Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 7 классе. Тема :"Хорошему человеку-доброе утро"

Урок литературы в 7 классе. Тема :"Хорошему человеку-доброе утро"


"Хорошему человеку — доброе утро"

(По рассказу Е. Носова "Живое пламя")

Ход урока:

1) МИНУТКА СОЛНЦА (рисунок №1)

Рисунок 1

Ребята, мне хочется, чтобы на протяжении всего нашего урока, это милое солнышко придавало нам оптимизма, творчества, и, конечно же, хорошего настроения.

2) Наш сегодняшний урок совпал со всемирным Днем земли, днем весеннего равноденствия.

И поэтому следующий рисунок, с которым вы вступаете в диалог–это…Земля.(рисунок №2)

Рисунок 2

а) Ваши ассоциации к слову Земля( выстраиваем ассоциативный ряд до тех пор, пока не появится следующее нужное слово.

Земля (ассоциации)–––––––––––––––––––––––– планета
мир
 
жизнь
дружба

ЖИЗНЬ (ассоциации)–––––––––––––––– человек
животное
растение
радость
счастье

ВЫВОД:

У нас получилась цепочка.

А) Если эти слова я соединю так. О чем они вам расскажут? (см.первую схему)


Б) Изменится ли смысл этих слов, если мы их соединим по– другому? Докажите.

Земля
wpe1E.jpg (792 bytes)


Земля
wpe20.jpg (787 bytes)

Жизнь 
wpe1F.jpg (792 bytes)


Жизнь
wpe21.jpg (787 bytes)

Человек


Человек

( земля дает жизнь человеку)

wpe1D.jpg (846 bytes)

(Человек, живя на Земле, должен сделать что– то хорошее)

ВЫВОД:

Верно. Каждый человек, живя на этой планете, должен оставить какой– то след через свои хорошие дела, поступки.

А так как мы сегодня будем вести разговор о творчестве писателя Е. Носова, то я предлагаю поработать над рисунками–ассоциациями.

Вот обычный след, который был оставлен каким– то человеком. Этот след пуст, а значит безжизнен. (рисунок№3)

Рисунок 3

Как будет выглядеть след, оставленный Е.Носовым в своей жизни? (каждый ученик дополняет след своими рисунками– ассоциациями, ориентируясь на биографию Е.Носова).

К сегодняшнему дню вы познакомились с некоторыми произведениями Е.Носова. Расскажите, о чем они?

Вывод: вот так кратко и достаточно емко мы изобразили творчество Е. Носова.(рисунок№4)

Рисунок 4

Скажите, почему оно представлено в виде цветка, и именно – ромашки.(Потому что автор избегает рисовать мрачные картины, темные стороны жизни – это белый цвет. От его произведений веет истинно русским духом, чем– то родным, неподдельным, искренним. На Руси жизнь таких людей ассоциируется либо с березкой, либо с полевой ромашкой.)

В продолжение разговора о Е.Носове я зачитаю фрагмент статьи, напечатанной в “Литературной газете”: “Вчера (27 ноября 1957 года) одним из открытий оказались рассказы Е.Носова, художника из Курска. У молодого прозаика отличная способность – видеть новое в привычном, обыденном. Рассказы его по–настоящему гуманистичны”. Это еще одна нравственная категория, с которой мы продолжаем знакомиться.

Что значит “гуманистичны”?

(Пропитаны его любовью к своим героям. Гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый.)

Другая статья отмечает: “…Рассказы писателя свидетельствуют о последовательном развитии традиций психологической прозы.

Что значит “психологическая проза”? (Затрачено состояние души).

Наше произведение можно отнести к психологической прозе? Докажите.

(Психолог– знаток человеческой психологии, внутреннего состояния человека, душевных переживаний. Таковым мы видим Е.Носова через его рассказы. Доказываем примерами из текстов).

Ю. Бондарев так отзывается о творчестве Е.Носова: “Читать его – истинное наслаждение и вместе незабываемое путешествие в глубокий и искренний мир его жизненного опыта и чувств, вобравших в себя и трагедию , и красоту человека. В своих книгах он объясняется всему сущему в любви, но и ненавидит, страдает, подает сигналы бедствия, рождается и погибает вместе с героем, испытывает мучительную боль за человека в дни его бед и тихую гордость за него в пору их преодолений.”

Сегодня нам предстоит познакомиться с очередным рассказом Носова “Живое пламя”.

К какому жанру мы отнесем это произведение? Докажите. (Рассказ)

Чтобы верно определить тему данного рассказа, обратимся сначала к его анализу.

Если мы попытаемся схематично изобразить сюжетную линию рассказа (рисунок№5), то она у нас сведется к какому действующему лицу? (К макам)

Рисунок 5

На какие части (по основным событиям, происходящим в рассказе) вы бы разбили произведение? (Выясняем всем классом).

    1. Разговор о семенах рождает тайный замысел.

    2. Дело сделано!

    3. Воспоминание о сыне.

    4. А маки поднялись.

    5. Живое пламя.

    6. Жизнь без оглядки.

–  Какие яркие художественные приемы использует автор для раскрытия темы рассказа?

(Диалоги, необычные герои, описания цветов…и людей, антонимия– жизнь противопоставлена смерти. На каждый художественный прием – свое подтверждение из текста.)

Почему в таком маленьком произведении Носов так много описывает цветы и так мало – людей?

Может, автор нам хочет показать лишь красоту этих растений, тем самым свести рассказ к теме природы?

(Отчасти и это тоже. Но больше всего автор хочет, чтобы читатель увидел и по– настоящему понял красоту жизни, ее истинную ценность. Ведь жизнь всего живого сродни жизни человека. Примером этого является описание жизни маков. Зачитываем.)

Почему автор говорит о маках, а рассказ называет иначе – "Живое пламя"? (Это цветы– память; а еще в названии рассказа скрыто образное сравнение, через которое жизнь маков сравнивается с короткой жизнью Алексея, сына тети Оли.)

Верно. В данном рассказе автор мастерски использует необычный прием – психологический параллелизм. Когда параллельно живым действующим лицам (тетя Оля, Алексей, юноша) используются неживые действующие лица (маки и другие цветы), как художественная фигура. Когда картина природы служит средством для передачи человеческих переживаний. Этот прием чаще всего используется в фольклоре. (Читают фрагменты описания цветения маков и описание жизни Алексея)

Какую цель преследует автор, используя в рассказе такой прием?(Мы можем сравнить две жизни, увидеть пользу каждой из них)

А теперь поработаем над эпизодом " Издали маки походили …" и попытаемся выстроить цепочку из глаголов, которые помогут нам понять, какую роль Носов отводит этим цветам.

МАКИ то вспыхивали ––– наливались ––– стоит прикоснуться – опалят –––слепили –––буйно пламенели ––– осыпались ––– погасли.

(Маки цветут всего 3 дня, но с особой отдачей : ярко, незабываемо, что другие цветы– даже самые красивые– меркнут перед их цветением. Их цветение сравнивается с живым пламенем, даже используется автором особый глагол – пламенели).

Что в этом отрывке вызывает грусть? Почему? (Когда отцветают маки, смерть Алексея. Комментируем ответ).

А что радует? (Процесс цветения , живое пламя; что человек принес пользу стране, оставил после себя хороший, яркий след– добрую память. Короткая жизнь, зато без оглядки, в полную силу прожита).

Какие изобразительно– выразительные средства использует Носов в рассказе для раскрытия темы?

(Сравнение – маки сравниваются с другими " парижскими красавицами"– читаем со слов…"Клумба стала неузнаваемой…"; Эпитеты – обжигающая, озорная яркость; трепетно–ярким огнем; цветочная пестрота; Олицетворение – поднялись маки, раскачивались…)

А теперь вернемся к теме нашего произведения. Сформулируйте ее. (Любовь к жизни)

В завершении урока прокомментируйте последнее предложение из этого рассказа: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”.( При ответе можно опираться на первую схему , составленную в начале урока).

А какой след в своей жизни ты уже смог оставить?

Дом. задание: С какими явлениями природы ассоциируется жизнь Алексея? С какой геометрической фигурой ассоциируется жизнь маков? Нарисовать.



Урок литературы в 7 классе. Тема :"Хорошему человеку-доброе утро"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по рассказу Е.Носова "Живое пламя" с использованием элементов ассоциативной технологии в работе с учащимися.Этот урок опубликован в материалах участников Фестиваля педагогических идей "Открытый урок", г. Москва.

Нестандартный подход к проведению таких уроков формирует у учащихся  особый стиль умственной деятельности, способствует развитию чувств, творчества, а также создает  условия для успешного самоутверждения каждого ученика в классе.

С использованием приемов умственной деятельности(сравнение, обобщение, абстрагирование)развиваются отдельные виды памяти:образная, словесно-логическая, эмоциональная.

Помогают наглядные средства обучения  в качестве зрительной опоры. Это повышает познавательную и мыслительную деятельность на уроке, а также глубже и убедительнее помогают раскрывать сложные теоретические вопросы и оживлять урок, прививая интерес к изучаемому материалу, содействуя его прочному усвоению.

 

 

 

Автор Мартынец Галина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 465
Номер материала 29702
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓