Урок литературы в 7 классе
на тему
«Прославление товарищества
в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
учителя
русского языка и литературы
МБОУ» Гимназия
им.М.М.Вахитова г.Буинска РТ»
Сунгатуллиной Алсу Фаридовны
Тема урока: «Прославление товарищества в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Тип
урока: урок – систематизация знаний
Цели урока:
Образовательные: создать
характеристику героев; систематизировать знания учащихся о главных героях повести
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; совершенствовать
и систематизировать изученный материал.
Развивающие: развивать
у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ; формировать
умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя;
развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос; способствовать
развитию у обучающихся культуры речи, отстаивания собственной позиции,
патриотических чувств.
Воспитательные:
формировать нравственные качества личности,
прививать интерес к литературе с помощью работы над характеристикой героев;
формировать эстетический вкус учащихся при восприятии художественной
литературы.
Оборудование: компьютер, диск с фильмом «Тарас Бульба», компьютерная
презентация, портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации
к повести «Тарас Бульба», учебник литературы В.Я.Коровиной (7 класс).
Используемые приемы: Сингапурские методы: Мэнэдж Мэт
, Таймд Пэа Шэа, Инсайд-Аутсайд Сёкл, Конэрс
Эпиграф:
«Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской
земле, не было таких товарищей…» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Этапы
урока:
I.
Организационный
момент
II.
Актуализация
знаний учащихся
III.
Вызов (активизация).
IV.
Формирование новых знаний, умений и навыков
V.
Заключительное слово учителя. Рефлексия
VI.
Подведение
итогов урока (выставление оценок)
VII.
Домашнее
задание: подготовка к сочинению по
произведению Гоголя « Тарас Бульба»
Ход
урока
I.
Организационный
момент
(Учащиеся
рассаживаются по 4 человека. На парте-Мэнэдж Мэт, где
указаны члены команды-А и Б. Столы пронумерованы).
-Здравствуйте,
ребята. Мы продолжаем работу над повестью Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба» и сегодняшний урок мы начнем с работы над характеристикой героев. Посмотрите друг на друга.
Запомните свою команду.
II. Актуализация знаний учащихся
Для описания
характеров героев мы зачитаем отрывки, вспомнив, о ком и как сказал Н.В.Гоголь.
Эта работа поможет нам определить, насколько
хорошо мы знаем героев повести «Тарас Бульба».
Слайды № 1-12 (Ребята
отвечают)
1)
Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной
тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.
2) Был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть
только в тяжелый XV век на
полукочующем углу Европы.
3) Весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое
значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы.
Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те
минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается,
летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте
пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных.
4) Выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно
даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный
хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными
зрителями, когда панянки отворотили глаза
свои, — ничто, похожее на стон, не вырвался из уст его; не дрогнулось лицо его.
5) Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы
пересилила русскую силу!
6) Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким
обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее
своего брата: чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда,
с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания.
7) Казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные
дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием,
почти неестественным для двадцатидвухлетнего,
он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти
средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней
преодолеть ее. Уже испытанной
уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны
наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества
уже приобрели широкую силу льва.
8) Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже
больше никогда не сходили с него.
Оглянулся он теперь вокруг себя: все новое на
Сече, все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые
стояли за правое дело, за веру и братство. Он любил простую жизнь казаков и
перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской
стороне, называя их хлопьями польских панов.
9) Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и
другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать
лет; женщина чаще стала представляться
горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую,
черноокую, нежную. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения
страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно
думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы.
10) Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал
я, паны-братья, чтобы казак покинул
в беде или продал как-нибудь своего товарища. И те и другие нам товарищи —
меньше их или больше, — все равно, все товарищи, все нам дороги.
11) Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал
другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был
всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и
никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги
не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной
пирушки; по крайне мере никогда
почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными.
III.
Вызов (активизация поисковой деятельности)
-Ребята, обратите
внимание на эпиграф нашего урока: «Бывали
и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких
товарищей…» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». (Слайд № 13)
-О
чем вам говорит эпиграф?
-Каковы особенности настоящего казака?
-Давайте посмотрим отрывок из кинофильма: речь Тараса о
товариществе (Просмотр отрывка к\ф)
-В
чём, по мнению Тараса, сила товарищества и братства людей? Что говорит Тарас о
товариществе и братстве русских людей, к чему призывает казаков? (Таймд Пэа Шэа: партнеры
по плечу. Подумайте 10 секунд. А теперь изложите свою точку зрения
партнеру по плечу. Начинает говорить партнер А. Дается 1 минута. (Включается
таймер, по истечении времени партнер Б благодарит А. Потом партнер Б говорит
свое мнение. Партнер А благодарит.)
-Что
ответил на вопрос о товариществе ваш партнер? (Учитель опрашивает несколько
человек)
-
Правильно, ребята. И тема нашего урока – прославление товарищества в повести
Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». (Слайд № 14) Гоголь произнес свое слово не
только для того, чтобы подбодрить казаков. Тарас хотел выразить свои
сокровенные мысли и чувства. В этой речи чувствуется патриотизм, глубокое
чувство товарищества. Как верил Тарас в товарищество!
IV. Формирование новых знаний, умений и
навыков
-Ребята, Тарас Бульба не только воин, он еще и отец 2
сыновей. Его героический характер проявляется не только на поле боя, но и
в эпизодах казни его сыновей. Давайте
охарактеризуем сыновей Тараса Бульбы. Дайте вашу собственную оценку героев повести-Остапа и
Андрия, их поступков в различных жизненных ситуациях. (Таймд
Пэа Шэа: партнеры по лицу)
(Ребята работают, учитель опрашивает несколько ребят)
1) -Давайте посмотрим эпизод к\ф «Тарас Бульба» (Просмотр
эпизода смерти Андрия)
-Можно ли понять и оправдать поступок Андрия?
- Мог ли Тарас Бульба поступить по-другому?
2) -Давайте посмотрим эпизод к\ф «Тарас Бульба» (Просмотр
эпизода смерти Остапа)
- Почему Остап в свой последний час вспоминает
отца и обращается к нему?
-Почему Тарас, несмотря на угрозу быть пойманным, с риском для
жизни присутствует на казни Остапа?
Инсайд-Аутсайд Сёкл (-Посмотрите на своего партнера по лицу, запомните его. Все
ученики Б сформируйте внешний круг, а ученики А находят своего партнера Б и
встают перед ним, формируя внутренний круг)
-Каково отношение Тараса Бульбы
к сыновьям? Подумайте 5 секунд. (Ученики из внешнего круга отвечают
партнеру. Всего-1 минута. Благодарят, меняются ролями. Двигаются дальше на 4
человека. Учитель опрашивает несколько учеников).
3) -Давайте посмотрим конец фильма «Тарас Бульба» (Просмотр
эпизода смерти Тараса)
--Можно ли
назвать смерть Тараса Бульбы героической? Почему?
- Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?
-Как
воспринимаются вами последние строчки, найдите их. Почему конец повести не
воспринимается пессимистически? Почему он жизнеутверждающий? (Работа с
текстом)
Конэрс:
-Кто из героев повести вызвал у вас более глубокое сочувствие - Тарас
Бульба, Остап, Андрий или мать? Подумайте 10 секунд. Напишите название угла в
тетради. Подойдите к своему углу и найдите партнера не из вашей команды,
обсудите с ним свой выбор-дается 1 минута. Мысли партнера перескажите. (Учитель
выбирает несколько учеников для пересказа мыслей партнера)
V. Заключительное слово учителя. Рефлексия
-Итак, ребята, мы провели интересную и важную работу: постарались
создать характеристики главных героев произведения Н.В.Гоголя, увидеть их
отношение к своему долгу, товариществу, Родине.
Исторически
правдиво Гоголь показывает народно-освободительное движение, сила которого
«заключалась в общенародном характере и значении, в массовости-восстании,
приводивших в смятение польских магнатов и шляхту, в героической,
самоотверженной борьбе украинских казаков и крестьян против иноземных
угнетателей».
Воплощение
героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы.
Подвиг его — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы
свято соблюдался «основной закон товарищества».
Герои
не погибают - они обретают бессмертие, т.к. они убеждены, что «не погибнет ни
одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что
смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. Об этом - последние слова
Тараса Бульбы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее
героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.
Если
каждый из вас так же, как Тарас Бульба, Остап и другие казаки, любит свою
Родину, то может отдать ей частичку себя, быть ей полезным. Нужно любить свою
Родину и быть настоящим патриотом и гражданином своей страны. Я надеюсь, вы
никогда не предадите свою Родину.
VI. Подведение итогов урока
(выставление оценок)
-Ребята, урок подошел к концу. Вы очень активно работали на
уроке, выставим оценки за работу.
VII.
Домашнее задание (на выбор):
1) используя ресурсы библиотеки и интернета, познакомьтесь с
иллюстрациями художников к повести. Чьи иллюстрации, по вашему мнению, наиболее
полно отражают характеры героев?
2) творческое задание: написать мини-сочинение
на тему: «Какие черты характера героев привлекли меня больше всего».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.