Инфоурок Русский язык КонспектыУрок литературы в 7 классе. М.Ю.Лермонтов "песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Урок литературы в 7 классе. М.Ю.Лермонтов "песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Скачать материал

Тема "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтов.

Тип: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид: урок взаимного обучения.

Цели: познакомить учащихся с жанром исторической поэмы на примере "Песни о Калашникове..." М.Ю.Лермонтова; развивать умения мыслить и анализировать прочитанное; способствовать воспитанию чувства собственного достоинства.ю желания бороться с несправедливостью.

материалы и оборудование: портрет писателя,учебник, раздаточный материал, критическая статья В.Г.Белинского.

Предварительная подготовка: учащиеся должны прочитать "Песню...", а также вспомнить информацию,посвященную творчеству Лермонтова, прочитать статью Белинского о "Песне..."

                                          Ход урока

I Орг.момент

II. Проверка д/з. Актуализация знаний.

    -Вы уже знакомы с биографией  и творчеством М.Ю.Лермонтова. Прежде чем мы начнем изучение его произведения "Песня....", повторим все, что касается биографии М.Ю.Лермонтова.

Выполните тест по вариантам.

   I вариант.

1. М.Ю.Лермонтов родися:

     а) в 1841г.;              в) в 1799г.4

     б) в 1814г.;              г) в 1837г.

2.  Выберите из предложенных произведений те, которые не были написаны М.Ю.Лермонтовым.

      а) "Смерть поэта";   в) "Мертвые души"

      б) "Маскарад";         г) "Бородино".

3. Имение, где рос М.Ю.Лермонтов, называлось:

       а) Ясная Поляна;      в) Тарханы;

       б) Михайловское;      г) Болдино.

4. Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова?

       а) отец;                  в) мать;

       б) бабушка;            г) дедушка.

IIвариант.

1. М.Ю.Лермонтов был убит на дуэли:

       а)в 1814г.;              в) в 1841г.;

       б) в 1809г.;              г) в 1852г.

2. Где учился  М.Ю.Лермонтов?

       а) в Благородном пансионе при Московском университете;

        б) В Царскосельском лицее;

        в) в Московском университете;

        г) в Полтавском уездном училище.

3. выберите из предложенных произведений те, которые не были написаны М.ю.лермонтовым.

      а) "Демон";                                в) "герой нашего времени"4

      б) "Станционный смотритель";     г) "Мцыри".

4. Кто был соперником М.Ю.Лермонтова на роковой дуэли, унесшей жизнь поэта?

      а) Н.С. Мартынов;                        в) Ж.Ш.Дантес;

      б) А.И.Швабрин;                          г) Г.А.Печорин.

III. Изучение нового материала. Работа с текстом.

  - Перейдем к изучению темы нашего урока - "Песня про Ивана Васильевича.....". Это произведение написано в 1837 году. Главной особенностью является жанр. "Песня..." напоминает эпические фольклорные сказания, где события показаны достаточно достоверно. такой жанр назыввают историческая поэма.

-Что такое поэма7 (Поэма - это поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический.)

несмотря на то, что поэма названа исторической, Лермонтов при ее написании не опирался ни на какой источник. Поэтому сюжет выдуман автором.

- А что же тогда в ней исторического? (В поэме присутствуют исторические персонажи - царь Иван Васильевич, а также его слуги. К тому же Лермонтов изобразил быт и порядок того времени.0

- Скажите,какие конкретно он описывает порядки. (Жена во всем должна слушаться мужа, а муж мог наказать ее за непослушание. женщина должна была сидеть дома с детьми и вести домашнее хозяйство.)

охарактеризуйте главных героев. Какими они предстают перед нами? (киребеевич- искренний человек. Он любит ее всем сердцем, настолько, что даже готов пойти на подлость. его чувства - это показатель страстной и сильной натуры.

Калашников -натура не менее сильная. Он в первую очередь борется за собственную и семейную честь. Ему проще было принять смерть в честном поединке, чем жить опозоренным.

Алена Дмитриевна - женщина с высокими моральными принципами. она крайне набожна и во всем полагается на волю мужа0

-Давайте прочитаем вступление к "Песне..." стр. 118-119

- Скажите, что напоминает вам прочитанный отрывок. (Начало сказки). значит, в нем присутствуют черты и сказки, и исторического эпоса.

-Ребята, скажите, царь поступил а Калашниковым по правилам поединка или он их нарушил. ( нарушил, поскольку в самом начале боя царь говорит: "кто побьет кого,того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит". А вместо награды приказывает казнить Калашникова.)

-Как вы думаете, что символизирует собой образы Ивана Васильевича и Калашникова? (Иван Васильевич- самодержавная власть, а Калашников наделен лучшими чертами представителя народа.)

- А каковы главные конфликты этогои произведения? (Первый - конфликт между Кирибеевичем и Калашниковым. Калашников олицетворяет здесь истинную добродетель и справедливость, Кирибеевич- подлость и эгоизм. Иван Грозный является решающим звеном в этой схватке. "Подлый" Кирибеевич убит "праведным" Калашниковым. но тут же сам падет от руки самодержавия. А второй - конфликт представителя народа с самодержавной силой.)

- Как вы думаете, по- настоящему мог бы такой вопрос решать во времена Ивана Грозного? (Нет, борьба личности за свои права началась намного позже)

- Каково мнение известного критика В.Г.Белинского о персонажах "песни..."?  ( Калашников , по мнению Белирского, не хочет "запятнанного блаженства". Он не может быть опозоренным даже единожды. Кирибеевич "вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой не приобрел". В порыве страсти ему чужды становятся совесть и здравый смысл.

Ивана Грозного Белинский жалеет. Он называет его "падшим духом неба", замечая, что "это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России".)

-Согласны ли вы с мнением критика по поводу личности Ивана Грозного?

IV. Подведение итогов

  Сегодня мы познакомились с одним из интереснейших произведений М.Ю.Лермонтова; увидели, как он мастерски поместил актуальные для его эпохи конфликты в исторический сюжет.

V. Домашнее задание

    выучить наизусть отрывок из "Песни..."

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 7 классе. М.Ю.Лермонтов "песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор детского оздоровительного лагеря

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтов.

Тип: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид: урок взаимного обучения.

Цели: познакомить учащихся с жанром исторической поэмы на примере "Песни о Калашникове..." М.Ю.Лермонтова; развивать умения мыслить и анализировать прочитанное; способствовать воспитанию чувства собственного достоинства.ю желания бороться с несправедливостью.

материалы и оборудование: портрет писателя,учебник, раздаточный материал, критическая статья В.Г.Белинского.

Предварительная подготовка: учащиеся дожны прочитать "Песню...", а также вспомнить информацию,посвященную творчеству Лермонтова, прочитать статью Белинского о "Песне..."

                                          Ход урока

I Орг.момент

II. Проверка д/з. Актуализация знаний.

    -Вы уже знакомы с биографией  и творчеством М.Ю.Лермонтова. Прежде чем мы начнем изучение его произведения "Песня....", повторим все, что касается биографии М.Ю.Лермонтова.

Выполните тест по вариантам.

   I вариант.

1. М.Ю.Лермонтов родися:

     а) в 1841г.;              в) в 1799г.4

     б) в 1814г.;              г) в 1837г.

2.  Выберите из предложенных произведений те, которые не были написаны М.Ю.Лермонтовым.

      а) "Смерть поэта";   в) "Мертвые души"

      б) "Маскарад";         г) "Бородино".

3. Имение, где рос М.Ю.Лермонтов, называлось:

       а) Ясная Поляна;      в) Тарханы;

       б) Михайловское;      г) Болдино.

4. Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова?

       а) отец;                  в) мать;

       б) бабушка;            г) дедушка.

IIвариант.

1. М.Ю.Лермонтов был убит на дуэли:

       а)в 1814г.;              в) в 1841г.;

       б) в 1809г.;              г) в 1852г.

2. Где учился  М.Ю.Лермонтов?

       а) в Благородном пансионе при Московском университете;

        б) В Царскосельском лицее;

        в) в Московском университете;

        г) в Полтавском уездном училище.

3. выберите из предложенных произведений те, которые не были написаны М.ю.лермонтовым.

      а) "Демон";                                в) "герой нашего времени"4

      б) "Станционный смотритель";     г) "Мцыри".

4. Кто был соперником М.Ю.Лермонтова на роковой дуэли, унесшей жизнь поэта?

      а) Н.С. Мартынов;                        в) Ж.Ш.Дантес;

      б) А.И.Швабрин;                          г) Г.А.Печорин.

III. Изучение нового материала. Работа с текстом.

  - Перейдем к изучению темы нашего урока - "Песня про Ивана Васильевича.....". Это произведение написано в 1837 году. Главной особенностью является жанр. "Песня..." напоминает эпические фольклорные сказания, где события показаны достаточно достоверно. такой жанр назыввают историческая поэма.

-Что такое поэма7 (Поэма - это поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический.)

несмотря на то, что поэма названа исторической, Лермонтов при ее написании не опирался ни на какой источник. Поэтому сюжет выдуман автором.

- А что же тогда в ней исторического? (В поэме присутствуют исторические персонажи - царь Иван Васильевич, а также его слуги. К тому же лермонтов изобразил быт и порядок того времени.0

- скажите,какие конкретно он описывает порядки. (Жена во всем должна слушаться мужа, а муж мог наказать ее за непослушание. женщина дложна была сидеть дома с детьми и вести домашнее хозяйство.)

охарактеризуйте главных героев. Какими они предстают перед нами? (киребеевич- искренний человек. Он любит ее всем сердцем, настолько, что даже готов пойти на подлость. его чувства - это показатель страстной и сильной натуры.

калашников -натура не менее сильная. Он в первую очередь борется за собственную и семейную честь. Ему проще было принять смерть в честном поединке, чем жить опозоренным.

Алена Дмитриевна - женщина с высокими моральными принципами. она крайне набожна и во всем полагается на волю мужа0

-Давайте прочитаем вступление к "Песне..." стр. 118-119

- Скажите, что напоминает вам прочитанный отрывок. (Начало сказки). значит, в нем присутствуют черты и сказки, и исторического эпоса.

-Ребята, скажите, царь поступил а Калашниковым по правилам поединка или он их нарушил. ( нарушил, поскольку в самом начале боя царь говорит: "кто побьет кого,того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит". А вместо награды приказывает казнить Калашникова.)

-Как вы думаете, что символизирует собой образы Ивана Васильевича и Калашникова? (Иван Васильевич- самодержавная власть, а Калашников наделен лучшими чертами представителя народа.)

- А каковы главные конфликты этогои произведения? (Первый - конфликт между Кирибеевичем и Калашниковым. калашников олицетворяет здесь истинную добродетель и справедливость, Кирибеевич- подлость и эгоизм. Иван Грозный является решающим звеном в этой схватке. "Подлый" Кирибеевич убит "праведным" Калашниковым. но тут же сам падет от руки самодержавия. А второй - конфликт представителя народа с самодержавной силой.)

- Как вы думаете, по- настоящему мог бы такой вопрос решать во времена Ивана Грозного? (Нет, борьба личности за свои права началась намного позже)

- Каково мнение известного критика В.Г.Белинского о персонажах "песни..."?  ( Калашников , по мнению Белирского, не хочет "запятнанного блаженства". Он не может быть опозоренным даже единожды. Кирибеевич "вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой не приобрел". В порыве страсти ему чужды становятся совесть и здравый смысл.

Ивана Грозного Белинский жалеет. Он называет его "падшим духом неба", замечая, что "это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России".)

-Согласны ли вы с мнением критика по поводу личности Ивана Грозного?

IV. Подведение итогов

  Сегодгя мы познакомились с одним из интереснейших произведений М.Ю.Лермонтова; увидели, какон мастерски поместил актуальные для его эпохи конфликты в исторический сюжет.

V. домашнее задание

    выучить наизусть отрывок из "Песни..."

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 026 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 855
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • 01.10.2020
  • 10720
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.11.2014 549
    • DOCX 19.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чунова Светлана Тулагаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чунова Светлана Тулагаевна
    Чунова Светлана Тулагаевна
    • На сайте: 9 лет и 7 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 622
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе