Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 6 классе.

Урок литературы в 6 классе.

Урок литературы в 6 классе.


Автор: учитель начальных классов

МБОУ лицей №13 г.Ростова-на-Дону

Хабовец Татьяна Вячеславовна

Тема урока: «Мир детства и родная природа в стихотворении И.З. Сурикова «В ночном».


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Модель: личностная.

Цели задачи урока:

  1. «погружение» в удивительный мир поэта; «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; познакомить с малоизвестными фактами жизни и творчества И.З.Сурикова;

  2. познакомить с жизнью крестьянских детей второй половины 19 века;

  3. постижение нравственных проблем и эстетической ценности стихотворения поэта;

  4. показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике поэта; помочь понять настроения, чувства автора, определить способы создания образов;

  5. формирование умения различать точку зрения автора; выражать собственную позицию, умение вести диалог;

  6. развитие навыков выразительного чтения(чтение-сотворчество), анализ поэтического текста;

  7. закрепление понятий: пейзаж, рифма, фольклор, художественные выразительные средства(эпитет, метафора, сравнение) и приёмы(повторы, звукопись);

  8. развитие воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;

  9. воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям; воспитывать любовь к родной земле, родной природе;

  10. создание на уроке особой тёплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.


Оборудование урока:

Презентация к уроку, книги о русских художниках.

Литературный ряд:

стихотворение И.З.Сурикова «В ночном».

Визуальный ряд:

книги с репродукциями картин – пейзажей русских художников (М.Врубель «К ночи.», И.Левитан «Вечер.Золотой плёс», И.Крамской «Майская ночь»); рисунки-пейзажи учеников; портрет поэта; опорные слова(пейзаж, фольклор, рифма).

Музыкальный ряд:

Диск «П.И.Чайковский. «Времена года.»(зарисовка «Мерцающие ночи.»;

Методические приёмы:

выразительное чтение стихотворения, чтение учителем наизусть; цитирование наизусть учащимися; беседа по вопросам; выборочное чтение; сопоставление произведений разных жанров ( рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» и стихотворение И.З.Сурикова «В ночном»); устное рисование; самостоятельно подготовленное учащимся сообщение о малоизвестных фактах из жизни поэта; слушание и беседа по прослушанному музыкальному произведению; творческая работа учащихся(синквейн); составление кластера.

Ход урока.

  1. Слово учителя.

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;


Вот свернулись санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.


И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.


Всё лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!


Но меж тем уж село

Солнышко давно;

Поднялася вьюга,

На небе темно.


Весь ты перезябнешь, -

Руки не согнёшь,-

И домой тихонько,

Нехотя бредёшь.


Эти строчки из стихотворения И.З.Сурикова «Детство» знает каждый школьник. С этим произведением вы знакомились ещё в начальной школе. Мир родной природы – будь это искристый, сверкающий снег, покрывающий всё вокруг, или простор степи с её пахучими травами, пением птиц, ночной покой или звонкий шум раннего утра – всё это с большой любовью описывал в своих произведениях Иван Захарович Суриков. Но не только картины природы мы встречаем в стихотворениях поэта. Деревенские ребятишки с их искренним чувством любить всё вокруг, радоваться самому простому – ещё одна излюбленная тема его стихов.


1. Сообщение темы урока.

И об этом мы сегодня с вами поговорим на нашем уроке «Мир детства и родной природы в стихотворении И.З. Сурикова «В ночном».

Откройте тетради, запишите тему урока: Иван Захарович Суриков (1841-1880). Мир детства и родная природа в стихотворении И.З. Сурикова «В ночном».

  • А, как и почему так тесно соединяются эти два образа в стихотворении, мы ответим в конце урока.

  • Что это был за человек – Иван Захарович Суриков? Какую роль сыграли его стихи в русской литературе? Дома вы прочитали небольшую литературную статью о жизни и творчестве поэта. Проведём небольшую разминку и проверим, что вы запомнили.


2. Проверка домашнего задания.

На доске неоконченные предложения :

- Иван Суриков родился (год и место)…

- Отец его был…

  • Будущего поэта привезли в Москву, когда ему было…

  • Всё основное время он проводил…

  • Сильное впечатление на Сурикова в отрочестве произвели стихи…

  • Иван Суриков с особой теплотой писал о…

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этой работой. … нам подготовил(а) ещё несколько фактов малоизвестных из жизни поэта.


3. Дополнительный материал, подготовленный учениками.

Рассказ ученика о поэте.

А вы, ребята, внимательно слушайте и отмечайте, что нового вы услышали об Иване Захаровиче Сурикове.

Проверка записей учащихся.

4. Анализ стихотворения И.З.Сурикова «В ночном».

  • Ребята, дома вы прочитали стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном». О чём оно? Почему автор так назвал своё произведение? (Описание ночного пастбища, лошадей, крестьянские ребятишки).

  • На предыдущих уроках мы познакомились с творчеством писателя, который также в своих произведениях затрагивал впечатления из жизни, любил изображать картины родной природы и крестьянских ребятишек? Кто этот писатель? (Иван Сергеевич Тургенев)

  • А с каким его произведением мы познакомились подробно? («Бежин луг». )

  • Чем похожи произведения «Бежин луг» И.С.Тургенева и «В ночном» И.З.Сурикова? (Одна тема)

  • Давайте прочитаем это стихотворение. (Выразительное чтение стихотворения учеником).

  • Кто главные герои стихотворения? (природа и крестьянские дети).

  • Какие средства художественной изобразительности использует автор, описывая картину летней ночи? Найдите, прочитайте в тексте. (эпитеты, метафоры, сравнение).

  • А какие приёмы вы отметили?( Звукопись).

  • Ребята, а можно ли сказать, каким чувством автора проникнуто это стихотворение? Подтвердите строчками из стихотворения. (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: зорька, солнышко ).

  • Ребята, вспомните, как Тургенев передаёт такую же картину летней ночи?

Чтение наизусть отрывка из рассказа «Бежин луг».

  • Что общего в описаниях?(красота русской ночи, тишина, покой)

  • А теперь вспомним теорию. Как называют описание картин природы на страницах художественных произведений? (Пейзаж)

  • Обратите внимание на доску. Здесь записаны три ключевых слова, которые помогут нам открыть дверцу, чтобы войти в мир детства и родной природы в стихотворении. Первое из них – пейзаж -. Запишите его себе в тетрадь.

  • Итак, один из главных героев – пейзаж. Кто же второй? (крестьянские дети)

  • Какие средства художественной выразительности помогают нам понять настроение детей? (звуки ночного луга, бабушкины сказки)

  • Какие приёмы использует поэт? (повторы, восклицательные предложения)

  • А какие сказочные герои встречаются в стихотворении? Найдите и прочитайте.

  • Как вы думаете, ребята, почему именно об этих героях говорили дети, а не о животных, ведь они тоже сказочные образы? (Ночь несёт в себе тайну и загадку, поэтому и образы фантастические, вымышленные)

Психологическая разминка.

  • А теперь закройте глаза и представьте, как выглядят эти сказочные герои?

Лови ошибку.

  • Кому-то попался добрый змей, весёлая баба Яга, а кому-то не очень. Вот Кощей Бессмертный скорее всего выглядел очень сурово. (Ребята должны отметить, что образ Кощея в стихотворении не упоминался). А мог ли он присутствовать в этом стихотворении и почему? Какие ещё герои могли упоминаться в рассказах детей?(Дети называю сказочных героев из волшебных сказок: русалочка, водяной, фея и т.д.)

  • Вспомните, а какие разговоры крестьянских ребятишек мы слышали со страниц «Бежина луга»?(Страшные рассказы.)

  • Как Тургенев назвал эти рассказы детей? (Былички).

  • Итак, в стихотворении «В ночном» нам встретились сказки, на страницах рассказа «Бежин луг» - былички. К какому виду относятся эти жанры литературы?(Фольклор)

  • Обратите внимание на доску – и запишите следующее слово – фольклор.

  • Элементы фольклора постоянно присутствуют в стихотворениях Сурикова. Это и сказочные герои, и обычаи народной старины, герои былин, народных песен. Некоторые его произведения принимают за народные песни, например:

Что шумишь, качаясь,

Тонкая рябина,

Низко наклоняясь

Головою к тыну?


Или Снег да степь кругом;

Сердце грусть берёт;

Про моздокскую

Степь ямщик поёт.


  • Действительно, стихи Сурикова очень музыкальны. Прочитайте одну строфу стихотворения. Что напоминает вам ритм, выбранный поэтом? (песню)

  • Определите размер стихотворения. (Двусложный хорей)

  • А похоже ли произведение И.С.Тургенева на песню? Почему? (Нет, это прозаическое произведение.)

  • А чем проза отличается от стихов? (В стихотворениях обязательна рифма.)

  • Обратите внимание на последнее ключевое слово нашего урока. Это слово рифма. Запишите его.

  • Ребята, а что такое рифма? (Совпадение окончаний двух или нескольких стихотворных строк.)

  • А какие рифмы вы знаете? (Точные: опоясывающие, параллельные, перекрёстные; неточные, приблизительные.)

  • Как происходит рифмовка строк в стихотворении? (2 и 4 – точные, а 1 и 3 – приблизительные.)

  • И это, ребята, неслучайно. Опять здесь присутствует любовь Сурикова к фольклору, к народным песням с их музыкальностью, напевностью. Рифмованные народные песни – это явление очень молодое, появившееся всего пару веков назад. В старинных русских песнях рифмы не было вообще. Поэтому, чтобы приблизить своё произведение к произведению фольклора, Суриков использовал такой вид рифмы.

  • Итак, круг замкнулся. Как помогают нам эти три понятия войти в мир родной природы в стихотворении «В ночном»? (Пейзаж раскрывает красоту летней ночи глазами крестьянских ребятишек; фольклор помогает передать любовь поэта к своему родному краю, к русским обычаям, традициям, образу жизни, быту, устному народному творчеству; рифма придаёт стихотворению форму русской народной песни.) Все эти три слова тесно взаимосвязаны.

  • Ребята, не только поэты, как Суриков, или писатели, как Тургенев, выбирали для своего творчества пейзаж. Многие художники также очень часто обращаются к этому виду творчества. Обратите внимание на выставку репродукций картин известных художников. (И.Левитан, М.Врубель, И.Крамской ) Каждый из них по-своему изображает ночную природу. Но что их объединяет? (Красота родной природы; любовь к родному краю).

  • А вот и ваше отношение к картинам летней ночи, с её необычными красками, звуками, костром, ребятишками, которые вышли в ночное не на прогулку, а на работу. Каждый ваш рисунок также неповторим и своеобразен.

  • Но не только художники, но и композиторы создавали пейзаж, только нотами. Прослушайте небольшой отрывок из зарисовки П.И.Чайковского «Сияющие ночи». Составьте синквейн того, что вы услышите. За основу возьмите 3 прилагательных, которые охарактеризуют летнюю ночь. Не забудьте ключевую фразу.

Прослушивание музыки. Ученики параллельно составляют синквейн. (рефлексивный этап)

Например,

Летняя ночь.

Необычная, загадочная, красивая.

Тайна, тишина.

Чарует.

Как прекрасна ночная пора!


Кластер.(этап сотворчества)

  • Ребята, а теперь подумайте и проведите ещё несколько стрелочек к нашей схеме, к нашим трём ключам-понятиям. Какие слова-определения вам ещё помогли сегодня на уроке. А для связки выберите или узелки, или бантики, или ещё что-либо, что вам нравится. (Дети записывают понятия . Например, музыка, живопись, художественные средства, художественные приёмы и т.д.)

(По тому, какие связки выбрали дети, можно сделать вывод о том, с каким настроением ученики уйдут с урока: простые узелки – средний уровень активности; если другие виды выбирает(Бантики, замочки и др.) – высокий уровень активности, работает хорошо воображение).

  • Домашнее задание будет следующее: составить рассказ от лица одного из крестьянских детей, попавшего первый раз в ночное. Знакомство с рассказом Тургенева, с стихотворением Сурикова, картинами известных русских художников вам поможет в этом. Вы сами рисовали картины ночной природы, слушали музыку летней ночи. Используя все эти впечатления, вы обязательно напишете замечательный рассказ.

Вывод. Итог урока.

- Итак, ребята, вы познакомились с жизнью Ивана Захаровича Сурикова и его творчеством. В стихах поэта воспоминания из детства тесно переплелись с поэтическими картинами природы родного края – описание красивейших мест Ярославской земли, и теперь, я думаю, вы сможете ответить на такой вопрос:

  • Почему главными героями своих стихов он выбирал крестьянских ребятишек? Почему же мир природы и детства тесно соединились в его произведениях?

  • (Он был сыном крепостного, жил в деревне в крестьянкой семье; его стихи - воспоминания из детства. Любовь крестьянских детей к своей природе – это любовь к месту, где вырос и родился, где каждый день проходит в печали или радости .И в этом простом, повседневном и обычном – красота и очарование и главное – любовь к своему родному краю.

  • Пока вы ещё дети, смотрите вокруг, замечайте все обычное и необычное, и вы увидите немало прекрасного, ведь самые яркие впечатления – это впечатления из детства!

Выставление оценок.

- Сегодня, ребята, все очень хорошо поработали, и оценить вашу работу на уроке тоже мне поможете. Подумайте, кто сегодня заслужил оценку, какую и почему.












Творческие работы детей.

Синквейн.

Летняя ночь.

Таинственная, загадочная, звёздная.

Тишина, шорох.

Завораживает.

Как прекрасна ночная природа!

(Куликов Денис.)


Летняя ночь.

Тихая, тёплая, таинственная.

Звёзды, звуки.

Чарует.

Ночь наполнена необычными звуками сказочной природы!

(Швек Настя)


Летняя ночь.

Тихая, звёздная, удивительная.

Тайна, звуки.

Скрывает.

Как завораживает ночная природа своими красками и звуками!

(Прядун Марина.)


Летняя ночь.

Добрая, красивая, удивительная.

Небо, сказка.

Успокаивает.

Ночь так похожа на сказку! Дорошкевич Витя)

















Сочинения.

«Я в ночном».

Мне 12 лет. Я живу в небольшой деревушке, и уже помогаю своим родителям по хозяйству. А вот совсем недавно я и трое соседских ребятишек пасли ночью лошадей. Когда начало темнеть, мы разожгли костёр и сели около него. Вокруг всё было необычно. Тёмный лес вдалеке пугал загадочными звуками. Тени от костра, казалось, превращались в страшных чудовищ. На ум сразу полезли страшные истории. Мне понравились все. После рассказов мы развеселились, и уже было не так боязно. Пасти лошадей было совсем не сложно, а даже весело. Нам помогали две собачки – Бимка и Шарик. Старшие ребята научили меня сидеть в седле. А Федя так ловко проскакал по лугу, что у меня даже перехватило дыхание. Костёр трещал весело. И страшные звуки вокруг мы уже не замечали. Когда солнышко стало всходить, мы погнали лошадей в деревню. Вот так прошла моя первая работа в ночном.

(Дорошкевич Виктор.)


«Первый раз».

Как-то раз деревенские ребятишки выгоняли лошадей в ночное. Мой отец сказал, что я тоже уже достаточно большой для этой работы. Мальчишки хорошо знали, в каком месте им будет лучше пастись. Природа была удивительная. Всё вокруг было и знакомо и в тоже время незнакомо. Так красиво и загадочно было вокруг! Постепенно я перестал различать очертания соседнего леса. Становилось всё темней и темней. Ночные шорохи и шумы пугали. Где-то вдали послышалось завывание одинокого волка. А вот раздался крик ночной птицы. Мы разожгли костёр, и стало не так страшно. Тени от костра убегали вглубь луга, и казалось, что это были тени каких-то сказочных героев. На ум стали приходить сказки, которые слышали от знакомых, бабушек, мам. Все они были немного страшными, но очень интересными. И кому-то было боязно, а кому-то очень весело. Вот такая была работа. И родителям помощь, и нам сколько радости!

(Николайчук Люда.)










Урок литературы в 6 классе.
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 6 классе.

Тема урока:  «Мир детства и родная природа  в стихотворении И.З. Сурикова «В ночном».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Модель: личностная.

Цели задачи  урока:

1)     «погружение» в удивительный мир поэта; «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства;  познакомить с малоизвестными фактами жизни и творчества И.З.Сурикова;

2)     познакомить с жизнью крестьянских детей второй половины 19 века;

3)    постижение нравственных проблем и эстетической ценности стихотворения  поэта;

4)    показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике поэта; помочь понять настроения, чувства автора, определить способы создания образов;

5)    формирование умения различать точку зрения автора; выражать собственную позицию, умение вести диалог;

6)    развитие навыков выразительного чтения(чтение-сотворчество), анализ поэтического текста;

7)    закрепление понятий: пейзаж, рифма, фольклор, художественные выразительные средства(эпитет, метафора, сравнение) и приёмы(повторы, звукопись);

8)    развитие воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;

9)    воспитание  нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям; воспитывать любовь к родной земле, родной природе;

 

10)                    создание на уроке особой тёплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Автор Хабовец Татьяна Вячеславовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1124
Номер материала 39888
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓