Главная / Начальные классы / Урок математики в 1 классе по теме "Введение числовой прямой" (Система Эльконина-Давыдова)

Урок математики в 1 классе по теме "Введение числовой прямой" (Система Эльконина-Давыдова)

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя Сороковикова Виктория Ильинична

Класс 1 А

Предмет Математика

Тема урока Введение числовой прямой

Место и роль урока в изучаемой теме Данный урок является первым в теме «Числовая прямая», на которую отводится 5 часов.

Тип урока Урок постановки и решения учебной задачи

Цели урока:

1. Организовать деятельность детей по открытию условий , необходимых для построения числовой прямой: выбор начала, направления, шага

2. Развивать регулятивные действия ( умение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, выполнять самооценку и самопроверку, действовать по алгоритму, проводить рефлексию), познавательные действия (умение сравнивать, анализировать, моделировать),коммуникативные действия (умение слушать, вступать в диалог, корректно поправлять ошибки других)

Оборудование : слайдовая презентация, 2 одинаковые мерки, 2 сосуда разной формы, 2 сосуда с водой, сигнальные карточки, мензурка, мерные стаканы

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Цель: Включение в учебную деятельность

(2 мин)























II. Актуализация знаний.

Создание ситуации успеха.











2 мин







































5 мин































III.Формулирование

цели урока





IV.Создание учебной ситуации





5 мин





















Создание проблемной ситуации































Физминутка (2 мин)



V.Знакомство со способом действия

Введение числовой прямой







5 мин







































Практическая коллективная работа





5 мин

































































VI.Первичное закрепление







VII. Рефлексия. Итог урока












































- Прозвенел и смолк звонок (Слайд 1)

Начинается урок.

Вы на парты посмотрите –

Всё в порядок приведите.

А теперь тихонько сели

И на доску посмотрели.

Слушайте внимательно

Поймёте всё обязательно.

-Кто начнёт урок?

- Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно?

















- Кто продолжит урок?

(Слайд 2) Лесенка знаний

- С чем мы познакомились на уроках математики?

- Что такое величина?







- Какие величины вы узнали?



- Что мы можем делать с величиной?



- Что помогает нам строить и измерять величины?

- Что мы узнали о мерках?

- Что мы узнали о формулах?



(По мере ответов детей на доске выстраивается схема:)







Величина

Строим / \ Измеряем

\

/ Мерка \

Чертёж \ Формула

/ \

Простая В ? м

? Составная В= ? м





- Вот сейчас вы и покажите, как умеете это делать.

Посмотрите на задание на доске: (прочитайте)

- Сформулируйте задание: Построить величину А, состоящую из 5 мерок С.

- Какие величины вы можете построить в тетради?

-В каком порядке надо выполнять задание?













Проверка. Учитель вызывает к доске 3-х человек. Дети проверяют.(сигнальными карточками)

Самооценка. Оцените умение строить величину по заданной формуле и мерке.





-Посмотрите на схему и определите, секреты чего нам предстоит узнать сегодня на уроке?



-Кто это? Откуда этот герой? Слайд 4

- Вчера я получила письмо от аптекаря Антиоха. Он просит помочь ему в лечении больных зверей. Необходимо отмерить объём лекарства в сосуды по формуле Б = 3С для лечения зверей.

Но аптекарь Антиох поставил нам одно условие: объём жидкости в разных сосудах должен быть везде одинаковый.

Справимся с заданием?!

- Что для этого нужно?



- А как быть с условием Антиоха?



(Учитель вызывает 2-ух учеников, даёт им сосуды разной формы и одинаковые мерки. Дети наливают воду.

Сосуды поставить рядом)

- Увидит ли Антиох, что объём лекарства в сосудах одинаковый? Почему?

- Можем ли мы ответить Антиоху, что объём лекарств во всех сосудах одинаковый?



- Каким же способом мы сможем сравнить ваши результаты работы?



(Дети, которые наливали воду в сосуды, моделируют свои действия на чертеже)











-Что можно по чертежам сказать об объёме налитого лекарства?

Слайд 5

Но разбойник Шито-Крыто по дороге чуть не подменил наши письма своими. Слайд 6

-Что изменил разбойник?

- Сделайте вывод: каким условиям должен соответствовать чертёж.

Вывод: Мерка-шаг должен быть одинаковый. Кол-во мерок должно соответствовать формуле.

Слайд 7

-Однажды аптекарь Антиох наливал лекарство. Ему надо было налить объём А=7Е. Он уже налил несколько мерок, но тут прилетела ворона, закаркала и Антиох забыл, сколько мерок он налил. Как быть?

Антиох так и сделал. Но он задумался, как сделать, чтобы мерки были в сосуде «видными»?

Какие у вас будут предложения?



Слайд 8

-Антиох налил одну мерку и отметил на стекле, налил другую мерку и отметил линию и т.д. У него получился мерный стаканчик. Возле каждой линии поставил числа.

- А вы можете сейчас не считая сказать сколько здесь мерок Е налито?

- А как вы это поняли?

Слайд 9-10

Сколько мерок налили? Как можно определить не считая?



(Учитель показывает мензурку, другие сосуды с мерными делениями)



- Давайте сейчас начертим такой же удобный чертёж с делениями, черточками, с мерками шагами и цифрами для записи результатов измерения.



Учитель работает у доски, а обучающиеся работают в тетрадях.

Слайд 12





Что за линия получилась?

- На ней есть числа. Значит это какая прямая?

- Что ещё есть на числовой прямой?

- Какие должны быть мерки – шаги?

- Что обозначает этот значок?

- А как на числовой прямой показано направление отсчёта мерок – шагов?

- Что можно делать по числовой прямой?

- С какой прямой удобнее работать?



Числовая прямая – это прямая, на которой отмечены мерки-шаги.



-Какие условия надо соблюдать, чтобы построить числовую прямую?



-Покажите, какой объём лекарства налил Антиох.

- Как вы думаете, можно ли поменять направление у числовой прямой? Слайд 13





- Но разбойник Шито-крыто захотел изменить нашу числовую прямую и вот что у него получилось.

Слайд 14-16

-Какие ошибки вы увидели?





Слайд 17

-Составим алгоритм построения числовой прямой.











1. Учебник с.50 № 2



Проверка. На доске проверяют сигнальными карточками





- Продолжите предложения:

На уроке я сегодня узнал …

На уроке мне было интересно..

На уроке мне было трудно…



«Помоги открыть картинку»

-Какая цель стояла перед нами? Какие секреты чертежа вы узнали?



(Дети успокаиваются и садятся)











- Сейчас урок математики.

- Работать надо дружно, слушать внимательно, уметь договариваться, слушать друг друга и учителя, не бояться отвечать, не бояться отвечать, потому что тебе помогут разобраться, если ответ неверный.

- Что мы узнали и чему на- учились на прошлых уроках?

- Величина – это признак, по которому предмет может быть больше или меньше.

-Масса, площадь, длина, объём.

-Строить, измерять.



-Мерки, формулы и чертежи.

- Мерки бывают простые и составные.

- Формулы бывают стрелочной формы и со знаком равенства.



























Дети читают формулу:

А = 5М Величина А состоит из 5 мерок С.



-Площадь, длина, количество

1. Выбрать величину

2.Выбрать мерку

3.Отложить мерку столько раз, сколько записано в формуле.

4. Обозначить величину буквой.

(Дети строят величину по выбору)

3 человека показывают результаты своей работы на доске.

Оценивают знаками «+». «-«

- Секреты чертежа.





- Аптекарь Антиох. Это герой журнала Сибирячок.















- Да.

- Для этого нужно взять сосуд и мерку.

- Нам необходима всем одинаковая мерка.







- Нет, так, как уровень жидкости во всех сосудах разный из-за того, что сосуды разной формы.



После обсуждения и разных версий дети приходят к выводу, что необходимо написать письмо аптекарю Антиоху в виде чертежа, и указать там сколько мерок каждый ученик наливал в сосуд, т.е смоделировать свои действия на чертёже.



-Объём одинаковый.







- Мерки взял разные.

-Количество мерок не соответствует формуле.











-Нужно перемерить.





-Нужно отмечать на стекле фломастером.

















Посмотрели до какого деления (черточки) налито лекарство и какая цифра написана рядом.













Совместно с учителем строят числовую прямую, отмечая мерки – шаги, направление движения отсчёта мерок, числа и т.д.

- Прямая?

- Числовая прямая.

- Мерки – шаги.

- Одинаковые.

- Начало отсчёта мерок – шагов.

- Стрелочкой.

- Показывать значение величины.

- С прямой, где уже отмечены числа, так как сразу можно показать нужную величину.



- Начало, шаг одинаковый м направление















Дети оценивают сигнальными карточками.



- Нет начала отсчёта.

- Пропущено число

-Разные шаги-мерки.



1. Построить прямую

2.Отметить начало отсчёта и направление

3.Выбрать шаг

4.Отложить нужное количество шагов

(Один человек строит возле доски, а остальные в тетрадях)











Урок математики в 1 классе по теме "Введение числовой прямой" (Система Эльконина-Давыдова)
  • Начальные классы
Описание:

 Урок математики в 1 классе по системе Эльконина- Давыдова по учебнику В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова.

Тема урока: « Введение числовой прямой»

Данный урок является первым в теме «Числовая прямая», на которую отводится  5 часов.

Тип урока   -  урок постановки и решения учебной задачи

Цели урока:

1. Организовать деятельность детей по открытию условий , необходимых для построения числовой прямой: выбор начала, направления, шага

2. Развивать регулятивные действия ( умение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, выполнять самооценку и самопроверку, действовать по алгоритму, проводить рефлексию), познавательные действия (умение сравнивать, анализировать, моделировать),коммуникативные действия (умение слушать, вступать в диалог, корректно поправлять ошибки других)

 

 

Автор Сороковикова Виктория Ильинична
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1403
Номер материала 39775
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓