Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 7 классе

Урок литературы в 7 классе

«В жизни всегда есть место подвигам…».

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

(ПО РАССКАЗУ М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»).

Цели урока:

1) обучающая: проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев;

2) развивающая: развивать навыки критического мышления, умение ставить и формулировать вопросы, проблемы, совместно искать ответы на них;

3) воспитательная: вырабатывать собственный взгляд на жизненные ценности; воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию,  добру, служению людям. Воспитывать ответственность за свои поступки, понимание сути высших человеческих качеств.


Оборудование: портрет А.М. Горького; компьютер; мультимедийное

оборудование; книги с текстом рассказа Горького «Старуха Изергиль», видеоролик, детали для кластера, «сердца» для рефлексии



Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Работа с эпиграфом. (Слайд 1)

Мечтать - не значит жить!

Нужны подвиги, подвиги!

М. Горький

- Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Горького. Как вы понимаете их?


3. Постановка проблемы. Целеполагание.

- Что такое подвиг? «Подвиг – героический самоотверженный поступок, это естественное стремление пожертвовать собой во имя других».


- Подберите к слову «подвиг» однокоренные слова (двигать, движение души)

- Из какого изученного произведении Горького мы узнали о настоящем подвиге?

- Какова теме нашего урока? СЛАЙД 2)

- Какие задачи мы должны решить на уроке?

- Надо ли сегодня говорить о подвигах? Почему?


-Попробуем доказать, что люди, которые совершают подвиги, – герои.

Рассмотрим, какими чертами характера обладают герои, что их побуждает совершать поступки, называемые подвигами.


4. Работа по теме.

- С творчеством А.М. Горького мы с вами уже знакомы. Сегодня

обращаемся к раннему его произведению «Старуха Изергиль».


- Вспомните, что такое легенда. (СЛАЙД 3)

Именно легенда как нельзя лучше подходит для замысла – коротко,

взволнованно, ярко воспеть все лучшее, что есть в человеке.


- Каким должен быть, по-вашему, герой легенды?

Посмотрите мультипликационный фильм, созданный по мотивам произведения М. Горького. Подумайте, чем  легенда отличается от сказки? Что такое, по-вашему, подвиг? Каким должен быть человек, способный на подвиг?
(просмотр видеоролика)

- Каков идеал человека у Горького?

Это человек сильный, яркий, стремится к свободе, готов жертвовать собой

во имя других.

- Что значит свобода для Горького?

Понятие «свобода» связано с понятием «подвиг».СЛАЙД 4)


- Каждый ли человек способен совершить подвиг?

Попробуем это рассмотреть на примере героев двух легенд – о Данко и Ларре. Их нельзя

рассматривать отдельно друг от друга, так как они яркие, сильные, смелые, гордые.

Это и привлекло внимание Горького.


5. Работа в группах

Задание. Составить словесный портрет (СЛАЙД 5)

1 – портрет Данко; 2 – портрет Ларры; 3 – общее, 4 – различие 5 - синквейн

Что объединяет и что различает героев?

(ответы учащихся)

(СЛАЙД 6)

- Каким вы видите Ларру?

Ларра внешне похож на человека. Гордый, смелый, бесстрашный. В гордом

одиночестве он противостоит людям, не боится суда, потому что не принимает

его.

Попробуем порассуждать: гордость, уверенность в своем превосходстве – это

сила или слабость Ларры?

После ответов детей подвожу их к мысли, что презрение и гордость – это

образ Ларры.

К чему ведет презрение моральных и нравственных норм?

(К духовному омертвению личности.)


- Способен ли Ларра совершить подвиг?

(Нет, потому что живет он ради себя. Он «хочет сохранить себя целым».

Он стал как тень. Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему.)


(СЛАЙД 7)

- Что сделал Данко для людей? Зачитать.

Какие художественные средства использует автор, чтобы показать

огромную любовь к людям, описывая сердце?

Градация – «…оно пылало так ярко, как солнце, ярче солнца».

Повторы – пылало, ярко, факел, освещённый...

Перифраз – сердце – факел великой любви к людям, символ жертвенной любви.

Данко решил добыть свободу для людей своего племени. Освещая путь

вперед, он «сжёг для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду».


-Почему Данко берет на себя ответственность за людей?

Потому что «он лучший из всех» и верит в торжество добра. Он

ответственен за свои поступки.

- В чем заключается отличие двух противоположных позиций?
Предлагаю выполнить следующую работу (можно по группам)

Работая с легендой, выпишите слова, словосочетания, небольшие предложения, которые характеризуют особенности этих двух противоположных «лагерей» (поведение, внешний вид, действия и пр.) (Составление таблицы)

Данко

люди

  • «красивые – всегда смелы»

  • «в очах светилось много силы и живого огня»

  • «обладал мужеством вести»

  • «любил людей»

  • «огонь желания спасти их»

  • «сердце как факел»

  • «гордый смельчак»

  • ……………………………..

  • Маленькие

  • Утомленные

  • «стыдно сознаться в бессилии»

  • Усталые и злые

  • «стадо овец»

  • Звери

  • …………………………………….

 Вывод: именно такие люди, как Данко, способны на героический поступок, не жалея собственной жизни, во благо других. А люди? Способны ли они на самоотверженные действия?

-Какие чувства испытывал Данко?

1. В его сердце кипело негодование: «Вы только шли…».

2. Но от жалости к людям оно погасло: «Вы шли как стадо овец»;

3. Вспыхнуло огнём желания спасти их.

Он простил им их грех.


-Можно ли назвать Данко героем? Обращаемся к эпиграфу. Правильно ли поступил Данко, пожертвовав собственной жизнью ради других? 

Вывод: Данко – личность героическая. Героизм – это способность человека

совершать то, что другим не под силу.


- Обращаемся к эпиграфу. Можно ли поступок Данко считать подвигом?

(Ответы) (Да, ведь он жертвует собой, спасая людей).


- Какими качествами обладает человек, совершивший подвиг?

1. Мужеством, которое включает в себя 7 добродетелей:

- стойкость в беде и борьбе;

- духовную крепость;

- доблесть;

- храбрость;

- отвагу;

- спокойную смелость;

- терпение.

2. Убеждённостью в необходимости идти навстречу опасности;

3. Благородством;

4. Любовью к людям;

5. Способностью жертвовать собой во имя свободы и счастья других.



- В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах».

- Разумен или неразумен поступок Данко?

- В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

(Ответы учащихся)

Физминутка.

КЛАСТЕР. В рассказе "Старуха Изергиль" А.М. Горького перед читателем предстают три философии жизни: (соотнести)
а) Ларры – жить без людей и только для себя;
б) старухи Изергиль – жить с людьми, но для себя;
в) Данко – жить с людьми и для людей.


- Что же такое настоящий подвиг? В чем настоящее бессмертие человека?

(Заканчивая рассказ размышлением «о великих горящих сердцах», Горький пояснил, в чём заключается истинное бессмертие человека. Ларра оттолкнул от себя людей, и о нём напоминает лишь тёмная тень в степи. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца).


- Как вы думаете, есть ли в жизни люди, подобные Данко? Приведите примеры.

(СЛАЙД 8)


- Расскажите о своих дедах и прадедах, воевавших во время Вов. Были ли они похожи на Данко?


(СЛАЙД 9)

-Как узнать, у кого из нас сердце Данко?

- Уверен ли ты, что в нашем обществе оценят подвиг Данко?

- Кого сегодня можно назвать героем?

- Кого больше в нашем обществе – похожих на Данко или на Ларру?


ЗАДАНИЕ ПРО ЗАПАС:

hello_html_m6720375b.png С каким чувством умирает герой, чем оно вызвано?
- Каким же должен быть человек, по мнению Горького, способный на подвиг во имя людей?

     Герой М. Горького вносит в жизнь идеи любви и самоотверженности. Он стремиться пробудить в людях истинно человеческие качества, которые под влиянием страха побеждены в них. Однако подвиг Данко - его утверждение нового отношения к жизни, человеку - так по-настоящему и не был понят соплеменниками, забывшими о своём спасителе. Осторожный человек наступил на гордое сердце ногой, и оно, рассыпавшись в искры, угасло.
    Горький осуждает трусливых людей, лишённых подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Они утратили человеческое достоинство, стали смиренными, терпеливыми, осторожными.

     Рассмотрите иллюстрацию. Соответствует ли она замыслу Горького? Докажите.
Конец формы

- Мы с вами поработали над легендой о Данко М. Горького, разобрали вопрос человеческого подвига, вопрос выбора позиции жизнь в человеческом обществе. Теперь вы в своих тетрадях дадите письменный ответ на следующий вопрос: Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?


VІ Итог урока. Формулирование результатов решения проблемы
(СЛАЙД 10)

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Как вы его понимаете? (Изергиль сама на своём веку встречала свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»).

5. Рефлексия.

- На столе у вас сердца. Поднимите их выше те, кто загорелся жаждой подвига, кого не оставил равнодушным урок и кто, подобно Данко, захотел осветить своим сердцем других.

-Я желаю, чтоб каждый из вас нашел в себе силы и желание быть полезным людям, обществу и тем самым зажег факел, освещающий путь другим, в своей душе и достойно пронес его по жизненному пути.


- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. (СЛАЙД 11) К следующему уроку вы должны будете подготовить художественный пересказ легенды о Данко, а также письменно ответить на вопрос: «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца Данко?» Напишите об этом небольшое эссе. А также по желанию можете нарисовать иллюстрацию к произведению.



Учитель: Я хочу закончить наши размышления словами Б. Шоу:

«Жизнь – не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал

человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче,

прежде чем передать грядущим поколениям»































МБОУ СОШ № 2




Открытый

урок литературы в 7 в классе

по теме

В жизни всегда есть место подвигу…”

(по рассказу М. Горького

«Старуха Изергиль»)




Учитель: Зеленкина Л. Н.









Март 2013 г.

Урок литературы в 7 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 7 классе по произведению М. Горького "Старуха Изергиль"

      Данный урок – проблемный.

                 Этапы урока:

- Создание проблемной ситуации
- Исследование проблемы
- «Открытие» новых  знаний

- Самостоятельная дифференцированная работа (работа в группах)

- Самоконтроль с самопроверкой (составление кластера)
- Рефлексия.
- Итог урока

Тип урока – урок обобщения и систематизации. Для проведения урока использовались технические средства обучения - компьютер и медиапроектор. Это необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между ребятами  и учителем.

8.  Высокая работоспособность обеспечивалается сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (упражнения на релаксацию зрения)

Автор Зеленкина Людмила Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1581
Номер материала 41222
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓