Мцыри
как романтический герой
(Урок
литературы в 8 классе)
Учитель
русского языка и литературы
МОУ
«СОШ «Лесколовский центр образования»,
Ввсеволожский
район, Ленинградская область
Дудникова
Любовь Семеновна
Мир совершенен и прекрасен как
замысел и несовершенен как воплощение.
Идея двоемирия
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить
учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности
произведения;
дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом
конфликте
Развивающие:
- развивать эмоциональную
восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения,
продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое
высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.
Воспитывающие:
- воспитывать
интерес к творчеству поэта
Тип
урока: формирование
знаний и умений.
Оборудование: портрет
М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме “Мцыри”,
карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8
класс, Москва: Просвещение, 2010, презентации «Поэма «Мцыри», «Общая
характеристика романтизма как литературного направления»
План
урока
1.
Организационный момент.
Добрый
день! Тема нашего сегодняшнего урока «Мцыри как романтический герой». Сегодня
на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим
работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, познакомимся
с понятием
романтизма как литературного направления, и я надеюсь, что
каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве
М.Ю.Лермонтова.
2.Проверка
домашнего здания.
Вопросы:
– Каким вы назовете главное
настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?
2.1Сообщение
«История создания поэмы «Мцыри».
2.2 Работа
с презентацией «Поэма «Мцыри» .
Вопросы:
– Идею
произведения позволяет раскрыть эпиграф. Сообщение «Истолкование эпиграфа к
поэме»
Первоначально
эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает
одна”.
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии?
(“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?
– Как
эпиграф связан с темой произведения?
–
Определите идею.
–
Определите лексическое значение слова “исповедь”.
Презентация 2
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (Повторение литературоведческих понятий,
применение понятий при анализе поэмы «Мцыри»)
Поэма –
крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят обычно поэмы к
лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе героев, рисуя
картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства,
переживания.
Тема
– изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной
действительности и определенным образом преображенные в системе данного
художественного мира. (То, о чем пишет автор)
Тема
“Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен,
выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и
решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый
момент, когда это было всего опасней:
И в час
ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Тема поэмы
перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек
свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?
Идея
– главная обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение
автора к действительности и выступающая через всю систему образов. (Позиция
автора, то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает)
Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня
настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где
человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в
монастыре.
Сюжет
– основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их
художественной последовательности, которая предусмотрена композицией данного
произведения.
Композиция
– построение художественного произведения, структура соединения отдельных
частей в одно целое.
Композиция
очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного
монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу.
Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях,
проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня
вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы
монастырской жизни. Такая композиция называется «рамочной».
Мцыри - в
переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.
Слово
“исповедь” имеет следующее значение:
1.
покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.
3. Образ Мцыри
как романтического героя.
- Расскажите
кратко о содержании произведения
а) бегство
из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.
б) встреча
с грузинкой
в) бой с
барсом
Презентация 3 Общая характеристика
романтизма
1.Романтизм – художественное направление в
литературе, характерное для литературы стран Европы, России и США и выражающее
идею разлада мечты, идеала и действительности. В русской литературе романтизм
получил признание после Отечественной войны 1812 года
2.Мир, в котором живут романтические
герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое,
реальное или созданное народной фантазией.
3.Романтический пейзаж: море, горы –
символы величия, свободы, непокорности.
4.Писатели – романтики необычны во всем:
-темы романтических произведений: судьба
отечества, памятники литературы, фольклор
-герои – яркие, незаурядные личности
-сюжет запутанный, овеянный дымкой
таинственности
-необычен язык и стиль романтических
произведений.
5.Главная ценность романтического героя –
его свобода и идеалы. Романтический герой неотделим от авторского «я» и
является носителем истинно человеческого авторского начала, которого лишена
действительность.
6. Романтическое двоемирие: стремление
романтического героя к идеальному миру, находящемуся за гранью земного. От
тусклого, унылого, скучного «здесь», к очаровательному «там».
Сообщение «Мцыри» - романтический герой».
8.
Рефлексия.
А)
Цифровой диктант
Согласны
ли вы, что:
1. Местом
действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного
героя?
Да – 1
Нет -0
2. Сюжет
поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0
3. События
трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0
– Какая
цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.
Б)
Упражнение “Незаконченные предложения”:
-В какой
степени и чем был полезен для тебя урок?
-Доволен
ли ты тем, как прошел урок?
- Какое
задание урока понравилось тебе больше всего?
9.
Организация домашнего задания:
1.
Подготовить
пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”. (1
группа)
2.
Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.(2 группа)
3.
Отметить
художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего
героя. (3 группа)
4.
Выучить
понравившийся отрывок наизусть (1 главу)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.