Главная / Математика / Урок математики в 1 классе Тема. На сколько больше? На сколько меньше?

Урок математики в 1 классе Тема. На сколько больше? На сколько меньше?

Урок математики в 1 классе


Тема. На сколько больше? На сколько меньше?

Тип урокаОткрытие «нового» знания.

Цель: Осознать предметный смысл вопроса: «На сколько больше

(меньше)?» и его связь с действием вычитания.

Задачи:

Образовательная:

формировать умения сравнивать два числа, применяя вычитание;

- формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы познавательного характера;

-отрабатывать навыки работы с текстовой и в нетекстовой информацией;

- формировать умения оценивать свою работу.

Развивающая:

 - развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, внимание, память, фантазию;

- развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера;

-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;

- совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.

Воспитательная: 

- воспитывать культуру общения, умение работать в парах, слушать друг друга;

- воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.


Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный, наглядные, практические и частично –исследовательские.

Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная, работа в паре, в группе.

Материалы и оборудование:

Для учащихся:

  • учебник математики, тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь;

  • предметные картинки;

  • индивидуальные карточки.

Для учителя

  • презентация к уроку;

  • мультимедийная техника;

  • наглядность.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация);

- здоровьесберегающее обучение.

Ожидаемый результат:

  • уметь сравнивать два числа, применяя вычитание;

  • уметь формулировать правило и применять его при сравнении чисел;

  • совершенствование вычислительных навыков в пределах 10;

  • повышение активности учащихся на уроках;

  • улучшение результатов обучения;

  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • обогащение словарного запаса.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия:

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Познавательные универсальные учебные действия: 

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные универсальные учебные действия: 

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе;

- уметь обращаться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап.

Создание мотивации успеха.






Ребята, давайте произнесём слова, которые будут девизом нашего урока. Повернитесь лицом друг к другу, повторяйте за мной:



- Я желаю тебе добра,

- Ты желаешь мне добра.

- Если тебе трудно, я помогу.

А теперь, повернитесь ко мне лицом:

- Если вам будет трудно, я помогу вам.









- Сегодня, ребята, у нас урок – открытия нового. А чтобы узнать новое, надо что сделать?






Слушают стихотворение.

Выполняют движения: закрывают глазки, поднимают руки вверх, ловят солнечные лучики и прижимают их к сердцу.



Эмоционально настраиваются на урок.







Вспомнить всё, что уже знаем.







Личностные УУД:





Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.












II. Актуализация опорных знаний учащихся




Вот и начнём урок с повторения изученного.

Сегодня с вами мы отправляемся в путешествие с медвежонком по имени

Вини – Пух (слайд с названием урока и картинкой Вини – Пуха).



Вини – Пух неутомимый

Шёл однажды по делам.

Видит: вьётся рой пчелиный

Возле липы у дупла.



Наш проворный Вини – Пух

Уловил медовый дух

И на дерево полез.

Где же Пух? Он где – то здесь.

Где же пчёлы? Улетели.



- Давай те же найдём Пуха и пчёлок.

Вам необходимо поставить знаки действия «+» или «-« так, чтобы неравенства были верными. Делать это вы будете с помощью карточек. Я показываю на неравенство, а вы показываете карточку с правильным знаком действия.

На слайде: 5… 2 < 8 7 …5 <3

6 … 3 < 7 8 … 3 > 3

4 ... 3 > 5 4 …3 <2

9 … 7 >1 4 … 4 > 4

3 …2 < 9 5 … 2 < 9

-В первом неравенстве какой знак действия нужно поставить? Дети поднимают карточку.

- А теперь посмотрите правильный ответ. На слайде появляется правильный

знак действия 5 2 < 8










































Показывают соответствующее знаки действий.



































Регулятивные УУД:



Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию; критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения


III. Целеполагание и мотивация


- Молодцы, ребята, справились с заданием. Нашли Пуха. Он оказался на поляне, а вместе с ним и пчёлки (слайд с Винни – Пухом, пчёлки сидят на

цветочках).

- Ребята, скажите:

- Всем ли пчёлкам хватило цветочков?

- Что можете сказать о количестве цветочков и пчёлок?

- На сколько?

- А как узнали?

- Есть друзья у медвежонка:

Ослик Иа с поросёнком.

Прогуляться по просёлку

Вся компания пошла.

И собой шары взяла.



- Помоги сравнить сейчас ты медвежонку:

Количество шариков у поросёнка и у ослика.

(слайд с шариками)

- Чем различаются шарики?

- Чем похожи?



- Закройте глазки.

(на слайде появились ещё 3 красных шарика)





- Что изменилось?

- Сравните количество красных шариков у поросёнка и количество синих

шариков у ослика. Что можете сказать?



- На сколько красных шариков больше у поросёнка?

- Если у поросёнка на 3 шарика больше, значит у ослика….?

Что мы сейчас делали?

- Какова тема урока?

слайд с темой урока: На сколько больше (меньше)?

Постановка проблемы.

- Можем ли мы сейчас сказать какое действие нужно выполнить, чтобы унать на сколько одно число больше или меньше другого?

- А хотите узнать?



- Какую цель поставим перед собой?





- Сегодня с Вини – Пухом и его друзьями мы научимся сравнивать предметы,

и отвечать на вопросы: «На сколько больше (меньше)?
















Цветочков меньше, пчёлок больше.

На 2

Не хватило цветочков.













Дети сравнивают.





Цветом.

Количеством. Красных столько же, сколько синих (5)







У поросёнка появились 3 красных шарика (8)



У поросёнка шариков больше, а у ослика меньше.

На 3.

На 3 синих шарика меньше.

Сравнивали предметы.

На сколько больше (меньше)?







Мы не знаем.



Да.

Нам необходимо узнать на сколько одно число больше или меньше другого.



Познавательные УУД:

Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование.












































IV. Открытие новых знаний


- Ну что ж, вперёд за новыми знаниями!

- Пух с друзьями с прогулки возвращался

Но в дороге потерялся.

Что тут делать? Лес большой!

Как попасть ему домой?



- Справа – сосны, слева – берёзы.

Вы ребята помогите

Ему ответить на вопрос:

Как узнать на сколько одних деревьев больше, чем других?

И тогда наш медвежонок найдёт дорогу домой.



- Ребята, давайте поможем Вини – Пуху ответить на этот вопрос.



К доске прикреплён лист бумаги, на нём рисунок.



- Как можно сравнить деревья?







- Каких деревьев больше? На сколько? Почему?







- Сколько сосен?

- Сколько берёз?

- Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос: «На сколько сосен больше, чем берёз?»

Учитель зачёркивает 5 сосен и записывает равенство: 7 – 5 = 2



- Если сосен больше, значит берёз…?

- Почему берёз меньше?

- Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос: «На сколько берёз меньше, чем сосен?»



Учитель: Значит, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше

другого, что нужно сделать?



слайд Правило:

Чтобы ответить на вопрос: На сколько одно число больше или

меньше другого надо: Из большего числа вычесть меньшее.



- Молодцы, ребята. Вы помогли Пуху найти дорогу до дома. И в благодарность за это он хочет с вами поиграть.




































Соединить парами. Выходит к доске один ученик и соединяет маркером.



Сосен больше на 2, потому что их столько же сколько берёз, да ещё 2.

7

5



Надо из семи вычесть пять.







Меньше на 2.

Их столько же, но без 2.



Надо из семи вычесть пять.







Надо из большего вычесть меньшее.




УУД

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.


Регулятивные

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана последовательности действий.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог.


Физминутка для глаз

(могут встать)


Игра «Да – нет».



Ребята, если вы согласны с утверждением, то становитесь по правую руку от меня, если нет – по левую.

Волк меньше слона.

Кошка больше бегемота.

Девочка меньше домика.

Мышка больше кошки.

Арбуз меньше апельсина.

Крот меньше лисы.

Собака меньше медведя.

Заяц меньше ежа.


Динамическая пауза.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

V. Первичное закрепление изученного


- Было солнечно и сухо

Дома ослик и поросёнок

Ждали Вини – Пуха.

Они книжечку открыли

Объяснить его просили,

Что означает равенство: 5 – 3 = 2



а) Работа с учебником, с 114 № 269 (устно)


















Ребята обсуждают и делают вывод. 5 – 3 = 2 означает, что из 5 цыплят вычли (удалили) столько же цыплят, сколько было яиц. Цыплят на 2 больше, чем яиц. Яиц на 2 меньше, чем цыплят.


УУД

Познавательные

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Регулятивные

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.


Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)



Физминутка


Зарядка для глаз. Слайд с Вини – Пухом.






Выполняют движения глазами.


Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.



Самостоятельная работа в группах.




Поросёнок, ослик, Пух

Начали срисовывать картинку,

Но не окончив рисовать

Стали домик собирать.

- Ребята, давайте дорисуем эту картинку.



б) Работа с тетрадью на печатной основе, с 29

- На этой страничке даются задания. Прочитайте и выполните по группам.

Проверка всех 3 заданий на слайде. У кого не так исправьте.






Сравнивают числа.

Записывают выражение, с помощью которого узнают, на сколько больше…



Работают в группах.

УУД

Познавательные

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные

Умение работать в парах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группу

VI. Закрепление изученного материала

- Получил Пух вечером

Письмецо в конверте.

Много там вопросов разных

И на все нужны ответы.

Догадаться он не может.

Дети, вы ему поможете?



в) Самостоятельная работа в парах (разноуровневая).

По одному человеку из пары подходят к учителю и берут конверты с заданиями. Затем учитель объясняет задание. Появляется слайд.

- Ребята, вы можете за партой не только сидеть, но стоять. Располагайтесь так, как вам будет удобно.



Проверка фронтальная.

Слабые пары.

Учитель: - На сколько больше жучков?

- На сколько меньше самолётов?

- А как вы узнали?

Сильные пары.

Учитель: - Прочитай задачу.

- На сколько кубиков больше в зелёной коробке?

- Какой ответ в задаче?

Задания для слабых пар:

- Разложите, рассмотрите предметные картинки. Узнайте, на сколько одних предметов больше или меньше, чем других.



1 2 бабочки, 6 жучков

2 3 барабана, 5 кубиков

3 3 самолёта, 4 грузовика

4 6 яблок, 1 лимон

5 4 морковки, 2 огурца

6 5 ромашек, 1 тюльпан



Задания для сильных пар:



1. Вставь числа и запиши решение задачи.

В жёлтой коробке лежит 6 кубиков, а в зелёной – 4. На сколько кубиков больше в зелёной коробке?



2. Реши задачу.

Для фруктового салата взяли 7 яблок и 5 груш. На сколько больше взяли яблок, чем груш?



3. В синей коробке осталось 9 конфет, а в жёлтой- 6. На сколько меньше лежит конфет в жёлтой коробке?



4. К празднику надули 8 красных шариков и 2 жёлтых. На сколько меньше надули жёлтых шариков?



5. Даша почистила 9 картофелин и 4 морковки. На сколько больше Даша почистила картофелин, чем морковок?



6. В зелёной коробке 7 пряников, а в красной – 4. На сколько пряников меньше в красной коробке, чем в зелёной?






Слабые пары сравнивают предметы. Сильные – решают задачи на сравнение.



Познавательные

УУД

(Доказательства)



Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятия.


Коммуникативные

Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать ответы, выступать перед аудиторией.


VII. Итог урока. Рефлексия


- Чему мы сегодня учились на уроке?

- Сегодня на уроке я научился ….

- Мне было трудно, но я справился…



- Как узнать: На сколько одно число больше (меньше) другого?

Слайд с выводом.





А сейчас возьмите карточки с изображением Винни – Пуха. Сделайте лицо грустным если вам на уроке было трудно. Нарисуйте улыбку медвежонку вы отлично работали, всё поняли, можете объяснить другим.

- Было поздно. Все устали,

Все загадки отгадали

И пустились по домам.

Отдохнуть пора и нам!



-Итак, ребята, мы с вами возвращаемся из путешествия в класс.

Вы были сегодня внимательными, активными, увлечёнными.

Спасибо вам за работу! Слайд

А домой возьмите картинки с Вини – Пухом.

Сравнивать числа.

Узнавать, на сколько больше, на сколько меньше.

Приводят свои примеры.

Надо из большего вычесть меньшее.









Оценивают свою работу на уроке.

Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации



18


Урок математики в 1 классе Тема. На сколько больше? На сколько меньше?
  • Математика
Описание:

Урок – путешествие с Винни – Пухом по математике

Тип урокаОткрытие «нового» знания.

Цель: Осознать предметный смысл вопроса: «На сколько больше

 

            (меньше)?» и его связь с действием вычитания.

Задачи:

Образовательная:

формировать умения сравнивать два числа, применяя вычитание;

- формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы познавательного характера;

-отрабатывать навыки работы с текстовой и в нетекстовой информацией;

- формировать умения оценивать свою работу.

Развивающая:

 - развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, внимание, память, фантазию;

- развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера;

-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;

- совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.

Воспитательная: 

- воспитывать культуру общения, умение работать в парах,  слушать друг друга;

- воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

 

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный, наглядные, практические и частично –исследовательские.

Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная, работа в паре, в группе.

Материалы и оборудование:

Для учащихся:

  • учебник математики, тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь;
  • предметные картинки;
  • индивидуальные карточки.

Для учителя

  • презентация к уроку;
  • мультимедийная техника;
  • наглядность.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация);

- здоровьесберегающее обучение.

Ожидаемый результат:

  • уметь сравнивать два числа, применяя вычитание;
  • уметь формулировать правило и применять его при сравнении чисел;
  • совершенствование вычислительных навыков в пределах 10;
  • повышение активности учащихся на уроках;
  • улучшение результатов обучения;
  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  • обогащение словарного запаса.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия:

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Познавательные универсальные учебные действия: 

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные универсальные учебные действия: 

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе;

- уметь обращаться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы.

 

 

Автор Семенова Ольга Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 2184
Номер материала 32219
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓