Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 6 классе на тему "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева "Бежин Луг"

Урок литературы в 6 классе на тему "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева "Бежин Луг"

Название документа Роль пейзажа в рассказе И.ppt

Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Урок литературы в 6 классе
И. Шишкин «Перед грозой»
И. И. Левитан «Цветущие яблони»
В. Д. Поленов «Золотая осень»
А. В. Герасимов «Первый снег»
Пейзаж - (от франц. pays — страна, местность) — изображение природы в художес...
 «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот разл...
В. Маковский «Ночное»
Недолги летние ночи…
Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг» Определяет построение произведения, образ...
Домашнее задание Составить письменно характеристику героя по плану: Возраст и...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Урок литературы в 6 классе
Описание слайда:

Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Урок литературы в 6 классе

№ слайда 2 И. Шишкин «Перед грозой»
Описание слайда:

И. Шишкин «Перед грозой»

№ слайда 3 И. И. Левитан «Цветущие яблони»
Описание слайда:

И. И. Левитан «Цветущие яблони»

№ слайда 4 В. Д. Поленов «Золотая осень»
Описание слайда:

В. Д. Поленов «Золотая осень»

№ слайда 5 А. В. Герасимов «Первый снег»
Описание слайда:

А. В. Герасимов «Первый снег»

№ слайда 6 Пейзаж - (от франц. pays — страна, местность) — изображение природы в художестве
Описание слайда:

Пейзаж - (от франц. pays — страна, местность) — изображение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также средством характеристики их душевных движений.

№ слайда 7  «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различн
Описание слайда:

 «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе...» 

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 В. Маковский «Ночное»
Описание слайда:

В. Маковский «Ночное»

№ слайда 11 Недолги летние ночи…
Описание слайда:

Недолги летние ночи…

№ слайда 12 Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг» Определяет построение произведения, образуя
Описание слайда:

Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг» Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку Помогает передать чувства героя рассказчика Воздействует на воображение и сознание мальчиков, побуждает их рассказывать страшные истории

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Домашнее задание Составить письменно характеристику героя по плану: Возраст и по
Описание слайда:

Домашнее задание Составить письменно характеристику героя по плану: Возраст и портрет мальчика; Его роль среди товарищей; История, которую он рассказывает, верит ли в неё сам рассказчик; Поведение и поступки мальчика; Отношение к нему автора. 1 ряд – Илюша 2 ряд – Костя 3 ряд - Павел Подготовить пересказ истории.

Название документа урок.doc

Тема урока: РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

Цель урока: воздействуя на эмоции и чувства учащихся, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе, связать описание природы с основной проблематикой произведения.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Рассматривание репродукций русских художников. (Слайд 2, 3,4,5)

  • Что объединяет эти живописные произведения?

  • Можно ли в художественных произведениях встретить описание природы?

  • Для чего в художественных текстах используется пейзаж? (Слайд 6)

  • Важно ли человеку видеть и слышать всё, что происходит вокруг него в природе?

А вот как сам Тургенев, который, как мы знаем, был страстным охотником, воспитывал у себя это чувство: (Слайд 7)

 «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе...» 

Так автор умел вслушиваться в природу, чувствовал каждый звук или шорох.

Давайте вместе с ним посмотрим на описания русской природы в рассказе «Бежин луг» и постараемся определить, какую роль играет пейзаж в рассказе.



  1. Работа с текстом рассказа.

Реализация домашнего задания. (Слайд 8)

  • Чтение отрывка «Был прекрасный июльский день…» выразительно.

  • Какие средства выразительности речи помогают нам представить этот июльский день? Почему в данном отрывке так много интересных прилагательных?

  • Какие чувства автора передаёт этот отрывок? (Тургенев описывает луг глазами охотника - человека, влюбленного в свой край, в родную природу, умеющего тонко чувствовать и понимать красоту родного края)



  • Что же произошло с нашим охотником? Действительно, он заблудился.

  • Давайте представим себя в подобной ситуации и назовём чувства, которые мы при этом бы испытали (тревога, волнение, страх).

  • Какое описание природы помогает нам представить эти чувства?



Чтение отрывка «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»(Слайд 9)



  • Назовите слова и словосочетания, которые помогают передать тревожное состояние героя.

  • Кажется ли природа враждебной человеку? (Природа пугает охотника, она враждебна ему, он заблудился и его словно водит нечистая сила).



  • Кого же встретил герой на Бежином лугу, который он вскоре узнал?

  • Как отнеслись к нему мальчики?

  • Давайте представим себе состояние героя, который вместе с мальчиками прилёг у костра?



Чтение отрывка «Картина была чудесная…»(Слайд 10)



  • Как пейзаж помогает передать внутренне состояние героя? Найдите предложения, в которых мы особенно хорошо чувствуем присутствие в природе человека. (Человек у костра чувствует себя частью природы, ему легко и комфортно)

  • Интересно обратить внимание на особенности синтаксиса в этом отрывке. В чём своеобразие 1 и 2 предложений? (Они очень большие, втору как будто трудно вместить всё то, что он чувствует, в одно предложение).



Всю ночь автор, сидя у костра, слушал истории, которые рассказывали ребятишки. О них мы поговорим на следующем уроке. А сейчас последняя пейзажная зарисовка в рассказе.



Чтение отрывка «Недолги летние ночи…»(Слайд 11)



Какие чувства испытывает рассказчик? (Надежда на обновление, радость от наступающего нового дня. Рассеивается ночь и вместе с ней рассеиваются все страхи и тревоги людей).



  1. Обобщение прочитанного и проанализированного.



  • Почему же рассказ начинается и заканчивается описанием природы?

( Природа – главный герой рассказа. Она заставляет автора почувствовать её красоту. Под влиянием летней ночи мальчики рассказывают свои удивительные истории.)

  • Какую же роль играет пейзаж в рассказе Тургенева?



Пейзаж в рассказе Тургенева «Бежин луг»:

  • определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку;

  • помогает передать чувства героя рассказчика

  • воздействует на воображение и сознание мальчиков, побуждает их рассказывать страшные истории.

Слайд 12, 13

Закончить урок я бы хотела словами ещё одного великого русского писателя-классика Льва Толстого: «Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, - это природа. Две-три черты и пахнет…»

  1. Подведение итогов урока.

Чему же мы научились на сегодняшнем уроке?

Какие умения развивали?



  1. Домашнее задание. (Слайд 14)

Составить письменно характеристику героя по плану:

  1. Возраст и портрет мальчика;

  2. Его роль среди товарищей;

  3. История, которую он рассказывает, верит ли в неё сам рассказчик;

  4. Поведение и поступки мальчика;

  5. Отношение к нему автора.

1 ряд – Илюша

2 ряд – Костя

3 ряд - Павел

Подготовить пересказ истории.



Урок литературы в 6 классе на тему "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева "Бежин Луг"
  • Русский язык и литература
Описание:

Материал представляет собой разработку урока литературы в 6 классе на тему "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева "Бежин луг".  Цель урока: воздействовать на эмоции и чувства учащихся , продемонстрировать величие и красоту тургеневского пейзажа, показав его роль в тексте. Учащимся предлагается рассмотреть картины русских художников-пейзажистов, и сделать вывод, для чего используестя пейзаж в литературном произведении. После этого проводится анализ четырёх отрывков из текста рассказа, на их основании делается вывод о том, какую роль играют описания природы в тексте рассказа. Урок сопровождается презентацией.

Автор Коломлина Татьяна Владимировна
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2632
Номер материала 6038
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓