Главная / Математика / Урок математики Число и цифра ноль.

Урок математики Число и цифра ноль.

Название документа урок.doc


Урок 16

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Число и цифра 0».

Автор: Кузьмина О.А., учитель начальных классов Междуреченской общеобразовательной школы.

Основные цели:

1. Формирование знаний о числе 0 и его свойствах.

2. Формирование умений правильно писать цифру 0.

3. Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность через игровую ситуацию;

2) определение содержательных рамок урока:

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Здравствуйте ребята! У нас сегодня много гостей. Повернитесь, улыбнитесь и учтиво поздоровайтесь. Нас ждет много интересной работы. Будем узнавать новое, исследуя старое. Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все замечают. Ушки ваши не просто слушают, а все слышат.

- И так, мы начинаем!

  • Ребята, я забыла вам сказать. Сегодня со мной произошла удивительная история, мне приснилась… тарелка.

  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

  • На тарелке к нам торопится гость, он поможет нам учиться.

  • А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что еще не знаешь, саму постараться «открыть» новый способ.)


  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Организация учебного процесса на этапе 2:

Цель:

1) актуализировать порядковый счет от 1 до 9 и обозначение количества предметов соответствующей цифрой, правило сравнения групп предметов по количеству;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


  1. Соотнесение графической модели с цифрой. Порядковый счет от 1 до 9.

-С чего начнем работу на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)

- Садясь в тарелку, наш друг обнаружил, что на пульте не хватает кнопок.

- Желаете встретиться с нашим гостем?

-Тогда возьмите в руки карточку (показать)

- Вставьте на ней пропущенные числа.


hello_html_m3deaa04e.gif





Дети заполняют карточку самостоятельно. Проверка организуется по слайду.

  • Проверьте свою работу по эталону.

  • Назовите число, которое следует за числом 8

  • Какое натуральное число предшествует числу 5

  • Назовите соседей числа 2

-Для отправки в путь, нужно включить пульт управления. Поможем нашему гостю?

  • Я предлагаю вам вычислить выражения устно, а ответ отметить ответ цветным карандашом.

  • Что нам потребуется для выполнения это работы.

2) Тренинг вычислительного навыка.

Математический диктант.


1.Найдите сумму чисел 3и4 (кр)

2.Чему равна разность чисел 5и3 (ж)

3.Первое слагаемое 6, второе 2. Чему равна сумма? (ж)

4.7 минус2 (ж)

5.Из 9 вычесть 8 (кр)

6.К 3 прибавить 1 (кр)

7.Я задумала число, прибавила к нему 3. У меня получилось 6. Какое число я задумала?(зел)

8.Найди сумму чисел 5 и 4. (зел)

9.Чему равна разность 9 и 3? (зел)

-Проверьте по эталону.

-Кто не справился с заданием?

-Что должен сделать человек, когда он испытывает затруднение?


- О чем могут рассказать данные цвета?

-Путешествуя в космосе, инопланетяне всегда соблюдают правила, чтобы не столкнуться с метеоритами.

3) Пробное учебное действие.


  • Что вы повторили, пока помогали завести летающую тарелку? (Порядковый счет от 1 до 9, порядковый счет от 1 до 9, сложение и вычитание в пределах 9.)

  • Что будете делать дальше? (Выполнять задание на новое знание.)

  • А зачем вам его нужно выполнять? (Чтобы понять, чего мы не знаем, и самим найти новое знание.)

-Внимание! Нам пришел запрос. Прочитайте! (УЗНАЙТЕ МОЕ ИМЯ, ЧТОБЫ Я МОГ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ВАШЕЙ ПЛАНЕТЕ.)

-Вы готовы?

  • -Вычислите выражения и ответы расположите нужные клеточки. Чтобы дело спорилось, чтобы достичь большего успеха, предлагаю поработать вместе с товарищем, но это дело непростое. Нужно уметь слушать друг друга.

и

4-3=











м

2+3=

1

2

3

4

5

6

и

к

и

н

м

у





н

1+3=





и

9-6=




к

7-5=


у

9-9=




3. Реализация построенного проекта.(открытие детьми нового знания)

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;

3) организовать обоснование правильности решения последнего задания и зафиксировать преодоление затруднения;

4) уточнить общий характер нового знания.


  • Какое выражение можно назвать, лишним? (9-9)

  • Что интересного в этом задании? (Уменьшаемое и вычитаемое равны.)

-У кого возникло затруднение?

-В чем причина затруднения?

  • ИКИНМУ приблизился к нашей планете и попал к нам на урок математики, где нам предстоит открытие новых знаний.

  • Готовы попробовать свои силы? (Да.)

  • Но прежде, ИКИНМУ просит нас ответить на вопросы:

Учитель показывает пустой целлофановый пакет

  • Сколько метеоритов у него в пакете? (Нисколько.)

  • Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.)

  • Росли две вербы, на каждой вербе по две ветки. На каждой ветке по два банана. Сколько всего бананов?

  • Что общего во всех вопросах? (В ответе ничего нет.)

  • Какое же число обозначает отсутствие предметов? (0.)

-Кто догадался и назовет тему урока?

-Попробуем определить цели урока:

УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ЦИФРУ… РЕШАТЬ ВЫРАЖЕНИЯ С ЧИСЛОМ…

РАЗВИВАТЬ…

ВОСПИТЫВАТЬ…


  • Что вам нужно сделать дальше? (Познакомиться с цифрой 0.)

- Прежде немного отдохнем.





Гимнастика для глаз и рук


Чтобы глазки были зорче, чтоб в очках вам не ходить.

Эти легкие движенья предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги. Вправо, влево по быстрей.

Удивимся, что такое? И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро, словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно, ну а дальше – будь здоров.



Нам цифру ноль в тетради написать,

как колобок нарисовать.

Да только ноль

Не колобок,

А просто он

Пустой кружок.

И значит цифра эта,

Что ничего здесь нету.

  • Откройте учебник на стр.31. Рассмотрите образец написания цифры 0.

  • На что похожа?

  • Посмотрите, как будем писать цифру ноль.

    • «Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки».

  • Запишите еще 3 цифры самостоятельно.

  • А теперь найдите место числа 0 на числовом отрезке.

  • Где стоит?

  • Почему?

Дети на моделях числового отрезка, учитель на доске ставят 0 у начальной точки.

  • Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)

  • Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.)

  • Сейчас нам предстоит «открыть» правила действий с нулем.

  • В учебнике, на стр. 30 найдите номер 1.

  • Какое задание необходимо выполнить?

У людей говорят:

«Не шути с огнем!»

А у чисел говорят:

«Не шути с нулем!»

У нуля про запас

сто каверз и проказ,

Нужен глаз за ним да глаз!

  • Кто готов объяснить решение выражений с помощью мешков или числового отрезка.

Полученные варианты согласовываются. Например, рассматривая равенство 3 + 0 = 3, дети рассуждают так:

    • «К 3 треугольникам прибавили пустой «мешок», в результате получили те же треугольники, значит, 3 + 0 =3» или «Движение на числовом отрезке начинаем от числа 3 вправо. Прибавляем 0, значит, делаем 0 шагов, то есть остались в точке 3, значит, 3 + 0 = 3».

  • Всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? (Да.)

-АНАЛОГИЧНО РАЗБИРАЕТСЯ СЛУЧАЙ ВЫЧИТАНИЯ

  • Приведите свои примеры.

  • Чему научились на уроке? (Решать примеры с 0.)

Физкультминутка


4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

организовать усвоение детьми свойств 0 с комментированием во внешней речи.


  • Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)

Работа организуется фронтально.

-Найдите 3, стр. 30. Работать будете самостоятельно.

- два ученика работают у доски.

Сделайте вывод.


5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) проверить на основе сопоставления с образцом свое умение применять новый способ действий – выполнять сложение и вычитание с 0 с опорой на свойства;

2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

3)расширить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности – выполнение действий с 0



  • Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но нашему гостю пора домой мы должны подготовить для него взлетную площадку.

  • Предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе и показать нашему гостю, как мы умеем учиться.


  • Работать будем в группах.

  • Назовите правила работы. (В каждой группе есть ответственный, он распределяет обязанности, следит за выполнением задания, отвечает за результат; каждый в группе имеет право высказаться, остальные обязаны выслушать.)


6-6

0+7

5-0

4+0

8-0

0+2









  • Какое задание будете выполнять? (Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)

На выполнение задания отводится 1 минута. Работа проверяется по образцу

  • У кого нет ошибок? Поставьте себе «+». Молодцы!

  • У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина?

  • Не расстраивайтесь, вы еще будете тренироваться, и у вас все получится.

  • Инопланетянин очень доволен вашей работой и приготовил вам сюрприз

- Как зову нашего гостя?

-Прочитайте слово справа налево, и вы узнаете, какой сюрприз вам приготовил ИКИНМУ

- Вас можно назвать настоящими Умниками.

  • Молоды! Вы хорошо сегодня потрудились, а теперь пришло время подвести итог нашего урока.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке;

4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

-Вспомните, какой была тема урока? («Число и цифра 0».)

- Кто может сказать, что в течении всего урока был настоящим учеником?

-Кто может доказать?

  • Какую цель ставили перед собой на уроке? (Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать свойства 0, найти способ доказательства правильности выполненного задания.)



  • Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да.)

- Чтобы наш гость благополучно добрался до дома, нужно усыпать небо звездами и осветить ему путь домой.

Если вы поняли тему урока, на уроке было интересно, возьмите желтую звезду. Если возникли трудности возьмите красную звезду.


  • Спасибо за сотрудничество!



6


Название документа число ноль.pptx

Урок математики
2 3 5 8 9 7 1 6 4 В добрый путь!
Узнайте мое имя, чтобы я мог приблизиться к вашей планете…
и м у н и к 7-5 8-4 9-6 4-3 9-9 2+3 0 1 2 3 4 5
Тема урока: Число и цифра ноль
Учиться писать цифру О Учиться решать выражения с числом О Развивать…
2 3 5 8 9 7 1 6 4 0
 3 2 3 0
 6-6 0+7 5-0 4+0 8-0 0+2
Икинму Умники!
Спасибо ребята! До свидания!
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок математики
Описание слайда:

Урок математики

№ слайда 2 2 3 5 8 9 7 1 6 4 В добрый путь!
Описание слайда:

2 3 5 8 9 7 1 6 4 В добрый путь!

№ слайда 3 Узнайте мое имя, чтобы я мог приблизиться к вашей планете…
Описание слайда:

Узнайте мое имя, чтобы я мог приблизиться к вашей планете…

№ слайда 4 и м у н и к 7-5 8-4 9-6 4-3 9-9 2+3 0 1 2 3 4 5
Описание слайда:

и м у н и к 7-5 8-4 9-6 4-3 9-9 2+3 0 1 2 3 4 5

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Тема урока: Число и цифра ноль
Описание слайда:

Тема урока: Число и цифра ноль

№ слайда 8 Учиться писать цифру О Учиться решать выражения с числом О Развивать…
Описание слайда:

Учиться писать цифру О Учиться решать выражения с числом О Развивать…

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 2 3 5 8 9 7 1 6 4 0
Описание слайда:

2 3 5 8 9 7 1 6 4 0

№ слайда 11  3 2 3 0
Описание слайда:

3 2 3 0

№ слайда 12  6-6 0+7 5-0 4+0 8-0 0+2
Описание слайда:

6-6 0+7 5-0 4+0 8-0 0+2

№ слайда 13 Икинму Умники!
Описание слайда:

Икинму Умники!

№ слайда 14 Спасибо ребята! До свидания!
Описание слайда:

Спасибо ребята! До свидания!

Урок математики Число и цифра ноль.
  • Математика
Описание:

Цель:

1) актуализировать знание правила взаимосвязи части и целого, видов линий;

2) формировать представление об отрезке;

3) актуализировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

 

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Автор Кузьмина Оксана Алексеевна
Дата добавления 18.01.2015
Раздел Математика
Подраздел Презентации
Просмотров 668
Номер материала 54295
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓