Урок
литературы в 6-м классе по теме "А.С. Пушкин. "Дубровский".
История создания романа. Протест В.Дубровского против несправедливых порядков,
произвола и деспотизма"
Цели
урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин
протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.
Задачи:
·
Знать жанровые особенности романа.
·
Рассказать об истории создания романа "Дубровский".
·
Определить характер отношения героев.
·
Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского.
·
Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского.
·
Выяснить, действительно ли благороден Дубровский.
·
Учиться анализировать текст.
Тип
урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Технология:
технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология
сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Средства
здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований,
регламентированных СанПиНами.
Методы:
аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование,
выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная,
частично индивидуальная.
Оборудование:
Альбом "А.С.Пушкин". Компьютер. Мультимедиапроектор.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Сообщение
темы урока, его цели и задач.
Слайд
1. Тема урока: А.С.Пушкин. "Дубровский". История создания романа.
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и
деспотизма.
Слайд
2. Цель урока: Знакомство с историей создания романа. Выяснение причин протеста
Владимира Дубровского. Развитие речи учащихся.
Слайд
3. Задачи урока:
Знать
жанровые особенности романа.
Рассказать
об истории создания романа "Дубровский".
Определить
характер отношения героев.
Выявить
мотивировку поступков Владимира Дубровского.
Показать,
как изображаются чувства и переживания Дубровского.
Выяснить,
действительно ли благороден Дубровский.
Учиться
анализировать текст.
II.
Слово учителя.
Слайд
4. Дубровский - приключенческий роман?
В
XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились
многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости,
щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности
часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии
повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив,
благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного
героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина
вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить
произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жесткие схемы.
III.
Словарная работа.
Слайд
5. Словарная работа.
-
На слайде вы видите авантюра, приключение, популярный, хронология, роман,
сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать
произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой
ответ.
Авантюра
- рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на
случайный успех.
Приключение
- происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
Популярный
- 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;
2.
пользующийся широкой известностью.
Роман
(фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно
отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
Сюжет
- последовательность и связь событий в художественном произведении.
(Да.
Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал
разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение
можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.)
-
Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.
IV.
Проверка домашнего задания.
1.
Индивидуальное домашнее задание (отвечает подготовившийся ученик).
Слайд
6. История романа.
Над
романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был
завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись
по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который
был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский:
который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с
одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом
работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные
дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в
основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа
происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.
2.
Сжатый пересказ.
-
Что вы можете рассказать об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея
Гавриловича Дубровского?
(Проверка
домашнего задания: подготовить краткий рассказ об отношениях Кирила Петровича
Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского)
V.
Аналитическая беседа.
-
Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?
(Владимир
"был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста",
"воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец
не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из
дому более, нежели должен был ожидать".)
-
Каковы были отношения отца и сына Дубровских?
(Владимир
"лишился матери с малолетства, к отцу был "романтически привязан и
тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими
радостями".)
-
Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
("Мысль
потерять отца : тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного
:ужасала его", "Владимир упрекал себя в преступном небрежении" и
он срочно выезжает к отцу.)
-
Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?
(Кистеневка
официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих
событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)
-
Почему Владимир велел выгнать Троекурова?
(Потому
что при виде Троекурова отца В.Дубровского охватило "ужасное
смятение", он "с видом ужаса и гнева" показывает на Троекурова и
падает без чувств, "паралич его ударил". Владимир понял, что
виновником всех бед является Троекуров.)
VI.
Устное рисование.
-
Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.
(Слуга
с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого
Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича,
в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова,
а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно
поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.)
VII.
Выразительное чтение. Анализ эпизода.
-
Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще". Как вы
думаете, какие чувства испытывает герой?
(Владимир
пытается заглушить свою боль, идет, не разбирая дороги, он понимает, что одинок
и не представляет своего будущего.)
-
Какую роль здесь играет пейзаж?
(Природа
отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья,
сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев -
все говорит об одиночестве героя.)
VII.
Аналитическая беседа.
Слайд
7. Пожар в усадьбе Дубровского.
-
Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали
отбирать имение?
(Они
пытались поднять бунт.)
-
Как ведет себя Дубровский?
(Владимир
останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)
-
Как его это характеризует?
(Дубровский
поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)
-
Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают
судейские чиновники? На что он решается?
(Он
переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца,
тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)
VIII.
Слово учителя.
Слайд
8. Судьба героя.
Владимир
Дубровский представлен в романе в трех вариантах своей судьбы: расточительный и
честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и
честный "разбойник". Эти превращения объясняются попытками героя
изменить свою судьбу. Но Владимиру Дубровскому это не дано: он остается, в
конце концов, всякий раз сыном старинного дворянина, который был "беден и
независим". Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый
слуга, добрый разбойник). Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой.
Его поведение часто определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему
знакомы хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит
Владимира Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и
благородство.
IX.
Работа с книгой.
Слайд
9. Столкновение отряда Дубровского с войсками.
Анализ
7 главы.
-
Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?
(Им
двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к.
он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)
-
Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
(Во-первых,
они были преданы своему хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров
расправится с ними.)
-
Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
(Что
это смелый, умный и великодушный человек.)
-
Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
(Троекуров
думал, что его дом не трогают из-за страха, который он внушил всем в округе. Но
мы понимаем, что он ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.)
-
Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли его поступки?
X.
Итог урока.
1.
Слово учителя.
Слайд
10. Благородный разбойник.
Благородство
- это нравственность, самоотверженная честность и открытость. В романе благородство
проигрывает везде и во всем: история дружбы завершается враждой, приезд сына
оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление -
вот такие непохожие события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и
его отец, наделен благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и
бескорыстием. Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с
Машей, расстался с крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире нет места
благородству. Но герой заслужил уважение отца, Троекурова, интерес Маши и наши
восхищения.
2.
Выставление и комментирование оценок.
XI.
Домашнее задание.
Подготовить
рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на
вопросы к главам XIII - XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман,
сюжет.
Приложение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.