Главная / Математика / урок математики с презетнацией

урок математики с презетнацией

hello_html_m36ffc79d.gifМОУ Кадетская школа-интернат

Мензелинского муниципального района РТ




Урок математики в 10 классе







Учитель математики:

















Тема урока. Математика на службе армии.


Цели урока:


Образовательная: повторить, закрепить материал по темам “ Действия с числами ”, “Решение задач на проценты”, выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их в рамках подготовки к ЕГЭ по математике.
Развивающая: развитие памяти, преодоление трудностей, умение работать с литературой, повышение интереса к математике.
Воспитательная: развитие познавательного интереса, расширения кругозора учащихся, воспитание любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа, развитие патриотических чувств и формирование чувства гордости за свою Родину, за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы.
Подготовка к уроку: учащиеся класса делятся на группы и получают задание собрать информацию о математиках, определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне.

Материалы к уроку: выставка плакатов ВОВ, сообщения учащихся о математиках

Тип урока: комбинированный. 

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.

План урока:

  I. Вступление. Великая Отечественная война (1941-1945г.г.) 70 летию Великой Победы над фашисткой Германией посвящается. Задача 1.

II. Участие ученых - математиков в боевых действиях.

Ученые-математики на защите Отечества в годы Великой Отечественной войны. Задача 2.

III. Блокадный Ленинград: «900 дней и ночей Ленинграда». Задача 3.

IV. Баллада о математике.

V . Решение задач. Задачи (4-7).

V I. Математическая викторина.

V II. Заключение.

Ход урока.

I. Вступление. Великая Отечественная война. (Учитель математики)

Слайды (1-6).Приближается великая дата: 70 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу.

Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.

Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.

Актуальность данного урока состоит в том, что реальных участников тех событий почти не осталось в жизни, и ученики знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забывают. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.

Цель данного урока: определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне.

В рамках этой цели ставились следующие задачи:

1) Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.

2) Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны.

В 1988—1993 гг. коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Григория Федотовича Кривошеева провёл комплексное статистическое исследование архивных документов и других материалов, содержащих сведения о людских потерях в армии и на флоте, пограничных и внутренних войсках НКВД.

Итоговая цифра людских потерь

в Великой Отечественной войне в округлённом виде - почти 27 млн. чел.

Военнослужащие

Безвозвратные потери в ходе боевых действий на советско-германском фронте с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. составили 8 860 400 советских военнослужащих.

Гражданское

население

Потери гражданского населения СССР составили, примерно, 13,7 млн. человек.

Имущественные

потери

За годы войны на советской территории было

разрушено:

городов и посёлков

городского типа - 1710,

сёл и деревень - более 70 тыс.,

промышленных предприятий - 32 тыс.,

колхозов - 98 тыс.,

совхозов - 1876.

Для сравнения

Национальное богатство

Англии уменьшилось лишь на 0,8%,

Франции — на 1,5%,

а США материальных потерь, по существу, избежали.

Слайд 7. Задача 1.

Общий ущерб, нанесённый народному хозяйству СССР во второй мировой войне, составил 2 триллиона 600 миллиардов рублей.

Подсчитайте, сколько школ можно было бы построить на средства, потерянные нами в годы Великой Отечественной войны, если считать, что стоимость строительства новой школы составляет

8 миллионов 600 тысяч рублей (данные приведены в ценах,

действовавших до 1 января 1961 года).


II. Участие ученых - математиков в боевых действиях. (Лебедева Яна)

C первых же дней Великой Отечественной Войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. При этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Об этом мы можем судить, во-первых, по тому, что среди возвратившихся после участия в сражениях Великой Отечественной войны значительное число стало крупными учеными - профессорами, членами - корреспондентами и академиками Всесоюзной и республиканских, академии наук.

Например, добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 – 1973). Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны (с 1964 г.) был избран член - корреспондентом АН СССР.

В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник (1915 – 1972)

А во-вторых, каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны. Осенью 1941г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б. Веденисов (1905 -1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико – множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Не смотря на слабое здоровье и бронь, он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.

М. В. Бебутов (1913 – 1942) начал свою научную работу еще в студенческие годы. Его научные интересы были связаны с качественной теорией дифференциальных уравнений. Первая публикация относится к 1938г, а последняя опубликована посмертно в 1942г. И все же, несмотря на такой ограниченный промежуток научной деятельности, М. В. Бебутов получил в математике ряд важных результатов. Защищенная им в июне 1941г. диссертация была отмечена ученым советом как выдающаяся работа.

Не вернулись с войны и такие талантливые молодые математики Московского университета, как Г.М. Бавли, В.Н. Засухин, А.И. Герчиков, М.Е. Глезерман, И.Р. Лепехин, X.М. Мильштейн, С.С. Кудашев, С.Я. Карпов, А.Т. Павлов, М.И. Песин и многие, многие другие.

Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось не осуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь.

Слайды ( 8-14)

Ученые-математики на защите Отечества в годы Великой Отечественной войны. (Суханов А.)


1) Большое число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. Многие математики, защищая Родину, погибли. Те, кто остался в живых, и после войны занимался обучением и воспитанием молодежи.

Например, по учебнику “Алгебра”, автором которого является участник войны А.Н. Барсуков (1891 -1958), обучалось не одно поколение учащихся с 1956 по 1973 гг.

Нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу над сильным и коварным врагом. В период войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации.

О чем же размышляли наши ученые, в том числе и математики, в тяжкие военные дни?

Прежде всего, они помогали успешно решать важнейшие практические вопросы освоения природных богатств, проблемы, связанные с созданием новой совершенной военной техники, с увеличением выпуска танков, самолетов и другой продукции, в которой так нуждался фронт.


Одна из проблем, занимавшая многих математиков в то время, была проблема исключительной важности: проверка качества больших количеств однородных изделий. Ведь военные действия невозможны без патронов, снарядов, бомб, мин и т.д. Причем все это необходимо в огромных количествах. Но некачественный патрон мог испортить ружье и принести вред стрелявшему, плохо сделанный снаряд разрывал пушку и т.д. однако проверка качества продукции нередко или безнадежно портит изделие, или требует много больше того времени, что уходит на его изготовление. Выход был предложен математиками. Он состоял в использовании статистических методов контроля, что позволяло при проверке ничтожной доли изделий давать достаточно точные заключения о качестве всей партии.

Традиционная область деятельности математиков – исследование артиллерийских систем.

Проблемы пристрелки, разработанные еще в ХIX веке в связи с появлением новых типов артиллерии, потребовали в период Великой Отечественной войны дополнительных исследований и составления таблиц. Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим задачам, которые нужно было срочно решить. Проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, область, которую накроет бомбовый удар. Такие таблицы были составлены еще до начала войны, но для самолетов, обладающих большими скоростями. Во время войны появилась полезная возможность использования тихоходных учебных самолетов для ночных

бомбежек. Были созданы специальные полки ночных бомбардировщиков, но для них не было своевременно создано таблиц бомбометания.

Таблицы были созданы и они оказали несомненную помощь

нашим летчикам и летчицам.


2) В 30-40 гг. Владимир Васильевич Голубев развил теорию механизированного крыла.

Его работы по теории вихреобразования за обтекаемым в потоке телом помогли выработать меры по выведению самолета из состояния «штопор».


3) В 1942 году коллектив математиков, руководимый Сергеем Натановичем Бернштейном, разработал таблицы для определения местоположения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз.


4) Халил Ахмедович Рахматуллин решил задачу об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения, а также о прочности тросов аэростата.


5) Нил Александрович Глаголев занимался проблемами оптимального размещения зенитных батарей вокруг Москвы.


Неоценима роль ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны.


6) Большое значение в победу внесли работы по укреплению военно-морского флота выдающегося советского математика и педагога академика Алексея Николаевича Крылова. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля

широко использовались нашими военно-морскими силами

во время войны.

Слайд 15. Задача 2.

Максимальная скорость советского истребителя военного времени “ЯК-3” 720 км/час, немецкого истребителя “Мессершмидт – 109” на 120 км/час меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/час больше скорости другого истребителя “Фокке-Вульф 190-А”.

Найдите скорость немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.

Название самолета

Скорость

Скорость немецких истребителей

Советский истребитель военного времени «ЯК-3»

Максимальная -

720 км/час

-

Немецкий истребитель «Мессершмидт-109»

на 120 км/час меньше

скорости «ЯК-3» и на 30 км/час больше скорости «Фокке-Вульф 190-А»


Немецкий истребитель

«Фокке-Вульф 190-А»




III. Блокадный Ленинград. «900 дней и ночей Ленинграда» (Шагалиев Андрей)

Слайды (16-18)

За время осады Ленинграда гитлеровцы обрушили на город:

150 тыс.тяжелых снарядов,5 тыс.фугасных и10 тыс.зажигательных бомб.

Более 3 тысяч зданий было разрушено и сожжено, повреждено – 7143.

Третья часть жилья была уничтожена.

Все для фронта, все для победы!” – боевой девиз рабочих Ленинграда.

За 900 героических дней они произвели для фронта

более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий,

12000 минометов, танковые и ручные пулеметы,

10 миллионов снарядов и мин.

В городе постоянно ощущалась нехватка рабочих рук. На заводы и фабрики пришли досрочно выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки – рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.


Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут прихода мамы.

Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенные ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24 (60,5 г вместо 41,66 г. Это больше примерно на 20 г на каждого.) Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного. Карпушкины выжили.

А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.

Да, было очень трудно, очень страшно.

Из 3,5 млн. ленинградцев в живых осталось 600 тысяч!

И мы, ныне живущие, не смеем об этом забыть!

Одна такая “восьмушка” была дневным

рационом ленинградцев в самые тяжелые

дни блокады этого города.

Из чего же состоял блокадный хлеб?

С начала 1941 г. хлеб выпекался из смеси

(200-граммовый кусок блокадного хлеба):

Пищевая целлюлоза – 20% Горох – 15%

Ячменная мука – 4% Картофель – 15%

Жмых -4% Вода – 16%

Отруби – 4%

Овсяная мука – 4%

Соевая мука – 4%

Солодовая мука – 14%


Слайд 19. Задача 3.

125-граммовый кусок хлеба:

Пищевая целлюлоза – 10%

Хлопковый жмых – 10%

Обойная пыль – 10%

Вытряски из мешков – 2%

Кукурузная мука – 3%

Ржаная мука – 73%.

 

Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба?

Слайды (20-23) Война и дети. (Галлямова Э.)

Все тяготы наравне со взрослыми переносили дети и подростки. Вот один из примеров. Дежуря на чердаках и крышах домов, они гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли “часовыми ленинградских крыш”. В газете “Смена” была помещена такая

заметка школьника Вовы Иванова:

Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг услышал шум самолета, потом какой-то свист, и совсем рядом плюхнулись две зажигательные бомбы. За ними еще и еще! Я сперва немного растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул ее в бочку с водой. Зашипела она, как змея, и погасла. В бочку я бросил еще штуки три, а остальные стал забрасывать песком. Ко мне на помощь пришел Вова Крашилин. С ним мы погасили последние четыре бомбы. Справились! Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни много ни мало – двенадцать зажигательных бомб”.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.

Писатель А.Фадеев сказал: “И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились”.

Сохранилось сочинение школьницы блокадных лет Вали Соловьевой. Она писала: “Мы, дети Ленинграда, должны

были окончить учебный год,

несмотря ни на что: ни на

бомбежки, ни на обстрелы,

ни на голод, ни на холод.

Родина поставила перед

нами эту задачу, и мы

должны были ее выполнить”.

Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады.

И норма хлеба у них тоже была одинаковая. Ослабевающие от

недоедания учителя шли в школу, поддерживая друг друга под

руки. Учитель часто был для ребят отцом и матерью. Ведь отцы

были на фронте, а многие матери – на казарменном положении.

Ради встречи друг с другом учителя и ученики ежедневно

проделывали тяжкий и долгий путь в школу.

Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунину, заслуженную

учительницу РСФСР, - вспоминает Ольга Николаевна Тюлева, -

было ей уже за шестьдесят. В это лютое время она приходила

в школу в отутюженном темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на нее и думала: “В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу”. Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком».

В послевоенное время в нашей стране шло восстановление народного хозяйства. Советский народ залечивал раны войны, и люди обеспечивались продовольствием по карточкам, введенным еще в военное время. Служащим выдавалась хлебная карточка в 300 г, а рабочие получали в сутки 500 г хлеба.

Долго и трудно шли к хлебному изобилию. Трудами миллионов людей пришел в наш дом хлебный достаток.

Конечно, это теперь история.

Напрашивается вопрос:

нужно ли вспоминать эти далекие годы?

Нужно и необходимо! На просторах России, восставшей из пепла и залечившей тяжкие раны войны, выросло и возмужало поколение людей, которое не знает, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, и которым неведомо сегодня чувство голода. Но мы должны знать и помнить об этом. И для того, чтобы оценить

подвиг предшественников, и для того, чтобы дорожить достигнутым.

IV. Баллада о математике (читает Шагалиев Артём.) Слайд 24

Как воздух математика нужна, одной отваги мало.

Расчеты! Залп! И цель поражена могучими ударами металла.

И воину припомнилось на миг как школьником мечтал

в часы ученья

О подвиге, о шквалах огневых, о яростном порыве

наступленья.

Но строг учитель был, и каждый раз он обрывал мальчишку

резковато:

«Мечтать довольно! Повтори рассказ о свойствах круга

и углах квадрата!».

И воином любовь сбережена к учителю далекому, седому.

Как воздух математика нужна сегодня офицеру молодому!

V. Решение задач. Слайды 25,26

Задача 4.

Небольшой отряд солдат подошел к реке, на берегу которой была маленькая лодка и два мальчика.

Как с помощью мальчиков и лодки отряд переправился на другой берег, если в лодку может сесть один солдат и два мальчика?

Задача 5.

Разведчик получил приказ произвести разведку впереди эскадры по направлению ее движения и через 3 часа вернуться к эскадре.

Через какое время после оставления эскадры разведывательный корабль должен повернуть назад, если его скорость 60 узлов, а скорость эскадры 40 узлов?

Задача 6.

Шофёр выполнял задание: отправить 12 солдат одновременно в пункт назначения в 20 км от их места расположения при помощи маленького автомобиля, вмещающего 4 чел., движущегося со скоростью 20 км/час. Скорость движения солдат 4 км/час.

Шофёр хорошо знал математику, и задание легко выполнил. Как?

Задача 7.

Двум воинским частям, расположенным на одном и том же берегу реки на разных расстояниях от нее, нужно срочно по одному мосту переправиться на другой берег реки.

Где следует поставить временный мост, чтобы он был на одинаковом расстоянии от военных частей?

VI. Математическая викторина. Слайд 27

  1. Назовите фамилии трех выдающихся русских математиков.

2)Какой русский писатель окончил физико-математический факультет?

3)Назовите трех выдающихся древнегреческих математиков.

4)Определите вид треугольника со сторонами 3,4,5.

На основании какой теоремы сделан вывод?

5)Кто изобрел циркуль?

6) Назовите, какая кривая является в тоже время литературным термином?


VII. Заключение

Не секрет, что математика входит в категорию “трудных” предметов. Это происходит потому, что многие из вас не видят ее практическую сторону. А ведь математика и наша жизнь очень тесно связаны между собой. Все, что окружает нас в жизни, в той или иной степени, связано с понятием или с законом из математики. Современное производство, с его высоким уровнем механизации, широкой автоматизацией контроля и управления технологическими процессами, применением электронно-вычислительной техники, все более и более требует от современного человека инженерно-технических знаний, понимания научных принципов производства, высокого уровня развития мышления, творческих способностей.

Сегодня мы рассказали вам о значении математики на военной службе, о том, как знания точных наук необходимы для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными армии, а ведь большинство наших учеников – это будущие защитники Отечества.





урок математики с презетнацией
  • Математика
Описание:

"Математика на службе Родине" урок повторения ,закрепления пройденного материала в 10 классе,для специализированной кадетской школы.

Образовательная: повторить, закрепить материал по темам “ Действия с числами ”, “Решение задач на проценты”, выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их в рамках подготовки к ЕГЭ по математике.

Развивающая: развитие памяти, преодоление трудностей, умение работать с литературой, повышение интереса к математике.

Воспитательная: развитие познавательного интереса, расширения кругозора учащихся, воспитание любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего  народа, развитие патриотических чувств и формирование чувства   гордости за свою Родину, за достижения человеческого  разума и за достижения советской науки и народа,  самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы.

Подготовка к уроку: учащиеся класса делятся на группы и получают задание собрать информацию о математиках, определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне.

Материалы к уроку: выставка плакатов ВОВ, сообщения учащихся о математиках  

Тип урока:  комбинированный. 

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.План урока: 

   I. Вступление. Великая  Отечественная  война (1941-1945г.г.)                                            70 летию Великой  Победы  над фашисткой Германией посвящается.      Задача 1.

II.  Участие ученых - математиков в боевых действиях.

 Ученые-математики на защите Отечества в годы  Великой Отечественной войны.                                                                                                                                       Задача 2.

 III.  Блокадный Ленинград: «900 дней и ночей Ленинграда».                                            Задача 3. 

 IV. Баллада  о  математике.

V . Решение задач. Задачи (4-7).

V I.  Математическая   викторина.

V II.  Заключение.

 

 

Автор Никитина Светлана Константиновна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 600
Номер материала 10241
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓