нас и минутка чистописания, пишите правильными и аккуратными
цифрами. А Милена получает индивидуальное задание по работе с доской.
1 вариант 2 вариант (слайд
1-2)
1)
8 ·
9 1) 7 · 8
2)
63 : 7
2) 54 : 6
3)
47 –
27 3) 81 – 61
4)
14 ·
2 4) 12 · 4
5)
64
+15 5) 42 + 16
6)
500 ·
3 6) 400 · 3
7)
20 ·
8 7) 40 · 6
8)
21 : 3
8) 24 : 6
9)
0 ·
154 9) 716 · 0
10) 5364 ·
1 10) 1 · 6713
-
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте его работу по слайду и
оцените её, используя при этом зелёный карандаш.
- Кто получил «5», «4»,
«3»?
- У
кого результат улучшился в сравнении с прошлой проверкой? Кто-то хочет дать
рекомендации по чистописанию своему соседу?
-
Молодцы! Давайте проверим индивидуальную работу ученика. Читай требования по
одному и сразу давай свои ответы. Если кто-то не согласен, не кричите с места,
а поднимайте руку. Как оценить хороший ответ ученика, вы знаете.
Задание на карточке к иллюстрации на доске:
1)
Что изображено на доске?
2)
Как называются
эти геометрические фигуры?
3)
Какая фигура
лишняя и почему?
4)
Что общего у
треугольника и прямоугольника?
5)
Сколько прямых
углов у прямоугольника?
6)
Сколько прямых
углов у треугольника?
7)
Как можем
проверить и доказать, что у треугольника и прямоугольника углы действительно
прямые?
8)
Четырехугольник,
у которого прямые углы, называют прямоугольником. А как мы можем назвать
треугольник, у которого есть прямой угол?
3.
Определение темы урока, целеполагание,
мотивация
- Где мы можем узнать тему нового урока?
- Посмотрите в содержание учебника, определите тему урока, укажите
страницу учебника. (слайд 3)
- Кому знакомо слово треугольник? Дайте определение. (слайд 4)
- Да, вы уже хорошо знаете такую геометрическую фигуру, как
треугольник. В зависимости от вида углов все треугольники делятся на
прямоугольные, тупоугольные и остроугольные. Сегодня же мы будем детально
изучать прямоугольный треугольник. Какие цели вы для себя поставите? (Узнать,
какой … Сравнить с … Научиться … Оценить …) (слайд 5)
- Я дополню ваши цели: узнать, какой треугольник называется
прямоугольным (дать определение), какие у него отличительные признаки;
научиться чертить прямоугольный треугольник от руки и на основе заданных значений.
Я познакомлю вас с треугольником Пифагора, вы узнаете, что такое катет и
гипотенуза, какие другие фигуры можно построить из двух прямоугольных
треугольников. (слайд 6)
- Как думаете, зачем нужны вам эти знания?
- Постройте на полях линеечку и оцените сейчас свои знания о
прямоугольном треугольнике.
4. Открытие нового
1) Построение прямоугольного треугольника по алгоритму
- Кто-то может уже дать определение прямоугольного
треугольника? (отвечает 1-2 человека, далее в парах) (слайд 7)
- Может ли у прямоугольного треугольника быть 2 или 3
прямых угла?
- Чем он отличается от тупоугольного и остроугольного?
- Итак, мы достигли первой цели. Чему будем учиться
дальше? (строить/чертить)
- В этом нам поможет №417. Прочитайте требования и обсудите
с соседом, приготовьтесь ответить всему классу, что нужно сделать.
Работа в парах.
- Что нужно сделать сначала?
- Вспомните, с чего начинаем строить прямой угол: ставим
точку, из неё проведи два луча под прямым углом. Что нам поможет построить
прямой угол? (модель прямого угла или угольник, клетка)
- Затем отметьте на каждой стороне угла по одной точке.
Соедините эти точки отрезком. Закрасьте получившийся треугольник. Подпишите с
правой стороны, что это прямоугольный треугольник. Что скажете про это слово?
(сложное, состоит из двух основ, соединительная гласная о)
- Какой треугольник в результате построен? Обоснуйте.
- У нас получился алгоритм построения прямоугольного
треугольника: (слайд 8)
1. Построй прямой угол с помощью угольника/ модели
прямого угла/клетки.
2. Отметь на каждой стороне угла по одной точке.
3. Соедини эти точки отрезком.
4. Закрась полученный треугольник.
2) Построение прямоугольного треугольника на глаз
- А теперь я хочу проверить ваш глазомер. Выполните
требование №418, постройте прямоугольный треугольник на черновике на глаз, без
линейки. У кого получилось построить прямоугольный треугольник?
- Чем проверяли? (модель, угольник, транспортир)
- А теперь измерьте линейкой стороны ваших треугольников.
Что получилось? (например, 4 см, 3 см, 2 см)
- Посмотрите на этот чертеж. Что видите? (слайд 9)
- Ребята, стороны прямоугольного треугольника имеют свои
названия. Стороны, которые лежат на сторонах прямого угла, называются КАТЕТАМИ.
Сторона, которая лежит напротив прямого угла, называется ГИПОТЕНУЗОЙ.
Таким образом, у прямоугольного треугольника два катета и
одна гипотенуза. Запоминать это не обязательно, но подпишите на своем
прямоугольном треугольнике два катета и гипотенузу.
3) Построение прямоугольного треугольника по двум
катетам
- Пришло время дать задание посложнее. Прочитайте
самостоятельно требования №419, обсудите с соседом.
- Теперь мы будем чертить прямоугольный треугольник с
заданной длиной катетов. Вспомните алгоритм построения прямоугольного
треугольника, внесите в него необходимые дополнения. (слайд 10)
1. Построй прямой угол с помощью угольника.
2. На одной стороне прямого угла отложи, начиная от его
вершины, отрезок длиной 3 см.
3. На другой стороне прямого угла отложи, начиная от его
вершины, отрезок длиной 4 см.
4. Соедини концы этих отрезков еще одним отрезком.
- Напомните, чему равна длина первого катета? Подпишите
ее. Чему равна длина второго катета? Подпишите ее. Измерьте длину гипотенузы.
Подпишите ее.
- Ребята, у нас получился знаменитый прямоугольный
треугольник со сторонами 3 см, 4 см, 5 см. (слайд 11, 12, 13)Он
называется треугольником Пифагора (или египетский треугольник). Древние
египтяне не имели модели прямого угла, но при строительстве сооружений и
отведении полей у них получались очень точные прямые углы. Для этого они
использовали свое изобретение, египетский треугольник, и держали его в тайне. Пифагор
– это древнегреческий ученый, который жил очень давно, в 6 веке до нашей эры,
т.е. больше, чем 2,5 тысячи лет тому назад, сумел разгадать секрет древних
египтян и рассказать всем. Если ученики Пифагора знали, что треугольник, у
которого стороны равны 3 см, 4 см и 5 см, - прямоугольный, то учащимся 21 века
не знать этого просто нельзя. Это самый простой треугольник Пифагора. Чтобы
получить следующий треугольник Пифагора, нужно длину каждой стороны умножить на
2. Назовите стороны следующего треугольника Пифагора: 6 см, 8 см, 10 см, а
следующего: 12 см, 16 см, 20 см. Более подробно о Пифагоре и его открытиях мы
узнаем на факультативе по математике.
4) Установление связи между прямоугольным
треугольником и прямоугольником (Работа в парах)
- № 420 будете выполнять в парах. Правда, чертить вам уже
не надо. На столах лежат цветные фигуры. Что можете о них сказать? (Это
прямоугольники)
- Можете на глаз определить длину сторон этого
прямоугольника? (3см и 4 см) Проверьте по линейке.
- Проведите отрезок, который разбивает этот прямоугольник
на два треугольника. Проверь, являются ли эти треугольники прямоугольными.
Обсудите с соседом, чему будут равны стороны треугольников. Измерь и запиши
длины катетов и гипотенузы каждого треугольника.
- Таким образом, если в прямоугольнике со сторонами 3 см
и 4 см провести диагональ, то получатся два треугольника Пифагора с катетами 3
см и 4 см и гипотенузой 5 см.
5.
Применение полученных знаний в различных
ситуациях
1 группа: У вас на столах теперь есть модели
прямоугольных треугольников. Составьте из них и склейте самые разные
геометрические фигуры на этом листе. Работу выполняем быстро и аккуратно.
2 группа: Достаньте модели прямоугольного, тупоугольного
и остроугольного треугольников и разбейте каждый из них на два прямоугольных
треугольника. Воспользуйтесь угольником. Наклейте фигуры на этот лист.
3 группа: Рассмотрите рисунки. Сколько прямоугольных
треугольников изображено на каждом рисунке?
4 группа: Разбейте квадрат на четыре прямоугольных
треугольника. Проверьте прямые углы с помощью угольника (Если трудно, подсказка
есть в ТПО с. 80 №172)
5 группа: Начертите три разных прямоугольных
треугольника, у которых катеты равны. Отметьте с помощью дуг острые углы в
полученных треугольниках.
- Группы представляют свои задания.
6. Итог урока:
- Вспомните тему и цели урока.
- Кто достиг своих целей?
- Что вы узнали? Чему научились?
Письменный опрос «Да-нет»:
1.
У прямоугольного треугольника есть 2 или 3 прямых
угла.
2.
Треугольник, у которого есть один прямой угол,
называется прямоугольным.
3.
Стороны треугольника, которые лежат на сторонах
прямого угла, называются катетами.
4.
Гипотенуза – это самая длинная сторона прямоугольного
треугольника.
5.
Знаменитый прямоугольный треугольник со сторонами 3
см, 4 см, 5 см называется треугольником Пифагора.
7. Рефлексия:
- Вернитесь к своей волшебной линеечке в начале
урока и кружочком оцените свои знания о прямоугольном треугольнике.
- Оцените свое настроение в конце урока с
помощью цветных кружочков: зеленый – мне понравился урок, я все понял и
запомнил; желтый – было интересно, но не все понял и запомнил; красный – мне
было скучно, я не запомнил ничего.
- Чья работа понравилась на уроке?
8. Домашнее задание: У.с. 127 №423,
424, ТПО с.79 №1
Задание
на карточке к иллюстрации на доске:
1)Что изображено на доске?
2)Как называются эти геометрические фигуры?
3)Какая фигура лишняя и почему?
4)Что общего у треугольника и прямоугольника?
5)Сколько прямых углов у прямоугольника?
6)Сколько прямых углов у треугольника?
7)Как можем проверить и доказать, что у
треугольника и прямоугольника углы действительно прямые?
8)Четырехугольник, у которого
прямые углы, называют прямоугольником. А как мы можем назвать треугольник, у
которого есть прямой угол?
1 группа:
У вас на столах теперь есть
модели прямоугольных треугольников.
Какие геометрические фигуры можно
составить из двух прямоугольных треугольников на этом листе? Наклейте эти
фигуры на этот лист.
Работу выполняем быстро и
аккуратно.
2 группа:
Достаньте модели прямоугольного,
тупоугольного и остроугольного треугольников и разбейте каждый из них на два
прямоугольных треугольника. Воспользуйтесь угольником или моделью прямого угла.
Наклейте фигуры на этот лист.
3 группа:
Рассмотрите рисунки. Сколько
прямоугольных треугольников изображено на каждом рисунке?
4 группа:
Разбейте квадрат на четыре
прямоугольных треугольника. Проверьте прямые углы с помощью угольника (Если
трудно, подсказка есть в ТПО с. 80 №172)
5 группа: Начертите два разных
прямоугольных треугольника, у которых катеты равны. Отметьте с помощью
дуг острые углы в полученных треугольниках.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.