Главная / Начальные классы / Урок математики, УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс

Урок математики, УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Александровское»













Урок математики


(УМК «Перспективная начальная школа»)

4 класс















Провела: Козленко Любовь Николаевна

учитель начальных классов

МОУСОШ









с. Александровское

Тема: Когда длина пройденного пути одинаковая


Тип урока: урок сообщения новых знаний


Вид урока: урок-исследование (с применением проблемного метода обучения)


Цель урока: выведение правила зависимости друг от друга скорости и времени движения при постоянной длине пути.


Задачи: 1. Работать над формированием умения применять ранее полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия с целью получения нового знания.

2. Развивать внимание учащихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе собственных наблюдений, работать над развитием мышления учащихся.

3. Прививать навыки совместной работы в паре, группе, воспитывать отношения сотрудничества, взаимопомощи.


Оборудование: учебник А. Л. Чекин «Математика» (часть 2), тетрадь на печатной основе О. А. Захарова, Е. П. Юдина «Математика в вопросах и заданиях» (часть 2), карточки «скорость », «время», «расстояние», карточки с формулами движения, конверты с заданиями для работы в парах, карточки для выведения общих правил (по теме урока).


Ход урока.


  1. Организационный момент. Приветствие.


- Всем доброе утро! Меня зовут Любовь Николаевна. Я учу таких же, как вы по возрасту ребят, только в школе №1. Сегодня мы с вами займёмся математикой: я в качестве учителя, а вы в качестве моих учеников. Любите ли вы математику?


Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука-

Это математика!



- Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? Поделитесь своими мыслями.

- Подготовьте тетради к работе: запишите дату.


2.Актуализация ранее полученных знаний (мотивация).


- Вы уже знакомы с задачами на движение. Какие математические термины-величины участвуют в задачах на движение?


(Ответы детей сопровождаются показом карточек с названием терминов. Карточки крепятся на доску.)


- Между данными величинами существуют определённые зависимости. Вспомним их. Для этого решим несколько простых задач. В тетрадь записывайте только решение с наименованием, ответ не писать.

  • Скорость акулы 36км в час. Какое расстояние она может преодолеть за 2 часа? (36 · 2 = 72 км)

- Как узнали расстояние?

(Карточка с формулой помещается на доску.)

  • Прекрасные пловцы дельфины за 3 часа проплыли 180км. Какую скорость дельфины могут развивать в воде? (180 : 3 = 60км за час)

- Как узнать скорость?

(Карточка с формулой помещается на доску.)

  • Скумбрия может развивать скорость до 20км в час. За сколько часов она преодолеет расстояние в 100км? (100 : 20 = 5часов)

- Как узнать время?

(Карточка помещается на доску.)

- Как вы можете видеть, все три величины находятся в определённой зависимости друг от друга.


3. Работа над новой темой.


1. Введение.

А) постановка учебной проблемы

- Тема сегодняшнего урока:

Когда длина пройденного пути одинаковая (записана на доске)

- Наша цель: выяснение того, в какой зависимости друг от друга, находятся скорость и время при одинаковой длине пройденного пути, поэтому тему на доске я дополню так: V- t. Это проблема урока, которую мы должны разрешить. Опираясь на ранее полученные знания, умение наблюдать, делать выводы, я думаю, мы достигнем поставленной цели и откроем новое правило. Оно вам пригодится при решении более сложных задач на движение.

Б) поиск решения проблемы.

1)- Откройте тетрадь на печатной основе с.31, найдите № 57.

- Рассмотрите таблицу:


Вид транспорта

Скорость

Время

Длина пути

(расстояние)

Автомобиль

80км/ч

240км

Мотоцикл

60км/ч

4 ч

240км

Вертолёт

240км/ч

1 ч

240км

Скоростной поезд

120км/ч

240км


- Что вы можете сказать о длине пути? Какая это величина? (постоянная)

- Дополните таблицу недостающими данными.

- Проверим.

2) - По таблице определите, скорость какого транспортного средства в 2 раза больше, чем скорость мотоцикла? (поезда)

-Определите, время, какого транспортного средства в 2 раза меньше, чем время мотоцикла? (поезда)

- Случайно ли, что при ответе на оба вопроса речь идёт об одном и том же транспортном средстве?

- Проверим замеченную зависимость скорости и времени для других двух средств: автомобиля и вертолёта.

- Во сколько раз скорость вертолёта больше скорости автомобиля?

- Сравните время вертолёта и автомобиля.

- Какой вывод можно сделать?

(Чем больше скорость, тем меньше время и наоборот. Во сколько раз больше скорость, во столько же раз меньше время и наоборот.)

2. Воспроизведение.

А) выражение решения проблемы

1) - Откройте учебник с.42, найдите №143. Прочитайте первое предложение.

-Во сколько раз увеличилось время, затраченное пловцом на втором километре дистанции?

- Почему это могло произойти?

- Как изменилась скорость пловца на втором километре дистанции?

- Во сколько раз она уменьшилась?

- Сформулируйте правило, показывающее зависимость между скоростью и временем при постоянной длине пути.

2) – Откройте тетрадь на печатной основе с.31, №58. Прочитайте первое предложение.

- Что вы знаете о велосипедисте? (данные записать на доске: t = 2ч, V = 8кч/ч)

- Прочитайте первый вопрос: во сколько раз велосипедисту надо увеличить скорость движения, для того, чтобы проехать то же расстояние, затратив в 2 раза меньше времени?

(скорость потребуется увеличить, в 2 раза тоже, значит, она станет: 8 · 2 = 16км/ч)

- Прочитаем второй вопрос: во сколько раз уменьшится скорость велосипедиста, если он проедет то же расстояние, затратив в 4 раза больше времени? (тоже в 4 раза, но она уменьшится, значит, станет: 8 : 4 = 2км/ч)

- Прочитаем третий вопрос: во сколько раз велосипедисту нужно уменьшить скорость движения, для того, чтобы проехать то же расстояние за 8 часов? (во столько же, во сколько изменится время: 8 : 2 = 4 раза; раз время увеличилось, то скорость наоборот уменьшится в 4 раза, значит станет: 8 : 4 = 2км/ч)

- Каким правилом вы пользовались, отвечая на вопросы?

Б) представление нового знания

1) игра «Составь правило» (работа в паре)

- Достаньте из конвертиков карточки и, работая дружно в паре, составьте правило, которое мы вывели сегодня на уроке, в какой зависимости друг от друга находятся скорость и время при постоянной длине пути.

2) формулировка общего вывода.

- Вы сейчас услышали правило в нескольких вариантах формулировок. Выражения «в несколько раз», «во столько же раз» можно заменить буквенным выражением, например, буквой а – «в а раз». В данном случае мы сможем сократить число формулировок.

-Задание: собрать из карточек правило. У доски будут работать две группы ребят, остальные контролёры, которые могут в трудный момент придти группе на помощь.

(У доски работают 2 группы.)

- Прочтём, что получилось: Если скорость увеличится в а раз, то время уменьшится в а раз.

Если время увеличится в а раз, то скорость уменьшится в а раз.

- При каком условии эта зависимость действительна?

(при постоянной длине пути)

- Посмотрите, есть ли данное правило в учебнике?

- Что мы с вами сделали?

- Запишите новое правило в тетрадь в любой из двух формулировок.

4.Подведение итогов урока. Оценивание.

- Что вы нового узнали на уроке?

- В какой момент урока вам было трудно?

- В какой момент урока вы испытали чувство удовлетворения, радости?

- Достигли ли мы цели урока?

(оценивание было представлено образно: панно «Новое созвездие»)

5.Домашнее задание.

- Тетрадь на печатной основе: с.32, №59(1, 2, 3), №60.





Урок математики, УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок был дан мною в рамках конкурса "Учитель года", на чужом классе. 

Решение составных арифметических задач не всем детям дается легко. Задачи на движение также у ряда учащихся вызывают затруднения.

В УМК "Перспективная начальная школа" в программе по математике дается немало сложных задач на движение. Данный урок был нацелен на вывод самими детьми нового правила о зависимости скорости движения и времени движения при одинаковой длине пройденного пути в опоре на ранее полученные знания. Урок носит исследовательский характер, с использованием проблемного метода обучения.

 

Автор Козленко Любовь Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2328
Номер материала 47151
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓