Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 8 классе

Урок литературы в 8 классе

Цели урока:

Обучающая: проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает.

Развивающая: привить навыки передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать умения выразительного и осмысленного чтения.

Воспитывающая: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитывать нравственные начала; прививать культуру умственного труда.

Тип урока: Урок обобщения полученных знаний.

Оборудование: 

  1. Компьютер, проектор;

  2. Сетка из карточек с вопросами;

  3. Иллюстрации к повести Н.В.Гоголя «Шинель».

  4. Карточки-задания.

Эпиграф:                                                                

                                                              «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

                                                                                             Ф.М.Достоевский.

                                                                 

Ход урока.

1. Организационный этап.

В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей», в который вошла повесть «Шинель». Обратите внимание на эпиграф к уроку, который стал афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели?  Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины 19 века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Сегодняшний урок мы проведём в форме телевизионного проекта «Своя игра». Дома вы прочитали повесть, ответили на вопросы, чтобы на примере повести «Шинель» вспомнить всё, что мы знаем по теме «маленький человек» в художественной литературе. На уроке поближе познакомимся с главным героем, постараемся ответить на вопросы викторины.

2. Игра.

Теория литературы



100



200



500



Н.В.Гоголь



100



200



300

Акакий Акакиевич



100



200



300

Маленький человек



100



200



500



Шинель




100



200



300



Теория литературы

100 Метафора, эпитет, гипербола, антитеза, сравнение. Какое общее понятие их объединяет? (изобразительно-выразительные средства языка)

200 К какому из трёх родов литературы принадлежит произведение Н.В. Гоголя «Шинель»? (Эпос, т.к. это повесть).

500 КОТ В МЕШКЕ!!! К какому литературному направлению относится творчество Н.В. Гоголя? (Натуральная школа).


Н.В. Гоголь

100 Как вы понимаете слова «Я брат твой!», вложенные Гоголем в уста Акакия Акакиевича Башмачкина? (Главный герой погиб от бездушия окружающих - Значительное лицо, сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв -а он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить). 

200 Почему главного героя «Шинели» Гоголь называет «дважды незлобливым»? (Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…)

300 С каким насекомым Н.В. Гоголь сравнивает главного героя? В тексте оно упоминается дважды. (Муха)


Акакий Акакиевич

100 Вспомните, где происходят описываемые Гоголем события (место действия)? (Петербург)

200 Задание у доски.

Восстановите распавшуюся композицию произведения.

Экспозиция – Гоголь даёт подробное жизнеописание героя (внешний вид, внутренний мир, увлечения, отношения с окружающими), чтобы познакомить читателя с Башмачкиным.

Завязка – появилась необходимость заменить старую шинель на новую.

Кульминация – визит к «значительному лицу», которое не поняло трагедии «маленького человека».

Развязка – смерть главного героя.

Эпилог (постпозиция) – фантастическая концовка, будто призрак Башмачкина ходит по городу и снимает шинели с богатых горожан.

300 В каком департаменте служил Башмачкин? (Одном)


Маленький человек

100 Отчего, по-вашему, умер Акакий Акакиевич? (Главный герой погиб от бездушия окружающих - Значительное лицо, сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира).

200 Как Н.В. Гоголь подчёркивает типичность героя и ситуации? (“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников).

500 В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”? (А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).


Шинель

100 Какой мех был выбран на воротник шинели? (Кошка)

200 С помощью чего Акакий Акакиевич накопил на новую шинель? (Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

300 КОТ В МЕШКЕ!!! Как называли коллеги старую шинель Башмачкина? (Капот, сравнивали со старым халатом).


3.РЕФЛЕКСИЯ.

-Актуальна ли проблема «маленького человека» в наши дни?

- А как должно быть в жизни?

- Чего не хватало окружающим?

(Гуманизм. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений)


Заключительное слово учителя: 

И в заключение нашего урока я хочу обратить ваше внимание на картины и иллюстрации к повести «Шинель». Гоголь рисует нам образ «Маленького человека». Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить. 

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

  1. Доволен ли тем, как прошёл урок?

  2. Было ли тебе интересно?

  3. Сумел ли ты получить новые знания?

  4. Ты был активен на уроке?

  5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

  6. Учитель был внимателен к тебе?

  7. Ты сумел показать свои знания?



4. Домашнее задание:

Этап информировании учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Написать мини-сочинение

«Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».





Список литературы:

1. Литература. В.Я. Коровина. Учебное пособие, ч.1.Москва, «Просвещение», 2010.

2. Интернет ресурсы: сайты писателей.



3. Краткий словарь литературоведческих терминов, под ред. Л.И. Тимофеева, С.В Тураева, Москва, Просвещение, 1985.



4. Литература в таблицах и схемах. Мещерякова М.И. Айрис-пресс, 2012.


Урок литературы в 8 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок-игра в форме телевизионного проекта "Своя игра" по творчеству Николая Васильевича Гоголя. Опережающее домашнее задание - прочитать повесть "Шинель", ответить на вопросы в учебнике. Урок обобщения изученного материала. Анализ произведения в игровой форме. Класс делится на три команды. На доске таблица с категориями и стоимостью вопросов (пять категорий, стоимость вопросов от 100 до 500 в зависимости от сложности). Среди вопросов есть три "кота в мешке" - команда отдаёт вопрос любой другой команде по своему выбору, если ответ неверный, то баллы уходят в копилку команды, нашедшей "кота в мешке". Право первыми выбрать вопрос разыгрывается, либо тянется жребий. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Автор Едунова Анна Размиковна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1028
Номер материала 13773
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓