Главная / Русский язык и литература / урок литературы в 7 классе

урок литературы в 7 классе

Литература 7 класс


Тема: И.А.Крылов «Слон и Моська»


Цель: познакомить с темой, раскрыть идейно-образное содержание, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения; развивать речь, мышление, память, совершенствовать навыки выразительного чтения, связной речи;

Урок-знакомство

Оборудование: портрет, картина, презентация


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания, 1.Чтение наизусть басни

III.Новая тема. 1.Знакомство с баснописцем.

Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.

Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

Вам знакомы произведения И.А. Крылова?

2. Чтение отрывков из басен
3. Проблемный вопрос.

Как вы считаете, к какому литературному жанру относится эти произведения?

Что такое басня?
– Трудно ответить на этот вопрос? Я вам постараюсь помочь.

http://festival.1september.ru/articles/598510/img1.gif


Мораль – это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни.

По словарю Ожегова прочитает определение, что такое басня?…

Басня – краткий нравоучительный рассказ, в котором персонажами являются люди, животные .

Нравоучительный рассказ-это рассказ в котором есть поучение, внушение нравственных правил.

Важно ли соблюдать нравственные правила?

4. Постановка проблемного вопроса:

Почему мы до сих пор читаем , заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?

5. Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова.
Разбейте их на две группы. Работа в парах.

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

(Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, , , трудолюбие, хвастовство.)

Подводящий диалог.

Учитель Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.

Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть

Одобряет
 доброта
правдивость
 храбрость

трудолюбие


Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)

7. Знакомство с басней “Слон и Моська”

Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”.

Прогнозирование содержания

Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?

Самостоятельное чтение .

Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?

Словарная работа.

Встретились ли вам незнакомые слова?
– Объясните значение данных слов.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление

Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.

Чтение басни учащимися по цепочке.

Где происходит действие?

Кто изображён на иллюстрации?

Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.

Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

1. Назовите действующих лиц басни.

2. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

3. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)

4. Какой вы представляете Моську? А слона?

5. Какой вы представляете Шавку?

Выборочное чтение.

6. Найдите в тексте и прочитайте ,что посоветовала Шавка Моське?

7 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)

8. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..-

9. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона.

Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.

Учитель. Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание

Чтение по ролям.

Итог урока:

Чему учат басни? Назовите положительные качества……..

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

III.Итог урока .Рефлексия.

IV.Дома: пересказ, выучить басню





урок литературы в 7 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Литература 7 класс

Тема:  И.А.Крылов «Слон и Моська»

Цель:  познакомить с темой, кратко познакомить с жизнью и творчеством автора, раскрыть идейно-образное содержание, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения; развивать речь, мышление, память, совершенствовать навыки выразительного чтения, связной речи;

Урок-знакомство

 

Оборудование: портрет, картина, презентация

Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания, 1.Чтение наизусть басни

III.Новая тема. 1.Знакомство с баснописцем.

 

 

Автор Мусабекова Батима Балдановна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 425
Номер материала 11083
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓