Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 7 классе по теме: «Из зерна добра – цветок доброты!» ( по сказке – были А. Платонова «Неизвестный цветок»)

Урок литературы в 7 классе по теме: «Из зерна добра – цветок доброты!» ( по сказке – были А. Платонова «Неизвестный цветок»)

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Башкирский лицей-интернат №3» городского округа г.Стерлитамак РБ Машталлер Р.Х.

Урок литературы в 7 классе по теме: «Из зерна добра – цветок доброты!» ( по сказке – были А. Платонова «Неизвестный цветок»)

Цели:

1. Образовательные:

  • актуализировать имеющиеся знания о жанровой специфике произведения;

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста;

  • подвести учащихся к пониманию идейного содержания произведенияА.Платонова.

2. Развивающие:

  • взаимосвязанное развитие эмпирического и аналитического мышления учащихся;

  • формирование аналитических умений, монологической и диалогической речи как основы межличностной коммуникации.

3. Воспитательная:

  • продолжить формирование ценностных ориентаций, связанных с понятиями милосердие, сострадание, терпимость.


Оборудование: мультимедийный проектор, рабочие листы с заданиями для групповой работы.


Слово учителя:

- Предметом нашего разговора будет произведение А. Платонова «Неизвестный цветок».

- Дайте лексическое толкование слова «неизвестный», подберите к нему синонимы.

- Как определяет лексическое значение слова «неизвестный» толковый словарь?

Слово имеет три значения, но для нас интересно одно: «такой, о котором нет сведений, который не определен, не изучен».

- Общеизвестно, что на протяжении веков люди сделали множество важных открытий: континенты, острова, древние цивилизации, новые виды растений, и каждое из них имеет свое название. Новые открытия не остаются безымянными, но при подготовке к уроку мною было обнаружено в Интернете интересное фото « Неизвестный цветок», действительно, он нам не знаком. (Слайд)

Мне думается, что он уже получил свое название, а вот Андрей Платонов не дал названия герою своего произведения. Это главный вопрос, на который мы постараемся найти ответ. И поможет нам в этом тема сегодняшнего урока: «Из зерна доброты – цветок добра».

- Попробуйте сформулировать цель урока.

- В процессе анализа художественного произведения нам предстоит осмыслить идейное содержание платоновского текста, углубить знания о жанровом своеобразии произведения, познакомиться с таким понятием, как проект.

- Достичь поставленной цели нам поможет загадочное платоновское слово.

- Произведение прочитано. Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие, которые не оставили равнодушными?

- Жанр произведения обозначен необычно – сказка–быль, знакомы ли вам подобные произведения?

М.Пришвин «Кладовая солнца»: лет двести тому назад ветер-сеятель принес в Блудово болото два семечка…»

- Сказка – быль… Как вы понимаете значение слова «быль»?

Быль – то, что было в действительности, происходило на самом деле.

- Что в описании цветка от были, а что – сказочное?

У любого цветка есть стебель венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование.

- Цветок из сказки–были А. Платонова был существом, наделенным чувствами, волей, способностью говорить.

- Где жил цветок?

- Каков был пустырь, на который попало семечко? Назовите эпитеты, характеризующие его.

Старые серые камни, голый каменный пустырь, сухая мертвая глина.

- Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите слова, подтверждающие ваши наблюдения.

Не просто скучал – ему было очень одиноко. «Он рос один на пустыре… Лишь один ветер гулял по пустырю», « Меня никто не зовет»; ему не просто было трудно – жизнь его была тяжелой: «нечем ему было питаться в камне и глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и е проникали до его корня…»; он страдал, он отчаянно боролся за жизнь: « Он поднимал листья против ветра…всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям…»

- Какими качествами наделен платоновский цветок?

- Да это ваше понимание, а каково авторское отношение к цветку? Найдите в тексте слова, помогающие определить это отношение.

Стебелёчек, венчик, жилки, травка и др. – слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами выражают сочувственное отношение автора к цветку.

Художественный текст – это сложный организм, в котором взаимодействуют разные уровни языка: фонетический, лексический, морфологический, синтаксический.

- Над каким уровнем текста мы работали?

Лексическим.

- Обратимся к морфологическому уровню. Предлагаю вам поработать с текстом, распределите слова, имеющие отношение к семечку и цветку.

На экране:

Семечко

П - - - - - - - -

Т - - - - - - -

Н - - - - - - - - -

В - - - - - -



Цветок

Ж - - -

Р - -

С - - - - - - -

С - - - - - -

Т - - - - - - -

Р - - - - - - - -



Слова для справок: приютилось, томилось, напиталось, впилось, жил, рос, собирал, сторожил, трудился, радовался.

- Определите вид глаголов, относящихся к цветку.

Несовершенный вид – действие показано во времени, оно не завершено.

- Как это помогает в раскрытии идеи произведения?

Цветок жив, красота вечна.

- Идею произведения помогают проявить не только разные уровни организации текста, но и символы. Общеизвестно, что символ – это условное обозначение какого-либо понятия, идеи. Вам предстоит работа в группах, ваша задача – создать свою модель неизвестного цветка. Представьте себе милый вашему сердцу уголок родного края – края поющих родников, цветущих лугов.

- Наша задача – создать свою модель Неизвестного цветка и рассказать историю его жизни. Создайте свой чудо-цветок!

(Материал, необходимый для создания модели цветка: изготовленные из цветной бумаги лепестки разной конфигурации, цвета; листья, стебли -предлагается ребятам. Разрозненные компоненты они объединяют в единое целое в зависимости от идеи, которую должны защитить.)

- Наделите свой цветок необычными эпитетами, вдохните в него жизнь, дайте ему название, озвучьте смысл его существования.

(Через несколько минут ребята, увлеченно и вдохновенно работавшие в группах, защищают свои проекты; на доске остаются прикрепленные модели цветков).

- Какая замечательная у нас получилась поляна, все цветы на ней получились разные, непохожие. И А. Платонова цветок не похожий на других.

- Отчего на других непохожий? В чем эта непохожесть?

Возможно, причина ее в неординарности таланта самого писателя, трудной судьбе. Андрей Платонов так и не увидел в печати многие свои произведения, среди них «Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море». Он перенес лишения и несправедливость, выпавшие на его долю, потому что он, мастер-писатель, на других не похожий, как и герои его произведений. Писатель считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, - « из смерти работать жизнь».

- В каком произведении А. Платонова есть схожая судьба?

«Юшка.

- Что роднит платоновских героев?

«Да что ты, такой блажной, непохожий ходишь», «А отчего ты на других непохожий?..», «Я тоже всему свету нужен», «Он трудился день и ночь, чтобы пить и не умереть», - оба жаждут жизни, держатся за нее изо всех сил. Оба продолжают жить после смерти.

Согласно образцу синквейна, посвященного Юшке, составьте синквейн, посвященный Неизвестному цветку:

Человек –

Заботливый, терпеливый.

Любит, жертвует, прощает.

Несет добро людям.

Юшка.

Растение –

Маленькое, безымянное.

Преодолевает, борется, живет.

Дарит радость людям.

Цветок.


- Хочется добавить неизвестный цветок. Почему писатель оставил его безымянным? (Чтение эпиграфа)

Деятельное добро, по Платонову, не требует имени!

- Известно, что этот рассказ был последним произведением писателя, что он работал над ним, уже будучи тяжело больным и закончил свою работу за несколько дней до смерти, подарив его своей шестилетней дочке Маше.

- Можно ли считать его завещанием? Каким? Ведь не яхты и виллы оставил писатель в наследство.

Духовным завещанием!

- Так что же завещал писатель людям?

Быть мужественными и упорными в преодолении трудностей, милосердным и великодушным по отношению ко всему живому на земле.

- Сегодня мы познакомились с платоновским цветком, с вашими цветами, а я хочу подарить вам свой цветок, пусть он послужит эстафетой добра. (Слайд)

Эстафета добра начинается с каждого из нас!

Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра «О чем мог бы рассказать цветок?»

















Урок литературы в 7 классе по теме: «Из зерна добра – цветок доброты!» ( по сказке – были А. Платонова «Неизвестный цветок»)
  • Русский язык и литература
Описание:

При подготовке у уроку были учтены требования программы к уровню знаний и умений учащихся 7 класса, предполагающие развитие умений устного пересказа, анализа и комментария прочитанного, подготовки индивидуальной характеристики героя, развития диалогической и монологической речи. 

Тип урока - комбинированный. Выбор структуры и темпа проведения урока определялся возврастными и психологическими особенностями учащихся раннего подросткового периода: повышенная активность, стремление выделить себя на фоне сверстников, пытливость ума.

Привлечение инновационных образовательных технологий: технологии критического мышления, проектной деятельности, системно-деятельностного подхода.

Автор Машталлер Регина Хуззиятовна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1424
Номер материала 4112
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓