Учитель русского языка и
литературы МБОУ «Башкирский лицей-интернат №3» городского округа г.Стерлитамак
РБ Машталлер Р.Х.
Урок литературы в 7 классе по теме: «Из зерна добра –
цветок доброты!» ( по сказке – были А. Платонова «Неизвестный цветок»)
Цели:
1. Образовательные:
·
актуализировать
имеющиеся знания о жанровой специфике произведения;
·
совершенствовать
навыки анализа художественного текста;
·
подвести
учащихся к пониманию идейного содержания произведенияА.Платонова.
2. Развивающие:
·
взаимосвязанное
развитие эмпирического и аналитического мышления учащихся;
·
формирование
аналитических умений, монологической и диалогической речи как основы
межличностной коммуникации.
3. Воспитательная:
·
продолжить
формирование ценностных ориентаций, связанных с понятиями милосердие,
сострадание, терпимость.
Оборудование: мультимедийный проектор,
рабочие листы с заданиями для групповой работы.
Слово учителя:
- Предметом
нашего разговора будет произведение А. Платонова «Неизвестный цветок».
- Дайте
лексическое толкование слова «неизвестный», подберите к нему синонимы.
- Как определяет
лексическое значение слова «неизвестный» толковый словарь?
Слово имеет
три значения, но для нас интересно одно: «такой, о котором нет сведений,
который не определен, не изучен».
- Общеизвестно, что
на протяжении веков люди сделали множество важных открытий: континенты,
острова, древние цивилизации, новые виды растений, и каждое из них имеет свое
название. Новые открытия не остаются безымянными, но при подготовке к уроку
мною было обнаружено в Интернете интересное фото « Неизвестный цветок», действительно,
он нам не знаком. (Слайд)
Мне думается, что
он уже получил свое название, а вот Андрей Платонов не дал названия герою
своего произведения. Это главный вопрос, на который мы постараемся найти ответ.
И поможет нам в этом тема сегодняшнего урока: «Из зерна доброты – цветок
добра».
- Попробуйте
сформулировать цель урока.
- В процессе
анализа художественного произведения нам предстоит осмыслить идейное содержание
платоновского текста, углубить знания о жанровом своеобразии произведения,
познакомиться с таким понятием, как проект.
- Достичь
поставленной цели нам поможет загадочное платоновское слово.
- Произведение
прочитано. Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие, которые не
оставили равнодушными?
- Жанр произведения
обозначен необычно – сказка–быль, знакомы ли вам подобные произведения?
М.Пришвин
«Кладовая солнца»: лет двести тому назад ветер-сеятель принес в Блудово болото
два семечка…»
- Сказка – быль… Как
вы понимаете значение слова «быль»?
Быль – то, что
было в действительности, происходило на самом деле.
- Что в описании
цветка от были, а что – сказочное?
У любого
цветка есть стебель венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит
лучи солнца, многие цветы борются за свое существование.
- Цветок из
сказки–были А. Платонова был существом, наделенным чувствами, волей,
способностью говорить.
- Где жил цветок?
- Каков был
пустырь, на который попало семечко? Назовите эпитеты, характеризующие его.
Старые серые
камни, голый каменный пустырь, сухая мертвая глина.
- Какой была
жизнь цветка на пустыре? Найдите слова, подтверждающие ваши наблюдения.
Не просто
скучал – ему было очень одиноко. «Он рос один на пустыре… Лишь
один ветер гулял по пустырю», « Меня никто не зовет»; ему не просто было трудно
– жизнь его была тяжелой: «нечем ему было питаться в камне и глине; капли
дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и е проникали до его корня…»; он
страдал, он отчаянно боролся за жизнь: « Он поднимал листья против ветра…всю
ночь сторожил росу и собирал её по каплям…»
- Какими
качествами наделен платоновский цветок?
- Да это ваше
понимание, а каково авторское отношение к цветку? Найдите в тексте слова,
помогающие определить это отношение.
Стебелёчек,
венчик, жилки, травка и др. – слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами
выражают сочувственное отношение автора к цветку.
Художественный
текст – это сложный организм, в котором взаимодействуют разные уровни языка:
фонетический, лексический, морфологический, синтаксический.
- Над каким
уровнем текста мы работали?
Лексическим.
- Обратимся к
морфологическому уровню. Предлагаю вам поработать с текстом, распределите
слова, имеющие отношение к семечку и цветку.
На экране:
Слова для
справок: приютилось,
томилось, напиталось, впилось, жил, рос, собирал, сторожил, трудился,
радовался.
- Определите вид
глаголов, относящихся к цветку.
Несовершенный
вид – действие показано во времени, оно не завершено.
- Как это
помогает в раскрытии идеи произведения?
Цветок жив,
красота вечна.
- Идею
произведения помогают проявить не только разные уровни организации текста, но и
символы. Общеизвестно, что символ – это условное обозначение какого-либо
понятия, идеи. Вам предстоит работа в группах, ваша задача – создать свою
модель неизвестного цветка. Представьте себе милый вашему сердцу уголок родного
края – края поющих родников, цветущих лугов.
- Наша задача –
создать свою модель Неизвестного цветка и рассказать историю его жизни.
Создайте свой чудо-цветок!
(Материал,
необходимый для создания модели цветка: изготовленные из цветной бумаги
лепестки разной конфигурации, цвета; листья, стебли -предлагается ребятам.
Разрозненные компоненты они объединяют в единое целое в зависимости от идеи, которую
должны защитить.)
- Наделите свой
цветок необычными эпитетами, вдохните в него жизнь, дайте ему название,
озвучьте смысл его существования.
(Через несколько
минут ребята, увлеченно и вдохновенно работавшие в группах, защищают свои
проекты; на доске остаются прикрепленные модели цветков).
- Какая
замечательная у нас получилась поляна, все цветы на ней получились разные,
непохожие. И А. Платонова цветок не похожий на других.
- Отчего на
других непохожий? В чем эта непохожесть?
Возможно, причина
ее в неординарности таланта самого писателя, трудной судьбе. Андрей Платонов
так и не увидел в печати многие свои произведения, среди них «Котлован»,
«Чевенгур», «Ювенильное море». Он перенес лишения и несправедливость, выпавшие
на его долю, потому что он, мастер-писатель, на других не похожий, как и герои
его произведений. Писатель считал, что главное предназначение всего живого,
прежде всего человека, - « из смерти работать жизнь».
- В каком
произведении А. Платонова есть схожая судьба?
«Юшка.
- Что роднит
платоновских героев?
«Да что ты,
такой блажной, непохожий ходишь», «А отчего ты на других непохожий?..», «Я
тоже всему свету нужен», «Он трудился день и ночь, чтобы пить и не умереть», -
оба жаждут жизни, держатся за нее изо всех сил. Оба продолжают жить после
смерти.
Согласно образцу
синквейна, посвященного Юшке, составьте синквейн, посвященный Неизвестному
цветку:
- Хочется
добавить неизвестный цветок. Почему писатель оставил его безымянным? (Чтение
эпиграфа)
Деятельное
добро, по Платонову, не требует имени!
- Известно, что
этот рассказ был последним произведением писателя, что он работал над ним, уже
будучи тяжело больным и закончил свою работу за несколько дней до смерти,
подарив его своей шестилетней дочке Маше.
- Можно ли
считать его завещанием? Каким? Ведь не яхты и виллы оставил писатель в
наследство.
Духовным
завещанием!
- Так что же
завещал писатель людям?
Быть
мужественными и упорными в преодолении трудностей, милосердным и великодушным
по отношению ко всему живому на земле.
- Сегодня мы
познакомились с платоновским цветком, с вашими цветами, а я хочу подарить вам
свой цветок, пусть он послужит эстафетой добра. (Слайд)
Эстафета добра
начинается с каждого из нас!
Домашнее задание.
Сочинение –
миниатюра «О чем мог бы рассказать цветок?»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.