Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 7 классе. М.Ю.Лермонтов "песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Урок литературы в 7 классе. М.Ю.Лермонтов "песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Тема "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтов.

Тип: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид: урок взаимного обучения.

Цели: познакомить учащихся с жанром исторической поэмы на примере "Песни о Калашникове..." М.Ю.Лермонтова; развивать умения мыслить и анализировать прочитанное; способствовать воспитанию чувства собственного достоинства.ю желания бороться с несправедливостью.

материалы и оборудование: портрет писателя,учебник, раздаточный материал, критическая статья В.Г.Белинского.

Предварительная подготовка: учащиеся должны прочитать "Песню...", а также вспомнить информацию,посвященную творчеству Лермонтова, прочитать статью Белинского о "Песне..."

                                          Ход урока

I Орг.момент

II. Проверка д/з. Актуализация знаний.

    -Вы уже знакомы с биографией  и творчеством М.Ю.Лермонтова. Прежде чем мы начнем изучение его произведения "Песня....", повторим все, что касается биографии М.Ю.Лермонтова.

Выполните тест по вариантам.

   I вариант.

1. М.Ю.Лермонтов родися:

     а) в 1841г.;              в) в 1799г.4

     б) в 1814г.;              г) в 1837г.

2.  Выберите из предложенных произведений те, которые не были написаны М.Ю.Лермонтовым.

      а) "Смерть поэта";   в) "Мертвые души"

      б) "Маскарад";         г) "Бородино".

3. Имение, где рос М.Ю.Лермонтов, называлось:

       а) Ясная Поляна;      в) Тарханы;

       б) Михайловское;      г) Болдино.

4. Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова?

       а) отец;                  в) мать;

       б) бабушка;            г) дедушка.

IIвариант.

1. М.Ю.Лермонтов был убит на дуэли:

       а)в 1814г.;              в) в 1841г.;

       б) в 1809г.;              г) в 1852г.

2. Где учился  М.Ю.Лермонтов?

       а) в Благородном пансионе при Московском университете;

        б) В Царскосельском лицее;

        в) в Московском университете;

        г) в Полтавском уездном училище.

3. выберите из предложенных произведений те, которые не были написаны М.ю.лермонтовым.

      а) "Демон";                                в) "герой нашего времени"4

      б) "Станционный смотритель";     г) "Мцыри".

4. Кто был соперником М.Ю.Лермонтова на роковой дуэли, унесшей жизнь поэта?

      а) Н.С. Мартынов;                        в) Ж.Ш.Дантес;

      б) А.И.Швабрин;                          г) Г.А.Печорин.

III. Изучение нового материала. Работа с текстом.

  - Перейдем к изучению темы нашего урока - "Песня про Ивана Васильевича.....". Это произведение написано в 1837 году. Главной особенностью является жанр. "Песня..." напоминает эпические фольклорные сказания, где события показаны достаточно достоверно. такой жанр назыввают историческая поэма.

-Что такое поэма7 (Поэма - это поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический.)

несмотря на то, что поэма названа исторической, Лермонтов при ее написании не опирался ни на какой источник. Поэтому сюжет выдуман автором.

- А что же тогда в ней исторического? (В поэме присутствуют исторические персонажи - царь Иван Васильевич, а также его слуги. К тому же Лермонтов изобразил быт и порядок того времени.0

- Скажите,какие конкретно он описывает порядки. (Жена во всем должна слушаться мужа, а муж мог наказать ее за непослушание. женщина должна была сидеть дома с детьми и вести домашнее хозяйство.)

охарактеризуйте главных героев. Какими они предстают перед нами? (киребеевич- искренний человек. Он любит ее всем сердцем, настолько, что даже готов пойти на подлость. его чувства - это показатель страстной и сильной натуры.

Калашников -натура не менее сильная. Он в первую очередь борется за собственную и семейную честь. Ему проще было принять смерть в честном поединке, чем жить опозоренным.

Алена Дмитриевна - женщина с высокими моральными принципами. она крайне набожна и во всем полагается на волю мужа0

-Давайте прочитаем вступление к "Песне..." стр. 118-119

- Скажите, что напоминает вам прочитанный отрывок. (Начало сказки). значит, в нем присутствуют черты и сказки, и исторического эпоса.

-Ребята, скажите, царь поступил а Калашниковым по правилам поединка или он их нарушил. ( нарушил, поскольку в самом начале боя царь говорит: "кто побьет кого,того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит". А вместо награды приказывает казнить Калашникова.)

-Как вы думаете, что символизирует собой образы Ивана Васильевича и Калашникова? (Иван Васильевич- самодержавная власть, а Калашников наделен лучшими чертами представителя народа.)

- А каковы главные конфликты этогои произведения? (Первый - конфликт между Кирибеевичем и Калашниковым. Калашников олицетворяет здесь истинную добродетель и справедливость, Кирибеевич- подлость и эгоизм. Иван Грозный является решающим звеном в этой схватке. "Подлый" Кирибеевич убит "праведным" Калашниковым. но тут же сам падет от руки самодержавия. А второй - конфликт представителя народа с самодержавной силой.)

- Как вы думаете, по- настоящему мог бы такой вопрос решать во времена Ивана Грозного? (Нет, борьба личности за свои права началась намного позже)

- Каково мнение известного критика В.Г.Белинского о персонажах "песни..."?  ( Калашников , по мнению Белирского, не хочет "запятнанного блаженства". Он не может быть опозоренным даже единожды. Кирибеевич "вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой не приобрел". В порыве страсти ему чужды становятся совесть и здравый смысл.

Ивана Грозного Белинский жалеет. Он называет его "падшим духом неба", замечая, что "это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России".)

-Согласны ли вы с мнением критика по поводу личности Ивана Грозного?

IV. Подведение итогов

  Сегодня мы познакомились с одним из интереснейших произведений М.Ю.Лермонтова; увидели, как он мастерски поместил актуальные для его эпохи конфликты в исторический сюжет.

V. Домашнее задание

    выучить наизусть отрывок из "Песни..."



Урок литературы в 7 классе. М.Ю.Лермонтов "песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтов.

Тип: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид: урок взаимного обучения.

Цели: познакомить учащихся с жанром исторической поэмы на примере "Песни о Калашникове..." М.Ю.Лермонтова; развивать умения мыслить и анализировать прочитанное; способствовать воспитанию чувства собственного достоинства.ю желания бороться с несправедливостью.

материалы и оборудование: портрет писателя,учебник, раздаточный материал, критическая статья В.Г.Белинского.

Предварительная подготовка: учащиеся дожны прочитать "Песню...", а также вспомнить информацию,посвященную творчеству Лермонтова, прочитать статью Белинского о "Песне..."

                                          Ход урока

I Орг.момент

II. Проверка д/з. Актуализация знаний.

    -Вы уже знакомы с биографией  и творчеством М.Ю.Лермонтова. Прежде чем мы начнем изучение его произведения "Песня....", повторим все, что касается биографии М.Ю.Лермонтова.

Выполните тест по вариантам.

   I вариант.

1. М.Ю.Лермонтов родися:

     а) в 1841г.;              в) в 1799г.4

     б) в 1814г.;              г) в 1837г.

2.  Выберите из предложенных произведений те, которые не были написаны М.Ю.Лермонтовым.

      а) "Смерть поэта";   в) "Мертвые души"

      б) "Маскарад";         г) "Бородино".

3. Имение, где рос М.Ю.Лермонтов, называлось:

       а) Ясная Поляна;      в) Тарханы;

       б) Михайловское;      г) Болдино.

4. Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова?

       а) отец;                  в) мать;

       б) бабушка;            г) дедушка.

IIвариант.

1. М.Ю.Лермонтов был убит на дуэли:

       а)в 1814г.;              в) в 1841г.;

       б) в 1809г.;              г) в 1852г.

2. Где учился  М.Ю.Лермонтов?

       а) в Благородном пансионе при Московском университете;

        б) В Царскосельском лицее;

        в) в Московском университете;

        г) в Полтавском уездном училище.

3. выберите из предложенных произведений те, которые не были написаны М.ю.лермонтовым.

      а) "Демон";                                в) "герой нашего времени"4

      б) "Станционный смотритель";     г) "Мцыри".

4. Кто был соперником М.Ю.Лермонтова на роковой дуэли, унесшей жизнь поэта?

      а) Н.С. Мартынов;                        в) Ж.Ш.Дантес;

      б) А.И.Швабрин;                          г) Г.А.Печорин.

III. Изучение нового материала. Работа с текстом.

  - Перейдем к изучению темы нашего урока - "Песня про Ивана Васильевича.....". Это произведение написано в 1837 году. Главной особенностью является жанр. "Песня..." напоминает эпические фольклорные сказания, где события показаны достаточно достоверно. такой жанр назыввают историческая поэма.

-Что такое поэма7 (Поэма - это поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический.)

несмотря на то, что поэма названа исторической, Лермонтов при ее написании не опирался ни на какой источник. Поэтому сюжет выдуман автором.

- А что же тогда в ней исторического? (В поэме присутствуют исторические персонажи - царь Иван Васильевич, а также его слуги. К тому же лермонтов изобразил быт и порядок того времени.0

- скажите,какие конкретно он описывает порядки. (Жена во всем должна слушаться мужа, а муж мог наказать ее за непослушание. женщина дложна была сидеть дома с детьми и вести домашнее хозяйство.)

охарактеризуйте главных героев. Какими они предстают перед нами? (киребеевич- искренний человек. Он любит ее всем сердцем, настолько, что даже готов пойти на подлость. его чувства - это показатель страстной и сильной натуры.

калашников -натура не менее сильная. Он в первую очередь борется за собственную и семейную честь. Ему проще было принять смерть в честном поединке, чем жить опозоренным.

Алена Дмитриевна - женщина с высокими моральными принципами. она крайне набожна и во всем полагается на волю мужа0

-Давайте прочитаем вступление к "Песне..." стр. 118-119

- Скажите, что напоминает вам прочитанный отрывок. (Начало сказки). значит, в нем присутствуют черты и сказки, и исторического эпоса.

-Ребята, скажите, царь поступил а Калашниковым по правилам поединка или он их нарушил. ( нарушил, поскольку в самом начале боя царь говорит: "кто побьет кого,того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит". А вместо награды приказывает казнить Калашникова.)

-Как вы думаете, что символизирует собой образы Ивана Васильевича и Калашникова? (Иван Васильевич- самодержавная власть, а Калашников наделен лучшими чертами представителя народа.)

- А каковы главные конфликты этогои произведения? (Первый - конфликт между Кирибеевичем и Калашниковым. калашников олицетворяет здесь истинную добродетель и справедливость, Кирибеевич- подлость и эгоизм. Иван Грозный является решающим звеном в этой схватке. "Подлый" Кирибеевич убит "праведным" Калашниковым. но тут же сам падет от руки самодержавия. А второй - конфликт представителя народа с самодержавной силой.)

- Как вы думаете, по- настоящему мог бы такой вопрос решать во времена Ивана Грозного? (Нет, борьба личности за свои права началась намного позже)

- Каково мнение известного критика В.Г.Белинского о персонажах "песни..."?  ( Калашников , по мнению Белирского, не хочет "запятнанного блаженства". Он не может быть опозоренным даже единожды. Кирибеевич "вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой не приобрел". В порыве страсти ему чужды становятся совесть и здравый смысл.

Ивана Грозного Белинский жалеет. Он называет его "падшим духом неба", замечая, что "это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России".)

-Согласны ли вы с мнением критика по поводу личности Ивана Грозного?

IV. Подведение итогов

  Сегодгя мы познакомились с одним из интереснейших произведений М.Ю.Лермонтова; увидели, какон мастерски поместил актуальные для его эпохи конфликты в исторический сюжет.

V. домашнее задание

    выучить наизусть отрывок из "Песни..."

 

Автор Чунова Светлана Тулагаевна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 5737
Номер материала 4048
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы