Главная / Начальные классы / Урок математики на тему "Диагонали прямоугольника и их свойства" (4 класс)

Урок математики на тему "Диагонали прямоугольника и их свойства" (4 класс)

hello_html_10f28f31.gifhello_html_55a37ff7.gifhello_html_da687a5.gifКласс: 4

Урок: Математика

Тема урока: «Диагонали прямоугольника и их свойства»

Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «диагональ» и со свойствами диагоналей прямоугольника, используя ИКТ.

  • Повторить изученную математическую терминологию.

  • Решать задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника.

  • Развивать умение сравнивать и анализировать

  • Закреплять навыки работы с линейкой


Планируемый результат.

Учащиеся узнают, что такое диагональ, научатся проводить диагонали в многоугольниках, познакомятся со свойствами диагоналей квадрата и прямоугольника, вычислят периметр и площадь квадрата и прямоугольника.


Тип урока – изучение нового учебного материала.


Техническое обеспечение урока – компьютер, интерактивная доска IQ Board, электронное приложение к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой «Математика», 4 класс, М., «Просвещение», 2014 год.


Оборудование: учебник Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой «Математика», 4 класс, М., «Просвещение», 2014 год, маркеры, карточки для выполнения заданий, конверты с геометрическими фигурами, ножницы, коробка с геометрическими фигурами для жеребьёвки.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Отгадывание загадок. Решение задач на нахождение площади и периметра.

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

  2. Физ.минутка

  3. Работа по теме урока.

  4. Первичное закрепление.

  5. Рефлексия.

  6. Итог урока.

  7. Домашнее задание.



Этапы урока

Ход урока

Характеристика деятельности учителя и учащихся

Организационный момент.

Математика пришла,

Занимай свои места!

Математика сложна,

Но скажу с почтением:

Математика нужна

Всем без исключения!

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!


- Работать мы будем группами. Состав каждой группы определяется с помощью жеребьёвки. Вытянув геометрические фигуры из коробки, ребята распределяются на группы.



Проводится жеребьёвка. В коробке вырезаны из картона геометрические фигуры ( пятиугольник, круг, трапеция). Вынимая фигуру, ребёнок называет её и отправляется в свою группу.


Актуализация знаний учащихся.

  1. Отгадывание загадок. Решение задач на нахождение площади и периметра.

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рада,

Что зовут его …



(Квадратом)

Если все углы прямые

И всего углов четыре,

Ну а по две стороны

Противоположны и равны,

Этот четырёхугольник

Назовём …



(Прямоугольник)

У нас всего, у нас всего,

У нас всего по три.

Три стороны, и три угла, И столько же вершин.

Узнает очень просто

Меня любезный школьник!



(Треугольник)


Работа в группах.


Учитель читает загадку. Группа, отгадавшая загадку, получает от учителя задание для выполнения. Задание выполняется в группе, на листе бумаге маркером.


Цель:

Актуализировать знания о многоугольниках и их вершинах. Характеризовать св-ва геометрических фигур.

Закреплять умение вычислять периметр треугольника и периметр и площадь прямоугольника.

Уметь выполнять взаимооценку учебного задания и оказывать необходимую взаимопомощь

Применять простейшие приёмы ораторского искусства и оценивать своё умение это делать. Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях


10 м











Р = ?

S = ?


30 м





4 м





Р = ?

S = ?




75 см

40 см



60 см





Р = ?













Фронтальная работа.


Выполнив задание, учащиеся представляют свою работу на доске. Представитель от группы рассказывает способ решения.


Цель:

Знать формулы площади и периметра прямоугольника (S = а • Ь, Р = (о + Ь) • 2), площади и периметра квадрата (S = а -а, Р = 4 • а)и уметь их применять при решении задач.

Работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ, определять сроки, представлять результаты с помощью сообщений, рисунков, средств ИКТ, оценивать результат работы.

Формулировать в рамках учебного диалога понятные высказывания, используя термины..

Самоопределение к деятельности

  1. Посмотрите на доску. (Слайд №1)

- Что изображено?

- Как называются эти фигуры?

- Какую из этих фигур можно назвать лишней? Почему? (дети высказывают предположения: классификация по цвету, по форме и пр.)


  1. Начертите себе в тетрадь такие фигуры.

- Соедините противоположные вершины многоугольников, которые не лежат на одной стороне, отрезками. hello_html_m18b6f9a8.pnghello_html_1cd79e17.png

- Назовите эти отрезки у прямоугольника, квадрата, многоугольника.

- Почему нет такого отрезка у треугольника? (нет противоположной вершины, не лежащей на одной стороне)

- Кто знает, как называется такой отрезок? (дети высказывают предположения)

- Что узнаем на уроке? (Узнаем как называется отрезок, соединяющий противоположные вершины многоугольников, которые не лежат на одной стороне.)

Фронтальная работа.

Работа на интерактивной доске.

Цель:

Классифицировать множество объектов по свойству и оценивать своё умение это делать (на основе применения соответствующих эталонов)

Уметь строить отрезки, определять виды углов многоугольника, уметь распознавать геометрические фигуры и чертить фигуры на клетчатой бумаге


Физ минутка.

«Мишка-панда»

Цель:

снятие эмоционального и мышечного напряжения, контролировать своё поведение и общение с нормами социума.

Работа по теме урока

  1. Работа с учебником.

- Прочитайте определение на с.23.

- О каком отрезке идёт речь? Как он называется?

- Почему у треугольника не может быть диагонали?

- Взгляните на доску ещё раз. Какую фигуру можно назвать лишней и почему?


  1. Практическая работа «Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата»

- Вам предстоит работа в группах, будьте терпимы друг к другу, уважайте мнение другого, если даже с вашей точкой зрения не совпадает.


Фронтальная работа.


Цель:

научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению, адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

1 группа.

2 группа.

3 группа.

Работа в группах.


Цель:

Уметь пользоваться изученной математической терминологией. Работать с информацией

Проводить диагонали многоугольника. Характеризовать свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Исследовать фигуру, выявлять свойства ее элементов, высказывать суждения и обосновывать или опровергать их.

Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания

Уметь действовать согласно инструкции.


Выполнив задание, учащиеся представляют свою работу на интерактивной доске. (Слайд №2). Представитель от группы рассказывает способ решения.





Выполняет задание из учебника №1 с.23.


Вывод: Диагонали прямоугольника равны.

Вывод: Диагонали прямоугольника точкой пересечения делятся попалам.


hello_html_m2cce290f.png

1. Возьмите из конверта синий прямоугольник. Соедините отрезком противоположные вершины и разрежьте прямоугольник по диагонали (нижняя левая вершина и верхняя правая).

2. Возьмите второй синий прямоугольник и проведите диагональ из верхнего левого угла в нижний правый. Разрежьте прямоугольник по диагонали.

3. Сравните длины диагоналей прямоугольника путем наложения.
4. Обоснуйте свой вывод.


Вывод: Диагональ делит прямоугольник на два треугольника.


Вывод: Диагонали прямоугольника равны.



hello_html_m287da7c0.png

1.Возьмите красный прямоугольник. Проведите в нем диагонали (соедините отрезком противоположные вершины). Укажите точку пересечения отрезков.

2. Разрежьте прямоугольник по диагоналям на отрезки.

3. Сколько треугольников получилось?

4. Наложите их попарно так, чтобы точка пересечения была вершинами тупоугольных треугольников и остроугольных.

5. Накладывая треугольники друг на друга, сравните стороны, идущие от вершин.
6. Обоснуйте свой вывод.


Вывод: Отрезки, полученные при пересечении диагоналей, равны.

Вывод: Диагонали делят прямоугольник на 4 треугольника







hello_html_24d49a0b.png


Первичное закрепление.

  1. Самостоятельная работа.

№2 с.24

Цель:

Выполнять учебное задание, используя свойства диагоналей. Уметь решать задачи арифметическим способом

Рефлексия

Выполнение заданий из электронного приложения к учебнику.

- Кто доволен своей работой на уроке?

Фронтальная работа.


Цель:

понимание собственных достижений и достижений команды, навыки взаимодействия в коллективе.


Итог урока

- Что вам понравилось на уроке?

-Что было трудно?

- Где можно применить полученные знания? (на уроках ИЗО, технологии, в строительстве, при пошиве одежды, в архитектуре и пр.)

Цель:

Анализировать житейские ситуации, формировать интерес к изучаемому материалу.

Домашнее задание.

№8, №9 с.24.

Цель:

Выполнять учебное задание, используя свойства диагоналей. Уметь решать задачи арифметическим способом


Используемая литература:


Г.В.Дорофеев ,Т.Н. Миракова «Уроки математики». 4 класс, М.: Просвещение, 2013 год.

Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по математике» 3 класс к УМК Л.Г. Петерсон, М. «Вако», 2013 год.

Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по математике» 4 класс к УМК Л.Г. Петерсон, М. «Вако», 2013 год.

http://konkurs.infourok.ru/index.php - физминутка


Урок математики на тему "Диагонали прямоугольника и их свойства" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок математики в 4 классе входит в систему уроков по УМК «Перспектива». Целью урока является формирование понятия о диагонали и о свойствах диагонали квадрата и прямоугольника.

На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.

Организовано действие учащихся по принятию цели урока. Для этого  используются практические, поисковые методы обучения, которые способствуют мотивации, обеспечивают системно-деятельностный подход в обучении. Изучение нового материала происходит в форме исследования в группах.  Изученный в группах материал  представляется классу в устной форме с опорой на работу по схемам, по интерактивной доске. Применяемые  формы организации познавательной деятельности обеспечивают сотрудничество между школьниками, способствовуют  включению каждого ученика в деятельность по достижению цели

Автор Пятова Ольга Сергеевна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3041
Номер материала 5633
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓