Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 5 классе по теме "Герои сказки "Волшебное кольцо".

Урок литературы в 5 классе по теме "Герои сказки "Волшебное кольцо".

Урок литературы в 5 классе

Тема: Герои сказки «Волшебное кольцо». Воспевание доброты как лучшего человеческого качества.

Цели:

1) обобщить знания о сказке, раскрыть ее поучающий смысл;

2) работать над развитием навыков аналитического чтения, речи учащихся, умений анализировать образы главных героев, творческие способности;

3) воспитывать нравственные качества на примере анализа образа Семена и его отношения к животным.


Оборудование: запись темы, учебник, портрет писателя, кроссворд , словарь Ожегова, смайлики, звездочки успеха, разрезные открытки, карточки с заданиями, листы самооценивания, муз.сопровождение релаксации.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.













2.
























3






4













5

















6



7





















8




9










10












11


















12





































13





































14










15



16



















17


18

Организационный момент. (1 мин.)

Предлагаю выйти к доске и образовать круг Добра. Положите руки друг другу на плечи и покачайтесь из стороны в сторону.

-Вы почувствовали, что всех вас поддерживает плечо рядом стоящий друг или подруга?

-А теперь на минуточку закройте глаза… Доброта - есть самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим. Скажите себе: «Я добрый». Добрый человек – умный человек. Будьте добрыми. Откройте глаза.

Приступим на этой положительной ноте к нашему уроку.

Кроссворд (1 мин.)

Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите ключевое, главное слово нашего урока (добро).

Вопросы. По горизонтали:

1.Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (клад)

2.Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (кольцо)

3. Где пряталась сила Черномора? (борода)

4.Особый небольшой предмет, доказывающий, что это король (корона).

5.Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (нога)

к

л

а

д



к

о

л

ь

ц

о




б

о

р

о

д

а


к

о

р

о

н

а




н

о

г

а



Тема урока. Целеполагание. (1 мин.)

- Сегодня мы завершаем работу над сказкой «Волшебное кольцо». Выяснили, что ключевым словом урока является слово «добро». Прочитайте тему нашего урока и попробуйте сформулировать цели самостоятельно.

Работа над понятием. (2 мин.)

Вопрос:

- Как вы понимаете ключевое слово «добро»?

- А что всегда в сказках противостоит добру?

Опережающее задание. Работа со словарем Ожегова (понятие добро и зло).

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Зло- 1.нечто дурное, вредное.

2.беда, несчастье, неприятность.

3.досада, злость.

- Теперь мы понимаем, что добро – это благо, а зло – что-то неприятное, нехорошее.


Проверка домашнего задания. (3 мин.)

Прием «Верные и неверные утверждения». Индивидуальная работа по карточкам. В карточках читают предложения, рядом отмечают: «+» или « - ».

1.Семен спасает от смерти собачку, кошку и змею.

2.Отец Скарапеи отдает Аспиду волшебное кольцо.

3.Семена из беды выручила мать.

4. Кошка обронила кольцо в реку.

5.Семен приказал молодцам стеклянный мост построить.


Самопроверка. Кто получил 5 баллов, возьмите смайлик розового цвета. Кто получил 4 балла, возьмите оранжевый смайлик, кто менее – желтый.


Деление на пары (разрезные открытки)


Работа над текстом сказки.

Работа в парах. ( 6 мин. ).

1. Изменился ли Семен, когда стал богатым?

2.Как он мог распорядиться богатством? А что он делал?

3.Зачем Семен строит дворец?

4.Кому он отдает самую лучшую комнату в своем дворце? Как это его характеризует?

5. Почему мать Семена отговаривает сына от женитьбы на царевне?

6.Какой она была до получения богатства?

7. Какое качество появляется в ней, когда она стала богатой?

8. В чем теперь для нее счастье?

Взаимооценка. Оценивают смайликами работу друг друга: розовый или оранжевый. Комментируют оценку.

Вывод: Какие качества в Семене привлекают вас и почему? (заботливый, добрый)

- Что вам нравится в образе матери и что вы осуждаете в ней?


Мини-сценка ( 3 мин)

-Посмотрите сцену из сказки и ответьте на вопрос: Что показала эта сцена? (Царь и царица обидели мать Семена).

Оценка учащихся с комментированием.

Беседа. ( 2мин.)

-Какие люди царь и царица? (высокомерные)

-Каково их отношение к другим? (Как в сору роемся)

- Как вы думаете, какое качество характера царской семьи и матери Семена объединяет их? (грубость, невоспитанность). Приведите примеры.

Принимающие участие в беседе учащиеся получают плюс в звездочку успеха.

Индивидуальное задание (для медленного) (3мин)

Представь, что ты режиссер. Расставь кадры из фильма в нужной последовательности, аргументируй свой ответ.

Оценка учащихся с комментированием ( смайлик розовый или желтый)


Слово учителя.

-Исполнилось желание Семена : он женился на царевне. Но счастлив ли Семен?

Продолжим работу после физминутки.


Минута релаксации (под спокойную музыку). (1 мин.)

- Ребята, вы устали? Отдохнем. Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте себе его мысленно. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки , прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.


Обратимся к учебнику.

Чтение с остановками. (12 мин)

стр. 245 со слов: «Да случилось вот что». до слов: «Тогда и кольцо мое будет», - подумал Аспид. ( 2 абзаца).

Вопросы:

-Почему Аспид превратился в гадюку?(от зависти)

-Почему Змей – царь не отдал Аспиду волшебное кольцо? (злой, завистливый)

-Что придумал Аспид, чтобы завладеть волшебным кольцом?

Чтение дальше. (до слов: Сказал так Семен и опять заснул)

Вопрос:

- Как этот поступок характеризует Семена? ( честный, добрый)

Чтение до слов: сказала Семенова жена и подала Аспиду руку.

Вопрос:

-Почему царевна пошла с Аспидом ? Что ей не понравилось в своем муже? (сор на лице, ноздрями пыль раздувает).

Чтение со слов «Семен, по доброте , рассказал жене про свое кольцо» до слов «Только и был женат Семен Егоров сын».

Вопрос:

- Что произошло?

- Почему Семен рассказал своей жене про кольцо? ( по доброте своей, потому что любит ее и думает, что она его тоже любит.)

- Скажите, а любила ли его жена?

- А зачем вышла за него замуж? (из – за богатства).

Чтение до слов: «Не послушался он матери»

Вопрос:

- Что случилось?

- Почему Семен не вздохнул, не пожаловался? (понял свою ошибку, что не послушался матери).

-Какой урок для себя можно извлечь из прочитанного?

( не обманывать близких, любить их, прислушиваться к мнению старших, не быть завистливым, как Аспид)

Баллы учителя за чтение, внутри звездочки ставят себе плюсы за правильный ответ в обсуждении )


Деление на 2 группы (цветы) Работа в группах ( 6 мин.)

Заполнить таблицу «Герои сказки» (каждая группа выполняет разноуровневые задания)


Кто?


1 уровень

Какие они? Дать характеристику.


2 уровень

Ваше отношение к герою.

3 уровень

Положительные герои




Отрицательные герои




Помощники положительного героя





Индивидуальные задания: (для медленных)

1) Составить кластер (дана опора)

2) Работа по карточке.

Задание: прочитай текст учебника на стр.238 и заполни таблицу вопросов по данному материалу.

Вопрос

Кто ...

Где....

Почему....

Чем....

Кого…

Заслушивание ответов учеников, работающих в группе.

Итоговые вопросы: (1 мин.)

- Мы можем утверждать , что добро в этой сказке торжествует?

- Почему? (Семен стал жить счастливо с матерью и своими животными, собирается жениться на простой девушке, а зло наказано: Аспид превратился в гадюку, так как был злой на царевну).

- Как вы думаете, что приносит герою сказки победу?

- Так какими качествами нужно обладать, чтобы добиться этого?

- Пригодится ли сегодняшняя тема вам в жизни?

Самооценка. Внутри звездочки ставят себе плюсы за участие в обсуждении )


Домашнее задание: ( 1 мин) 3 коробочки

На 1 - 3 уровень «отлично»

На 2 - 2 уровень «хорошо»

На 3 - 1 уровень «удовлетворительно»


Задание 3 уровня. :

1)прочитать сказку Паустовского «Теплый хлеб»

2) Индивидуальное задание. Сообщение о Паустовском.

3)Творческая работа.

Мини – сочинение «Если бы у меня было волшебное кольцо»

Задание 2 уровня:

1) прочитать сказку Паустовского «Теплый хлеб»

2) Индивидуальное задание: Средства художественной выразительности в тексте.

Задание 1 уровня: прочитать сказку Паустовского «Теплый хлеб»

Рефлексия «Две звезды и одно пожелание» (1 мин)

Оценивание. ( 1 мин.)

Оцените ваше участие на уроке и заполните лист самооценки.


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был




7.Домашнее задание мне кажется

 

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

легким / трудным
интересно / не интересно 

 














Приветствуют














Отгадывают кроссворд














Определяют ключевое слово урока






Формулируют цели





Высказывают свое мнение



Опережающее задание ученика

.







Отмечают в карточке.








Подсчитывают баллы, оценивают.



Делятся на пары.



Работают в паре, отвечают на вопросы.





.



Оценивают ответы друг друга.






Мини –сценка.




Отвечают на вопросы.








Индивидуаль-ное задание: расставить рисунки в правильной последователь-ности.







Выполняют движения.















Читают по сигналу учителя с остановками, отвечают на вопросы по содержанию.










































Заполняют по уровням






























Отвечают на вопросы,

делают выводы








Оценивают себя.





















Рефлексия


Заполнение листа самооценки




Приложение.

«Верные и неверные утверждения». Поставьте знак «+» или « - »

1.Семен спасает от смерти собачку, кошку и змею.

2.Отец Скарапеи отдает Аспиду волшебное кольцо.

3.Семена из беды выручила мать.

4. Кошка обронила кольцо в реку.

5.Семен приказал молодцам стеклянный мост построить.



Карточка

Задание: прочитай текст учебника на стр.238 и заполни таблицу вопросов по данному материалу.

Вопрос


Кто ...


Где....


Почему....


Чем....


Кого












Заполните таблицу «Герои сказки»


Кто?


1 уровень

Какие они? Дать характеристику.

2 уровень

Ваше отношение к герою.

3 уровень

Положительные

герои




Отрицательные

герои




Помощники положительного героя
















Полотно 10

Урок литературы в 5 классе по теме "Герои сказки "Волшебное кольцо".
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 5 классе по теме "Герои сказки А.Платонова "Волшебное кольцо". Воспевание доброты как лучшего человеческого качества".  Данный урок является заключительным при изучении сказки "Волшебное кольцо". Урок учитывает семь модулей Программы курсов нового формата.Начало урока, создание коллаборативной среды - один из важнейших его моментов.Организационный момент предназначен для быстрого включения детей в работу, позитивного настроения. Урок содержит тренинг "Круг добра", который непосредственно связан с темой урока "Воспевание доброты как лучшего человеческого качества". Тренинг был проведен с учетом намеченных целей и задач урока, что способствовало достижению положительных результатов на уроке.    

Автор Карчина Светлана Юрьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2526
Номер материала 50078
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓