Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 6 классе Тема: « Великая Отечественная война в творчестве поэтов 20 века»

Урок литературы в 6 классе Тема: « Великая Отечественная война в творчестве поэтов 20 века»

МКОУ « Осыпнобугорская СОШ»

Урок литературы в 6 классе

Тема: « Великая Отечественная война в творчестве поэтов 20 века»

Цели: продолжать обучение приёмам анализа поэтического текста. Развитие у школьников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно- нравственных и художественно – эстетических ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений. Воспитывать уважительное и бережное отношение к ветеранам, к доблестной истории своей Родины.

Ход урока

  1. Орг. момент

Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в творчестве поэтов 20 века. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов – фронтовиков, послушаем песни военных лет, обратимся к творчеству художников, изображавших войну.

2. Инсценировка

Июнь… клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.



Та ночь была полна июньской прелести,

Для них она не пожалела света.

Грядущим аттестатом зрелости

Их озаряло лето…



Завтра рощ испугаются птицы,

Завтра птиц не признают леса…

Это всё только завтра случится,

Через 24 часа…

( На сцене появляются выпускники школы 1941 года)

Девушка1: Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.

Юноша1: Всё когда – нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.

Юноша2: Вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, прощай учителя, прощайте однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность…

Девушка2: Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.

Девушка3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.

Юноша3: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!

Девушка2: Ты правда собираешься уехать в тайгу?

Юноша3: Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной!

Девушка2: Вот ещё, придумал, я из родного города никуда.

Юноша1: Ребята, а давайте сделаем снимок на память!

Все: Давайте!

Юноша2: Внимание! Исторический момент, запомните 21 июня 1941 года.

Юноша1: Мы молоды и счатливы…

Девушка2: Мы мечтаем о подвигах, о славе…

Девушка3: Мы мечтаем через пять лет стать геологами, учителями, врачами…

Девушка2: Я мечтаю стать стать учителем.

Юноша3: Я мечтаю приносить добро людям.

Девушка1: Я мечтаю о любви.

Юноша2: Я мечтаю…

Девушка3: Я мечтаю…

Юноша1: Мечтали…

Эхо: мечтали, мечтали, мечтали…

Звучит голос Левитана

Звучит музыка « Священная война»



Учитель: Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Война стала для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом « взрослой» жизни. Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами передового края. Поэтому каждое их стихотворение – документальное свидетельство тех лет. Многие из них погибли в боях за Родину, другие пожили больше.

- Ребята, а что такое МУЖЕСТВО? ( Ответы детей)

Ученица читает стихотворение А. Ахматова « Мужество»



Учитель: Это стихотворение написано уже после начала войны. Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде.

- К чему призывает стихотворение А. Ахматовой? ( Защищать свою Родину, быть мужественными…)

- Как вы понимаете слова « Мы знаем, что ныне лежит на весах» ( На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это Великая Отечественная война- Мировая война)

- Какой завет даёт Анна Ахматова в своём стихотворении? ( Что русское слово донесётся чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его).

- С чем можно сравнить стихотворение? ( С клятвой)

- Какие художественные средства использует А. Ахматова, чтобы донести до нас это стихотворение? ( Тропы используются редко. Ключевыми эпитетами являются : свободное, чистое русское слово)

- Что значат эти эпитеты? ( Россия должна остаться свободной).

Учитель. Мужество и любовь нераздельны в сердце солдата, и наверно, поэтому симоновские стихи производят впечатление гармонии от прочитанного. Симонов – это человек, который прошёл всю войну, выстоял в борьбе с фашизмом, а потом разгромил врага.

Сообщение ученицы: Уже на третий день после начала В. О. войны Симонов выехал из Москвы для работы в газете « Боевое знамя». Через месяц он стал военным корреспондентом газеты « Красная звезда», самой главной газеты военного времени, и оставался им до конца войны. За время войны он был почти на всех фронтах- от севера до юга.

Зимой 1941г. На страницах газеты « Правда» было опубликовано стихотворение Симонова « Жди меня» с посвящением Валентине Серовой.

Звучит Стихотворение « Жди меня»



Учитель: -Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Что вы почувствовали?

- Какой глагол поэт использует чаще всего? Для чего он это делает?

- О чём же стихотворение Симонова? ( О женщине, умеющей ждать с войны солдата, любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет.)

Учитель: А вот ещё одно стихотворение О ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ, ЛЮБВИ.



Ученик читает стихотворение Ю. Друниной « Письмо»



Сообщение ученицы. Ожидание матери, сестры, любимой порой страшней атаки. Но война без жертв не обходится. Две трети погибших войнов похоронены как неизвестные . За 4 военных года миллионы простых солдат и офицеров были убиты и похоронены в братских могилах.

Учитель. Об этом рассказывается в стихотворении Сергея Орлова « Его зарыли в шар земной»

Чтение стихотворения Орлова « Его зарыли в шар земной».

Сообщение уч-ся Сергею Орлову было 19 лет, когда началась Великая Отечественная война. Сергей Орлов воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, в 1944 году горел в танке. Шрамы от ожогов остались у него на всю жизнь. Но война оставила шрамы не только на теле, но ив душе поэта. Он всё время помнил о друзьях, погибших на войне.

Учитель: -Почему солдата « зарыли», а не похоронили?

- Скажите, какими словами можно описать русского солдата? ( Мужественный, стойкий, смелый, храбрый, сильный, доблестный, отважный, выносливый, закалённый…)

Стихотворение Сергея Орлова « Его зарыли в шар земной» можно назвать памятником Неизвестному солдату, Вечным огнём, зажжённым в его честь.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(Минута молчания)

Просмотр фильма « Помните!» ( Реквием Роберта Рождественского читает учитель)

- Ребята, что такое реквием? ( Заупокойная служба, панихида в провославной церкви)

Память о павших неподвластна времени. Она предупреждает, тревожит нас! Мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне не потому, что жаждем мести за прощлое, а потому, что беспокоимся о будущем.

Сообщение детей. Ужепосле Победы, в 1965 году, находясь под впечатлением от ещё одной трагедии 20 века – сброса атомной бомбы на Хиросиму, поэт Дагестана Расул Гамзатов написал стихотворение « Журавли». На него композитор Ян Френкель, солдатом прошедший всю войну, сочинил прекрасную музыку. Так появилась песня в исполнении Марка Бернеса. В наши дни её напевают и ветераны, и молодёжь.

Исполнение детьми песни « Журавли».

Какие песни фронтовые

Минувшей созданы войной.

В них чувства трепетно –живые

Встают безудержной волной.

Учитель: - Почему стихотворение называется « Журавли»? О ком на самом деле в нём говорится?

Сообщение детей: Белый журавль – стерх распространён только на территории России, находится под угрозой исчезновения, занесён в Красную книгу. Поэтому и белые журавли Гамзатова – « солдаты не пришедшие с полей», нуждаются в бережном отношении, в том, чтобы память о них жила в сердцах тех, кто остался.

Учитель. Сам Расул Гамзатов говорил так: « Мои журавли тоже зовут всех нас, живущих на земле, к миру и братству, ведь мы все – божьи дети. Разнопламенные, мы гораздо скорее нашли бы понимание, если бы слушали павших. А павшие не молчат. Прислушайтесь к журавлиному крику».



Не только поэты отразили дни войны в своём творчестве, но и вы, дети нового поколения, помните о своих дедах, прадедах, которые подарили вам жизнь. Давайте, вспомним их поименно.

Ученица читает стихотворение собственного сочинения.

Учитель: - Что объединяет стихотворения о войне? ( Память , мужество, любовь…)

Эта тематика объединяет и творчество художников, изображавших войну. Давайте посмотрим картины , вглядимся в лица тех, кто подарил нам жизнь.

- С каким чувством поэты, композиторы, художники рассказывают нам о цене Победы?

Составление синквея со словом: война, солдат, память



Ученик: Стихи военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце биться чаще. Наша задача – хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать всё, чтобы война не повторилась никогда.

Победа! Победа! Великое слово,

В нём слава Отчизны и слава бойца,

Да здравствует русский прославленный воин!

Народу великому грянем « Ура!»

Звучит песня « День Победы»











Урок литературы в 6 классе Тема: « Великая Отечественная война в творчестве поэтов 20 века»
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели: продолжать обучение приёмам анализа поэтического текста. Развитие у школьников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно- нравственных и художественно – эстетических ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений. Воспитывать уважительное и бережное отношение к ветеранам, к доблестной истории своей Родины.

Ход урока

1.       Орг. момент

Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

 

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в творчестве поэтов 20 века. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов – фронтовиков, послушаем песни военных лет, обратимся к творчеству художников, изображавших войну.

Автор Кириченко Светлана Георгиевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1031
Номер материала 48611
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓