Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок математики в 1 классе по теме "Введение числовой прямой" (Система Эльконина-Давыдова)

Урок математики в 1 классе по теме "Введение числовой прямой" (Система Эльконина-Давыдова)

Скачать материал

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя      Сороковикова Виктория Ильинична

Класс                        1 А

Предмет                 Математика

Тема урока               Введение числовой прямой

Место и роль урока в изучаемой теме  Данный урок является первым в теме «Числовая прямая», на которую отводится  5 часов.

Тип урока              Урок постановки и решения учебной задачи

Цели урока:

1. Организовать деятельность детей по открытию условий , необходимых для построения числовой прямой: выбор начала, направления, шага

2. Развивать регулятивные действия ( умение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, выполнять самооценку и самопроверку, действовать по алгоритму, проводить рефлексию), познавательные действия (умение сравнивать, анализировать, моделировать),коммуникативные действия (умение слушать, вступать в диалог, корректно поправлять ошибки других)

Оборудование :  слайдовая презентация, 2 одинаковые мерки, 2 сосуда разной формы, 2 сосуда с водой, сигнальные карточки, мензурка, мерные стаканы

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Цель: Включение в учебную деятельность

(2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний.

Создание ситуации успеха.

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Формулирование

цели урока

 

 

IV.Создание учебной ситуации

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка (2 мин)

 

V.Знакомство со способом действия

Введение числовой прямой

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая коллективная работа

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Первичное закрепление

 

 

 

VII. Рефлексия. Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прозвенел и смолк звонок    (Слайд 1)

Начинается урок.

Вы на парты посмотрите –

Всё в порядок приведите.

А теперь тихонько сели

И на доску посмотрели.

Слушайте внимательно

Поймёте всё обязательно.

-Кто начнёт урок?

- Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кто продолжит урок?

(Слайд 2) Лесенка знаний

- С чем мы познакомились на уроках математики?

- Что такое величина?

 

 

 

- Какие величины вы узнали?

 

- Что мы можем делать с величиной?

 

- Что помогает нам строить и измерять величины?

- Что мы узнали о мерках?

- Что мы узнали о формулах?

 

(По мере ответов детей на доске выстраивается схема:)

 

 

 

                        Величина

Строим      /                            \  Измеряем

                               \

            /            Мерка        \

Чертёж                 \               Формула

     /                                            \

                       Простая            В     ?    м

    ?                 Составная        В=   ? м

 

 

- Вот сейчас вы и покажите, как умеете это делать.

Посмотрите на задание на доске: (прочитайте)

- Сформулируйте задание: Построить величину А, состоящую из 5 мерок С.

- Какие величины вы можете построить в тетради?

-В каком порядке надо выполнять задание?

 

 

 

 

 

 

Проверка. Учитель вызывает к доске 3-х человек. Дети проверяют.(сигнальными карточками)

Самооценка. Оцените умение строить величину по заданной формуле и мерке.

 

 

-Посмотрите на схему и определите, секреты чего нам предстоит узнать сегодня на уроке?

 

-Кто это? Откуда этот герой?  Слайд 4

- Вчера я получила письмо от аптекаря Антиоха. Он просит помочь ему в лечении больных зверей. Необходимо отмерить объём лекарства в сосуды по формуле  Б = 3С  для лечения зверей.

Но аптекарь Антиох поставил нам одно условие: объём жидкости в разных  сосудах должен быть везде одинаковый.

Справимся с заданием?!

- Что для этого нужно?

 

- А как быть с условием Антиоха?

 

(Учитель вызывает 2-ух учеников, даёт им сосуды разной формы и одинаковые мерки. Дети наливают воду.

Сосуды поставить рядом)

- Увидит ли Антиох, что объём лекарства в сосудах одинаковый? Почему?

- Можем ли мы ответить Антиоху, что объём лекарств во всех сосудах одинаковый?

 

- Каким же способом мы сможем сравнить ваши результаты работы?

 

(Дети, которые наливали воду в сосуды, моделируют свои действия на чертеже)

 

 

 

 

 

-Что можно по чертежам сказать об объёме налитого лекарства?

Слайд 5

Но разбойник Шито-Крыто по дороге чуть не подменил наши письма своими. Слайд 6

-Что изменил разбойник?

- Сделайте вывод: каким условиям должен соответствовать чертёж.

Вывод: Мерка-шаг должен быть одинаковый. Кол-во мерок должно соответствовать формуле.

Слайд 7

-Однажды аптекарь Антиох наливал лекарство. Ему надо было налить объём А=7Е. Он уже налил несколько мерок, но тут прилетела ворона,  закаркала и Антиох забыл, сколько мерок он налил. Как быть?

Антиох так и сделал. Но он задумался, как сделать, чтобы мерки были в сосуде «видными»?

Какие у вас будут предложения?

 

Слайд 8

-Антиох налил одну мерку и отметил на стекле, налил другую мерку и отметил линию и т.д. У него получился мерный стаканчик. Возле каждой линии поставил числа.

- А вы можете сейчас не считая сказать сколько здесь мерок Е налито?

- А как вы это поняли?

Слайд 9-10

Сколько мерок налили? Как можно определить не считая?

 

(Учитель показывает мензурку, другие сосуды с мерными делениями)

 

- Давайте сейчас начертим такой же удобный чертёж с делениями, черточками, с мерками шагами и цифрами для записи результатов измерения.

 

 

Учитель работает у доски, а обучающиеся работают в тетрадях.

Слайд 12

 

 

Что за линия получилась?

- На ней есть числа. Значит это какая прямая?

- Что ещё есть на числовой прямой?

- Какие должны быть мерки – шаги?

- Что обозначает этот значок?

- А как на числовой прямой показано направление отсчёта мерок – шагов?

- Что можно делать по числовой прямой?

- С какой прямой удобнее работать?

 

Числовая прямая – это прямая, на которой отмечены мерки-шаги.

 

-Какие условия надо соблюдать, чтобы построить числовую прямую?

 

-Покажите, какой объём лекарства налил Антиох.

- Как вы думаете, можно ли поменять направление у числовой прямой? Слайд 13

 

 

- Но разбойник Шито-крыто захотел изменить нашу числовую прямую и вот что у него получилось.

Слайд 14-16

-Какие ошибки вы увидели?

 

 

Слайд 17

-Составим алгоритм построения числовой прямой.

 

 

 

 

 

1. Учебник с.50 № 2

 

Проверка. На доске проверяют сигнальными карточками

 

 

- Продолжите предложения:

На уроке я сегодня узнал …

На уроке мне было интересно..

На уроке мне было трудно…

 

«Помоги открыть картинку»

-Какая цель стояла  перед нами? Какие секреты чертежа вы узнали?

 

(Дети успокаиваются и садятся)

 

 

 

 

 

- Сейчас урок математики.

- Работать надо дружно, слушать внимательно, уметь договариваться, слушать друг друга и учителя, не бояться отвечать, не бояться отвечать, потому что тебе помогут разобраться, если ответ неверный.

- Что мы узнали и чему на- учились на прошлых уроках?

- Величина – это признак, по которому предмет может быть больше или меньше.

-Масса, площадь, длина, объём.

-Строить, измерять.

 

-Мерки, формулы и чертежи.

- Мерки бывают простые и составные.

- Формулы бывают стрелочной формы и со знаком равенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают формулу:

А = 5М Величина А состоит из 5 мерок С.

 

-Площадь, длина, количество

1. Выбрать величину

2.Выбрать мерку

3.Отложить мерку столько раз, сколько записано в формуле.

4. Обозначить величину буквой.

(Дети строят величину по выбору)

3 человека показывают результаты своей работы на доске.

Оценивают знаками «+». «-«

- Секреты чертежа.

 

 

 - Аптекарь Антиох. Это герой журнала Сибирячок.

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

- Для этого нужно взять сосуд и мерку.

- Нам необходима всем одинаковая мерка.

 

 

 

- Нет, так, как уровень жидкости во всех сосудах разный из-за того, что сосуды разной формы.

 

После обсуждения и разных версий дети приходят к выводу, что необходимо написать письмо аптекарю Антиоху  в виде чертежа, и указать там сколько мерок каждый ученик наливал в сосуд, т.е смоделировать свои действия на чертёже.

 

-Объём одинаковый.

 

 

 

- Мерки взял разные.

-Количество мерок не соответствует формуле.

 

 

 

 

 

-Нужно перемерить.

 

 

-Нужно отмечать на стекле фломастером.

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрели до какого деления (черточки) налито лекарство и какая цифра написана рядом.

 

 

 

 

 

 

Совместно с учителем строят числовую прямую, отмечая мерки – шаги, направление движения отсчёта мерок, числа и т.д.

- Прямая?

- Числовая прямая.

- Мерки – шаги.

- Одинаковые.

- Начало отсчёта мерок – шагов.

- Стрелочкой.

- Показывать значение величины.

- С прямой, где уже отмечены числа, так как сразу можно показать нужную величину.

 

- Начало, шаг одинаковый м направление

 

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают сигнальными карточками.

 

-  Нет начала отсчёта.

- Пропущено число

-Разные шаги-мерки.

 

1. Построить прямую

2.Отметить начало отсчёта и направление

3.Выбрать шаг

4.Отложить нужное количество шагов

(Один человек строит возле доски, а остальные в тетрадях)

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок математики в 1 классе по теме "Введение числовой прямой" (Система Эльконина-Давыдова)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Урок математики в 1 классе по системе Эльконина- Давыдова по учебнику В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова.

Тема урока: « Введение числовой прямой»

Данный урок является первым в теме «Числовая прямая», на которую отводится  5 часов.

Тип урока   -  урок постановки и решения учебной задачи

Цели урока:

1. Организовать деятельность детей по открытию условий , необходимых для построения числовой прямой: выбор начала, направления, шага

2. Развивать регулятивные действия ( умение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, выполнять самооценку и самопроверку, действовать по алгоритму, проводить рефлексию), познавательные действия (умение сравнивать, анализировать, моделировать),коммуникативные действия (умение слушать, вступать в диалог, корректно поправлять ошибки других)

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 132 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1589
    • DOCX 25 кбайт
    • 36 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сороковикова Виктория Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12583
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек