Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Тема урока: "Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"В 6 классе

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Тема урока: "Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"В 6 классе

8























Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Тема урока: «Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»



Учитель русского языка и литературы МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области Федосова Галина Ивановна



















Класс: 6


Предмет: литература


Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012 г.


Название раздела, темы: Русская литература XX века. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Тема урока: « Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»


Цели урока: проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:


Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.


Предметные: понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы; понимание авторской позиции и своё отношение к ней, характеризовать героев, сопоставлять их.


Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, смысловое чтение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение





Формируемые УУД:



познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;


личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;


регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;


коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.


Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, аудиокнига























п/п

Этапы урока



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся






1


Мотивирование к учебной деятельности


























-Ребята, вспомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой?

Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

( Каждый школьник за свою небольшую жизнь хоть раз кого-то обманул, и поэтому каждому знакомы муки совести, стыда. Значит, главный герой, Витя, станет чуточку ближе, понятнее.)



Выявление желания анализировать рассказ, выяснять, какие уроки он несёт. Вспомнив подобные ситуации в своей жизни, поставить себя на место главного героя.

( В основе рассказа лежит обман самого родного человека, бабушки)


22




















33















44







5


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии





















Выявление места и причины затруднения














Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

















































































Заключительное слово учителя.


Подведение итогов.

Выставление отметок.

Домашнее задание:

Небольшая письменная работа по темам:

  1. Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»

  2. Радости детства



Как тебя воспитали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идёшь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет ЧТО?

(СЕМЬЯ)

-Почему автор в основу рассказа берёт такую неприятную жизненную ситуацию? Как бабушка наказывает внука?


-Почему же своему рассказу Астафьев даёт такое поэтическое название «Конь с розовой гривой». Попытайтесь составить ассоциограмму ключевого слова в названии ( «конь»)



















Почему мальчик отправился в лес?

-Почему этому плану не суждено было сбыться, если вначале всё шло хорошо?

Давайте в тетрадях запишем такую цепочку: искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение.
















-Какова развязка истории?


































Проснулся ли у мальчика

стыд за содеянное?





-А чем бабушка закрепляет нравственное пробуждение СОВЕСТИ?


- Чем стал этот пряник для героя рассказа?

А что такое совесть?



-Чем же всё-таки в рассказе Астафьева является КОНЬ с розовой гривой? (Игрушкой? Лакомством? Символом?)


-Не кажется ли вам, что этому рассказу можно было дать другое название, менее поэтичное, например, «Обман»?


Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. В.П. Астафьев показывает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растёт и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести.

Работа по учебникам(5мин.)

-Найти и зачитать цитаты, как воспитывали Витю ( стр._______)

-Найти и зачитать, как воспитывали детей в семье Левонтия ( стр._______)







Шестиклассники понимают, что рассказ носит поучительный характер. Но не все видят, что бабушка наказывает …ДОБРОТОЙ.

Сознание необходимости прощать.





Выразительное чтение отрывка «Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей…


Находят в тексте и зачитывают авторские определения: «конь лягается копытами», «конь-огонь»,
















(Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка)



Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа - отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.








(Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: “Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее”. Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы “хлынули безудержно”. Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: “Попроси прощенья...”)

(ДА)





- (дает ПРЯНИК).



(символом совести)


(ответы учащихся)







(Бабушка преподала урок «высокой этики». Прощает бабушка как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка. Она зло побеждает добром, поэтому и название, как в сказке красивое, доброе. (Добро побеждает зло)







Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Тема урока: "Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"В 6 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

В шестом классе учащиеся знакомятся с автобиографическим произведением В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Рассказ никого не оставляет  равнодушным, но он рассчитан на внимательное и вдумчивое чтение, умение замечать детали, работать с текстом. Работа над произведением заставит шестиклассников сравнить две семьи, их быт, воспитание детей,поможет понять , почему семья дяди Левонтия привлекала героя рассказа. В ходе урока обращается  внимание на  смысл названия произведения. Уроком доброты стал пряник в виде коня с розовой гривой. Учащиеся  понимают, что об этих событиях вспоминает взрослый , умудрённый опытом человек.

Автор Федосова Галина Ивановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2211
Номер материала 40968
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓