Инфоурок География Другие методич. материалыУрок логического мышления: Франко-прусская война и завершение объединения Германии

Урок логического мышления: Франко-прусская война и завершение объединения Германии

Скачать материал

 

Урок логического мышления как фактор развития старших школьников

 

 

Тема: «Франко-прусская война и завершение объединения Германии».

 

 

I.     Микромодуль интегрирующего образца

Учитель: показывает картинку ( фото Колонна победы ): «В Берлине на площади Большая Звезда находится Колонна победы построена по приказу Вильгельма I. Изначально Колонна победы находилась на Королевской площади (в настоящее время Площадь Республики) перед Рейхстагом, состояла из трёх частей и имела высоту 50,66 м. На данный момент высота колонны 69 метров. Она украшена стволами пушек, захваченных у врага, и увенчана фигурой богини Победы Виктории высотой 8,3 м и весом 740 центнеров, именуемая в народе Золотая Эльза.

Ребята как вы думаете чему посвящена эта колонна?» (Дети высказывают свое мнение)

И так чтобы узнать историю создания этого монумента мы начнем урок : «Франко-прусская война и завершение объединения Германии».

 

II.     Микромодуль мышления на основе воспоминания

Учитель: «Прежде чем начать урок давайте вспомним что мы узнали на прошлом уроки, какие события произошли в Италии и Германии»

 

1.Фронтальный опрос .

a)      Кто такой Джузеппе Гарибальди?

b)      Кто такой Отто фон Бисмарк?

c)      Кто был главным противником объединения Германии?

d)      Чье это слова «Кто хочет управлять Германией тот должен ее завоевать.»?

e)      Кому нужно было объединение Германии?((дети отвечают на вопросы, учитель им помогает)

2.Индивидуальное задание.

«Покажите на карте итальянские государства, существовавшие к 1860г.Назовите свободные и зависимые территории.»

 

3.Творчесое задание.

«Почему Отто фон Бисмарк получил прозвище «Железный канцлер»? Опишите его личность и принципы?»

 

III.     Новый материал

Учитель: «В 1868г. в Испании во время революции страна осталась без правителя и генерал Прим  стал искать претендентов на престол Испании, но не один правитель страны не хотел брать управление не стабильной Испанией, кроме ….

Логические части:

1.Война за престол

 

актуальное: Ребята вы все читаете газеты, смотрите телевиденье, новости? И во все что там говорят верите?(Дети отвечают)

 

Историческое: 8 июля 1870 года французский посол был направлен к престарелому прусскому королю Вильгельму I, лечившемуся в Бад-Эмсе[1], чтобы передать недовольство императора Франции Наполеона III кандидатурой Леопольда Гогенцоллерна на испанский престол.

«Бисмарк провоцировал французов, как мог. Хитроумными дипломатическими ходами он совершенно запутал Наполеона III, разозлил министра иностранных дел Франции Грамона, обозвав того дураком (Грамон обещал отомстить). Очень вовремя пришлись "разборки" за испанское наследство: Бисмарк, тайком не только от Франции, но и практически за спиной короля Вильгельма предлагает Мадриду принца Леопольда Гогенцоллерна. Париж в бешенстве, французские газеты поднимают истерику на счет "немецких выборов испанского короля, заставших Францию врасплох". Грамон начинает угрожать: "Мы не думаем, что уважение к правам соседнего государства обязывает нас допустить, чтобы иностранная держава посадила одного из своих принцев на престол Карла V и таким образом, во вред нам, нарушила бы нынешнее равновесие в Европе и поставила под угрозу интересы и честь Франции. Случись так, мы сумели бы исполнить свой долг, не промедлив и не дрогнув!" Бисмарк посмеивается: "Это похоже на войну!"

Согласившись с требованиями французской стороны, Вильгельм I вскоре лично связался с Леопольдом и его отцом Антоном Гогенцоллерном и дал понять, что было бы желательно отказаться от испанского престола. Леопольд согласился с доводами короля и прекратил претендовать на корону Испании.

Однако конфликт не был исчерпан. Канцлер Пруссии Бисмарк надеялся спровоцировать Францию на войну и пришёл в ярость, узнав о решении Вильгельма I. Наполеон III был удовлетворён дипломатической победой над Пруссией, однако его окружение и большинство французов резко выступали за войну.

 13 июля Франция выдвинула новое требование Вильгельму I, по которому прусский король должен был дать формальное обязательство, что запретит Леопольду принять испанский престол, если ему когда-нибудь это предложат. По своему характеру это требование было вызывающим и нарушающим дипломатический этикет, и раздраженный Вильгельм ответил французскому послу Винсенту Бенедетти, что не вправе давать подобных обещаний. Не удовлетворённый подобным уклончивым ответом короля, Париж направил новое требование, по которому Вильгельм I должен был дать письменное обещание никогда не покушаться на достоинство Франции. Однако прусский король отказал послу в аудиенции, и тому пришлось изложить требования на вокзале, перед отъездом Вильгельма в столицу. Король Пруссии пообещал, что продолжит этот разговор в Берлине. Уезжая из Эмса, он распорядился поставить канцлера в известность обо всех произошедших событиях. Во время обеда Бисмарк получает эту шифрованную депешу, путанную и невнятную, он в бешенстве. Потом он бросает еще взгляд на депешу, спрашивает генерала Мольтке о боеготовности армии и в присутствии гостей быстро сокращает текст: "После того как императорское правительство Франции получило от королевского правительства Испании официальное уведомление об отказе принца Гогенцоллерна, французский посол еще предъявил в Эмсе Его Величеству королю требование, чтобы он уполномочил его телеграфировать в Париж, что Его Величество король обязуется на все времена никогда не давать согласия, если бы Гогенцоллерны возобновили свою кандидатуру. Тогда Его Величество решил не принимать второй раз французского посла и уведомил его через дежурного адъютанта, что Его Величеству нечего больше сообщить послу". Бисмарк ничего не вписал, не извратил в первоначальном тексте, он только вычеркнул ненужное. Через неделю, 19 июля 1870 года Франция объявила войну. Бисмарк добился своего: и баварец-франкофил, и вюртенбержец-пруссофод объединились в защите своего старенького миролюбивого короля против французского агрессора

 

Интересное: Мольтке, услышав новый текст депеши, восхищенно заметил, что раньше она звучала как сигнал к отступлению, а теперь - как фанфары к бою. Подобную редактуру Либкнехт назвал "преступлением, равного которому не видела история".

вопрос: « скажите зачем Бисмарк затеял провокацию с Испанским троном? Кому нужна была война?»

 

2.Победа Германии

класс делится на 2 армии, прусскую и французскую

 

актуальное: «Ребята как вы думаете почему французская армия поиграла войну, несмотря на то что Франция считалась более развитой страной, и ее войска были закалены в колониальных боях?

 

Историческое:

 

В ходе войны французы потерпели ряд серьёзных поражений. В первом столкновении немцы взяли Вейсенбург. 4 августа корпус Мак-Магона был разбит при Верте, а корпус Фроассара — на Шпихернских высотах. Французы стянулись к Мецу. После поражения французов при Марс ла Туре (16 августа) и Гравелоте — Сен-Прива Базен был лишен возможности отступить для соединения с Мак-Магоном и заперся с армией в Меце. Мак-Магон, идя на выручку Базена, После поражения при Гравелоте французская армия маршала Базена отступила к городу Мец, где и была осаждена 134 000 прусских солдат. Император Франции Наполеон III вместе с маршалом Мак-Магоном поспешно сформировал новую армию и выступил с ней на помощь осажденному Мецу. Наполеон III лично возглавил армию.

 

Предприняв большой обходной манёвр, французские войска подошли к полю битвы утомлёнными от длительного перехода. Прусский главнокомандующий фон Мольтке, узнав об обходном манёвре французов, снял часть войск, осаждавших Мец, а также для будущей битвы задействовал Третью армию, которая недавно разбила французов в битве при Бомоне. Узнав о поражении своей армии при Бомоне, Наполеон III решил дать передохнуть своим солдатам и вовсе не намеревался ввязываться с пруссаками в бой. Однако фон Мольтке решил дать французам бой незамедлительно. Коммуникации французской армии находились в Седане. Это означало, что французские солдаты далеко не смогут отступить в случае поражения.

 

Прусский главнокомандующий, умело разделив свою армию на три части, окружил французов и отрезал им путь к отступлению. Так французская армия своим обходным манёвром сама себе отрезала путь к отступлению. Все ближайшие города, на которые можно было отступить, были уже заняты немцами. Оставалось два выхода: либо укрыться за стенами Седана, либо в случае поражения перейти бельгийскую границу, а так как Бельгия сохраняла нейтралитет, французские солдаты, в случае перехода бельгийской границы, были бы немедленно разоружены.. Попытка Базена прорваться из осажденного Меца не удалась, и 27 октября он сдался с 180-тысячной армией.

 

Наполеон потерял корону, на его место пришёл Адольф Тьер. Он стал первым президентом Третьей республики, которая была провозглашена после Парижской коммуны. За годы войны Франция потеряла 1835 полевых орудий, 5373 крепостных орудия, более 600 тысяч ружей. Людские потери были огромны: 756 414 солдат (из них почти полмиллиона пленных), 300 000 мирных жителей убитыми (всего Франция потеряла 590 тысяч мирных жителей, считая и демографические потери). По Франкфуртскому миру бывшая империя уступала Германии Эльзас и Лотарингию (1597 тысяч жителей, или 4,3 % своего населения). В этих областях было сосредоточенно 20 % всех горно-металлургических запасов Франции.

 

Даже после заключения мира во Франции находилось 633 346 германских солдат (569 875 пехоты и 63 471 кавалерии) при 1 742 орудиях. В любой момент из Германии могли быть призваны ещё по меньшей мере 250 тысяч солдат, что в сумме дало бы немцам огромное численное преимущество над уже побеждённым противником. Французская же армия имела только восемь корпусов, а это приблизительно 400 тысяч солдат. Но из них реально в строю было не более 250 тысяч, остальные, по показанию немцев, числились лишь на бумаге.

 

18 января 1871 года в Версале Бисмарк и Вильгельм I объявили о воссоединении Германии. Мечта Бисмарка осуществилась — он создал единое германское государство. К Империи быстро присоединились государства, не входившие в состав Северогерманского союза — Бавария и прочие южногерманские государства. Австрия не вошла в состав вновь объединённой Германии. Пять миллиардов франков, которые французы выплатили немцам в качестве контрибуции, стали прочным фундаментом для германской экономики. Бисмарк стал вторым человеком Германии, но это только формально. На самом деле премьер-министр был практически единоличным правителем, а Вильгельм I настойчивым и жадным до власти не являлся.

 

Так на континенте появилась новая мощная держава — Германская империя, территория которой составляла 540 857 км², население 41 058 000 человек, а армия достигала почти 1 млн солдат.

 

Интересное:

Благодаря работе Альбрехта фон Роона и короля Пруссии Вильгельма I в 1858 году была преобразована вся прусская армия. После того, как военные реформы были проведены в Пруссии, а позже и в Северогерманском союзе, все мужчины военного возраста, в случае необходимости, призывались в армию. Таким образом, в Пруссии была успешно проведена первая военная мобилизация. Благодаря хорошо развитым железным дорогам солдаты доставлялись на западную границу страны в течение нескольких суток, чего не скажешь о французах. В тылах французской армии творились беспорядки, солдат на фронтах вовремя не успевали заменять новыми. В отличие от французов, прусская армия имела один военный штаб, который возглавляли такие военные гении, как Хельмут фон Мольтке, Альбрехт фон Роон. К тому же был разработан детальный план войны против Франции. Главный минус прусской армии состоял в её вооружении. На тот момент уже более 20 лет на вооружении стояла винтовка Дрейзе, дальность стрельбы которой была гораздо меньше французской. Винтовку Дрейзе не заменили по одной причине — она хорошо себя проявила в боях против австрийцев в 1866 году. Но с тех пор прошло уже 5 лет, и французы за это время сумели разработать более совершенное оружие, чем винтовка Дрейзе — винтовку системы Шасспо. До этого считалось, что винтовка Дрейзе является одним из самых лучших видов оружия в Европе, тем более что её крупный калибр — 15,43 мм — позволял наносить большие рваные раны, особенно при стрельбе в упор.

французской армии были отменены все военные премии, что привело к большому количеству увольнений ветеранов. На их место пришли резервисты, которые теперь и составляли большинство армии. Это, естественно, негативно отразилось на боеспособности армии, которая лишилась опытных солдат. Было увеличено количество лет службы в армии с 7 до 9 лет. Несмотря на введение в армии нового более современного и мощного оружия, выучка солдат оставляла желать лучшего. На вооружение французской армии была принята новая винтовка Шасспо 1866 года, которая превосходила в несколько раз по многим характеристикам прусскую игольчатую винтовку Дрейзе 1849 года. Зато бронзовая пушка системы Ла Гитта, которая находилась на вооружении французов, значительно уступала германским Крупповским стальным пушкам. Пушка системы Ла Гитта вела огонь на расстоянии всего 2,8 км, в то время как Крупповские пушки вели огонь на расстоянии до 3,5 км, а также, в отличие от них, заряжалась с казенной стороны. Не спасли от разгрома французскую армию и 25-ствольные митральезы (картечницы) — предшественницы пулемётов, хотя пруссаки часто наступали плотным строем и французы, стреляя из митральез, иногда наносили им очень большие потери. Крупным просчётом французского военного руководства было отсутствие в организации армии мирного времени дивизий и корпусов (за исключением гвардейского), формирование их непосредственно накануне войны не могло обеспечить должной слаженности в действиях частей и подразделений. Франция не имела тщательно разработанного плана войны. Наспех составленный план содержал ряд ошибок (нереальными были сроки мобилизации и сосредоточения войск, расчёты на раскол германской коалиции и т. д.). Сотни солдат откупались от армии, дезертировали. Всё это сказалось на боеспособности французской армии.

Потери французов были огромны. В самом Седане спаслось 82 000 французских солдат. Всем им было приказано без единого выстрела сдаться в плен. В плен попал и сам император Франции Наполеон III. Прусская армия захватила 558 пушек (из которых 139 крепостных) и 66 000 винтовок, а её потери составили всего 4 % от личного состава.

 

Пленение Наполеона III стало концом монархии во Франции и началом установления республики. Но в битве при Седане французская армия потеряла всех солдат, участвовавших в сражении, и фактически лишилась вооруженных сил, а наспех созданное французское ополчение не могло представлять угрозы для прусских войск. Таким образом, победа при Седане открыла прусским войскам дорогу на Париж.

 

вопрос: «Ребята скажите зачем Наполеону 3 нужна была эта война? Добился ли он своих целей и почему нет? А Бисмарк? Оправдались ли его методы?

 

IV.     Микромодуль действенного закрепления

Учитель: « а сейчас пусть каждая из групп,( которые мы разделили, на Францию и Пруссию) ответят:

1.      Почему они нуждались в войне?

2.      Преимущество каждой и з сторон?

3.      Как можно было бы изменить с их позиции ход истории?

 

V.     Раскрытие интриги

Учитель: «В итоге Колонна победы, Монумент расположен в центре парка Тиргартен на площади Большая Звезда. Колонна была построена по приказу Вильгельма I в честь побед Пруссии в Датской войне 1864 года, Австро-прусской войне 1866 года и Франко-прусской войне 1870—1871 годов. На бронзовых рельефах гранитного цоколя изображены батальные сцены, рассказывающие о сражениях в этих войнах. Колонна была открыта 2 сентября 1873 года в третью годовщину победы в битве под Седаном.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок логического мышления: Франко-прусская война и завершение объединения Германии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок логического мышления как фактор развития старших школьников

 

 

Тема: «Франко-прусская война и завершение объединения Германии».

 

 

I.    Микромодуль интегрирующего образца

Учитель: показывает картинку ( фото Колонна победы ): «В Берлине на площади Большая Звезда находится Колонна победы построена по приказу Вильгельма I. Изначально Колонна победы находилась на Королевской площади (в настоящее время Площадь Республики) перед Рейхстагом, состояла из трёх частей и имела высоту 50,66 м. На данный момент высота колонны 69 метров. Она украшена стволами пушек, захваченных у врага, и увенчана фигурой богини Победы Виктории высотой 8,3 м и весом 740 центнеров, именуемая в народе Золотая Эльза.

Ребята как вы думаете чему посвящена эта колонна?» (Дети высказывают свое мнение)

И так чтобы узнать историю создания этого монумента мы начнем урок : «Франко-прусская война и завершение объединения Германии».

 

II.    Микромодуль мышления на основе воспоминания

Учитель: «Прежде чем начать урок давайте вспомним что мы узнали на прошлом уроки, какие события произошли в Италии и Германии»

 

1.Фронтальный опрос .

a)     Кто такой Джузеппе Гарибальди?

b)     Кто такой Отто фон Бисмарк?

c)     Кто был главным противником объединения Германии?

d)     Чье это слова «Кто хочет управлять Германией тот должен ее завоевать.»?

e)     Кому нужно было объединение Германии?((дети отвечают на вопросы, учитель им помогает)

2.Индивидуальное задание.

«Покажите на карте итальянские государства, существовавшие к 1860г.Назовите свободные и зависимые территории.»

 

3.Творчесое задание.

«Почему Отто фон Бисмарк получил прозвище «Железный канцлер»? Опишите его личность и принципы?»

 

III.    Новый материал

Учитель: «В 1868г. в Испании во время революции страна осталась без правителя и генерал Прим  стал искать претендентов на престол Испании, но не один правитель страны не хотел брать управление не стабильной Испанией, кроме ….

Логические части:

1.Война за престол

 

актуальное: Ребята вы все читаете газеты, смотрите телевиденье, новости? И во все что там говорят верите?(Дети отвечают)

 

Историческое: 8 июля 1870 года французский посол был направлен к престарелому прусскому королю Вильгельму I, лечившемуся в Бад-Эмсе[1], чтобы передать недовольство императора Франции Наполеона III кандидатурой Леопольда Гогенцоллерна на испанский престол.

«Бисмарк провоцировал французов, как мог. Хитроумными дипломатическими ходами он совершенно запутал Наполеона III, разозлил министра иностранных дел Франции Грамона, обозвав того дураком (Грамон обещал отомстить). Очень вовремя пришлись "разборки" за испанское наследство: Бисмарк, тайком не только от Франции, но и практически за спиной короля Вильгельма предлагает Мадриду принца Леопольда Гогенцоллерна. Париж в бешенстве, французские газеты поднимают истерику на счет "немецких выборов испанского короля, заставших Францию врасплох". Грамон начинает угрожать: "Мы не думаем, что уважение к правам соседнего государства обязывает нас допустить, чтобы иностранная держава посадила одного из своих принцев на престол Карла V и таким образом, во вред нам, нарушила бы нынешнее равновесие в Европе и поставила под угрозу интересы и честь Франции. Случись так, мы сумели бы исполнить свой долг, не промедлив и не дрогнув!" Бисмарк посмеивается: "Это похоже на войну!"

Согласившись с требованиями французской стороны, Вильгельм I вскоре лично связался с Леопольдом и его отцом Антоном Гогенцоллерном и дал понять, что было бы желательно отказаться от испанского престола. Леопольд согласился с доводами короля и прекратил претендовать на корону Испании.

Однако конфликт не был исчерпан. Канцлер Пруссии Бисмарк надеялся спровоцировать Францию на войну и пришёл в ярость, узнав о решении Вильгельма I. Наполеон III был удовлетворён дипломатической победой над Пруссией, однако его окружение и большинство французов резко выступали за войну.

 13 июля Франция выдвинула новое требование Вильгельму I, по которому прусский король должен был дать формальное обязательство, что запретит Леопольду принять испанский престол, если ему когда-нибудь это предложат. По своему характеру это требование было вызывающим и нарушающим дипломатический этикет, и раздраженный Вильгельм ответил французскому послу Винсенту Бенедетти, что не вправе давать подобных обещаний. Не удовлетворённый подобным уклончивым ответом короля, Париж направил новое требование, по которому Вильгельм I должен был дать письменное обещание никогда не покушаться на достоинство Франции. Однако прусский король отказал послу в аудиенции, и тому пришлось изложить требования на вокзале, перед отъездом Вильгельма в столицу. Король Пруссии пообещал, что продолжит этот разговор в Берлине. Уезжая из Эмса, он распорядился поставить канцлера в известность обо всех произошедших событиях. Во время обеда Бисмарк получает эту шифрованную депешу, путанную и невнятную, он в бешенстве. Потом он бросает еще взгляд на депешу, спрашивает генерала Мольтке о боеготовности армии и в присутствии гостей быстро сокращает текст: "После того как императорское правительство Франции получило от королевского правительства Испании официальное уведомление об отказе принца Гогенцоллерна, французский посол еще предъявил в Эмсе Его Величеству королю требование, чтобы он уполномочил его телеграфировать в Париж, что Его Величество король обязуется на все времена никогда не давать согласия, если бы Гогенцоллерны возобновили свою кандидатуру. Тогда Его Величество решил не принимать второй раз французского посла и уведомил его через дежурного адъютанта, что Его Величеству нечего больше сообщить послу". Бисмарк ничего не вписал, не извратил в первоначальном тексте, он только вычеркнул ненужное. Через неделю, 19 июля 1870 года Франция объявила войну. Бисмарк добился своего: и баварец-франкофил, и вюртенбержец-пруссофод объединились в защите своего старенького миролюбивого короля против французского агрессора

 

Интересное: Мольтке, услышав новый текст депеши, восхищенно заметил, что раньше она звучала как сигнал к отступлению, а теперь - как фанфары к бою. Подобную редактуру Либкнехт назвал "преступлением, равного которому не видела история".

вопрос: « скажите зачем Бисмарк затеял провокацию с Испанским троном? Кому нужна была война?»

 

2.Победа Германии

класс делится на 2 армии, прусскую и французскую

 

актуальное: «Ребята как вы думаете почему французская армия поиграла войну, несмотря на то что Франция считалась более развитой страной, и ее войска были закалены в колониальных боях?

 

Историческое:

 

В ходе войны французы потерпели ряд серьёзных поражений. В первом столкновении немцы взяли Вейсенбург. 4 августа корпус Мак-Магона был разбит при Верте, а корпус Фроассара — на Шпихернских высотах. Французы стянулись к Мецу. После поражения французов при Марс ла Туре (16 августа) и Гравелоте — Сен-Прива Базен был лишен возможности отступить для соединения с Мак-Магоном и заперся с армией в Меце. Мак-Магон, идя на выручку Базена, После поражения при Гравелоте французская армия маршала Базена отступила к городу Мец, где и была осаждена 134 000 прусских солдат. Император Франции Наполеон III вместе с маршалом Мак-Магоном поспешно сформировал новую армию и выступил с ней на помощь осажденному Мецу. Наполеон III лично возглавил армию.

 

Предприняв большой обходной манёвр, французские войска подошли к полю битвы утомлёнными от длительного перехода. Прусский главнокомандующий фон Мольтке, узнав об обходном манёвре французов, снял часть войск, осаждавших Мец, а также для будущей битвы задействовал Третью армию, которая недавно разбила французов в битве при Бомоне. Узнав о поражении своей армии при Бомоне, Наполеон III решил дать передохнуть своим солдатам и вовсе не намеревался ввязываться с пруссаками в бой. Однако фон Мольтке решил дать французам бой незамедлительно. Коммуникации французской армии находились в Седане. Это означало, что французские солдаты далеко не смогут отступить в случае поражения.

 

Прусский главнокомандующий, умело разделив свою армию на три части, окружил французов и отрезал им путь к отступлению. Так французская армия своим обходным манёвром сама себе отрезала путь к отступлению. Все ближайшие города, на которые можно было отступить, были уже заняты немцами. Оставалось два выхода: либо укрыться за стенами Седана, либо в случае поражения перейти бельгийскую границу, а так как Бельгия сохраняла нейтралитет, французские солдаты, в случае перехода бельгийской границы, были бы немедленно разоружены.. Попытка Базена прорваться из осажденного Меца не удалась, и 27 октября он сдался с 180-тысячной армией.

 

Наполеон потерял корону, на его место пришёл Адольф Тьер. Он стал первым президентом Третьей республики, которая была провозглашена после Парижской коммуны. За годы войны Франция потеряла 1835 полевых орудий, 5373 крепостных орудия, более 600 тысяч ружей. Людские потери были огромны: 756 414 солдат (из них почти полмиллиона пленных), 300 000 мирных жителей убитыми (всего Франция потеряла 590 тысяч мирных жителей, считая и демографические потери). По Франкфуртскому миру бывшая империя уступала Германии Эльзас и Лотарингию (1597 тысяч жителей, или 4,3 % своего населения). В этих областях было сосредоточенно 20 % всех горно-металлургических запасов Франции.

 

Даже после заключения мира во Франции находилось 633 346 германских солдат (569 875 пехоты и 63 471 кавалерии) при 1 742 орудиях. В любой момент из Германии могли быть призваны ещё по меньшей мере 250 тысяч солдат, что в сумме дало бы немцам огромное численное преимущество над уже побеждённым противником. Французская же армия имела только восемь корпусов, а это приблизительно 400 тысяч солдат. Но из них реально в строю было не более 250 тысяч, остальные, по показанию немцев, числились лишь на бумаге.

 

18 января 1871 года в Версале Бисмарк и Вильгельм I объявили о воссоединении Германии. Мечта Бисмарка осуществилась — он создал единое германское государство. К Империи быстро присоединились государства, не входившие в состав Северогерманского союза — Бавария и прочие южногерманские государства. Австрия не вошла в состав вновь объединённой Германии. Пять миллиардов франков, которые французы выплатили немцам в качестве контрибуции, стали прочным фундаментом для германской экономики. Бисмарк стал вторым человеком Германии, но это только формально. На самом деле премьер-министр был практически единоличным правителем, а Вильгельм I настойчивым и жадным до власти не являлся.

 

Так на континенте появилась новая мощная держава — Германская империя, территория которой составляла 540 857 км², население 41 058 000 человек, а армия достигала почти 1 млн солдат.

 

Интересное:

Благодаря работе Альбрехта фон Роона и короля Пруссии Вильгельма I в 1858 году была преобразована вся прусская армия. После того, как военные реформы были проведены в Пруссии, а позже и в Северогерманском союзе, все мужчины военного возраста, в случае необходимости, призывались в армию. Таким образом, в Пруссии была успешно проведена первая военная мобилизация. Благодаря хорошо развитым железным дорогам солдаты доставлялись на западную границу страны в течение нескольких суток, чего не скажешь о французах. В тылах французской армии творились беспорядки, солдат на фронтах вовремя не успевали заменять новыми. В отличие от французов, прусская армия имела один военный штаб, который возглавляли такие военные гении, как Хельмут фон Мольтке, Альбрехт фон Роон. К тому же был разработан детальный план войны против Франции. Главный минус прусской армии состоял в её вооружении. На тот момент уже более 20 лет на вооружении стояла винтовка Дрейзе, дальность стрельбы которой была гораздо меньше французской. Винтовку Дрейзе не заменили по одной причине — она хорошо себя проявила в боях против австрийцев в 1866 году. Но с тех пор прошло уже 5 лет, и французы за это время сумели разработать более совершенное оружие, чем винтовка Дрейзе — винтовку системы Шасспо. До этого считалось, что винтовка Дрейзе является одним из самых лучших видов оружия в Европе, тем более что её крупный калибр — 15,43 мм — позволял наносить большие рваные раны, особенно при стрельбе в упор.

французской армии были отменены все военные премии, что привело к большому количеству увольнений ветеранов. На их место пришли резервисты, которые теперь и составляли большинство армии. Это, естественно, негативно отразилось на боеспособности армии, которая лишилась опытных солдат. Было увеличено количество лет службы в армии с 7 до 9 лет. Несмотря на введение в армии нового более современного и мощного оружия, выучка солдат оставляла желать лучшего. На вооружение французской армии была принята новая винтовка Шасспо 1866 года, которая превосходила в несколько раз по многим характеристикам прусскую игольчатую винтовку Дрейзе 1849 года. Зато бронзовая пушка системы Ла Гитта, которая находилась на вооружении французов, значительно уступала германским Крупповским стальным пушкам. Пушка системы Ла Гитта вела огонь на расстоянии всего 2,8 км, в то время как Крупповские пушки вели огонь на расстоянии до 3,5 км, а также, в отличие от них, заряжалась с казенной стороны. Не спасли от разгрома французскую армию и 25-ствольные митральезы (картечницы) — предшественницы пулемётов, хотя пруссаки часто наступали плотным строем и французы, стреляя из митральез, иногда наносили им очень большие потери. Крупным просчётом французского военного руководства было отсутствие в организации армии мирного времени дивизий и корпусов (за исключением гвардейского), формирование их непосредственно накануне войны не могло обеспечить должной слаженности в действиях частей и подразделений. Франция не имела тщательно разработанного плана войны. Наспех составленный план содержал ряд ошибок (нереальными были сроки мобилизации и сосредоточения войск, расчёты на раскол германской коалиции и т. д.). Сотни солдат откупались от армии, дезертировали. Всё это сказалось на боеспособности французской армии.

Потери французов были огромны. В самом Седане спаслось 82 000 французских солдат. Всем им было приказано без единого выстрела сдаться в плен. В плен попал и сам император Франции Наполеон III. Прусская армия захватила 558 пушек (из которых 139 крепостных) и 66 000 винтовок, а её потери составили всего 4 % от личного состава.

 

Пленение Наполеона III стало концом монархии во Франции и началом установления республики. Но в битве при Седане французская армия потеряла всех солдат, участвовавших в сражении, и фактически лишилась вооруженных сил, а наспех созданное французское ополчение не могло представлять угрозы для прусских войск. Таким образом, победа при Седане открыла прусским войскам дорогу на Париж.

 

вопрос: «Ребята скажите зачем Наполеону 3 нужна была эта война? Добился ли он своих целей и почему нет? А Бисмарк? Оправдались ли его методы?

 

IV.    Микромодуль действенного закрепления

Учитель: « а сейчас пусть каждая из групп,( которые мы разделили, на Францию и Пруссию) ответят:

1.     Почему они нуждались в войне?

2.     Преимущество каждой и з сторон?

3.     Как можно было бы изменить с их позиции ход истории?

 

V.    Раскрытие интриги

 

Учитель: «В итоге Колонна победы, Монумент расположен в центре парка Тиргартен на площади Большая Звезда. Колонна была построена по приказу Вильгельма I в честь побед Пруссии в Датской войне 1864 года, Австро-прусской войне 1866 года и Франко-прусской войне 1870—1871 годов. На бронзовых рельефах гранитного цоколя изображены батальные сцены, рассказывающие о сражениях в этих войнах. Колонна была открыта 2 сентября 1873 года в третью годовщину победы в битве под Седаном.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 082 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 564
    • DOCX 528.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фомин Василий Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фомин Василий Алексеевич
    Фомин Василий Алексеевич
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 63
    • Всего просмотров: 1268574
    • Всего материалов: 780

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе