- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
- Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
- 02.10.2020
- 615
- 5
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтов.
Тип: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид: урок взаимного обучения.
Цели: познакомить учащихся с жанром исторической поэмы на примере "Песни о Калашникове..." М.Ю.Лермонтова; развивать умения мыслить и анализировать прочитанное; способствовать воспитанию чувства собственного достоинства.ю желания бороться с несправедливостью.
материалы и оборудование: портрет писателя,учебник, раздаточный материал, критическая статья В.Г.Белинского.
Предварительная подготовка: учащиеся дожны прочитать "Песню...", а также вспомнить информацию,посвященную творчеству Лермонтова, прочитать статью Белинского о "Песне..."
Ход урока
I Орг.момент
II. Проверка д/з. Актуализация знаний.
-Вы уже знакомы с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова. Прежде чем мы начнем изучение его произведения "Песня....", повторим все, что касается биографии М.Ю.Лермонтова.
Выполните тест по вариантам.
I вариант.
1. М.Ю.Лермонтов родися:
а) в 1841г.; в) в 1799г.4
б) в 1814г.; г) в 1837г.
2. Выберите из предложенных произведений те, которые не были написаны М.Ю.Лермонтовым.
а) "Смерть поэта"; в) "Мертвые души"
б) "Маскарад"; г) "Бородино".
3. Имение, где рос М.Ю.Лермонтов, называлось:
а) Ясная Поляна; в) Тарханы;
б) Михайловское; г) Болдино.
4. Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова?
а) отец; в) мать;
б) бабушка; г) дедушка.
IIвариант.
1. М.Ю.Лермонтов был убит на дуэли:
а)в 1814г.; в) в 1841г.;
б) в 1809г.; г) в 1852г.
2. Где учился М.Ю.Лермонтов?
а) в Благородном пансионе при Московском университете;
б) В Царскосельском лицее;
в) в Московском университете;
г) в Полтавском уездном училище.
3. выберите из предложенных произведений те, которые не были написаны М.ю.лермонтовым.
а) "Демон"; в) "герой нашего времени"4
б) "Станционный смотритель"; г) "Мцыри".
4. Кто был соперником М.Ю.Лермонтова на роковой дуэли, унесшей жизнь поэта?
а) Н.С. Мартынов; в) Ж.Ш.Дантес;
б) А.И.Швабрин; г) Г.А.Печорин.
III. Изучение нового материала. Работа с текстом.
- Перейдем к изучению темы нашего урока - "Песня про Ивана Васильевича.....". Это произведение написано в 1837 году. Главной особенностью является жанр. "Песня..." напоминает эпические фольклорные сказания, где события показаны достаточно достоверно. такой жанр назыввают историческая поэма.
-Что такое поэма7 (Поэма - это поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический.)
несмотря на то, что поэма названа исторической, Лермонтов при ее написании не опирался ни на какой источник. Поэтому сюжет выдуман автором.
- А что же тогда в ней исторического? (В поэме присутствуют исторические персонажи - царь Иван Васильевич, а также его слуги. К тому же лермонтов изобразил быт и порядок того времени.0
- скажите,какие конкретно он описывает порядки. (Жена во всем должна слушаться мужа, а муж мог наказать ее за непослушание. женщина дложна была сидеть дома с детьми и вести домашнее хозяйство.)
охарактеризуйте главных героев. Какими они предстают перед нами? (киребеевич- искренний человек. Он любит ее всем сердцем, настолько, что даже готов пойти на подлость. его чувства - это показатель страстной и сильной натуры.
калашников -натура не менее сильная. Он в первую очередь борется за собственную и семейную честь. Ему проще было принять смерть в честном поединке, чем жить опозоренным.
Алена Дмитриевна - женщина с высокими моральными принципами. она крайне набожна и во всем полагается на волю мужа0
-Давайте прочитаем вступление к "Песне..." стр. 118-119
- Скажите, что напоминает вам прочитанный отрывок. (Начало сказки). значит, в нем присутствуют черты и сказки, и исторического эпоса.
-Ребята, скажите, царь поступил а Калашниковым по правилам поединка или он их нарушил. ( нарушил, поскольку в самом начале боя царь говорит: "кто побьет кого,того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит". А вместо награды приказывает казнить Калашникова.)
-Как вы думаете, что символизирует собой образы Ивана Васильевича и Калашникова? (Иван Васильевич- самодержавная власть, а Калашников наделен лучшими чертами представителя народа.)
- А каковы главные конфликты этогои произведения? (Первый - конфликт между Кирибеевичем и Калашниковым. калашников олицетворяет здесь истинную добродетель и справедливость, Кирибеевич- подлость и эгоизм. Иван Грозный является решающим звеном в этой схватке. "Подлый" Кирибеевич убит "праведным" Калашниковым. но тут же сам падет от руки самодержавия. А второй - конфликт представителя народа с самодержавной силой.)
- Как вы думаете, по- настоящему мог бы такой вопрос решать во времена Ивана Грозного? (Нет, борьба личности за свои права началась намного позже)
- Каково мнение известного критика В.Г.Белинского о персонажах "песни..."? ( Калашников , по мнению Белирского, не хочет "запятнанного блаженства". Он не может быть опозоренным даже единожды. Кирибеевич "вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой не приобрел". В порыве страсти ему чужды становятся совесть и здравый смысл.
Ивана Грозного Белинский жалеет. Он называет его "падшим духом неба", замечая, что "это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России".)
-Согласны ли вы с мнением критика по поводу личности Ивана Грозного?
IV. Подведение итогов
Сегодгя мы познакомились с одним из интереснейших произведений М.Ю.Лермонтова; увидели, какон мастерски поместил актуальные для его эпохи конфликты в исторический сюжет.
V. домашнее задание
выучить наизусть отрывок из "Песни..."
6 660 026 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Чунова Светлана Тулагаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.