Главная / Начальные классы / Урок математики на тему "Число и цифра 0" (1 класс)

Урок математики на тему "Число и цифра 0" (1 класс)

hello_html_m7d3b0cf0.gifhello_html_m241c9650.gifhello_html_m573f9b89.gifЦели:

  • Ввести число и цифру 0, рассмотреть свойства нуля;

  • Закрепить навыки быстрого и правильного счета в пределах 9, сравнения чисел, умение находить взаимосвязь между целым и частью.

  • Развивать речь, творческие способности, мышление, познавательные интересы.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектированияанализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Оборудование: учебник Математика Л.Г. Петерсон 1 класс, часть 2, образец цифры 0, таблица свойств нуля.

ХОД УРОКА

1. Организационное начало.

Долгожданный дан звонок - Начинается урок.


Ребята, сегодня на уроке вы отправитесь в гости к сказке:

«На сметане я мешён,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился …»

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Колобка

Из какой сказки этот герой? (Из русской народной сказки «Колобок».)
– Молодцы, ребята! Да только колобок–то не простой, а волшебный. Он поможет вам учиться.
– Давайте расскажем колобку, чему мы научились на уроках математики?
– Как вы думаете, а мы всё узнали, или нам ещё надо чему-то учиться?
– А что значит «уметь учиться»? 
(Самому понять, что еще не знаешь, саму постараться «открыть» новый способ.)
– С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)


2. Актуализация опорных знаний


1) Сравнение чисел

Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по дорожке, а навстречу ему Заяц.

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Зайца

«Колобок, колобок, я тебя съем».
«Не ешь меня Заяц».
Хорошо. Но за это ты должен выполнить моё задание.
- Вставьте в «окошко» число, чтобы полученное неравенство было верным. Назовите все варианты:

< 5

-Задумался колобок.

Поможете колобку? (Да.)

Дети выполняют задание у доски, поочередно. (Работа с классом с помощью светофора)

2) Счет в пределах 9.


Катится колобок по дорожке, а навстречу ему серый Волк.

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Волка


«Колобок, колобок, я тебя съем».
«Не ешь меня Волк».
Хорошо. Но за это ты должен выполнить мои задания.
- Задумался колобок.

Поможете колобку? (Да.)
Учащиеся выполняют задание с помощью веера цифр

-Счет от 1 до 9 (прямой и обратный);

-Счет, начиная с любого числа

А) Назовите соседей числа 7, 5,3.

Б) Уменьшите 9 на 2, 6 на 4, 8 на 5;

В) Увеличьте 1на5, 4 на 4, з на 6;

Г) Назовите предыдущее число числа 9, 6, 3;

Д) Назовите последующее число числа 5, 7, 2.

Что мы с вами повторили? (Сложение и вычитание в пределах 9)

3. Постановка проблемы. Открытие нового.

1.Задачи на сообразительность.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!

  • Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (Так как все улетели ни осталось ни одной)

  • Росли две вербы, на каждой вербе – по 2 ветки. На каждой ветке – по 2 груши. Сколько всего груш? (На вербе груши не растут) - Давайте подумаем, как можно обозначить зрительно «нисколько», «ни одной»

2.Ведение цифры и числа 0

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему Медведь.


Учитель вывешивает на доску изображение Медведя

«Колобок, колобок, ответь на мои вопросы, а не-то я тебя съем».
Просит Мишка Колобка ответить на такие вопросы:

Сколько хвостов у ёжика? (Нисколько.)
– Сколько груш может вырасти на яблоне? 
(Нисколько.)
– Сколько точек на кости домино «пусто-пусто»? 
(Нисколько.)
– Что общего во всех вопросах? 
(В ответе ничего нет.)
– Какое же число обозначает отсутствие предметов? 
(0.)

- Назовите тему урока. (Число и цифра 0)

Работа по учебнику.

с.30 учебника. Место 0 на числовом отрезке, иллюстрирование.
– с.31.Написание цифры по образцу.

Нам цифру ноль в тетради написать,
как колобок нарисовать.
Да только ноль
Не колобок,
А просто он
Пустой кружок.
И значит цифра эта,
Что ничего здесь нету.

. Рассмотрите образец написания цифры 0 и расскажите, как вы будете это делать.

Учитель комментирует написание:

«Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки».

 Ученики работают в тетради по образцу цифры.

3.Свойства нуля

Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)
– Почему? 
(Ноль обозначает отсутствие предметов.)
– Посмотрите в учебник. В примерах встречается ноль? 
(Да.)
– Сейчас вы будете «открывать» правила действий с нулем.

У людей говорят:
«Не шути с огнем!»
А у чисел говорят:
«Не шути с нулем!»
У нуля про запас 
сто каверз и проказ,
Нужен глаз за ним да глаз!

- № 1-3, с.30

- №1 Прочитай выражение. Как его проиллюстрировали? (3+0 – к трем треугольникам в первом мешке прибавили пустой мешок)

- Что же получилось в результате? (Эти же три треугольника)

-Как будет записано выражение? (3+0=3)

- Подумайте и скажите, всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? Почему?

- Что значит эта запись: а+0=… ( а- любое число; если к любому числу прибавить 0, то получится то же самое число а+0=а).

-Аналогично устанавливаются и обосновываются другие свойства : 0+а=а, а-0=а, а-а=0

Физкультминутка

Не под окном (руки в стороны0)
А около 
(руки вперёд)
Катился ноль и охал 
(написать руками  0)
Охал, охал не под окном, а около. (
Руки к щекам перед собой, в стороны, вниз)

(Повторяя за учителем слова, дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении.)

4. Первичное закрепление. Повторение.

1. Решение примеров на основе использования свойств нуля.

- № 4, с.30 Решите и обоснуйте свой результат.

2.Действие с нулём на числовом отрезке.

- №5, с.31. Чтение каждого выражения и показ его решения на числовом отрезке.

3. Взаимосвязь между компонентами действий.

- № 6, с. 31.

- Объясните, что нужно выполнить в этом задании?

- Внимательно рассмотрите выражения первого столбика.

- На что обратили внимание? (Уменьшаемые одинаковые -9, вычитаемое последовательно увеличивается на одну единицу.)

- Вычислите каждый пример. Что можете сказать о разности? (Значение разности последовательно уменьшается тоже на единицу.)

-Что объединяет выражение второго столбика?

-Как называются числа при сложении?

- Какую закономерность увидели? Что в этом случае будет происходить с суммой? (Первое слагаемое – одинаковое, второе слагаемое последовательно увеличивается на один. Значит, значение суммы будет каждый раз тоже увеличиваться на один.)

- Докажи своё мнение, найдите значение выражений.

- Аналогично третий столбик. В ходе беседы по вопросам учителя учащиеся должны прийти к выводу: уменьшаемое каждый раз увеличивается на 1, вычитаемое – одинаковое, разность будет последовательно увеличиваться на 1.

Физкультминутка

«Часы» (упражнения для глаз)

4. Логические упражнения.

- № 7, с.31

Анализируя каждую таблицу, приходят к выводу:

1 таблица 2 таблица



5.Поиск неизвестного компонента

- №8, с.31 Методом подбора.

- Что неизвестно в первом выражении? Что нужно найти? ( Известно целое и часть, нужно найти другую часть: 9 – это 5 и 4, поэтому в пустое «окошко» записываем 4.)

- Аналогично другие выражения.

6. Игра в слова

- № 9, С.31

Составляют слова: жираф, слон, волк, стол.

Затем предлагают различные варианты лишних слов:

-Стол, т.к не является животным;

-Жираф, т.к в этом слове 2 слога, 5 букв, нет буквы о…

7. Поиск закономерности, графический рисунок

- с.31 учебника

1-я строчка: каждый раз в паре чисел первая цифра последовательно увеличивается на один.

5. Итог

- Что узнали нового?

-Кому было трудно, что не получилось?

- Что показалось наиболее интересным? Почему?





Урок математики на тему "Число и цифра 0" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок математики в 1 классе на тему "Число и цифра 0"

Цели:

  • Ввести число и цифру 0, рассмотреть свойства нуля;
  • Закрепить навыки быстрого и правильного счета в пределах 9, сравнения чисел, умение находить взаимосвязь между целым и частью.
  • Развивать речь, творческие  способности, мышление, познавательные интересы.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектированияанализ, сравнение, аналогия, обобщение.

 

Оборудование: учебник Математика Л.Г. Петерсон 1 класс, часть 2, образец цифры 0, таблица свойств нуля.

Автор Вознюк Ирина Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 326
Номер материала 28814
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓