Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 7 классе на тему "Путь восхождения к свету" ( по произведению В.Г. Короленко "Слепой музыкант")

Урок литературы в 7 классе на тему "Путь восхождения к свету" ( по произведению В.Г. Короленко "Слепой музыкант")

Тема урока: «Путь восхождения к свету» ( по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевое применение усвоения.

Планируемые образовательные результаты:

а) предметные: научиться слушанию, говорению, письму; научиться различным видам чтения( выразительному, беглому и т.д.) ; научиться анализу художественного текста; составлению характеристики героев, сопоставлению героев событий.

б) метапредметные: самостоятельно ставить учебную задачу, цели; аргументированно строить высказывание; понимать содержание прочитанного текста; проводить литературную параллель; характеризовать авторские свойства предмета, опираясь на исходный текст.

в) личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; воспитание чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

Решаемые
учебные проблемы:

познавательные – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

коммуникативные – контролировать действия партнера;

регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Основные понятия,
изучаемые на уроке:
Тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения

Вид
используемых на уроке средств ИКТ:
Универсальные

Методическое
назначение средств ИКТ: обучающие, демонстрационные.

Аппаратное и
программное обеспечение:
Программные средства, компьютер, проектор, экран











Ход урока

Вступительное слово учителя.

  1. Чтение стихотворения под трогательную музыку.

Размышления слепого мальчика

Какого цвета облака?
А правда будто бы плывут?
И что по небу, как река?
А почему не сразу льют?

А солнце, правда, как огонь?
И что, действительно горит?
Я протянул к нему ладонь
И не обжёгся, не болит.

И что, все разные цветы?
А как вообще они цветут?
Всё это дивной красоты?
И что они везде растут?

А я, красивый или нет?
Ведь я не вижу ни чего,
А правда, разноцветный свет?
А у меня в глазах..темно.

2 Актуализация знаний. Слово учителя:
-Почему я начала наш урок с этого печального , трогательного стихотворения? Это стихотворение написал слепой мальчик. Произведение, которое мы прочитали, называется «Слепой музыкант». И написал его известный русский писатель, которого назвали «Совестью русской эпохи» В.Г. Короленко.

Какие ассоциации возникают у вас со словами: «слепой» и «музыкант»?

Закройте глаза. Представьте, что вы неожиданно перестали видеть, что вы испытываете?

А теперь представьте, что эту музыку написали именно вы. Что вы испытываете?

«слепой» «музыкант»

Мрак Музыка

Хаос Гармония

Тревога Удовольствие

Страх Радость

Тьма Свет


- Выделим ключевые слова: тьма, свет.\

Тьма и свет- антонимы, противоположные по смыслу слова.

Как вы думаете, только ли прямое значение имеют эти слова в повести. Слово тьма –многозначное, имеет переносное значение.

В повести Короленко слова «тьма» и «свет» имеют и прямое, и переносное значения. Что такое «тьма», по Короленко? Тьма-это жизнь для себя, эгоистические страдания, озлобленность на всех окружающих

Свет- Ощущение полноценной жизни, умение отдавать частичку себя окружающим

3. Постановка темы и целей урока.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Как обозначим тему урока?

Предложите свою формулировку темы.

( «От тьмы к свету») Путь восхождения к свету.

Как вы понимаете эту фразу?

-Эпиграфом к уроку взяты слова дяди Максима: "Он прозрел, да, это правда, - он прозрел" в прямом или переносном значении употреблено слово прозрел? (Герой осознал что-то важное…)

А можно ли сказать, что человек почувствовал наконец-то себя счастливым?

. В конце урока мы вернемся к эпиграфу.

-Определив тему урока, узнав эпиграф, как вы думаете, что предстоит нам осознать на уроке? Над какими вопросами задуматься? ., Цели:

  • Проследить трудный путь героя к осознанию своего предназначения, путь поиска смысла жизни и счастья.

  • Попытаться понять, какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести?

  • Прежде чем мы приступим к работе над содержанием произведения, раз уж мы затронули в начале урока тему счастья, напишите, пожалуйста, на карточках, что по вашему нужно иметь человеку , чтобы быть счастливым?

А теперь проверим, что у вас получилось. К этим карточкам мы еще вернемся, а сейчас с чего начинается повесть








4 Анализ произведения. Экспозиция: 1, 2 гл. –начинается с предчувствия беды - (зачитываем отрывок)

Читаем в главе 1:«Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели…Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам».)

и приговор: «Ребенок родился слепым».

В чьих руках его судьба?

Судьба больного ребенка в руках родителей. Кто взял на себя ответственность в воспитании Петруся? Почему отец самоустранился?

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим

5. Групповая работа.

1 группа

Вы сейчас представляете себя на месте мамы Петруся.

С помощью имен прилагательных, причастий охарактеризуйте маму мальчика

(добрая, заботливая, нежная, любящая).

С помощью глаголов охарактеризуйте ее отношение к ребенку, ее состояние.(любит, заботится, переживает, страдает, )

С помощью имен существительных покажите, что она привносила в жизнь Петра.(любовь, ласка. Доброта, забота)

  1. Мать охраняющее, оберегающее начало.

Будучи на месте матери вы также бы воспитывали своего ребенка и также к нему относились?

2 группа

Рассмотрим, какое влияние оказал на воспитание Петра дядя Максим. Максим— старый гарибальдиец, инвалид.

Расскажите, почему вы проявили неравнодушие к Петру, на каких принципах строится ваше воспитание?

Какие разногласия возникали между матерью Петруся и дядей Максимом по поводу воспитания мальчика? Кто был прав, на ваш взгляд? Если бы не вмешательство дяди, чем бы могло закончиться воспитание?


3 группа Вы на месте Петруся. Расскажите, каких успехов достигли вы в первые годы жизни , благодаря воспитанию близких людей? Чего он достиг в первые годы жизни?



4 группа. Судьба подарила Петру знакомство с людьми, которые также оказали влияние на его развитие и становление.

Расскажите, какое влияние на Петра оказали встречи с Иохимом и Эвелиной.

Что в переводе означает имя Иохим?

Иохим-простой деревенский житель, пастух. ( в перев. С древнеевр. «утверждение», «воскресение господне», «Бог поставил» . случайно ли автор подбирает это имя? Добрый. Талантливый, бедный, .Ему дарован талант: любовь к музыке .Какова роль Иохима? Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар

. На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке положила начало превращению слепого мальчика в музыканта.

Судьба подарила Петру в образе Эвелины Ангела – хранителя.

Эвелина (Имя героини особенно дорого писателю Так звали двух любимых им женщин мать и сестру) Подруга, невеста, жена. Имя в переводе с евр. Означает «Жизненная сила»

Эвелина помогает понять Петру настоящий смысл любви. Когда он влюблен, он чувствует свет. «Вода журчала … и так же шептались кусты черемухи, только вчера было темно, а теперь стояло яркое солнечное утро. И никогда еще он не чувствовал света так ясно…»

Итак , вернемся к вашим карточкам. Отметьте, из того, что вы написали, что было у Петра, чтобы считать себя счастливым человеком? Рядом с Петрусем любящие люди. Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих , увлечение музыкой. Вывод: каждый из них что-то дал мальчику. Мать – заботу, Максим –уверенность, Эвелина – любовь, Иохим – понимание музыки, любовь к родной природе, родине.

Но счастлив ли Петр? Чего ему не хватает?(работа по карточкам)

Как размышляет об этом Короленко? Зачитайте. Если бы жизнь ребенка проходила среди нужды и горя - это, быть может, отвлекло бы его мысль к внешним причинам страдания. Но близкие люди устранили от него все, что могло бы его огорчать. Ему доставили полное спокойствие и мир, и теперь самая тишина, царившая в его душе, способствовала тому, что внутренняя неудовлетворенность слышалась яснее. Среди тишины и мрака, его окружавших, вставало смутное неумолкающее сознание какой-то потребности, искавшей удовлетворения, являлось стремление оформить дремлющие в душевной глубине, не находившие исхода силы.

Замкнутый мирок усадьбы не мог дать Петру полноты жизни. Дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с людьми разных общественных положений:

- Итак, какие дальнейшие события в жизни Петра повлияли на его становление, на формирование его личности?

  1. 1 группа

  2. Какое влияние оказала на Петра встреча с семьей Ставрученков?

Какие чувства испытал Петр после знакомства с ними? Он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье.

Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого? Петрусь сначала прислушивался к ним с выражением восторженного изумления , но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела

2 группа

Как повлияла на Петра история о бандуристе Юрко?

3 группа

Как повлияла на Петра встреча со слепыми звонарями? Обострились страдания в его душе и после встречи со звонарем./ Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступил душевный кризис

4 группа

Анализ эпизода разговора Петра с дядей Максимом

Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями народа/.

Вывод: Этот эпизод имеет особое значение. Т.К. герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность:


Вывод: Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди. Для чего? Ему хочется полнее узнать жизнь простых людей, чтобы окончательно прозреть душой.

«Что пришлось испытать Петру, когда он присоединился к группе слепых обездоленных странников, возглавляемых Кандыбой?» - спрашивает учитель.

Учащиеся говорят о нужде, холоде, голоде, унижении, т.е. о настоящем горе. Только познав настоящую беду, обиду, горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.

«Позднею осенью панич неожиданно для всех в усадьбе вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление. Впрочем, глаза его оставались по-прежнему чистыми и по-прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась»




Сравнительная диаграмма (до странствия и после)

Считает себя бесполезным

 

Его гложет отчаяние, душа страдает

 

Видел только свое горе

 

Петр эгоистичен, озлоблен




Почувствовал, что может принести пользу обществу

Душа его исцелилась, успокоилась

 

Узнал о страданиях других

 

Стал думать о других, появилось желание помогать людям




Сравнительная диаграмма (до странствия и после)

Считает себя …….

 Душа его…

Его гложет ……

 

Относится к другим …..

 




Почувствовал, что ….

Душа его …..

 

Узнал о …..

 

Стал думать о ……,

появилось желание …..






Когда к Петру приходит окончательная радость прозрения?***Когда родился ребенок, он понял: чтобы полноценно жить, а не существовать, нужно отдавать себя другим людям. Нельзя жить только для себя, хороня великий талант в своем горе. Его нужно нести людям. «Я видел вас всех… Я отдал все это… ему… ребенку и…всем…»

Обращение к эпиграфу.

Это и есть настоящее прозрение. Он стал чувствовать людское горе и людскую радость, и все это отразилось в его музыке Вывод: Итак, что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?

- любовь близких,

- человеческое участие,

- милосердие окружающих,

- собственная воля е.



А теперь еще раз обратимся к теме урока.

Петр проходит, трудный жизненный путь: обретение смыла жизни, любви, признания.

Как вы думаете, был выбор в жизни Петра? Вообще, что такое выбор? Как вы это понимаете? 
Умение определить линию жизни, сделать какой-то важный шаг. 
Перед Петром быстро стояла проблема выбора:
смириться и Петр выбрал путь поисков, приведший его сначала к странствиям с нищими, а затем к обобщению самого себя как музыканта и человека. Глаза его остались незрячими, а душа исцелилась, прозрела. И за это судьба ему подарила огромное творческое и человеческое счастье: умную, добрую, любящую жену, сына, родившегося зрячим, талан пианиста и композитора.


Перед вами высказывания известных людей о счастье, какое высказывание, по-вашему, наиболее относится, подходит для произведения Короленко «Слепой музыкант»



Короленко назвал свое произведение этюдом. В переводе с французского-изучение. Изучение человеческой души.

«Моя задача была не специально психология слепого, а

психология общечеловеческой тоски по полноте

существования». Как вы понимаете эту фразу? Каждый человек рано или поздно стоит перед трудным жизненным выбором, каждый испытывает минуты счастья и несчастья.

Д.З Вводится прием совместное письменное размышление

Напишите письмо от имени слепого музыканта Петруся всем людям, которые собираются сделать свой выбор в жизни.











Урок литературы в 7 классе на тему "Путь восхождения к свету" ( по произведению В.Г. Короленко "Слепой музыкант")
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаю конспект урока литературы в 7 классе по теме "Путь восхождения к свету" ( по произведению В. Г. Короленко "Слепой музыкант")                                                                                           Тип урока:           совершенствование знаний, умений и навыков, целевое   применение усвоения.

Планируемые образовательные результаты:

а) предметные: научиться слушанию, говорению, письму; научиться различным видам чтения( выразительному, беглому и т.д.) ; научиться анализу художественного текста; составлению характеристики героев, сопоставлению героев событий.

б) метапредметные: самостоятельно ставить учебную задачу, цели; аргументированно строить высказывание; понимать содержание прочитанного текста; проводить литературную параллель; характеризовать авторские свойства предмета, опираясь на исходный текст.

в) личностные:  принятие и освоение социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  воспитание  чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с  отечественной художественной культурой;

Решаемые
учебные проблемы:

 – познавательные – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– коммуникативные – контролировать действия партнера;

– регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Основные понятия,
изучаемые на уроке:
Тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения

Вид
используемых на уроке средств ИКТ:
Универсальные

Методическое
назначение средств ИКТ: обучающие, демонстрационные.

Аппаратное и
программное обеспечение:
Программные средства, компьютер, проектор, экран

Автор Шапоренко Светлана Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1927
Номер материала 51085
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓