Ход урока
Вступительное слово учителя.
1. Чтение
стихотворения под трогательную музыку.
Размышления
слепого мальчика
Какого
цвета облака?
А правда будто бы плывут?
И что по небу, как река?
А почему не сразу льют?
А солнце, правда, как огонь?
И что, действительно горит?
Я протянул к нему ладонь
И не обжёгся, не болит.
И что, все разные цветы?
А как вообще они цветут?
Всё это дивной красоты?
И что они везде растут?
А я, красивый или нет?
Ведь я не вижу ни чего,
А правда, разноцветный свет?
А у меня в глазах..темно.
|
2 Актуализация знаний. Слово учителя:
-Почему я начала наш урок с этого печального , трогательного стихотворения?
Это стихотворение написал слепой мальчик. Произведение, которое мы прочитали,
называется «Слепой музыкант». И написал его известный русский писатель,
которого назвали «Совестью русской эпохи» В.Г. Короленко.
Какие ассоциации возникают у вас со словами:
«слепой» и «музыкант»?
Закройте глаза. Представьте, что вы неожиданно
перестали видеть, что вы испытываете?
А теперь представьте, что эту музыку написали
именно вы. Что вы испытываете?
«слепой» «музыкант»
Мрак Музыка
Хаос Гармония
Тревога Удовольствие
Страх Радость
Тьма Свет
- Выделим ключевые слова: тьма, свет.\
Тьма и свет- антонимы, противоположные по
смыслу слова.
Как вы думаете, только ли прямое значение
имеют эти слова в повести. Слово тьма –многозначное, имеет переносное
значение.
В повести Короленко слова «тьма» и «свет»
имеют и прямое, и переносное значения. Что такое «тьма», по Короленко?
Тьма-это жизнь для себя, эгоистические страдания, озлобленность на всех
окружающих
Свет- Ощущение полноценной жизни, умение отдавать
частичку себя окружающим
3.
Постановка темы и целей урока.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на
уроке? Как обозначим тему урока?
Предложите свою формулировку темы.
( «От тьмы к свету») Путь восхождения к
свету.
Как вы понимаете эту фразу?
-Эпиграфом к уроку взяты слова дяди
Максима: "Он прозрел, да, это правда, - он прозрел" в прямом или
переносном значении употреблено слово прозрел? (Герой осознал что-то важное…)
А можно ли сказать, что человек
почувствовал наконец-то себя счастливым?
. В конце урока мы вернемся к эпиграфу.
-Определив тему урока, узнав эпиграф, как
вы думаете, что предстоит нам осознать на уроке? Над какими вопросами
задуматься? ., Цели:
© Проследить
трудный путь героя к осознанию своего предназначения, путь поиска смысла
жизни и счастья.
© Попытаться
понять, какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести?
© Прежде
чем мы приступим к работе над содержанием произведения, раз уж мы затронули в
начале урока тему счастья, напишите, пожалуйста, на карточках, что по вашему
нужно иметь человеку , чтобы быть счастливым?
А теперь проверим, что у вас получилось. К
этим карточкам мы еще вернемся, а сейчас с чего начинается повесть
|
4 Анализ произведения. Экспозиция: 1, 2 гл. –начинается
с предчувствия беды - (зачитываем отрывок)
Читаем
в главе 1:«Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но когда в комнате
раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с
закрытыми глазами в своей постели…Юная мать смолкла, и только по временам
какое-то тяжелое страдание, которое не могло прорваться наружу движением или
словами, выдавливало из ее глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь
густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам».)
и
приговор: «Ребенок родился слепым».
В
чьих руках его судьба?
Судьба
больного ребенка в руках родителей. Кто взял на себя ответственность в
воспитании Петруся? Почему отец самоустранился?
Два
человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя
Максим
|
5. Групповая работа.
1 группа
Вы сейчас представляете себя на месте
мамы Петруся.
С помощью имен прилагательных, причастий
охарактеризуйте маму мальчика
(добрая, заботливая, нежная, любящая).
С помощью глаголов охарактеризуйте ее
отношение к ребенку, ее состояние.(любит, заботится, переживает, страдает, )
С помощью имен существительных покажите,
что она привносила в жизнь Петра.(любовь, ласка. Доброта, забота)
1.
Мать охраняющее, оберегающее начало.
Будучи на месте матери вы также бы
воспитывали своего ребенка и также к нему относились?
|
2
группа
Рассмотрим,
какое влияние оказал на воспитание Петра дядя Максим. Максим— старый
гарибальдиец, инвалид.
Расскажите,
почему вы проявили неравнодушие к Петру, на каких принципах строится ваше
воспитание?
Какие
разногласия возникали между матерью Петруся и дядей Максимом по поводу
воспитания мальчика? Кто был прав, на ваш взгляд? Если бы не вмешательство
дяди, чем бы могло закончиться воспитание?
|
3
группа Вы на месте Петруся. Расскажите, каких успехов достигли вы в первые
годы жизни , благодаря воспитанию близких людей? Чего он достиг в первые годы
жизни?
4
группа. Судьба подарила Петру знакомство с людьми, которые также оказали
влияние на его развитие и становление.
Расскажите,
какое влияние на Петра оказали встречи с Иохимом и Эвелиной.
Что
в переводе означает имя Иохим?
Иохим-простой
деревенский житель, пастух. ( в перев. С древнеевр. «утверждение»,
«воскресение господне», «Бог поставил» . случайно ли автор подбирает это имя?
Добрый. Талантливый, бедный, .Ему дарован талант: любовь к музыке .Какова
роль Иохима? Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен
любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар
.
На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке положила начало
превращению слепого мальчика в музыканта.
Судьба
подарила Петру в образе Эвелины Ангела – хранителя.
Эвелина
(Имя героини особенно дорого писателю Так звали двух любимых им женщин мать и
сестру) Подруга, невеста, жена. Имя в переводе с евр. Означает «Жизненная
сила»
Эвелина помогает понять Петру
настоящий смысл любви. Когда он влюблен, он
чувствует свет. «Вода журчала … и так же шептались кусты черемухи, только
вчера было темно, а теперь стояло яркое солнечное утро. И никогда еще он не
чувствовал света так ясно…»
|
Итак
, вернемся к вашим карточкам. Отметьте, из того, что вы написали, что было у
Петра, чтобы считать себя счастливым человеком? Рядом с Петрусем любящие
люди. Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих , увлечение
музыкой. Вывод:
каждый из них что-то дал мальчику. Мать – заботу, Максим –уверенность,
Эвелина – любовь, Иохим – понимание музыки, любовь к родной природе, родине.
Но
счастлив ли Петр? Чего ему не хватает?(работа по карточкам)
Как
размышляет об этом Короленко? Зачитайте. Если бы жизнь ребенка проходила
среди нужды и горя - это, быть может, отвлекло бы его мысль к внешним
причинам страдания. Но близкие люди устранили от него все, что могло бы его
огорчать. Ему доставили полное спокойствие и мир, и теперь самая тишина, царившая в
его душе, способствовала тому, что внутренняя неудовлетворенность слышалась
яснее. Среди тишины и мрака, его окружавших, вставало смутное неумолкающее
сознание какой-то потребности, искавшей удовлетворения, являлось стремление
оформить дремлющие в душевной глубине, не находившие исхода силы.
Замкнутый мирок усадьбы не мог дать
Петру полноты жизни. Дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с
людьми разных общественных положений:
- Итак, какие
дальнейшие события в жизни Петра повлияли на его становление, на формирование
его личности?
- 1 группа
- Какое влияние оказала на Петра
встреча с семьей Ставрученков?
Какие чувства испытал Петр после
знакомства с ними? Он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы.
Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в
личное несчастье.
Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот
мир принять слепого? Петрусь сначала прислушивался к ним с выражением
восторженного изумления , но вскоре он не мог не заметить, что эта живая
волна катится мимо него, что ей до него нет дела
2 группа
Как повлияла на Петра история о
бандуристе Юрко?
3 группа
Как повлияла на Петра встреча со
слепыми звонарями? Обострились страдания в его душе и
после встречи со звонарем./ Он почувствовал, что участь слепых – злость и
обида. Наступил душевный кризис
4 группа
Анализ
эпизода разговора Петра с дядей Максимом
Дядя раскрывает перед юношей всю глубину
людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со
страданиями народа/.
Вывод: Этот эпизод имеет особое значение.
Т.К. герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими
и вносят в мысли и поступки героя ясность:
|
Вывод:
Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди. Для чего?
Ему хочется полнее узнать жизнь простых людей, чтобы
окончательно прозреть душой.
«Что пришлось испытать Петру,
когда он присоединился к группе слепых обездоленных странников, возглавляемых
Кандыбой?» - спрашивает учитель.
Учащиеся говорят о нужде, холоде,
голоде, унижении, т.е. о настоящем горе. Только познав настоящую беду, обиду,
горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.
«Позднею осенью
панич неожиданно для всех в усадьбе вернулся с двумя слепцами в нищенской
одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у
почаевской богоматери исцеление. Впрочем, глаза его оставались по-прежнему
чистыми и по-прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась»
|
Сравнительная диаграмма (до странствия и после)
Считает себя
бесполезным
Его гложет отчаяние,
душа страдает
Видел только свое
горе
Петр эгоистичен,
озлоблен
|
Почувствовал, что может принести пользу обществу
Душа его исцелилась,
успокоилась
Узнал о страданиях
других
Стал думать о других,
появилось желание помогать людям
|
|
Сравнительная диаграмма (до странствия и после)
Считает себя …….
Душа его…
Его гложет ……
Относится к другим
…..
|
Почувствовал, что ….
Душа его …..
Узнал о …..
Стал думать о ……,
появилось желание
…..
|
|
Когда к Петру приходит окончательная
радость прозрения?***Когда родился ребенок, он понял: чтобы полноценно
жить, а не существовать, нужно отдавать себя другим людям. Нельзя жить только
для себя, хороня великий талант в своем горе. Его нужно нести людям. «Я видел
вас всех… Я отдал все это… ему… ребенку и…всем…»
Обращение к эпиграфу.
Это и есть
настоящее прозрение. Он стал чувствовать людское горе и людскую радость, и
все это отразилось в его музыке
Вывод: Итак, что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?
- любовь близких,
- человеческое участие,
- милосердие окружающих,
- собственная воля е.
|
—А теперь
еще раз обратимся к теме урока.
Петр
проходит, трудный жизненный путь: обретение смыла жизни, любви, признания.
— Как
вы думаете, был выбор в жизни Петра? Вообще, что такое выбор? Как вы это
понимаете?
Умение определить линию жизни, сделать какой-то важный шаг.
Перед Петром быстро стояла проблема выбора: смириться и Петр
выбрал путь поисков, приведший его сначала к странствиям с нищими, а затем к
обобщению самого себя как музыканта и человека. Глаза его остались незрячими,
а душа исцелилась, прозрела. И за это судьба ему подарила огромное творческое
и человеческое счастье: умную, добрую, любящую жену, сына, родившегося
зрячим, талан пианиста и композитора.
|
Перед вами высказывания известных людей о
счастье, какое высказывание, по-вашему, наиболее относится, подходит для
произведения Короленко «Слепой музыкант»
Короленко назвал свое произведение
этюдом. В переводе с французского-изучение. Изучение человеческой души.
«Моя задача была не
специально психология слепого, а
психология
общечеловеческой тоски по полноте
существования».
Как вы понимаете эту фразу? Каждый человек рано или поздно стоит перед
трудным жизненным выбором, каждый испытывает минуты счастья и несчастья.
Д.З Вводится
прием совместное письменное размышление
Напишите письмо от имени слепого
музыканта Петруся всем людям, которые собираются сделать свой выбор в жизни.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.