Главная / Начальные классы / Урок литертурного чтения, 3 класс

Урок литертурного чтения, 3 класс

Технологическая карта урока


  1. Ф.И.О.

  2. Класс: 3

  3. Дата: 12.05.

  4. Предмет: литературное чтение.

  5. Тема: «А. Майков «Весна». Е. Волков «В конце зимы». Е. Пурвит « Последний снег». Прием контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы».

  6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

  7. Цель урока: создать условия для знакомства с произведением А.Н. Майкова «Весна», с репродукциями картин Е. Волкова «В конце зимы». Е. Пурвит « Последний снег».

  8. Задачи:

  • Образовательные: способствовать формированию умения сравнивать произведения литературы и живописи, находить средства художественной выразительности в художественном тексте, находить слова, которые помогают увидеть образы.

  • Развивающие: содействовать развитию навыков осознанного и выразительного чтения, уточнение словаря, развитие монологической и диалогической речи, памяти, воображения и внимания.

  • Воспитательные: способствовать воспитанию чуткого отношения к слову, эстетических чувств, дружелюбия, культуры речи.

  1. Дидактические средства:

  • для учителя –учебник, таблица для чтения, ИКТ, портрет А.Н. Майкова, схемы для диаграммы Венна, Синквейна и кластера, оценочный лист, жетоны.

  • для обучающегося – учебник, солнышки для рефлексии.

Форма работы-групповая.


  1. Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(2-3 мин)

Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Цель для обучающихся: самоопределение к учебной деятельности

Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Проверим готовность к уроку.

-Сегодня у нас с вами необычная работа, вы будете проводить исследование, работая в командах, каждый правильный ответ приносит балл вашей группе, номер вашей группы находится у вас на партах.


-Давайте вспомним правила работы в группе (Приложение 1).

Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(4-5 мин)

Цель для учителя: способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Подготовка к восприятию произведения:

беседа, работа над репродукциями картин; музыкальное сопровождение: «Зима» и «Весна» П.И. Чайковского

-Ребята, сейчас мы заочно отправимся в художественную галерею, примем участие в виртуальной экскурсии. Обратите внимание на картины Е. Пурвит «Последний снег», Е. Волков «В конце зимы»
( Слайды 1)


-Не читая названия картин, можете ли вы определить сюжет картины?


-Мы увидели конец зимы, а теперь обратите внимание на следующие картины, подумайте, какому времени года они посвящены.
(Слайд 2)



-Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «весна»?




-Какими красками можно изобразить весну?












-на картинах изображена зима



-картины посвящены весне






-стало теплей, прилетели птицы, оживает природа, растаял снег и т.д.


-зеленой, желтой, оранжевой, голубой и т.д.

фронтальная

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения.
(5 мин)

Цель для учителя: создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения.

Цель для обучающихся: выявить причину и место затруднения





Мотивация к анализу и перечитыванию текста.

















Решение практических задач.

































Прямая соединительная линия 1

4. Динамическая пауза
(1 мин)

Цель для учителя: способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Обеспечить необходимую двигательную активность.

Цель обучающихся: отдохнуть, подготовиться к следующему этапу работы

Беседа; антиципация;
работа в группах; чтение с заданием; составление кластера.



















Определение темы и цели урока



Первичное восприятие произведения.


Проверка восприятия:беседа

Перечитывание текста.



























физкультминутка

-Сейчас каждая команда составит кластер на тему «Весна». В середине листа напишите слово «весна» тем цветом, с которым у вас ассоциируется это время года. А дальше напишите все, что непосредственно связано с данным временем года.
-Эта работа для вас новая, поэтому обратите внимание на то, как я составила кластер со словом «ЗИМА». Кластер-это сбор ассоциаций.
(Приложение 2: пример со словом зима).
Затем представитель каждой команды покажет нам свой кластер и объяснит выбранные цвета и ассоциации. На эту работу у вас есть 2 минуты, заканчиваете вы по моей команде.


-Молодцы! Откройте учебник на странице 141. Прочитайте название стихотворения А. Майкова «Весна».

-Как думаете. какова цель урока?

-Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и представляете картины

-Какие картины вы представили?

-А теперь прочитаете вы по группам.

-Теперь 1 и 3 группа подчеркивает в стихотворении строки, в которых автор говорит о весне, 2 и 4 группа- о зиме.


-Кто кому противопоставлен в стихотворении?


-Молодцы! Какой изображена Весна? 1 и 3 группа зачитайте строки из стихотворения.


-А какой изображена Зима?


-Как называется прием, когда поэт говорит о временах года, как о живых существах?


-Какие еще художественно-выразительные средства используют поэты для описания времени года в своих стихотворениях?


-А теперь отдохнём.

-Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз-росой она умылась,

Два-изящно покружилась,

Три-нагнулась и присела,

На четыре-полетела.
У ручья остановилась,
И изящно покружилась


Слушают










Составляют кластер







Защита кластера










Слушают, представляют картины.





Выполняют.





-Зима противопоставлен-
на весне.

Отвечают 1 и 3 группа



Отвечают 2 и 4 группа






-олицетворение


-эпитеты, сравнения, метафоры






Повторяют действия за учителем

Фронтальная,
индивидуальная, групповая





























































фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя









































Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция.
Здоровьесберегающая среда.

4.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(10 мин)

Цель для учителя: создать условия для уточнения обучающимися общего характера нового знания.

Цель для обучающихся: научиться в форме коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

работа с учебником: стихотворение А. Майкова «Весна». Упражнение в выразительном чтении; Конкурс чтецов; составление диаграммы Венна;
интегрирование поэтического произведения с изобразительным.











-А теперь мы послушаем ваше чтение. Из каждой команды стихотворение прочитает один участник. Выберите, кого вы бы отправили на «Конкурс чтецов» из вашей команды.

-Подготовимся к конкурсу.

-Как будем читать стихотворение?

Конкурсное чтение и анализ.

-Как читали? Что посоветуете?


-Молодцы! Справились с заданием. А теперь, ребята, прочитав стихотворение, познакомившись с репродукциями картин, посовещайтесь в группе и сравните работу художников и поэтов: как тему, настроение передают художники, а как-поэты? Проведем сравнительный анализ и проведем это в диаграмме. Перед вами два пересекающихся круга, в пересечении вы должны записать общее в стихотворении и картинах, а в половинках, которые не пересекаются-различия.

-читают







-выразительно, правильно


Выполняют работу в парах в группе, а потом соединили варианты.







Фронтальная,
в парах, групповая

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы


5.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(10 мин)

Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Цель для обучающихся: научиться применять полученные знания при выполнении заданий нового типа.

Творческая работа.

Составление Синквейна.

-Сегодня мы говорили о теме весны в творчестве поэтов и художников. Я вам предлагаю написать Синквейн. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала,

излагаемого в предельно кратких выражениях. Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и восходит в нем к слову «пять». Таким образом, синквейн – это

стихотворение, состоящее из пяти строк.

(Слайд)Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами

(глаголы).

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к

теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть

темы.


-При составлении Синквейна, вы, наверное, обращали внимание на ваш кластер. Помогли ли вам ассоциации, собранные в начале урока, для составления пятистишья?





Составляют синквейн.

Изучают план составления.
































Сравнивают

Работа в группах

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.


7.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(3мин)

Цель для учителя:
способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Цель для обучающихся: самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.





Домашнее задание



Беседа; оценивание с комментировани-
ем.

-Что сегодня нового, интересного вы для себя узнали?


-С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Нарисуйте улыбочку на солнышке.


-Оцените свою работу на уроке, впишите свою оценку в оценочный лист.

Напишите на оценочном листе ваше кол-во жетонов.

-Я хочу поблагодарить за работу на уроке(имена)…


-Запишите домашнее задание на стр. 141-142 выучить наизусть стихотворение А. Майкова «Весна».

Спасибо за урок! Мне было очень приятно работать с вами!

Урок окончен!






Рисуют, показывают

фронтальная

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

планирование учебного сотрудничества (К);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).


Урок литертурного чтения, 3 класс
  • Начальные классы
Описание:


УМК "Перспектива"




1.      Тема: «А. Майков «Весна». Е. Волков «В конце зимы». Е. Пурвит « Последний снег». Прием контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы».

2.      Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

3.      Цель урока: создать условия для знакомства с произведением А.Н. Майкова «Весна», с репродукциями картин Е. Волкова «В конце зимы». Е. Пурвит « Последний снег».

4.      Задачи:

·         Образовательные: способствовать формированию умения сравнивать произведения литературы и живописи, находить средства художественной выразительности в художественном тексте, находить слова, которые помогают увидеть образы.

·         Развивающие: содействовать  развитию навыков осознанного и выразительного чтения, уточнение словаря, развитие монологической и диалогической речи, памяти, воображения и внимания.

·         Воспитательные: способствовать воспитанию чуткого отношения к слову, эстетических чувств, дружелюбия, культуры речи.

Автор Вострикова Марина Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1584
Номер материала 24238
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓